Письмо Неумейке

579

Л.В. Рыбакова, музыкальный руководитель дошкольного отделения ГБОУ СОШ № 1118 г. Москвы

Советский детский поэт ЯКОВ ЛАЗАРЕВИЧ АКИМ родился 15 декабря 1923 г. в городе Галич Костромской области. С 1993 г. жил в Москве.

Я.Л. Аким был командиром отделения минометного дивизиона на фронтах Великой Отечественной войны, участвовал в Сталинградской битве. Демобилизовавшись в 1946 г., он стал студентом Московского института тонкой химической технологии, где проучился три года. Детские стихи Я. Аким начал писать после рождения дочери. В 1950 г. на страницах журнала «Пионер» было опубликовано его стихотворение «Дождик», а четыре года спустя вышел первый поэтический сборник для детей «Всегда готовы!». В 1956 г. Я.Л. Аким был принят в члены Союза писателей СССР. Работал на «Мосфильме», сотрудничал с журналом «Мурзилка». По его сценарию сняты мультфильмы и кинофильмы.

Среди известных стихов поэта для детей:

«Мой верный чиж», «Весело мне», «Весенний лес», «Весна, весною, о весне», «Воспоминание», «Друг», «Жадина», «Кем я буду», «Крыша», «Кто кому кто?», «Ледоход», «Люблю!», «Мама», «Наша планета», «Неумейка», «Облака», «Пишу тебе письмо», «Полдень», «Про ослика», «Разноцветные дома», «Слово «друг»», «Тихая песня», «Улица», «У моря», «Шуба», «Я маленьким был» и др.

Я.Л. Аким награжден премией Ленинского комсомола Туркменской ССР (1983), Между народным Почетным дипломом им. Г.Х. Андерсена. Умер поэт в 2013 г., похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Действующие лица:

Взрослые:

ведущий

Дети:

Почтальон, Мама, Сестра, Дочь, Вова, Андрей, Слава, Боря, Рыбак, Щука, Девочка, Зяблик, Еж, Ежата, Бобер, Бобрята, Медведь, Лягушата, Журавлиха, Журавлик

(Зал оформлен в виде четырех разных комнат, в которые попадает Почтальон.)

Ведущий: Слыхали? Сегодня в подъезде восьмом

Ходил Почтальон с необычным письмом.

Почтальон: Измятый конверт, а на нем по линейке

Написано четко: «Вручить Неумейке».

Ведущий: На первый этаж письмоносец зашел,

Увидел, как Вову сажали за стол.

(Почтальон заходит в первую комнату.)

Мама: Со сказкою Вове вливали бульон.

Почтальон: «Письмо Неумейке!» – сказал Почтальон.

Вова: За ложку схватился испуганный Вова,

Мама: А мама ответила:

– Нету такого!

Ведущий: В квартире над ними жил мальчик Андрюшка,

По комнате всей раскидал он игрушки.

(Почтальон заходит во вторую комнату.)

Почтальон: Письмо Неумейке!

Андрей: Смутился Андрейка:

– Не думайте, дядя, что я – Неумейка!

Я, дядя, еще не окончил игру,

Вот выстрою домик и все уберу!

Ведущий: Направилась почта в квартиру направо,

Где только проснулся Голубчиков Слава.

(Почтальон заходит в третью комнату.)

Сестра: Сестренка ему надевала чулок,

А Слава скучал и глядел в потолок.

Почтальон: Да, неплохая семейка! Не здесь ли живет

Гражданин Неумейка?

Слава: Но Слава, услышав обидное слово,

Чулок натянул и воскликнул:

– Да что вы! Я сам одеваюсь, когда захочу,

А это – ну... Просто сестренку учу!

Ведущий: Идет письмоносец в другую квартиру

И видит на кухне такую картину…

(Почтальон заходит в четвертую комнату.)

Мама и Дочь: Тарелки помыты и сложены в груду,

А мама и Дочь вытирают посуду.

Почтальон: Простите, беда! Я снова, наверно, попал не туда!

Ведущий: Спустился во двор письмоносец

И вскоре чуть-чуть не упал на трехлетнего Борю.

Боря: Цветы поливал я из маленькой лейки.

Почтальон: И здесь не нашел я Неумейки!

(«Неумейка», Я. Аким.)

Ведущий: А можно мы будем вам помогать?

Почтальон: Спасибо, ребята, пойду отдыхать!

(Почтальон отдает письмо ведущему и уходит.)

Ведущий: Письмо продолжает искать адресата.

А может он здесь, средь ребяток детсада?

Ну, что же, расскажете вы о себе? Кто первый?

Даю слово тебе!

(Дети читают стихи Я. Акима.)

1-й ребенок: Мама с папой – моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю.

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню волшебная щетка,

Молоток настоящий братишке,

Мяч сестренке, конфета Тишке.

А еще есть друг у меня.

Друг Сережка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

(«Моя родня», Я. Аким.)

2-й ребенок: Папа на аэродроме мне сказал:

– Четыре дня будешь ты мужчиной в доме,

Остаешься за меня.

Покатился самолет.

Папа вырулил на взлет.

Я вбежал в квартиру нашу,

В кухне свет велел зажечь.

Усадил за стол домашних,

Произнес такую речь.

– Бабушка, – сказал я строго. –

Бегаешь через дорогу.

Знает каждый пешеход:

Есть подземный переход!

Всем приказ: на небе тучи,

Значит, берегись дождя.

Для зонтов на всякий случай

Забиваю два гвоздя.

– Ухмыляешься некстати, –

Пальцем погрозил я Кате. –

Вот что, старшая сестра,

Мой посуду, будь добра.

Мама, ну, а ты не очень,

Не грусти и не скучай.

А уходишь, между прочим,

Газ на кухне выключай!

(«Мужчина в доме», Я. Аким.)

3-й ребенок: Кто держит конфету свою в кулаке,

Чтоб съесть ее тайно от всех в уголке?

Кто, выйдя во двор, никому из соседей

Не даст прокатиться на ве-ло-си-пе-де?

Имя тому подходящее дадено,

Даже не имя, а прозвище: жадина!

Жадину я ни о чем не прошу.

В гости я жадину не приглашу.

Не выйдет из жадины друга хорошего.

Даже приятелем не назовешь его.

Поэтому – честно, ребята, скажу:

С жадными я никогда не дружу!

(«Жадина», Я. Аким.)

Ведущий: К нам идет Рыбак. Неумейка, может, это? Мы послушаем ответы.

Рыбак: Лишь пастух пропел в рожок,

Вышел я на бережок.

Ловись, рыбка!

Молча сел у камыша

Удочку закинул не спеша.

Ловись, рыбка!

Час сижу, сижу и два.

Где же окунь? Где плотва?

Ловись, рыбка!

Окунь в воздухе блеснул,

Шлеп! Нырнул... и улизнул.

Гуляй, рыбка!

(«Рыбак», Я. Аким.)

Ведущий: На рыбалку все сходили, вот что вместе наловили!

(Инсценировка песни «Любитель-рыболов», муз. М. Старокадомского, сл. А. Барто, движения А. Бурениной.)

Ведущий: А улов у нас большой: карасей поймали, с Щукой поиграли!

Щука: Щуке с осени пойдет

Сто четырнадцатый год.

Не поймаем на обед –

Проживет еще сто лет.

(«Щука», Я. Аким.)

Подвижная игра «Караси и щука»

Часть детей выстраивается на расстоянии вытянутых рук в стороны один от другого, образуя круг. Воспитатель назначает водящего – «щуку», который встает за кругом. Остальные (караси) бегают (плавают) внутри круга. По сигналу воспитателя «Щука!» водящий вбегает в круг и старается поймать детей, которые спешат сесть или встать за кого-то из тех, кто стоит в кругу. «Щука» ловит «карасей», которые не успели спрятаться, пойманных выводит из круга. Игра продолжается до тех пор, пока «щука» не поймает определенное количество «карасей». Затем воспитатель выбирает нового водящего. Игра повторяется.

Ведущий: Может, нам в лесок пойти,

Неумейку там найти?

(Инсценировка сказки Я. Акима «Песенка в лесу». Декорации: деревья, озеро, хатка Бобра, берлога.)

Ведущий: Гуляла девочка в лесу

Погожим утром ранним.

Сбивала прутиком росу

На ягодной поляне,

Венки пахучие плела

Да землянику ела...

Гуляла девочка в лесу

И потихоньку пела.

Девочка (напевая):

Свети нам, солнышко, свети!

Легко с тобой живется.

И даже песенка в пути

Сама собой поется.

Ведущий: А Зяблик эту песню дослушал до конца:

Зяблик: Эй, слушай все, кто есть в лесу,

Я песню новую несу!

Свети нам, солнышко, свети,

С тобой встаем мы рано.

Высоко, песенка, взлети

Над лесом, над поляной!

Ведущий: Спросил е го колючий Еж:

Еж: Какую песню ты поешь

Так радостно и звонко?

Ее и я сейчас спою

Племяннику Ежонку.

Ведущий: Тут дядя Ежик засопел

И песенку такую спел…

Еж и ежата: Свети нам, солнышко, свети,

Не уходи за тучки.

На ярком солнце у ежей

Быстрей растут колючки!

Ведущий: Медведь услышал и ревет:

Медведь: Свети нам, солнышко! Люблю,

Когда ты светишь шибко.

Легко под солнцем я ловлю

В воде прозрачной рыбку.

С утра пораньше нас буди –

Пойдем за рыбой свежей.

Не то проспит, того гляди,

Семья моя медвежья!

Ведущий: Бобрятам напевал Бобер:

Бобер: Свети нам, солнышко, свети

Над речкою высоко.

Кору древесную налей

Тягучим сладким соком.

Пускай не любим мы жары,

Милее нам прохлада.

Но чем зимою без коры

Прокормятся Бобрята?

Ведущий: Расквакали сь лягушки:

Лягушата: Напрасно пущена молва,

Что солнце нас тревожит.

Лягушка изредка, ква-ква,

Погреться любит тоже!

Ведущий: А журавленку своему

Курлычет Журавлиха:

Журавлиха: Свети нам, солнышко, свети,

Проснувшись утром рано.

Пока ты здесь – не улетим

На юг, в чужие страны!

Ведущий: Гуляла девочка в лесу и всю дорогу пела,

И радость этой песенки по лесу пролетела.

А там и травы, и цветы услышат – отзовутся...

Пришлась бы песня по душе, а голоса найдутся!

Случится, в солнечн ый денек ты в лес уйдешь погуще –

Присядь попробуй на пенек, не торопись. Послушай...

Как будто все поет вокруг про солнце в поднебесье...

Послушай, маленький мой друг, не та ли это песня?

Ну и мы не отстаем: дружно, весело поем!

(Дети исполняют песню на выбор музыкального руководителя.)

1-й ребенок: В лес грибной тебя зову

Тихим утром осени.

Видишь, под ноги листву

Нам деревья бросили.

Было лето и прошло,

Песенное, знойное.

А теперь в лесу светло,

Строже и спокойнее.

2-й ребенок: Только белка на виду –

Все углы облазила,

Витаминную еду

Запасая на зиму.

Под стволами двух дубов

Помолчим немножко.

Принесем домой грибов

Полное лукошко!

(«Грибной лес», Я. Аким.)

3-й ребенок: Хочешь поглядеть на лето?

В лес пускают без билета.

Приходи!

Грибов и ягод

Столько –

Не собрать и за год!

(«Лето» (извлечение), Я. Аким.)

Ведущий: Землянику, ежевику, подосиновик, орех

Соберем сейчас для всех!

Музыкально-подвижная игра «Хоровод в лесу»

(муз. М. Иорданского, сл. Н. Найденова)

Перед началом игры педагог распределяет между детьми роли Землянички, Ежевички, Подосиновика, Ореха. Остальные воспитанники ведут хоровод, поют песню, на каждый куплет которой в круг вбегает названная «ягодка».

1-й куплет: Мы пойдем, пойдем, пойдем,

Землянику мы найдем.

Земляника-ягода,

Как же ты красна!

Земляника-ягода,

Как же ты вкусна!

Земляника-ягода,

Руку нам давай!

Земляника-ягода,

В хоровод вставай!

2-й куплет: Мы пойдем, пойдем, пойдем,

Ежевику мы найдем.

Ежевика-ягода,

Синий-синий цвет.

Ежевики-ягоды,

В хороводе нет!

Ежевика-ягода,

Руку нам давай!

Ежевика-ягода,

В хоровод вставай!

3-й куплет: Мы пойдем, пойдем, пойдем,

Подосиновик найдем.

Красный подосиновик,

Где тебя найти?

Красный подосиновик

Встретим на пути.

Красный подосиновик,

Руку нам давай!

Красный подосиновик,

В хоровод вставай!

4-й куплет: Мы пойдем, пойдем, пойдем

И орешек мы найдем.

Ты, орешек кругленький,

Не сиди в тени.

Ты на нас, на ягодки,

Поскорей взгляни!

Ты, орешек кругленький,

Руку нам давай!

Ты, орешек кругленький,

В хоровод вставай!

Дети (вместе): Чьи-то, чьи-то по лесу слышатся шаги!

Ой-ой-ой, спасайся! Ой-ой-ой, беги!

Ягоды, Гриб и Орешек выбегают и вбегают в круг под музыку. Игра проходит по типу «Кошки-мышки». Музыка выключается, дети опускают руки, и «попавшиеся в круг» встают в общий хоровод. Игра повторяется до тех пор, пока все Ягоды, Грибы, Орехи не будут пойманы.

Ведущий: Неумейки нет в лесу,

В огород письмо несу.

Ребенок: Огород огородили,

Чтобы зайцы не ходили,

Чтобы куры не клевали

То, что дети посадили.

(«Огород», Я. Аким.)

Музыкальная игра «Ты куда, серый зайчик»

(муз. А.Филиппенко, сл. Т. Волгиной)

Перед игрой выбираются дети на роли Зайца и Барбоса. Все воспитанники встают в хоровод, Заяц становится в центр круга, а Барбос остается за кругом.

Дети (поют): Ты куда, серый зайчик, ты куда, побегайчик,

По кустам, а-я-яй, вечерком крадешься?

Заяц (поет): В огород я, ребятки, в огород, голубятки,

Там растет, а-я-яй, вкусная капуста.

Дети (поют): Не ходи, серый зайчик, не ходи, побегайчик,

Там Барбос, а-я-яй, стережет капусту.

Заяц (поет): Не боюсь я, ребятки, не боюсь, голубятки,

Я его, ай-я-яй, сам перепугаю!

По окончании песни Заяц выбегает из круга, а Барбос его догоняет. Дети стараются не пустить Барбоса в круг.

Ведущий: В сад сейчас с тобой пойдем,

Неумейку там найдем.

Ребенок: Яблоко спелое, красное, сладкое.

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

(«Яблоко», Я. Аким.)

Ведущий: С яблоком дружно будем играть,

Ловкость свою пора показать.

Русская народная подвижная игра «Катилось яблочко»

Дети выстраиваются по кругу, у одного из воспитанников в руках яблоко.

Ведущий: Катилось яблоко

В круг хоровода.

Кто его поднял –

Тот воевода.

– Воевода, воевода,

Выбегай из хоровода!

Раз, два, не воронь,

Беги, как огонь!

На строки 1–4 дети перекатывают яблоко от одного к другому. Получивший яблоко ребенок со словами «Воевода, воевода» выбегает из круга, на строки 5–6 бежит за спинами играющих и кладет яблоко на пол между двумя игроками на свой выбор. На последние две строки они разбегаются в разные стороны и, обежав круг, должны взять яблоко. Остальные в это время хлопают в ладоши. Выигрывает тот, кто первым добежит до яблока. Он начинает новую игру – катит яблоко по кругу.

Ведущий: Улитка шагает.

О Неумейке что-нибудь знает?

Ребенок: Улитка, улитка,

Шагаешь ты не прытко:

От калитки до меня

Проползешь четыре дня.

Ведущий: Ну и мы не отстаем,

Как улитка след в след пройдем.

Аттракцион «Пройти по ниточке»

Соревнуются по два воспитанника: идут по прямой линии приставным шагом до финиша и таким же образом возвращаются обратно. Побеждает тот, кто точно выполнит двигательное задание и не заступит за линию.

Ведущий: Где бы мы ни были, все обошли,

Но Неумейку нигде не нашли!

Письмо получателя ищет по свету,

Но что же в письме? Рассказать по секрету?

Два слова в конверте письма заказного:

«Позор Неумейке!» – обидных два слова.

И я вас прошу, постарайтесь, ребята,

Чтоб это письмо не нашло адресата!

(«Неумейка», Я. Аким.)

Спасибо, вам, дети! Мы рады за вас,

Что нет Неумеек сегодня у нас!

А придумал эту историю про Неумейку детский поэт Яков Лазаревич Аким. У него еще очень много стихов, рассказов и сказок, с которыми вы познакомитесь в детском саду и школе. А сейчас предлагаю вам посмотреть мультфильмы по сказкам и стихам этого замечательного поэта: «Девочка и лев», «Песенка в лесу», «Светлячок № 3».

(Дети смотрят мультфильмы.)

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» Подписаться на журнал!

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль