Программа «Музыкальная палитра» для детей старшего дошкольного возраста

493

Богданова В.В., канд. пед. наук, доц. каф. эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, г. Москва

Также см.: Богданова В. В. Взаимосвязь музыки и цвета: комплексное влияние на эстетическое развитие детей // Справочник музыкального руководителя. 2015. № 1.

Программа развития цветомузыкального восприятия, разработанная на кафедре эстетического воспитания детей дошкольного возраста МПГУ, содержит не только направление работы для педагогов, но и аппарат анализа полученных результатов, основанный на спектральном анализе и математических схемах обработки.

Это необходимо для того, чтобы обозначить главную задачу педагогической деятельности в направлении развития у детей способности передавать эмоциональное состоянии музыки — обеспечить необходимую степень погружения в творческий процесс с целью установления контакта между впечатлениями и усиления эффекта воздействия искусства путём активизации непроизвольного внимания старших дошкольников.

5 задач развития цветомузыкального восприятия у детей старшего дошкольного:

  • возрастанакопление детьми опыта восприятия классической музыки композиторов разных эпох и стилей;
  • ознакомление с шедеврами живописи художников различных стран, эпох и стилей;
  • формирование у детей цветоэмоциональной отзывчивости на музыку и способности различать музыкальную форму;
  • развитие представлений о цвете и колорите живописи как средстве передачи многообразия эмоциональных состояний;
  • расширение опыта эмоционального переживания и восприятия музыкальных и живописных произведений как основы развития эстетического сознания и элемента приобщения к художественной культуре.

В современных концепциях эстетического развития дошкольников доказывается необходимость раннего приобщения детей к шедеврам мирового музыкального и изобразительного искусства. В авторской программе О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры» обоснована важность накопления музыкально-интонационного опыта восприятия классической музыки с самого раннего дошкольного возраста. В процессе приобщения к высоким образцам классики у ребёнка формируются первоначальные ценностные ориентации, способность понимать и ценить прекрасное, закладываются основы художественной культуры и развивается эмоциональная отзывчивость на удивительные творения человеческого гения.

Цветомузыкальное восприятие, понимаемое нами как способность соотнесения эмоционального содержания музыки с эмоциональной выразительностью цвета, является эффективным средством эстетического развития и формирования основ художественной культуры дошкольников при соблюдении следующих педагогических условий:

  • содержанием эстетического развития детей дошкольного возраста являются высокохудожественные образцы музыкального и изобразительного искусств;
  • методика развития цветомузыкального восприятия у дошкольников построена поэтапно: от усвоения детьми изобразительно-выразительных средств музыки и изобразительного искусства до формирования эмоционально-оценочного, ценностного отношения к произведениям искусства;
  • организация творческой деятельности принимает привлекательные для детей формы (игры, нетрадиционные виды занятий, детско-родительские встречи с искусством).

В разработанной методике теоретически обосновано понятие цветомузыкального восприятия как эстетического качества личности ребёнка; изучены особенности цветомузыкального восприятия старших дошкольников; выявлена и экспериментально проверена эффективность педагогических условий формирования цветомузыкальных образов средствами синтеза искусств; описаны факторы проявления цветомузыкального восприятия в процессе слушания музыки.

Нами разработана методика диагностики проявления цветомузыкального восприятия, найдены способы математической обработки полученных данных с использованием формальной методики и зафиксировано проявление цветомузыкального восприятия на специально организованных занятиях, реализующих модель эффективного эстетического развития «восприятие — воспроизведение». Уточнено определение цветомузыкального восприятия, разработана серия занятий по слушанию музыки в сопровождении цвета и найдено их место в этой модели в качестве условия, стимулирующего проявление цветоэмоционального отклика на музыку у детей дошкольного возраста.

Основной принцип построения заданий непосредственно образовательной деятельности (далее — НОД) по развитию цветомузыкального восприятия у дошкольников — пропорциональность и равновесие музыки и живописи, равноценность и взаимодополнительность двух видов искусства. Музыка не является фоном по отношению к изобразительной деятельности, так же как и живописные образы не служат лишь иллюстрацией к музыкальным произведениям. Мы говорим о формировании способности к цветоэмоциональному реагированию на музыку у старших дошкольников; дети как будто «рисуют портреты музыки с натуры», знакомясь с выразительными средствами двух видов искусства в их взаимосвязи и эмоциональном уподоблении.

Ещё выделяется принцип инвариантности: мы предлагаем похожие друг на друга задания — «нарисовать музыку», «передать настроение в цвете». Этим достигается возможность обратиться к своему внутреннему состоянию, сконцентрироваться на эмоциональном переживании, т. к. ребёнок перестаёт через какое-то время нуждаться в объяснениях. Контрастные музыкальные произведения не дадут детям скучать, а процесс создания цветовых картин усилит интерес и повысит их внимание.

Также можно говорить о принципе невмешательства в процесс создания цветомузыкальных композиций. Педагог выступает организатором игровой ситуации «рисуем музыку», а роль учителя отводится искусству.

Принцип постепенности перехода от целого к частному, от спонтанного эмоционального реагирования к интеллектуальному анализу. Сначала ребёнок накапливает опыт слушания музыки и пытается передать её настроение с помощью цвета, и лишь затем мы переходим к обсуждению музыкальной формы и законов цветоведения.

Принцип уподобления, сформулированный О. П. Радыновой, также реализуется в программе через беседы и подбор соответствующих сопоставлений в предлагаемом детям материале. Он заключается в поиске эмоциональных соответствий, общности и сходстве элементов аудиальной и визуальной модальностей, выраженных через художественное слово или движение.

Программа «Музыкальная палитра» разработана для подготовительной группы ДОУ и рассчитана на 2 полугодия (приложение). Непосредственную образовательную деятельность по программе рекомендуется проводить дополнительно в условиях изостудии или в свободное вечернее время. Интеграция музыки и изобразительного искусства оказывает комплексное воздействие на эстетическое развитие личности.

Ребёнку необходимо самому преодолеть привычно возвышающуюся стену непонимания между его внутренним миром и миром «взрослого» искусства и всей душой почувствовать, что искусство и творчество столь же необходимы ему, как и любые другие доступные или более привычные виды деятельности. Обязательной предпосылкой для формирования у детей ценностного отношения к искусству является создание условий для углублённого ознакомления с шедеврами классики.

Возможность решения этой задачи с использованием синтеза музыки и живописи коренится в эмоциональной основе восприятия произведений этих двух видов искусств. Использование их взаимосвязи может служить основой для развития эмоциональной стороны личности ребёнка.

В своей работе мы опирались на программу О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры», а ознакомление детей со способами рисования непредметных цветовых композиций осуществляется по рекомендациям Р. Г. Казаковой и Л. Г. Беляковой.

Приложение

Структура программы «Музыкальная палитра»

Первый блок — «Мир цвета»

Посвящён ознакомлению детей с техникой получения разнообразных оттенков, обогащению представлений о выразительных особенностях палитры и созданию непредметных цветовых композиций. Основной целью блока является развитие цветоэмоциональных представлений у детей и осознание цвета как самостоятельного выразительного средства. В этом блоке предполагается проведение 5 НОД по рисованию без музыкального сопровождения.

Нами разработано 3 диагностических задания по выявлению начального уровня развития отдельных специальных изобразительных и музыкальных способностей дошкольников. Самыми важными показателями являются наличие эмоционального реагирования на цвет, навыки слушания классической музыки, умение различать части музыкальной формы.

Задача педагога на этом этапе — обучить ребёнка свободе и раскованности в использовании всего богатства цветов и оттенков гуаши. Для этого подойдут любые творческие идеи педагога, перед которым открывается возможность сочинить сказки, придумать игры и подобрать по своему вкусу репродукции художников-живописцев.

Рисование «цветовых настроений» способствует пониманию той возможности, которая открывается перед художником, чувствующим выразительность колорита. И оказывается, что вовсе не обязательно рисовать что-то конкретное, имеющее узнаваемый контур. Дети охотно включаются в игровую ситуацию, где краски на листе встречаются друг с другом и разговаривают на своём языке. Рисуем радость и страх — какие разные получаются работы! Два контрастных эмоциональных состояния — и ребята с лёгкостью выбирают из известных им оттенков наиболее подходящие: тёплые, позитивные и мрачные, грязноватые. Потом более тонкие градации — ласка, тревога. Многие малыши рисуют нежные светлые цветовые пятна, используя приобретённый навык добавления белой краски. А тревога получается в сероватых пятнах, быстрых и отрывистых движениях кистью по квадрату настроения. Покой, грусть — сближенные эмоциональные состояния. И всё же даже это не кажется слишком сложным, ведь в распоряжении у маленьких художников целый Мир Цвета!

Центральный блок — «Цветомузыка»

Состоит из 20 инвариантных по организации заданий НОД, целью которых является развитие цветоэмоциональной отзывчивости на музыку. Необходимо дать детям представление о том, что музыка разных времён, направлений, стилей может вызывать разные цветовые ассоциации и способствовать цветовой визуализации.

Звучит музыка. Какие образы она навевает? Дерево на ветру? Или скачущая девочка с мячом? Птенчик на краю гнезда или быстрые капли дождя за окном? А может быть, и не стоит задумываться о том, как именно назвать то, что мы чувствуем, слушая музыкальные произведения? Можно просто потанцевать кисточкой по бумаге. Все изменения характера музыки, смена частей, настроений могут быть выражены с помощью цвета. Рисование во время слушания позволяет чувствам ребёнка проявиться сразу, подобно жестам взволнованного человека; эмоции не скованы необходимостью соблюдать спокойствие в процессе слушания и, выплескиваясь на бумаге, углубляются и совершенствуются, тогда как в процессе пассивного слушания они постепенно затухают и, не успев развиться, стать более осознанными, могут исчезнуть.

Педагог в самом начале говорит: «Закройте глаза. Попробуйте представить себе, какого цвета эта музыка. Но только — тсс… Никому не говорите!» Звучат первые такты. Дети слушают с закрытыми глазами. И ничего, что на первых встречах кое-где прозвенит тихое хихиканье — скоро они привыкнут и станут чуть серьёзнее. А потом уже можно открыть глаза и приступить к смешиванию красок — сначала на палитре, а потом и на своём квадратике.

Заключительный блок — «Музыкальная форма»

Включает в себя задания по ознакомлению с простой одночастной, контрастной трёхчастной формой, рондо и сонатным аллегро. Переход от простого к сложному, постепенное углубление представлений детей об особенностях музыкального построения проходит в игровой деятельности; привлекательная для детей форма преподнесения усложняющихся задач стимулирует их активность и заинтересованность.

Мы предлагаем использовать для рисования разные геометрические формы. Детям интересно рисовать в круге, сегменте, они с любопытством слушают объяснения педагога о том, что музыка состоит из частей, которые различаются по настроению. Для рисования простой одночастной формы мы выбрали знакомые по цветовым настроениям квадраты 5×5 см и яркие по характеру пьесы, имеющие непродолжительное время звучания и отличающиеся эмоциональной контрастностью. Дети с помощью взрослого выясняют, «какое у музыки настроение» и какие она любит краски, нравится ли ей, когда её гладят кисточкой, или она порхает так, что её не удержишь.

Далее рисуем по привычной схеме.

Рисование контрастной трёхчастной формы «ABA» на квадратах 5×5 см, соединённых в полосу (рис. 1).

Программа «Музыкальная палитра» для детей старшего дошкольного возраста

И форма сегмента для рисования трёхчастной формы с вступлением и заключением «aABAa» (рис. 2).

Программа «Музыкальная палитра» для детей старшего дошкольного возраста

Рисование формы рондо на круге-кольце (рис. 3).

Программа «Музыкальная палитра» для детей старшего дошкольного возраста

Скачать формы для рисования 

Детям предлагается прослушать пьесу К. Сен-Санса «Аквариум» и подсчитать количество частей, загибая пальчики. После беседы об особой форме этой пьесы и рассказа про музыкальный круг дети слушают музыку второй раз. Предложенный нашими ребятами способ рисования (эпизоды — быстрыми волнообразными движениями кисти и точками — рефрены) оказался оптимальным для изображения этой музыки, он не затруднял рисование из-за своей простоты и не тормозил процесс переключения с одного фрагмента на другой. И, конечно, любой ребёнок может придумать свой способ изображения.

Скачать ноты Сен-Санс К. «Аквариум»

Можно придумать и много других интересных геометрических форм для сопоставления контрастных музыкальных фрагментов и частей сложных пьес. Фантазия педагога безгранична!

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник музыкального руководителя»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ДОО
      • Налоговый кодекс
        Андреева В. И.
        Канд. истор. наук, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Российского государственного университета правосудия

        Подробнее
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ДОО
      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 12 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО
      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        Подробнее


      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;
      • подарок за регистрацию: видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль