Организация и постановка на учет дошкольников на обучение в ДОУ

507

Организация приема дошкольников на обучение в ДОУ осуществляется в соответствии с нормами, указанными в письме от 01.12.2014 № 08–1908 Минобрнауки России.

В письме обращается внимание на то, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся  в т. ч.:

организация приема дошкольников на обучение в ДОУ на бесплатных основаниях по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); учет дошкольников для приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа.

Организация приема дошкольников на обучение в ДОУ учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей входит в сферу деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Вопросы учета дошкольников для приема на обучение (а также формирования очереди детей, нуждающихся в предоставлении места в образовательной организации,  в т. ч. в порядке электронной очереди) целесообразно регламентировать муниципальным нормативным правовым актом.

В письме, в котором разъясняются правила организации приема дошкольников на обучение в ДОУ указано, что распоряжением Правительства РФ от   25.10.2014 №   2125-р утверждена Концепция создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам.

В рамках создания единой системы учета дошкольников для приема на обучение планируется обеспечить  в т. ч.:

учет обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;получение информации о количестве обучающихся, проживающих на различных территориях, об очередях на зачисление в организации, осуществляющие образовательную деятельность, и о степени их наполнения;прогнозирование необходимого количества мест в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;организацию возможности подачи заявлений о зачислении обучающихся в дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации в электронном виде;сокращение количества документов и информации, подлежащих представлению заявителями для получения государственных или муниципальных услуг в сфере образования в бумажном виде.

При регламентации в нормативном акте учета дошкольников для приема на обучение в ДОУ, необходимо учитывать нормы федерального законодательства о равных условиях приема для всех поступающих, в частности, предоставлять место в образовательной организации в порядке очередности поступления заявлений о потребности в таком месте.

Правила предоставления внеочередных мест в ДОУ

Минобрнауки России в указанном выше письме напоминает, что федеральным законодательством устанавливаются права для отдельных категорий граждан на внеочередное обеспечение их детей местами в дошкольных образовательных организациях для: граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, граждан из подразделений особого риска; прокуроров; судей; сотрудников Следственного комитета РФ. Формирование учет дошкольников для приема на обучение в ДОУ обязательно должно учитывать эти нормы.

Учет дошкольников для приема на обучение в ДОУ предусматривает первоочередное предоставление места для следующих категорий населения:
1) детей военнослужащих по месту жительства их семей;
2) детей сотрудников полиции и некоторых иных категорий указанных граждан;
3) детей сотрудников учреждений и органов  уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ и некоторых иных категорий указанных граждан;
4) детей из многодетных семей;
5)  детей-инвалидов и детей, один из родителей которых является инвалидом.

В нормативном правовом акте органа местного самоуправления, регламентирующем учет дошкольников для приема на обучение по программам дошкольного образования, следует отразить указанные категории граждан, имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление мест в дошкольных образовательных организаций для их детей.

При этом не допускается организация приема дошкольников на обучение в ДОУ вне очереди в соответствии с преимуществами, предусмотренными нормативными правовыми актами субъектов РФ или муниципальными нормативными правовыми актами не допускается.

Учитывая право родителей (иных законных представителей) детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, на выбор образовательной организации, на выбор формы получения образования, а также право изменить свое решение о таком выборе в любое время до достижения ребенком возраста начала получения начального общего образования в образовательных организациях (шести лет и шести месяцев), целесообразно в нормативном акте предусмотреть возможность учета дошкольников для приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования по возрастным группам.

При разработке и утверждении такого нормативного правого акта следует формировать отдельный учет детей, уже обучающихся по образовательным программам дошкольного образования (в различных формах получения образования: в организации и в форме семейного образования, а также детей, нуждающихся в переводе в иные образовательные организации), и учет дошкольников для приема на обучение в ДОУ.

ПРИМЕР

В частности, не подлежат постановке в очередь детей, нуждающихся в предоставлении места в образовательной организации, либо исключаются из электронной очереди в ДОУ дети, родители (законные представители) которых выбрали семейную форму получения дошкольного образования и проинформировали об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают, в соответствии с ч. 5 ст. 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

При этом согласно ч. 3 ст. 64 закона родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической,  психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы,  в т. ч. если в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, созданы соответствующие консультационные центры в ДОУ. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов РФ.

Кроме того, родители (законные представители) несовершеннолетних имеют возможность воспользоваться услугой по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне таких организаций (в форме индивидуальной деятельности, гувернерства, патроната, в дошкольных группах присмотра и ухода на базе родительских сообществ, в семейных дошкольных группах и иных формах). Указанная услуга по присмотру и уходу не предоставляется в рамках бесплатного общедоступного дошкольного образования. В связи с этим письмом рекомендуется в нормативном акте регламентировать учет детей, охваченных только услугой по присмотру и уходу. При принятии решения в отношении таких несовершеннолетних их родителями (законными представителями) получать дошкольное образование следует ставить на учет или сохранять на учете как нуждающихся в переводе в иные образовательные организации, и не учитывать в очереди детей, которые нуждаются в предоставлении места в образовательной организации.

Согласно ст. 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования отнесено финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях посредством предоставления субсидий на возмещение затрат в соответствии с нормативами, установленными для муниципальных образовательных организаций, таким образом отсутствуют нормативные основания для установления различного порядка учета детей, обучающихся по образовательным программам дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях и частных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Вместе с тем существенным различием при получении дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях и частных организациях, как правило, является размер родительской платы за присмотр и уход за детьми, который зачастую в последних образовательных организациях выше.

В связи с этим в нормативном акте целесообразно закрепить, что дети, уже обучающиеся по образовательной программе дошкольного образования в частной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае если размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в таких организациях не выше среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ (или не выше максимального размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ), не ставятся в очередь детей, нуждающихся в предоставлении места в образовательной организации, либо исключаются из очереди. В случае если размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в частной организации, осуществляющей образовательную деятельность, выше — дети ставятся на учет или сохраняются на учете как нуждающиеся в переводе в иные образовательные организации, и не учитываются в очереди детей, которые нуждаются в предоставлении места в образовательной организации.

При этом в целях поддержки организации предоставления дошкольного образования в частных образовательных организациях, письмом рекомендуется учитывать существующие механизмы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Данная поддержка может включать в себя  в т. ч. предоставление субъектами РФ частным образовательным организациям субсидий из бюджета в рамках региональных программ развития малого и среднего предпринимательства.

В письме обращается внимание на то, что в нормативном акте стоит отразить, что перевод детей (в связи с переездом на новое место жительства, уточнением образовательной траектории ребенка, изменением родительской платы в образовательной организации либо другими обстоятельствами) осуществляется из одной образовательной организации в другую образовательную организацию, имеющую свободные места, без возврата данного ребенка на учет и без его возврата в очередь детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования и нуждающихся в предоставлении места в образовательной организации. Образовательные отношения с образовательной организацией, в которой ранее обучался ребенок, прекращаются по инициативе его родителей (законных представителей) на основании перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию в порядке перевода без постановки на учет детей, нуждающихся в предоставлении места в образовательной организации.

В случае если родители (законные представители) ребенка приняли решение о прекращении обучения в одной образовательной организации, но не нашли образовательную организацию, имеющую свободные места для зачисления ребенка в порядке перевода, то обучающийся отчисляется из образовательной организации, а родители (законные представители) в соответствии с ч. 4 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обращаются для решения вопроса об устройстве ребенка для продолжения получения дошкольного образования в орган местного самоуправления, который осуществляет учет дошкольников для приема на обучение в образовательную организацию для обучения по образовательной программе дошкольного образования.

Официальный источник

Федеральный закон от   29.12.2012 №   273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от   31.12.2014). Статьи 8, 9, ч. 5 ст. 63, ч. 3 ст. 64, ч. 4 ст. 67.

Концепция создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам, утв. распоряжением Правительства РФ от   25.10.2014 №   2125-р.

Письмо Минобрнауки России от   01.12.2014 № 08–1908 «Об организации учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, и приема их на обучение». Приложение 1.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ДОО
      • Налоговый кодекс
        Андреева В. И.
        Канд. истор. наук, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Российского государственного университета правосудия

        Подробнее
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ДОО
      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 12 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО
      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        Подробнее


      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;
      • подарок за регистрацию: видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль