Преемственность дошкольного и начального образования

527

В условиях федерального государственного образовательного стандарта результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи.

Федеральный государственный образовательный стандарт – это система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности (ключевое слово), отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

Значит, школьное обучение - это уже заданная модель развития личности как идеал образованности. Это то, к чему мы стремимся в своей педагогической деятельности. Стандарт же дошкольного образования - это совершенно другое. Мы не можем загнать ребенка в определенные рамки, поэтому стандарт дошкольного образования отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые, в свою очередь, являются ориентирами для учредителей дошкольных организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.

Сложность идеи преемственности дошкольного и начального образования, как плавного перехода от одного звена образования к другому, заключается в ее многоаспектности. Проблема преемственности дошкольного и начального образования включает содержательный, организационно-методический, психологический, юридический и социально-экономический аспекты.

На каждом из этапов образования понятие преемственности дошкольного и начального образования имеет свои задачи и свое содержание. Ведущим принципом преемственности на этапах дошкольного и начального образования является приоритет личностного развития.

Если раньше мы говорили: знания, умения, навыки, то сегодня мы говорим - личностное развитие ребенка. По мнению А.В. Запорожца, «в дошкольном возрасте воспитываются и формируются те качества личности, которые войдут в «золотой фонд» зрелой личности». Автор имеет в виду наглядно-образное видение мира, способности к моделированию в познании, продуктивность воображения, сензитивность ко многим педагогическим воздействиям, отзывчивость, сопереживание и др.

Непрерывность и преемственность дошкольного и начального образования

В качестве главного условия непрерывного образования преемственность  дошкольного и начального образования была впервые обозначена Коллегией Министерства Образования РФ в 1996 г. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.

Преемственность дошкольного и начального образования предполагает непрерывность в обучении и воспитании ребенка, наличие общих и специфических целей для каждого возрастного периода и сохранение и развитие качественного преобразования при переходе на следующую ступень.

Вместе с тем следует выделить основания преемственности дошкольного и начального образования, которые обеспечивают общую (психологическую) готовность детей к освоению программ 1 ступени и являются ориентирами образовательного процесса на этапе дошкольного образования и в то же время исходным ориентиром начального общего образования.

Следующее основание, это формирование психологических качеств, необходимых школьнику, которые следует осуществлять не вопреки тем качествам, которые характерны для дошкольника, а на их основе.

Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования в качестве важнейшего средства развития ребенка.

Поэтому основными принципами дошкольного образования являются:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства, сохранение детства как внутреннего состояния комфорта, защищенности, уверенности ребенка в своих силах, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений и пр.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» Подписаться на журнал!

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль