Программа «Солнечные лучики» по профилактике психо-эмоционального напряжения у детей 4–7 лет

147

М.В. Едемская, заведующий МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31» г. Апатиты Мурманской области

О.Н. Воробей, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31» г. Апатиты Мурманской области

В.П. Христюк, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31» г. Апатиты Мурманской области

И.С. Смирнова, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31» г. Апатиты Мурманской области

Е.А. Боровцова, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31» г. Апатиты Мурманской области

Л.И. Киселева, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31» г. Апатиты Мурманской области

Принимая во внимание актуальность проблемы профилактики психоэмоционального развития детей, проживающих в условиях Крайнего Севера, проанализировав полученные результаты реализации программы «Солнечные лучики» для воспитанников младшего дошкольного возраста, педагоги и специалисты МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31» г. Апатиты разработали содержание соответствующей программы для детей 4–7 лет.

Для этого были изучены и учтены различные подходы к профилактике психоэмоционального напряжения у дошкольников Заполярья с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В основу данной программы легли принципы, аналогичные принципам программы для детей 3–4 лет.

По результатам бесед с родителями и педагогами, а также проведенных наблюдений и диагностик эмоционального состояния детей 4–7 лет специалисты выявили наличие у них тревожности, агрессивности, импульсивности и т. д. Учитывая это, было определено содержание взаимодействия специалистов, воспитателей ДОО и родителей, направленного на обеспечение психологической безопасности образовательного пространства, снижение неблагоприятных факторов, способствующих появлению психоэмоционального напряжения у дошкольников.

Работа по профилактике психоэмоционального напряжения у детей проводится в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31» г. Апатиты с 2009 г. в результате обобщения различных подходов к проблеме профилактики психоэмоционального напряжения у детей заполярья педагогическим коллективом ДОО были разработаны: программа «Одуванчики» для детей 1–3 лет, программы «Солнечные лучики» для детей 3–4 лет и 4–7 лет.

Содержание данной программы ориентировано на совместную деятельность педагога и детей, построенную на принципе интеграции разных видов детской деятельности, а также использовании разных методов профилактики психоэмоционального напряжения у воспитанников в ходе режимных моментов. Работа с воспитанниками по профилактике психоэмоционального напряжения строится в соответствии с разработанными планами.

С целью формирования положительного эмоционального климата в группе, установления атмосферы сотрудничества между детьми и взрослыми, снятия психоэмоционального напряжения у воспитанников в период полярной ночи, развития коммуникативных навыков с ними проводятся беседы, упражнения на релаксацию, игры-тренинги, сюжетно-ролевые, дидактические, оздоровительные игры, ритмопластика, специально организованная образовательная деятельность и т. д.

Наукой доказана взаимообусловленность физического здоровья и психического состояния человека. Риск возникновения стрессового состояния особенно велик в период дошкольного детства при нарушении условий для нормального физического развития ребенка. Ощущение физического здоровья, физических возможностей и телесного благополучия способствует устойчивому чувству комфорта. Лучшим средством для снятия нервного напряжения, по мнению ученых, является физическая нагрузка.

5 принципов программы «Солнечные лучики» для детей 4–7 лет:

  1. научная обоснованность и практическая применимость;
  2. адекватность дошкольному возрасту форм взаимодействия с воспитанниками;
  3. единство воспитательных, развивающих и коррекционных задач;
  4. комплексно-тематическое планирование работы с детьми;
  5. интеграция образовательных областей и разных видов детской деятельности.

Так, например, использовать движения в качестве противовеса отрицательным эмоциям рекомендовала Н.П. Бехтерева. Известный русский физиолог И.П. Павлов говорил о том, что любая физическая деятельность дарит мышечную радость, создавая устойчивое настроение.

Учитывая это, особое внимание в рамках реализации программы «Солнечные лучики» было уделено использованию в работе с детьми разных форм двигательной деятельности: утренней гимнастики, занятий физической культурой в помещении и на воздухе, подвижных игр и т. д. Инструктором по физической культуре были разработаны конспекты физкультурных занятий, построенные по единому сюжету. В ходе этих занятий дошкольники не только выполняют основные виды движений, разные двигательные задания, но и учатся адекватно реагировать на свои победы и поражения, радоваться успехам сверстников, действовать в команде, оказывать помощь. Все это способствует формированию дружеских отношений между детьми, положительных эмоций от совместной деятельности, снятию психоэмоционального напряжения.

С целью повышения психолого-педагогической компетентности родителей воспитанников данная программа предусматривает разные формы взаимодействия с ними, среди которых консультации, тренинги, информационные листы, папки-передвижки, фотовыставки и т. д. Для ознакомления родителей с играми, способствующими созданию благоприятного эмоционального климата в семье, проводятся практические занятия. Кроме того, в соответствии с разработанным планом организуется совместная деятельность взрослых и детей с использованием элементов предметно-развивающей среды, специально созданных с учетом целей и задач программы.

Несмотря на полученные положительные результаты реализации программы «Солнечные лучики», в ДОО продолжается работа по повышению компетентности педагогов в вопросах профилактики психоэмоционального напряжения у дошкольников. Это обусловлено не только спецификой условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, но и современными требованиями к поддержанию эмоционального благополучия воспитанников в период пребывания их в дошкольной образовательной организации.

В соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н, педагог, занимающий должность воспитателя, кроме прочего должен содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития воспитанников, создавать благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ребенка.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» Подписаться на журнал!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль