Рекомендации по использованию песен «Поём и играем в театре кукол» в детском саду

122

Коренблит С.С., композитор, автор и научный руководитель парциальной общеобразовательной программы «Весёлый день дошкольника»

Волосовец Т.В., канд. пед. наук, проф., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования

Кузнецова Г.В., ст. науч. сотр. дошкольного отдела ФГАУ «Федеральный институт развития образования», г. Москва

Берестов В.Д., поэт

Хотя песни написаны специально для спектаклей театра кукол, их можно смело использовать для праздников, досугов, занятий по изобразительной деятельности, лепке, развитию речи, аппликации, а также в процессе изучения с детьми детской литературы и театра.

Некоторые песни, особенно понравившиеся детям, они сами, без подсказок взрослых используют в своих сюжетно-ролевых играх, в свободной деятельности дома, в детском саду, на отдыхе.

Очень хорошо использовать песни во время изготовления соответствующих кукол. Предварять такую работу можно песнями «Кукловоды», «Рука-артистка» и «После спектакля».

Если педагог проводит продуктивные занятия по соответствующей тематике, то целесообразно включать песни по мере необходимости, и не более двух песен для одного занятия. Приведём примеры фрагментов таких занятий (приложения 1–4).

Приложение 1

Рекомендации по использованию песен «Поём и играем в театре кукол» в детском саду

 

Иллюстрации к занятиямХудожник Ольга Сутемьева создала иллюстрации, которые помогут вам познакомить малышей с персонажами песен.

Скачать иллюстрации

Занятие по рисованию «Звездочёт»

Воспитатель: Мы начинаем знакомство с песнями о кукольном театре! Это что-то необыкновенное! Давайте сейчас послушаем песню про волшебника Звездочёта.

(Звучит песня «Звездочёт».)

Мне так понравилась песня, что я захотела нарисовать Звездочёта. Интересно, как он может выглядеть? Вы не знаете? Давайте посмотрим на картинку, которую я заранее приготовила.

(Воспитатель проводит беседу с детьми по картинке, на которой изображён Звездочёт.)

А сейчас мы с вами ещё раз послушаем песню «Звездочёт». Музыку написал композитор Станислав Коренблит, а слова песни написаны поэтом Валентином Берестовым.

(Снова звучит песня «Звездочёт».)

А каким вы представили себе Звездочёта, прослушав эту песню? (Ответы детей.) Много разных Звездочётов живёт на свете. А каким будет ваш Звездочёт, мы узнаем, когда вы его нарисуете. Вам в помощь — иллюстрация, а также сама песня.

(Занятие продолжается, дети рассматривают иллюстрацию, слушают ещё раз песню и начинают рисовать. Во время рисования может тихонько звучать мелодия песни «Звездочёт» (караоке без вокала). После занятия все рисунки дети сами помещают на удобное для просмотра место. Проводится игра «В картинной галерее». Дети превращаются в экскурсоводов и рассказывают о своих работах и о картинках, которые им понравились.)

Приложение 2

Занятие по лепке «Петрушка»

(Звучит песня «Петрушка».)

Воспитатель: Мы сегодня с вами пришли в небольшой музей, который находится в изостудии нашего детского сада. Посмотрите, как много здесь разных рисунков, кукол, поделок, скульптурок, игрушек, посвящённых вашему любимцу Петрушке.

(Проводится беседа о предметах музея, педагог обращает внимание детей на детали костюма Петрушки, на его лицо, туловище, руки и ноги.)

А сейчас садитесь вот сюда, на стулья около столов. Вас приветствует ваш любимый Петрушка.

(Воспитатель инсценирует песню «Петрушка», показывая Петрушку из-за ширмы. Кроме воспроизведения песни воспитатель может читать дразнилки, приготовленные специально для ребят группы.)

Вот так Петрушка! Подразнил вас, ребята, немножко! Вы не обиделись? Вот почему говорят, что у Петрушки очень острый язычок! Он подсмеивается над разными людьми и делает это так здорово, что вы и сами начинаете над собой смеяться! А посмотрите, какой колпак у Петрушки! Вверху он остренький, и на нём бубенчик. Когда Петрушка кого-нибудь в сказке обманывает, то говорят, что он его околпачил, т. е. обманул, провёл. Вот он какой, проказник Петрушка! Недаром он считается народным любимцем. Именно Петрушка мог разговаривать с человеком любого социального положения или достатка и публично над ним потешаться. А песня про Петрушку вам понравилась? Мы сейчас с вами вернёмся в группу, ещё раз послушаем песню «Петрушка» и будем лепить наших Петрушек из специальной массы для лепки. Она похожа на пластилин, но более удобна.

(Занятие продолжается в группе. Дети ещё раз прослушивают песню «Петрушка» и начинают лепить своих кукол. В конце занятия дети пробуют инсценировать песню, используя своих Петрушек.)

Приложение 3

Коллективная аппликация «Театр Карабаса-Барабаса»

Воспитатель: Мы с вами недавно закончили читать сказку Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Назовите мне своих любимых героев. (Дети называют.) Помните, а ведь мы встречались с этими героями в театре кукол? У меня есть иллюстрации, я их поставлю вот здесь, рассмотрите их хорошенько. (Дети рассматривают иллюстрации, проводится небольшая беседа.) Я пригласила кукол из театра к нам в группу. Мы сегодня ещё раз рассмотрим их, послушаем песни наших героев и попробуем изобразить их на листе ватмана. У нас будет большая коллективная работа. Итак, начинаем! Вспомните, кто был хозяином театра кукол? Правильно, Карабас-Барабас. Вот он какой грозный! Посмотрите!

(Воспитатель достаёт куклу. Звучит песня «Карабас-Барабас».)

Можно сперва нарисовать декорации кукольного театра. Затем в середине нашего большого листа мы попробуем изобразить этого грозного Карабаса-Барабаса. Подумайте, из чего мы его сделаем? (Ответы и предложения детей.) А лицо Карабаса-Барабаса похоже, как вы правильно заметили, ребята, на овал! Нарисуйте овал. (Дети рисуют.) Хорошо, вот здесь на этом овале, как предложили ребята, можно нарисовать черты лица, глаза, нос, усы и приклеить бороду и шляпу. Почему в овале? Как вы думаете, ребята? (Ответы детей.) Правильно, чтобы смешнее было! Как рисовать лицо? (Ответы детей.) Оля и Серёжа знают, как рисовать лицо, они рассказали нам сейчас, как это сделать, и мы им поручаем эту работу! (Дети выполняют.) Так, молодцы! А теперь работаем дальше. Посмотрите, какая шляпа у  Карабаса-Барабаса? (Ответы детей.) Вот здесь у меня есть заготовки для шляп, которые мы делали на предыдущих занятиях из разной бумаги. Рассмотрите их! Выберите шляпу, которая сюда лучше подходит. (Дети выбирают.)Нужно её приклеить. Кому эту работу можно поручить? Может, это сделают Миша и Валя, раз вы все выбрали сделанные ими шляпы? Вот так, молодцы! Теперь очередь бороды. Давайте подумаем, кто хорошо владеет ножницами и сможет аккуратно сделать бороду вот из этой гофрированной бумаги. Предлагайте, ребята. (Дети предлагают.) Поручаем это Серёже и Диме, так решили все дети. Они разрежут вот эту гофрированную бумагу так, как мы это уже делали, когда готовили аппликации гномиков. Вы помните? Молодцы, приступайте. (Дети выполняют.) Туловище для Карабаса-Барабаса мы изготовлять не будем. Потому что здесь, внизу нашего большого листа из ватмана, на котором мы выполняем работу, будут изображены куклы его театра. А как нам показать, что эти куклы управляются Карабасом? (Дети предлагают.) Интересное предложение у Саши! Над головами кукол будут расположены руки хозяина театра Карабаса-Барабаса, а дальше? От рук нарисуем ниточки, через которые он управляет куклами. Вот, Саша, возьми фломастеры, будешь воплощать свою идею в жизнь, когда придёт время!

Сегодня к нам в гости пожаловал и первый кукольный герой театра. Послушайте его песенку и определите, кто это?

(Звучит песня «Пьеро», воспитатель управляет куклой.)

Кто же это? Правильно, Пьеро! Сейчас на нашем ватмане мы найдём место для Пьеро! Так, где вы хотите, чтобы был Пьеро? Вот здесь! Из чего его надо сделать? Давайте посмотрим. У нас есть заготовки разных масок, подберите ту, которая похожа на Пьеро. Воротник его я уже сделала вместе с девочками Настей и Машей, вот он, посмотрите! А шляпу подберут и приклеят те ребята, у кого на рубашке больше всего пуговиц! Как это узнать? А вы подумайте!

(Дети считают свои пуговицы, девочки помогают мальчикам, и выясняется, что у троих ребят пуговиц получилось одинаковое количество — им и поручается эта работа.)

Вы помните, что на прошлой неделе мы рисовали с вами Буратино и Мальвину? Лучшими рисунками вы признали работы Коли и Али. Ребята их уже вырезали. Принесите их и наклейте рядом с Пьеро. (Дети выполняют.) Так, а теперь ещё один герой!

(Звучит песня «Артемон». Воспитатель работает с куклой Артемона.)

Как мы будем изображать вашего любимца? Правильно, из кусочков салфеток сделаем ему мордочку и передние лапки. Помните, как надо? Приступаем!

(Дети из кусочков салфеток, скомканных особым образом, катают шарики и приклеивают по контуру, нарисованному педагогом, получается мордочка Артемона.)

Вот мы с вами и приклеили тех героев сказки, о которых поётся в песнях. Кого ещё не хватает на нашей картине? Правильно, черепахи Тортиллы. Её вам придётся сейчас нарисовать, причём всем вместе! И не забудьте нарисовать золотой ключик! (Дети рисуют.) Вверху нашей общей работы у нас будут руки Карабаса-Барабаса. Вот они у нас уже готовы, их приклеят Оля и Паша. А Саша от них нарисует ниточки к каждой кукле. Итак, у нас с вами большой лист ватмана, наша коллективная работа. Сверху расположен Карабас-Барабас, а снизу — его куклы, которыми он как бы управляет, держа их за ниточки. А теперь заканчиваем работу самостоятельно!

(Дети заканчивают коллективную работу. В конце занятия звучит песня «После спектакля».)

Приложение 4

Досуг «В поисках золотого ключика»

(В музыкальном зале стоит ширма для кукольного театра, рядом тумба с надписью «Касса», на центральной стене нарисована волшебная дверь, на которой написано «Волшебная страна». Дети вместе с воспитателем входят в музыкальный зал, рассматривают его убранство.)

Воспитатель: Смотрите, как здесь красиво! А вот и волшебная дверь! Что на ней написано? Давайте прочитаем! «Волшебная страна». Как же нам попасть в эту Волшебную страну? Дверь не открывается! У кого же из сказочных героев есть волшебный ключик? (Ответы детей.) Правильно, у черепахи Тортиллы! А где же нам найти черепаху Тортиллу? (Ответ детей: в сказке.) А как называется эта сказка и кто её написал? (Ответы детей.) Молодцы!

(Над ширмой появляется черепаха Тортилла. Она поёт песню «Тортилла».)

Здравствуйте, уважаемая Тортилла! Нам нужно открыть волшебную дверь вашим золотым ключиком!

Тортилла: Но я уже отдала его Буратино!

Воспитатель: Мы знаем это! Но скажите, как нам найти этого деревянного мальчика?

Тортилла: Это очень просто! Идите в театр Карабаса-Барабаса — и найдёте там Буратино!

Воспитатель: Спасибо! (Обращается к ребятам.) Карабас-Барабас расположил свой театр недалеко от этого места. Значит, он скоро будет здесь!

(Появляется второй воспитатель, одетый в костюм Карабаса-Барабаса. У него в руках куклы. Он поёт песню «Карабас-Барабас».)

Карабас-Барабас:
Уважаемая публика! Сегодня и ежедневно всемирно известный театр Карабаса-Барабаса и его живые куклы в вашем городе! Покупайте билеты на лучшее в мире представление! В кассу! В кассу! (Уходит.)

Воспитатель: Придётся нам купить билеты и пойти на представление! Там мы и найдём нашего Буратино! Внимание! Внимание! Театр открывается, всё готово к началу представления. В кассе продаются билеты за вежливые слова.

(Воспитатель может, к примеру, прочитать стихотворение Э. Мошковской «Вежливые слова» («В три часа открылась касса…«) или предложить своё собственное сочинение на эту тему.)

Воспитатель: Приготовьте ваши вежливые слова, чтобы купить билет.

(Дети говорят кассиру вежливые слова и получают билеты, затем проходят в импровизированный зрительный зал, который находится перед ширмой, и садятся на свои места согласно приобретённым билетам.

Представление начинается с песни «Рука-артистка». Взрослые под звучащую песню показывают, во что может превратиться рука. Затем на ширме появляются куклы и Пьеро. Он исполняет песню «Пьеро». Все куклы ему сочувствуют.

Неожиданно в зале появляется Буратино.

Буратино (кричит из зала):

А твоя Мальвина убежала! Айда с нами! Хватит плакать!

(Куклы на ширме кричат: «Куда ты, Пьеро? Подожди, не убегай!» Появляется Карабас-Барабас.)

Карабас-Барабас:
Это ещё что такое? Куда? Зачем? На место! (Показывает рукой на убегающих кукол.) В погоню!

Воспитатель: Ой, ребята, Буратино опять убежал! Где же нам его искать? Как вы думаете? (Ответы детей.) Я тоже думаю, что он убежал к Мальвине! Значит, нам придётся идти за ним! А для того чтобы попасть за город, нужно сесть на автобус. Давайте сделаем его из стульчиков и поедем.

(Дети ставят стульчики друг за другом в два ряда (как в автобусе), садятся на них и поют «Песню путешественников», муз. М. Старокадомского, сл. С. Михалкова. В это время на кукольной ширме появляются Мальвина и пудель Артемон. Дети быстро ставят стульчики рядами, как в зрительном зале, и садятся на них. Артемон танцует и исполняет песню «Артемон». После песни на ширме появляются Буратино и Пьеро.)

Буратино: Спасайтесь кто может! Сейчас сюда придёт Карабас-Барабас!

Пьеро: Ах, Мальвина, любовь моя! Всё погибло!

Мальвина: Ах! Что же делать!

Буратино: Никакой паники! Мы будем кричать, звать на помощь, и нам помогут!

Воспитатель: Дорогой Буратино! Мы с ребятами можем помочь вам справиться с  Карабасом-Барабасом! А  ну-ка, ребята, надевайте свои бородки, которые мы изготавливали на занятии по ручному труду, превращаемся в  Карабасиков-Барабасиков! Встанем вокруг него в хоровод! Мы его закружим!

(Вбегает Карабас-Барабас. Дети встают вокруг него в хоровод, быстро передвигаются по кругу и поют песню «Карабас-Барабас».)

Карабас-Барабас:
Хватит! Прекратите! Я не могу вас слушать! (Убегает.)

Буратино: Спасибо, ребята! Как мы можем вас отблагодарить?

Воспитатель: Дорогой Буратино, нам нужен твой золотой ключик! Мы хотим открыть дверь Волшебной страны!

Буратино: Вот, пожалуйста, возьмите!

(Воспитатель «открывает» волшебную дверь золотым ключиком, а за ней для ребят спрятаны книги А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».)



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль