Физическое развитие детей в условиях дошкольной образовательной организации: анализ ФГОС ДО и ФГТ

1239

С.С. Прищепа, канд. пед. наук, доц. кафедры дошкольного образования института педагогики и психологии образования МГПУ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт), во многом преемствен федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 (далее – ФГТ, утратил силу с января 2014 г.), однако в нем имеются существенные отличия.

Для того чтобы облегчить работу педагогов и администрации ДОО по решению задач введения ФГОС ДО, в рамках данной статьи:

  1. проанализируем и сопоставим основные положения данных документов, в т. ч. касающиеся реализации содержания образовательной области «Физическое развитие»;
  2. выделим важные позиции содержания ФГОС ДО, в т. ч. касающиеся вопросов физического развития детей;
  3. обозначим ряд проблем, возникающих в процессе введения ФГОС ДО.

Сравнительный анализ ФГОС ДО и ФГТ проводится с опорой на комментарии к ФГОС дошкольного образования (письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 № 08-249), Методические рекомендации для дошкольных образовательных организаций по составлению основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО, Методические рекомендации для педагогических работников ДОО и родителей детей дошкольного возраста по организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования, размещенные на официальном сайте ФИРО.

Основные положения ФГОС ДО и ФГТ

Для успешного введения Стандарта педагогам важно понимать, каково основное назначение данного документа и его отличие от ФГТ. Так, ФГТ определяли структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию и включает ряд требований: к структуре образовательной программы и ее объему, условиям реализации и результатам ее освоения.

Теоретико-методологической основой двух документов являются «культурно-исторический, системно-деятельностный подходы, учение о структуре и динамике психологического возраста (Л.С. Выготский) и теория периодизации психического развития ребенка, определяющей возрастные психологические особенности развития личности и познания (Д.Б. Эльконин)».

ФГТ служили основой для разработки примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Стандарт является основой:

  • для разработки образовательной программы;
  • разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования;
  • разработки нормативов финансового обеспечения реализации образовательной программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;
  • объективной оценки соответствия образовательной деятельности образовательной организации требованиям Стандарта;
  • формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации;
  • оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Если сравнить задачи анализируемых документов, касающиеся вопросов сохранения здоровья и физического развития детей, то образовательная программа в соответствии с ФГТ была направлена на развитие физических качеств, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

ФГОС ДО направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей в ДОУ, в т. ч. их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности детей, в т. ч. Ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств.

Важно отметить, что в Стандарте понятие «здоровье» дается более конкретно – психическое и физическое, добавляется новое понятие «эмоциональное благополучие», акцентируется внимание на формировании общей культуры личности, ценностей здорового образа жизни.

Также важным отличием ФГОС ДО является сокращение количества образовательной областей до пяти: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Кроме того, вместо двух образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье», которые предусматривали ФГТ, в содержании Стандарта представлена образовательная область «Физическое развитие».

Задачи ФГОС ДО в образовательной области «Физическое развитие» решаются в трех направлениях: приобретение опыта двигательной деятельности, становление целенаправленности, саморегуляции в двигательной сфере и овладение нормами и правилами здорового образа жизни.

Если сравнивать содержание данных образовательных областей в ФГТ и ФГОС ДО с позиций трех компонентов физической культуры: мотивационного, когнитивного, деятельностного (по С.Б. Шармановой, 2006), то можно отметить следующее. В Стандарте не акцентируется внимание на мотивационной составляющей, а именно на «формировании у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании».

В ФГТ когнитивный компонент представлен шире – «формирование начальных представлений о здоровом образе жизни», а во ФГОС ДО говорится только лишь о «формировании начальных представлений о некоторых видах спорта».

Говоря о модели организации образовательного процесса, следует отметить, что ФГТ предусматривали комплексно-тематическую модель (совместная игра взрослых и детей, проектирование на неделю) и учебную модель для детей 6–7 лет, предусматривающую организацию и проведение учебных занятий.

ФГОС ДО также предусматривает комплексно-тематическую модель. Кроме того, в Стандарте акцентируется внимание на предметно-средовой модели, которая состоит в создании условий развития ребенка, а именно создании предметно-пространственной развивающей образовательной среды.

В отличие от ФГТ в Стандарте не прописаны конкретные формы организации образовательного процесса (совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей). Как утверждает И.А. Кириллов, «Стандарт не накладывает ограничений на формы планирования образовательной деятельности ДОУ.

Следует ориентироваться на тот вид планирования, который рекомендует примерная ООП ДО, на основании которой ДОУ создает свою основную общеобразовательную программу дошкольного образования».

Каково место интеграции в ФГТ и ФГОС ДО?

Согласно ФГТ задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решались интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.

Согласно Методическим рекомендациям для дошкольных образовательных организаций по составлению основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО интегрированный подход в дошкольном образовании заключается в осуществлении не только содержательных, но и формальных целей и задач воспитания и развития, а также в установлении системы следующих связей:

  • компоненты содержания разных разделов программы (межвидовая интеграция);
  • взаимодействие методов и приемов воспитания и обучения (методическая интеграция);
  • синтез детских видов деятельности (деятельностная интеграция);
  • интеграция различных организационных форм взаимодействия педагогов с детьми и родителями.

Оба рассматриваемых документа предусматривают требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования:

  • ФГТ – к кадровым, психолого-педагогическим, информационно-методическим, медико-социальным, учебно-материальным, финансовым условиям;
  • ФГОС ДО – к кадровым, психолого-педагогическим, материально-техническим, финансовым условиям и к развивающей предметно-пространственной среде.

Как мы видим, в Стандарте добавляются требования к развивающей предметно-пространственной среде и материально-техническим условиям.

Важным положением, на котором следует остановиться, являются результаты освоения образовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГТ планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделялись на итоговые и промежуточные. Итоговые результаты описывали интегративные качества ребенка, которые он мог приобрести в результате освоения образовательной программы. Так, среди интегративных качеств ребенка в сфере физического развития выделялось следующее: «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни».

Во ФГОС ДО планируемые результаты представлены не как цели, а как целевые ориентиры, под которыми понимаются не обязательные для всех детей, появляющиеся или формируемые к определенному возрасту качества, знания, умения, способности, ценности и т. д., а только возможные, вероятностные результаты. В отличие от целей они не соотносятся с возрастом детей, т. е. не определяются во времени.

Оценка работников детских садов и самих образовательных организаций на основании результатов развития ребенка не проводится. Оценка развития воспитанников должна осуществляется индивидуально и основывается не на их сравнении с нормой, а путем выявления особенностей индивидуального развития ребенка и анализа повлиявших на это факторов.

Согласно ФГОС ДО среди целевых ориентиров в сфере физического развития отмечается: «У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими».

Важно отметить, что в Стандарте, к сожалению, не делается акцент на владении ребенком основными культурно-гигиеническими навыками, на сформированной потребности в двигательной активности, умении соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.

Важные позиции содержания ФГОС ДО

Согласно ФГОС ДО образовательная программа дошкольного образования должна быть направлена на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста.

Главным источником развития личности в соответствии с ФГОС ДО является предметно-пространственная развивающая образовательная среда.

Педагог должен выполнять ряд требований, в соответствии с которыми обеспечивается насыщенность, вариативность, доступность, безопасность среды, трансформируемость пространства и полифунциональность материалов.

Педагог выстраивает взаимодействие с ребенком в «совместной, коллективно-распределенной, партнерской деятельности». «Проверяющий должен будет выявлять и анализировать целесообразность выбора педагогом тех или иных способов поддержки и организации взаимодействия детей… Более жестко на предмет соответствия программе могут быть проверены санитарно-гигиенические условия, степень их благоприятствования развитию ребенка; предметно-пространственная среда – степень того, насколько она способствует развитию и позволяет достичь целевых ориентиров Стандарта; компетентность педагогических кадров в планировании своей работы».

В разделе «Требования к кадровым условиям реализации Программы» Стандарта говорится о том, что педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания социальной ситуации развития детей. Перечислим эти компетенции.

Это обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям.

Как отмечает С.В. Никольская, «в настоящее время у многих дошкольников наблюдается нарушение эмоциональной сферы – тревожность, неуверенность в себе, неустойчивая самооценка, амбициозность, агрессивность, постоянное фиксирование на собственных эмоциональных переживаниях. В процессе физического воспитания необходимо не только учитывать состояние нервной системы ребенка, но и целенаправленно его корректировать». В процессе двигательной деятельности педагог может умело корректировать эмоциональное неблагополучие ребенка с помощью деликатного обращения к нему, подбора игровых упражнений и партнера. Так, агрессивного ребенка, который часто испытывает гнев необходимо часто хвалить и подбадривать в присутствии других детей, подбирать задание, которое он хорошо умеет делать, выполнять упражнение в паре с ним, привлекать к оказанию помощи другим детям.

Это поддержка индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).

В методике физического воспитания выделяется индивидуально-дифференцированный подход к детям, который предусматривает объединение их в сходные по ряду признаков подгруппы: по состоянию здоровья (первая, вторая, третья группы здоровья), уровню двигательной активности (гиперактивные, малоподвижные, дети с нормой), уровню сформированности психофизических качеств (высокий, средний, низкий).

Благодаря совместной работе инструктора по физической культуре и педагога-психолога возможно выстраивать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей: возраст, пол, уровень развития высшей нервной деятельности (сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов), коммуникативные свойства личности (общительность, замкнутость), индивидуальные особенности психического состояния (тревожность, агрессия, депрессия). Все это позволит продуктивно построить систему отношений «педагог – ребенок»: выбрать стиль общения, регулировать темп, объем физической нагрузки, обеспечить индивидуализацию детей дошкольного возраста. Таким образом, реализуя ин дивидуальный подход к детям в процессе организации двигательной деятельности, важно создавать ситуацию успеха и ситуацию выбора (партнера, физкультурного оборудования, задания).

В соответствии с ФГОС ДО в приоритете активность самого ребенка. Развивать инициативу у детей в процессе двигательной деятельности можно с помощью эвристических и исследовательских методов (классификация М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера). Большое внимание педагогу необходимо уделять развитию инициативы в подвижной игре. В результате целенаправленного руководства подвижной игрой дети могут придумывать ее варианты, новые сюжеты, более сложные игровые задания.

Для того чтобы правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность дошкольников, педагогу необходимо соблюдать ряд требований: создать физкультурно-игровую среду, выделить в режиме дня специальное время для самостоятельной двигательной деятельности, при планировании продумать соотношение коллективных и индивидуальных занятий, владеть методами активизации самостоятельной деятельности детей.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» Подписаться на журнал!

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль