Обеспечение психологической безопасности образовательной среды
Именно в дошкольном возрасте закладывается база целостного развития личности ребенка: интеллектуального, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного. В обеспечении такового развития заключается главная задача детских образовательных учреждений. Вопросы охраны жизни и
Исходя из выше изложенного, понятие «психологическая безопасность» целесообразно поделить на две структурные составляющие:
- систему организации режима жизнедеятельности учеников;
- систему организации межличностных отношений в ДОО.
Структурные составляющие психологической безопасности образовательной среды
Система организации режима жизнедеятельности учеников предполагает:
- Целесообразное и эффективное планирование образовательной деятельности дошкольников в режиме дня (распределение интеллектуальной и физической нагрузки; организация хорошего питания и сна);
- создание предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексного развития, потребности в общении, движении, эмоциональном комфорте и так далее;
- организация образовательного процесса (поддержание оптимального баланса между специально организованной и самостоятельной деятельностью детей;
- проведение занятий в форме игр и бесед;
- вовлечение учащихся в познавательные виды деятельности и решение практических задач.
Система организации межличностных отношений в ДОО подразумевает:
- влияние преподавателя на формирование личности дошкольника (манера взаимоотношений, личностные качества преподавателя, педагогический профессионализм);
- создание психологической безопасности образовательной среды в детском коллективе (межличностные отношения в группе ровесников) и в педагогическом коллективе (мотивация к работе, манера управления, традиции).
Этапы создания психологической безопасности образовательной среды в ДОО
- Этап диагностики. На данном этапе происходит анализ отношения дошкольников к ДОО, их эмоциональное состояние, психологический климат внутри детского коллектива, психологические особенности воспитателей с точки зрения личностно направленной педагогики, манера взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса, специфика организации воспитательно-образовательного процесса, степень комфорта предметно-развивающей среды для детей и взрослых, психологический климат внутри педагогического коллектива.
- Организационно-практический этап.
В группах ДОО часто проводятся занятия, способствующие обеспечению психологической безопасности образовательной среды:
- игровые занятия для младших дошкольных групп. Цель: обеспечить психологическое благополучие и успешную социализацию детей в процессе игрового взаимодействия. Задачи: вызвать у ребенка внимание к совместной деятельности с ровесниками – партнерское взаимодействие; облегчить процесс освоения вновь прибывших детей; создать благоприятные условия для общей деятельности со сверстниками; создать необходимый климат в группе; научить слушать взрослого оппонента и действовать согласно его рекомендациям; научить быть эмоционально отзывчивыми, подобно взрослым; создать эмоционально-доверительный контакт между ребенком и взрослым; снизить психофизическую и эмоциональную напряженность; развивать сенсомоторные навыки; развивать речевой аппарат и познавательную активность.
- программа психолого-педагогических занятий по развитию у дошкольников интеллектуального, волевого и эмоционального начала. Цель: создание предпосылок для естественного психологического развития ребенка в психологически безопасной образовательной среде. Задачи: развить эмоциональную сферу, ввести дошкольника в мир человеческих чувств; развить коммуникативные навыки, необходимые для успешного общения; развить волевую сферу - умение контролировать собственные психические действия, что необходимо для удачного обучения в школе; развить личностную самооценку: объективное мнение о себе и убежденность в себе; развить интеллектуальную сферу: умение размышлять, сформировать наглядно-образное, словесно-логическое, творческое и критическое мышление; создать положительную мотивацию к обучению; развить познавательные психические процессы: восприятие, память, интерес, фантазию.
Предметно-развивающая образовательная среда ДОО способствует формированию у дошкольников положительных воспоминаний о детском образовательном учреждении, содействует укреплению их психологического и эмоционального здоровья, развитию эмоционально-чувственной сферы, формирует в детях независимость и умение принимать самостоятельные решения.
Итоги работы по обеспечению психологической безопасности образовательной среды
Система работы по обеспечению психологической безопасности образовательной среды, выстроенная с учетом критериев реализации ФГОС ДО, дает позитивные итоги:
- соответствие предметно-развивающей среды потребностям психологической сохранности;
- направленность деятельности преподавателей на личностное взаимодействие с детьми;
- сокращение количества причин, плохо влияющих на эмоциональное состояние и вызывающих дискомфорт за счет рационального планирования образовательной деятельности дошкольников в режиме дня;
- включение в просветительный процесс важных и увлекательных видов деятельности;
- проведения образовательной деятельности с детьми в интересной и эмоциональной форме;
- создание способов снятия психоэмоционального напряжения;
- создание предпосылок для многостороннего развития творческого потенциала и личных возможностей учеников;
- уменьшение численности дошкольников с эмоциональными нарушениями;
- успешная социализация детей младшего возраста в условиях ДОО;
- сокращение численности детей, психологически не готовых к поступлению в школу.