Преемственность дошкольного и начального образования

515

В условиях федерального государственного образовательного стандарта результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи.

Федеральный государственный образовательный стандарт – это система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности (ключевое слово), отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

Значит, школьное обучение - это уже заданная модель развития личности как идеал образованности. Это то, к чему мы стремимся в своей педагогической деятельности. Стандарт же дошкольного образования - это совершенно другое. Мы не можем загнать ребенка в определенные рамки, поэтому стандарт дошкольного образования отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые, в свою очередь, являются ориентирами для учредителей дошкольных организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.

Сложность идеи преемственности дошкольного и начального образования, как плавного перехода от одного звена образования к другому, заключается в ее многоаспектности. Проблема преемственности дошкольного и начального образования включает содержательный, организационно-методический, психологический, юридический и социально-экономический аспекты.

На каждом из этапов образования понятие преемственности дошкольного и начального образования имеет свои задачи и свое содержание. Ведущим принципом преемственности на этапах дошкольного и начального образования является приоритет личностного развития.

Если раньше мы говорили: знания, умения, навыки, то сегодня мы говорим - личностное развитие ребенка. По мнению А.В. Запорожца, «в дошкольном возрасте воспитываются и формируются те качества личности, которые войдут в «золотой фонд» зрелой личности». Автор имеет в виду наглядно-образное видение мира, способности к моделированию в познании, продуктивность воображения, сензитивность ко многим педагогическим воздействиям, отзывчивость, сопереживание и др.

Непрерывность и преемственность дошкольного и начального образования

В качестве главного условия непрерывного образования преемственность  дошкольного и начального образования была впервые обозначена Коллегией Министерства Образования РФ в 1996 г. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.

Преемственность дошкольного и начального образования предполагает непрерывность в обучении и воспитании ребенка, наличие общих и специфических целей для каждого возрастного периода и сохранение и развитие качественного преобразования при переходе на следующую ступень.

Вместе с тем следует выделить основания преемственности дошкольного и начального образования, которые обеспечивают общую (психологическую) готовность детей к освоению программ 1 ступени и являются ориентирами образовательного процесса на этапе дошкольного образования и в то же время исходным ориентиром начального общего образования.

Следующее основание, это формирование психологических качеств, необходимых школьнику, которые следует осуществлять не вопреки тем качествам, которые характерны для дошкольника, а на их основе.

Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования в качестве важнейшего средства развития ребенка.

Поэтому основными принципами дошкольного образования являются:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства, сохранение детства как внутреннего состояния комфорта, защищенности, уверенности ребенка в своих силах, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений и пр.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» Подписаться на журнал!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль