Диагноз «бронхиальная астма» у детей: причины, симптомы, лечение

176

Здоровье детей – забота любого родителя, но даже действуя по всем рекомендациям, иногда приходится столкнуться с неприятностями самого различного рода. Так диагноз «бронхиальная астма» у детей является наиболее распространенным среди всех хронических заболеваний. По данным ВОЗ, от этого недуга страдают около 235 млн человек в мире. При этом число больных неуклонно увеличивается.

ПАТОГЕНЕЗ
механизм развития заболевания

Диагноз «бронхиальная астма» у детей и взрослых до сих пор не имеет медицинского объяснения. Большинство исследователей склоняется к тому, что это хроническое воспаление дыхательных путей (нередко аллергической природы), основной признак которого — приступ удушья, возникающий в результате сужения просвета гладкой мускулатуры бронхиального дерева и отека слизистой оболочки бронхов. Нередко проявляется в сочетании с другими заболеваниями, в частности с аллергическим ринитом

 ОБСТРУКЦИЯ
нарушение проходимости бронхов

Диагноз «бронхиальная астма» у детей: Патогенез

Воспалительный процесс при БА формирует четыре механизма бронхиальной обструкции: 

 ТРИГГЕР
пусковой (курковый) фактор

Острый бронхоспазм вследствие резкого преобладания бронхоконстрикторных механизмов.

Подострый отек стенки бронха из-за  экссудативных процессов и накопления клеточных элементов в слизистой оболочке и стенке бронхиального дерева. Отек возникает и подвергается обратному развитию значительно медленнее, чем острый бронхоспазм. 

 БРОНХОКОНСТРИКТОРЫ
вещества, сужающие бронхи

Слизистые пробки. Они образуются еще медленнее. Слизистые пробки способны обтурировать (закупорить) мелкие, а порой и среднего калибра, бронхи. Таким образом, формируется хроническая обтурация бронхиального дерева слизью. 

 РЕМОДЕЛИРОВАНИЕ
процесс изменения существующей структуры, ее переустройство или дополнениеПри длительном (годами) течении воспалительного процесса происходит накопление соединительной ткани, фиброз и склероз с исходом в необратимую перестройку бронхиальной стенки, т. е. ее ремоделирование.

Один из ключевых аспектов рекомендаций по БА  GINA-2014 — строгая верификация диагноза БА до назначения медикаментозной терапии. 

 ВЕРИФИКАЦИЯ
установление, подтверждение

ИНТЕРЕСНО
ВОЗ о причинах возникновения астмы
 Основополагающие причины астмы полностью не выяснены. Диагноз «бронхиальная астма» у детей часто ставят при наличии аналогичных проблем у родителей в сочетании с вдыхаемыми веществами и частичками, которые находятся в окружающей среде и могут провоцировать аллергические реакции или раздражать воздушные пути. Особенности бронхиальной астмы у детей предусматривают возможное проявление заболевания при наличии таких аллергенов:
• аллергены внутри помещений (например, клещи домашней пыли в постельных принадлежностях, коврах и мягкой мебели, загрязнение воздуха и перхоть животных);
• аллергены вне помещений (цветочная пыльца и плесень);
• табачный дым;
• химические раздражающие вещества на рабочих местах;
• загрязнение воздуха.Другие провоцирующие факторы — холодный воздух, крайнее эмоциональное возбуждение, такое как гнев или страх, физические упражнения. Астму могут спровоцировать и некоторые лечебные средства, такие как аспирин и другие нестероидные противовоспалительные лекарства, а также   бета-блокаторы (используемые для лечения гипертонии, болезней сердца и мигрени). Считается, что диагноз «бронхиальная астма» у детей стал ставиться чаще и из-за урбанизации однако точный характер этой связи неясен.

Клиническая картина

Типичными симптомами БА являются:

  • внезапно возникающие свистящие хрипы;
  • затруднение дыхания;
  • скованность в грудной клетке;
  • кашель.

Обычно отмечаются более одного из перечисленных симптомов. Особенности бронхиальной астмы у детей и взрослых заключаются в волнообразной интенсивности симптомов: чаще они возникают или усиливаются в ночное время и при пробуждении, а также при вирусных инфекциях.

Характерно провоцирование симптомов физическими нагрузками, смехом, воздействием аллергенов, вдыханием холодного воздуха (триггерные факторы).

Диагноз «бронхиальная астма» у детей: Диагностика

Диагноз «бронхиальная астма» у детей устанавливают благодаря двум основным параметрам:

наличие варьирующих по времени и интенсивности респираторных симптомов, таких как свистящие хрипы, затруднение дыхания, скованность в грудной клетке, кашель;инструментальное подтверждение вариабельной бронхиальной обструкции.

Тяжесть БА оценивается исходя из необходимого для контроля симптомов объема терапии. Тяжесть БА не статичная характеристика, и она может изменяться на протяжении месяцев и лет. 

 СПИРОМЕТРИЯ
метод исследования функции внешнего дыхания, включающий в себя измерение объемных и скоростных показателей дыхания

Диагноз «бронхиальная астма» у детей может быть установлен при помощи спирометрии – измерения дыхательных объемов, позволяющего произвести оценку наличия, выраженности и обратимости бронхиальной обструкции. Объем форсированного выдоха за первую секунду (ОФВ1) и форсированную жизненную емкость легких (ФЖЕЛ) определяют с помощью спирометра при форсированном выдохе. При БА эти показатели бывают существенно снижены. Спирометрическим критерием, подтверждающим наличие обструкции, является отношение ОФВ1/ФЖЕЛ, составляющее менее 0,7.

Характер и особенности бронхиальной астмы у детей определяются на основании следующих диагностических мероприятий:
• изучение анамнеза и осмотр;
• спирометрия (снижение ФЖЕЛ, ОФВ1, ПСВ, ОФВ1/ФЖЕЛ);
• компьютерная бронхофонография (у детей младше 5 лет);
• анкетирование, опрос (АСТ тест, контроль над астмой (ACQ));
• пробное лечение (изучается ответ на противоастматическую терапию);
• рентгенограмма грудной клетки;
• аллергологическое обследование: кожные пробы, обнаружение специфических IgE антител.

Критерием диагностики БА также в течение длительного времени считается наличие обратимости бронхиальной обструкции после ингаляции 400 мкг сальбутамола ( т. е. после проведения бронходилатационного теста).

Еще одним методом, позволяющим выявить наличие и особенности бронхиальной астмы у детей, а также определить эффективность терапии, является пикфлоуметрия — измерение пиковой скорости выдоха (ПСВ). Изменение ПСВ в течение суток более чем на 10% указывает на наличие БА.

Оценка аллергического статуса. Особенности бронхиальной астмы у детей и взрослых заключаются и в тесной взаимосвязи заболевания с различными атопическими состояниями, особенно — аллергическим ринитом. Выявление у больных БА аллергии (подтвержденной с помощью кожных проб или определения специфических IgE в сыворотке крови) позволяет четко установить факторы риска и триггеры ухудшения течения заболевания.

При постановки диагноза «бронхиальная астма» у детей обязательно проводятся кожные пробы с аллергенами. Они представляют собой основной метод оценки аллергического статуса. Они просты в применении, не требуют больших затрат времени и средств и обладают высокой чувствительностью. Однако неправильное выполнение проб может привести к получению ложноположительных или ложноотрицательных результатов. Определение специфических IgE в сыворотке крови не превосходит кожные пробы по надежности, но является более дорогостоящим методом.

Особенности бронхиальной астмы у детей заключаются и в том, что анализы крови при БА характерных изменений, как правило, нет. Часто выявляется эозuнофилuя, однако ее нельзя считать патогномоничным симптомом. В мокроте у детей могут выявляться эозинофилы, спирали Куршмана.

Главным недостатком методов оценки аллергического статуса является то, что положительные результаты тестов не обязательно указывают на аллергическую природу заболевания и на связь аллергена с развитием БА, т. к. у части лиц специфические IgE могут обнаруживаться при отсутствии симптомов заболевания и не играть какой-либо роли в развитии БА.

Диагноз «бронхиальная астма» у детей в анамнезе, как правило, содержит следующие сведения:

  • наследственную отягощенность по БА или другим аллергическим заболеваниям;
  • кашель, усиливающийся преимущественно в ночное время, рецидивирующие свистящие хрипы; повторные эпизоды затрудненного дыхания, чувство стеснения в грудной клетке, эпизоды бронхоспазма на физическую нагрузку;
  • повторные эпизоды бронхиальной обструкции, особенно протекающие на фоне нормальной температуры, вне эпизодов ОРВИ;
  • ухудшение состояния в дневные, ночные или предутренние часы, при воздействии аллергенов или триггеров; 

 БРОНХОДИЛАТАТОРЫ
лекарственные препараты, расширяющие бронхиисчезновение симптомов при устранении контакта с аллергеном (эффект элиминации), улучшение состояния после применения бронходилататоров.

Диагностические особенности бронхиальной астмы у детей первых двух лет жизни учитывается:

  • наследственная отягощенность аллергическими заболеваниями (особенно по материнской линии);
  • высокая частота аллергических реакций на пищевые продукты, медикаменты, выраженные кожные аллергические проявления;
  • бурное течение бронхообструктивного синдрома с ранним началом во время ОРВИ;
  • отчетливый эффект бронхолитической терапии.

Ни один из этих показателей в отдельности ( в т. ч. уровень IgE) не может служить достоверным дифференциально-диагностическим критерием обструктивного бронхита и бронхиальной астмы.

Диагноз «бронхиальная астма» у детей 2–5 лет устанавливается при помощи такого ключевого критерия, как наличие постоянных симптомов БА на протяжении последнего года. У детей этого возраста в качестве триггеров чаще всего выступают вирусы. Также в этой возрастной группе БА уже может провоцироваться физической нагрузкой.

У детей после 6 лет провоцируемая вирусами астма остается типичной формой заболевания. Обострения, вызванные аллергенами, и сезонность у детей этой возрастной категории определяются без особых затруднений.

Диагноз «бронхиальная астма» у детей: Лечение

Лекарственные препараты для лечения БА у детей разделяются на три категории:

препараты для контроля симптомов: применяются для регулярного поддерживающего лечения. Они уменьшают воспаление дыхательных путей, контролируют симптомы и редуцируют будущие риски обострений и снижения функции легких;

купирующие симптомы (скорой помощи): ими обеспечиваются все больные БА для применения по необходимости, при возникновении симптомов затрудненного дыхания, включая периоды ухудшения и обострения БА. Они также рекомендуются для профилактического использования перед физической нагрузкой. Уменьшение потребности в этих препаратах (а в идеале полное ее отсутствие) является важной целью и мерой успеха лечения БА;

дополнительной терапии для больных тяжелой БА: могут применяться, когда у детей имеются персистирующие симптомы и (или) обострения, несмотря на лечение высокими дозами препаратов для контроля симптомов (обычно высокие дозы ИГКС и ДДБА) и устранения модифицируемых факторов риска.

Каждому ребенку с БА назначают лечение, соответствующее одной из пяти ступеней, или шагов, терапии.

Диагноз «бронхиальная астма» у детей может потребовать использования препаратов неотложной помощи для быстрого облегчения симптомов (предпочтительнее, бета-2-адреномиметики (сальбутамол)). В ряде случаев в качестве быстродействующего препарата применяют комбинацию ингаляционный кортикостероид/формотерол ( SMART-терапия).

К альтернативным (менее предпочтительным) препаратам для облегчения симптомов относятся ингаляционные антихолинергические средства (атровент), некоторые β2-агонисты длительного действия (сальметерол) и теофиллин короткого действия (эуфиллин). Больные дополнительно также нуждаются в применении одного или более базисных препаратов. 

Согласно схеме, приведенной для детей в рекомендациях  GINA-2014 , из терапии полностью исключены кромоны (интал, тайлед) и длительно действующие адреномиметики (сальметерол, формотерол).

Если на фоне текущей терапии БА у ребенка не контролируется, объем терапии увеличивают (переходят на следующую ступень). Обычно развернутый эффект от увеличения объема терапии и клинически значимое улучшение наступают в течение одного месяца.

Если контроль поддерживается в течение трех месяцев и более, объем лечения постепенно уменьшают, переходят на более низкий шаг терапии. При этом целью является достижение наименьшего возможного объема лечения, обеспечивающего поддержание контроля над БА.

Диагноз «бронхиальная астма» у детей на первой степени лечения может потребовать использования короткодействующих адреномиметиков (сальбутамол). На второй ступени используются ежедневные низкие дозы ингаляционных глюкокортикоидов (ИГКС, бетаметазон) или антагонистов лейкотриенов (монтелукаст, зафирлукаст). Двигаясь к третьей ступени, применяется двойная низкая доза ИГКС или сочетание низких доз ИГКС с антагонистами лейкотриенов.

Важной составляющей лечения детей с БА является профилактика. В приложении приведена памятка с рекомендациями по уменьшению воздействия на ребенка бытовых аллергенов, по использованию специальных приспособлений для доставки лекарственной дозы лекарства в детский организм.

Приложение

Диагноз «бронхиальная астма» у детей: причины, симптомы, лечениеПамятка для родителей детей, страдающих бронхиальной астмой   

Родителям важно понимать, что в развитии обострений бронхиальной астмы существенную роль играют бытовые аллергены. Выполнение следующих простых рекомендаций позволит уменьшить их частоту.

1. Замените перьевые и пуховые подушки, перины на постельные принадлежности с синтетическим наполнителем. Используйте специальные непроницаемые чехлы.

2. Уберите ковры и ковровые покрытия.

3. Стирайте белье в горячей воде (не ниже 70 °С), лучше с использованием специальных акарицидных добавок.

4. Предметы, находящиеся в спальне, промывайте теплой водой каждые две недели, поддерживайте влажность в квартире не выше 50%.

5. Исключите все «пылесборники»,  т. е. предметы и вещи, на которых оседает пыль. Плотно закрывайте двери платяных шкафов, регулярно протирайте изнутри выдвижные ящики и шкафы.

6. Исключите из окружения ребенка мягкие игрушки.

7. Не заводите животных.

8. Применяйте специальные препараты для уничтожения клещей и продуктов их жизнедеятельности, а также используйте пылесосы с водяным замком.

9. Зимой периодически выносите вещи на мороз.

10. Покупайте стулья и табуреты с сиденьями и спинками, обтянутыми не тканью, а кожей или кожзаменителем, либо — деревянные или пластиковые.

11. Вовремя чистите бытовые кондиционеры.

12. Готовьте пищу на электроплите, пользуйтесь вытяжками над ней.

13. В помещении, где находится малыш, больной БА, не курите, не пользуйтесь освежителями воздуха и инсектицидами, средствами бытовой химии.

14. Следите за тем, чтобы ребенок не переохлаждался. Обучите его дыхательной гимнастике.

15. Регулярно посещайте с ребенком детского пульмонолога и аллерголога.

16. Ежедневно контролируйте состояние ребенка, выполняйте рекомендации и назначения врачей.

Помните! Маленькие дети не в состоянии самостоятельно сделать полноценный вдох из ингалятора. Поэтому для более полного попадания лекарственной дозы лекарства существует такое приспособление, как спейсер. Это небольшое легкое устройство в виде полого цилиндра или шара, снабженное маской или мундштуком. Своего рода резервуар, расположенный между ингалятором и дыхательными путями малыша и облегчающий прием лекарства.

Ингалятор вставляется в специальное отверстие спейсера, в полость которого впрыскивается доза препарата, а непосредственно вдыхание лекарства происходит через маску (для детей до 4-х лет) или через мундштук (для детей 4–6 лет). Благодаря спейсеру эффективность ингаляционной терапии возрастает.

Другим приспособлением для доставки лекарств в бронхиальное дерево является небулайзер. Прибор состоит из компрессора и мундштука, соединенных между собой гибким шлангом. Если ингаляция проводится детям младшего возраста, на прибор надевается маска.

В крупных городах существуют специальные оздоровительные центры для больных бронхиальной астмой, где наряду с консультативной помощью дети могут получать массаж, обучаться дыхательной гимнастике. Еще один вид лечения, практикуемый в подобных центрах, — использование спелеокамеры.

На современном этапе при аллергокабинетах работают так называемые  Астма-школы. В них проходят обучение дети, страдающие астмой, и их родители.

Читайте в ближайших номерах журнала «Медицинское обслуживание и организация питания детей ДОУ»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ДОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль