Психологическая безопасность образовательной среды в ДОУ

157

Обеспечение психологической безопасности образовательной среды

Именно в дошкольном возрасте закладывается база целостного развития личности ребенка: интеллектуального, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного. В обеспечении такового развития заключается главная задача детских образовательных учреждений. Вопросы охраны жизни и укрепления физиологического и психического здоровья учеников должны быть неотъемлемой частью планирования образовательной деятельности дошкольников в режиме дня. Под психологической безопасностью подразумевается ограждение дошкольников от угроз, психологического давления, унижения и оскорбления, принуждения делать что-либо против воли, недостойного обращения.

Исходя из выше изложенного, понятие «психологическая безопасность» целесообразно поделить на две структурные составляющие:

  1. систему организации режима жизнедеятельности учеников;
  2. систему организации межличностных отношений в ДОО.

Структурные составляющие психологической безопасности образовательной среды

Система организации режима жизнедеятельности учеников предполагает:

  • Целесообразное и эффективное планирование образовательной деятельности дошкольников в режиме дня (распределение интеллектуальной и физической нагрузки; организация хорошего питания и сна);
  • создание предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексного развития, потребности в общении, движении, эмоциональном комфорте и так далее;
  • организация образовательного процесса (поддержание оптимального баланса между специально организованной и самостоятельной деятельностью детей;
  • проведение занятий в форме игр и бесед;
  • вовлечение учащихся в познавательные виды деятельности и решение практических задач.

Система организации межличностных отношений в ДОО подразумевает:

  • влияние преподавателя на формирование личности дошкольника (манера взаимоотношений, личностные качества  преподавателя, педагогический профессионализм);
  • создание психологической безопасности образовательной среды в детском коллективе (межличностные отношения в группе ровесников) и в педагогическом коллективе (мотивация к работе, манера управления, традиции).

Этапы создания психологической безопасности образовательной среды в ДОО

  1. Этап диагностики. На данном этапе происходит анализ отношения дошкольников к ДОО, их эмоциональное состояние, психологический климат внутри детского коллектива,  психологические особенности воспитателей с точки зрения личностно направленной педагогики, манера взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса, специфика организации воспитательно-образовательного процесса, степень комфорта предметно-развивающей среды для детей и взрослых, психологический климат внутри педагогического коллектива.
  2. Организационно-практический этап.

В группах ДОО часто проводятся занятия, способствующие обеспечению психологической безопасности образовательной среды:

  • игровые занятия для младших дошкольных групп. Цель: обеспечить психологическое благополучие и успешную социализацию детей в процессе игрового взаимодействия. Задачи: вызвать у ребенка внимание к совместной деятельности с ровесниками – партнерское взаимодействие; облегчить процесс освоения вновь прибывших детей; создать благоприятные условия для общей деятельности со сверстниками; создать необходимый климат в группе; научить слушать взрослого оппонента и действовать согласно его рекомендациям; научить быть эмоционально отзывчивыми, подобно взрослым; создать эмоционально-доверительный контакт между ребенком и взрослым; снизить психофизическую и эмоциональную напряженность; развивать сенсомоторные навыки; развивать речевой аппарат и познавательную активность.
  • программа психолого-педагогических занятий по развитию у дошкольников  интеллектуального, волевого и эмоционального начала. Цель: создание предпосылок для естественного психологического развития ребенка в психологически безопасной образовательной среде. Задачи: развить эмоциональную сферу, ввести дошкольника в мир человеческих чувств; развить коммуникативные навыки, необходимые для успешного общения; развить волевую сферу - умение контролировать собственные психические действия, что необходимо для удачного обучения в школе; развить  личностную самооценку: объективное мнение о себе и убежденность в себе; развить интеллектуальную сферу: умение размышлять, сформировать наглядно-образное, словесно-логическое, творческое и критическое мышление; создать положительную мотивацию к обучению; развить познавательные психические процессы: восприятие, память, интерес, фантазию.

Предметно-развивающая образовательная среда ДОО способствует формированию у дошкольников положительных воспоминаний о детском образовательном учреждении, содействует укреплению их психологического и эмоционального здоровья, развитию эмоционально-чувственной сферы, формирует в детях независимость и умение принимать самостоятельные решения. 

Итоги работы по обеспечению психологической безопасности образовательной среды

Система работы по обеспечению психологической безопасности образовательной среды, выстроенная с учетом критериев реализации ФГОС ДО, дает позитивные итоги:

  • соответствие предметно-развивающей среды потребностям психологической сохранности;
  • направленность деятельности преподавателей на личностное взаимодействие с детьми;
  • сокращение количества причин, плохо влияющих на эмоциональное состояние и вызывающих дискомфорт за счет рационального планирования образовательной деятельности дошкольников в режиме дня;
  • включение в просветительный процесс важных и увлекательных видов деятельности;
  • проведения образовательной деятельности с детьми в интересной и эмоциональной форме;
  • создание способов снятия психоэмоционального напряжения;
  • создание предпосылок для многостороннего развития творческого потенциала и личных возможностей учеников;
  • уменьшение численности дошкольников с эмоциональными нарушениями;
  • успешная социализация детей младшего возраста в условиях ДОО;
  • сокращение численности детей, психологически не готовых к поступлению в школу. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль