Как организовать энергосбережение в детском саду

486

Алевтина Кочкина, руководитель департамента по аутсорсингу государственных учреждений Центра бухгалтерского учета «Интеркомп»

Энергосбережение – реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования.

Принятие программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Согласно ст. 16 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ) организации с участием государства или муниципального образования, к которым относятся в т. ч. и образовательные организации, обязаны регулярно (не реже чем один раз в пять лет) проводить энергетические обследования. Целью таких обследований в соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона № 261-ФЗ является в т. ч. получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов. Если по результатам обследования выяснится, что энергетические ресурсы расходуются неэффективно, руководитель организации должен принять меры, направленные на их экономию.

Помимо проведения энергетического обследования организации с участием государства или муниципального образования должны согласно ст. 25 Закона № 261-ФЗ утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Каждая такая программа должна содержать:

1) целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этой программы, и их значения;

2) мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, ожидаемые результаты в натуральном и стоимостном выражении, включая экономический эффект от проведения этих мероприятий;

3) иные положения согласно требованиям частей 2–4 ст. 25 Закона № 261-ФЗ.

Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности в образовательной организации создается на основании федеральных нормативных правовых актов, законодательства субъектов РФ и органов местного самоуправления. К федеральным правовым актам об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности помимо Закона № 261-ФЗ относятся распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р <Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года> и приказ Минэкономразвития России от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

Внедрение энергосберегающих технологий

Действенным способом обеспечить экономию энергоресурсов и повышение энергоэффективности в образовательной организации является внедрение энергосберегающих технологий. Запланировать и осуществить мероприятия с целью внедрения энергосберегающих технологий можно как за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, иных целевых субсидий, так и за счет средств от приносящей доход деятельности. Перечень рекомендуемых мероприятий приведен в таблице.

Перечень технических мероприятий, направленных на энергосбережение в образовательной организации

Мероприятия

Экономический эффект

1.

2.

Установка приборов учета воды

Экономия водопотребления

Замена вентильных кранов на современные включатели/выключатели (датчики, водопотребления клавиши, рычаги)

Периодическая ревизия систем инженерных коммуникаций с целью своевременного обнаружения и устранения утечек

Установка приборов учета тепла

Экономия тепловой энергии

Ежегодная плановая промывка отопительной системы

Теплоизоляция трубопроводов

Утепление чердаков, тамбуров

Ремонт и замена окон, дверей

Установка на радиаторы отопления защитных ограждений, пропускающих тепло

Установка индивидуального теплового пункта для регулирования потребления тепловой энергии

Включение отопления на полную мощность в помещениях организации только во время присутствия детей

Применение современных технологий теплоизоляции трубопровода и распределительных сетей

Покрытие оконных стекол теплоудерживающей пленкой

Балансировка внутренней системы отопления

Рационализация расположения источников света в помещениях

Экономия электроэнергии

Замена ламп накаливания на энергосберегающие, замена ламп РКУ-250 на ЖКУ-250 и ДНАТ-250 в опорах освещения на территории организации

Замена указателей с лампами накаливания на светодиодные указатели

Применение автоматического выключения электрического освещения за счет использования датчиков присутствия людей в помещениях (главным образом во вспомогательных, складских и т. п.)

Замена электросчетчиков, трансформатора тока, автоматов в щитовой

Покраска стен и полов светлой краской для более эффективного использования естественного освещения

Установка отражающих поверхностей в плафонах ламп

Регулярное выключение неиспользуемых электроприборов из сети (вместо перевода в режим ожидания)

Применение техники с высоким классом энергоэффективности

Изменение режима работы оборудования пищеблока (плиты, вытяжки)

Расходы на указанные мероприятия рекомендуется заложить в план финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации. По возможности следует запросить у учредителя субсидию на иные цели.

Формирование энергосберегающего поведения работников

Не менее действенным способом обеспечить экономию энергоресурсов и повышение энергоэффективности в образовательной организации является формирование энергосберегающего поведения работников. Решить эту задачу можно с помощью профилактических бесед, памяток и правил экономного расходования ресурсов в образовательной организации. Данные правила рекомендуется закрепить отдельным локальным нормативным актом, а потом контролировать его исполнение (назначить ответственного за осуществление контроля, ежемесячно заслушивать его отчет и, при необходимости, принимать меры мотивации работников).

Энергосбережение в детском саду, а именно обязанности по экономному расходованию энергоресурсов, желательно прописать в должностных инструкциях, трудовых договорах и коллективном договоре с работниками. В них же следует указать меры дисциплинарной ответственности за нарушение правил и поощрения за хорошие результаты экономии.

При привлечении работников к дисциплинарной ответственности нужно руководствоваться ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ, при назначении мер поощрения – учитывать письмо Минфина России от 30.12.2010 № 02-03-06/5448 «О возможности использования государственными (муниципальными) учреждениями средств, сэкономленных в результате мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности».

Ответственность руководителя образовательной организации

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц – от 500 до 1000 руб., на юридических лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. КоАП РФ. ст. 6.3

Решая вопросы экономии энергоресурсов и повышения энергоэффективности в образовательной организации, нельзя нарушать нормативные акты, устанавливающие требования к условиям образовательного процесса: санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26, и др.

Руководителю образовательной организации следует помнить о том, что за нарушение санитарного законодательства предусмотрена административная и уголовная ответственность. Административная ответственность может наступить на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа для должностных лиц организации за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3 КоАП РФ), за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде (ст. 6.5 КоАП РФ), за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения (ст. 6.6 КоАП РФ), за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения (ст. 6.7 КоАП РФ) и др.

Уголов ная ответственность, в свою очередь, может наступить на основании ст. 236–238 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ в виде штрафа, ограничения или лишения свободы, лишения права заниматься определенными видами деятельности.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения» Подписаться на журнал!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль