Преемственность между дошкольным и начальным образованием

733

Одним из главных факторов, обеспечивающих эффективность образования, является преемственность дошкольного и начального образования и непрерывность в обучении.

Эти факторы предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения – от детского сада до окончания всех ступеней школьного обучения.

Проблемы преемственности дошкольного и начального образования

Основными проблемами преемственности дошкольного и начального образования является отсутствие единства в требованиях к достижениям ребенка, его возраста при поступлении в школу, трудности родителей при выборе школы, а также готовность педагогических кадров к решению проблемы преемственности.

Но, несмотря на это, есть и позитивные тенденции, например, детский сад стал первым уровнем в системе образования, а начальная школа - следующим. Поэтому должен существовать план работы всех уровней по организации преемственности дошкольного и начального образования.

В стандарте образования (пункт 4.7) указано, что основанием преемственности дошкольного и начального образования выступают целевые ориентиры.

Преемственность дошкольного и начального образования основной целью ставит, прежде всего, формирование у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. Это то, над чем должен работать воспитатель старшей подготовительной группы совместно с родителями.

Непрерывность образования

Когда мы говорим о преемственности дошкольного и начального образования, нельзя забывать и о непрерывности образования, потому что непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.

Общие цели непрерывного образования могут быть сформулированы как воспитание нравственного человека; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.

Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования в качестве важнейшего средства развития ребенка.

На дошкольной ступени – это приобщение детей к ценностям здорового образа жизни; развитие его положительного самоощущения; развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению; формирование различных знаний об окружающем мире, развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе.

А вот на основе начальной школы, почти аналогично, но чуть по-другому формулируются средства развития ребенка. Если на дошкольной ступени у нас было «приобщение детей к ценностям здорового образа жизни», то в начальной школе - «осознанное принятие ценностей здорового образа жизни» и т. д.

Психолого-педагогические условия реализации

Реализация общей цели и задач непрерывного образования требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий, а именно: учет возрастных особенностей, снятие психологических трудностей, адаптация переходных периодов, обеспечение их достаточной двигательной активностью, связь знаний с повседневной жизнью; использование методов, активизирующих мышление, воображение, поощрение инициативности учащихся, их активности на занятиях и пр.

В 2003 году была утверждена концепция содержания непрерывного образования дошкольного и начального. Впервые в этой концепции был представлен портрет выпускника детского сада и портрет выпускника начальной школы, выделены основные виды детской деятельности на каждом этапе. Поэтому к этой концепции, когда вы решаете вопросы преемственности, необходимо вернуться.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» Подписаться на журнал!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль