Коррекционно-развивающее занятие ДОУ «Зарядка для ума»

97

Почему так важно сохранение и укрепление здоровья дошкольников

В современных условиях жизни врачи диагностируют повышение численности детей-дошкольников с какими-либо отклонениями в состоянии здоровья, отставанием в физиологическом развитии, понижением сопротивляемости организма вредным воздействиям окружающей среды (инфекционно-вирусным заболеваниям). Эти дети с огромными усилиями, по сравнению со здоровыми сверстниками, преодолевают трудности, возникающие в процессе обучения, с лишними психофизическими затратами достигают выполнения требований, предъявляемых к ним в дошкольных организациях. 

Трудности сохранения и укрепления здоровья дошкольников всегда были и остаются актуальными в практике общественного и домашнего воспитания, они диктуют надобность поиска действенных средств их преодоления. Немаловажная роль в удачном применении коррекционно-оздоровительных методов принадлежит организациям, осуществляющим воспитательно-образовательный процесс, в результате чего происходит улучшение психофизического состояния дошкольников в целом и развитие всего организма, в частности.

Для того, что преодолеть нарушения, имеющиеся у дошкольников, повысить жизненный тонус, предупредить возникновение и развитие простудных болезней, предупредить возникновение патологий, укрепить психофизиологическое здоровье, были изобретены авторские методики упражнений «Зарядка для ума» для детей от 4-х до 7 лет, состоящие из телесно-ориентированных техник. Не считая этого, комплексы, входящие в коррекционно-развивающие занятия в ДОУ, содействуют оптимизации многофункционального статуса глубинных образований мозга, формированию базиса подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Формирование головного мозга

Психическое формирование детей наступает внутриутробно, протекает в соответствии с точной генетической программой и очень интенсивно длится до девятилетнего возраста.

При рождении мозг ребенка весит около 350 г, что составляет 25% от веса мозга зрелого человека. Мозг вырастает со скоростью 1 миллиграмм в минуту, достигая 50% веса мозга зрелого человека к 6 месяцам, 75% – к 2,5 годам и 90% – к 5 годам, что объясняет значимость развития психики, а также сохранение и укрепление здоровья дошкольников до пяти лет.

К концу первого года жизни подкорковые и стволовые образования мозга, необходимые для жизнедеятельности детей, фактически заканчивают свое формирование и становятся базисом для развития высших психических функций. Принято полагать, что более активное формирование правого полушария (творческого, образного) проистекает у девочек до 7 лет, а у мальчиков до 8. Более чувствительный период развития левого полушария (логического, речевого) длится до 9–12 лет.

В процессе сохранения и укрепления здоровья дошкольников очень важно правильное формирование функций правого полушария (пространственные представления, зрительное восприятие, соматогнозис – чувствование и управление своим телом, копирование, чутье, ощущение, вкус, ритмы и так далее), так как это позволит полноценно сформировать и функции левого полушария (речь, анализ, самоконтроль, произвольность, логика, интерес, общественные коммуникации, программирование, альтруизм и другие). Например, фонематический слух – функция левого полушария – поначалу обязан сложиться как тональное звукоразличение (шумовое восприятие) в правом полушарии. Его несформированность может привести к грубейшим нарушениям речи. Для формирования математических способностей (функция левого полушария) до семилетнего возраста нужно развить такие правополушарные функции, как чутье, ощущение, вкус, ритмы и другие.

Взаимодействие между полушариями осуществляет мозолистое тело – большой пучок нервных волокон, объединяющих два полушария и передающих 4 миллиарда сигналов в секунду из одного в другое. Мозолистое тело гарантирует единство работы головного мозга. Оно развивается у детей до 7–8 лет.

Области действий коррекционно-развивающих занятия в ДОУ

В состав «Зарядки для ума», направленной на сохранение и укрепление здоровья дошкольников, входят кинезиологические, глазодвигательные, дыхательные упражнения и точечный массаж.

Развивают мозолистое тело кинезиологические методики, ориентированные на активизацию разных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет совершенствовать возможности человека либо корректировать трудности в разных областях психики, нарастить стрессоустойчивость, синхронизировать работу полушарий, повысить мыслительную активность, память и интерес, облегчить процесс чтения. Кинезиологические упражнения предоставляют как быстрый, так и накопительный результат для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

Использование дыхательных упражнений на коррекционно-развивающих занятиях в ДОУ позволяет решить следующие задачи:

  • повысить жизненный тонус дошкольника, сопротивляемость, закаленность и стойкость его организма болезням дыхательной системы;
  • развить дыхательную мускулатуру, повысить подвижность грудной клетки и диафрагмы;
  • усовершенствовать лимфо- и кровообращение в легких, а также деятельность сердечно-сосудистой системы.

Точечный массаж включен в комплекс упражнений в целях активизации отдельных систем организма, расслабления мускул и снятия нервно-мышечного напряжения. Еще его применение способствует повышению сопротивляемости организма, улучшению обменных процессов, лимфо- и кровообращения. В комплексе с дыхательной гимнастикой точечный массаж является одним из действенных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Глазодвигательные упражнения способствуют профилактике и устранению нарушения зрения. При этом главным принципом устранения глазных проблем является приобретение состояния расслабления, а формирование зрительного анализатора содействует профилактике сознательного или машинального напряжения глаз.

Комплекс заданий, проводимых на коррекционно-развивающих занятиях в ДОУ

Комплекс упражнений для сохранения и укрепления здоровья дошкольников рассчитан на три месяца. Упражнения рекомендуется выполнять ежедневно четное количество раз.

  1. «Глазки». Цель: профилактика нарушения зрения и активизация работы мускул. Быстро поморгать в течении 1–2 минут.
  2. «Ротик». Цель: формирование абстрактно-логического мышления (левого полушария) в процессе коррекционно-развивающего занятия в ДОУ. Открыть рот, нижней челюстью делать плавные движения – сначала слева направо, потом справа налево.
  3. «Ушки». Цель: формирование межполушарного взаимодействия, энергетизация мозга. Большим и указательным пальцами пощипывать мочки ушей, медленно продвигаясь вверх до самых кончиков.
  4. «Дождик». Цель: формирование межполушарного взаимодействия в процессе коррекционно-развивающего занятия в ДОУ. Кисти рук развести над головой. Кончиками пальцев выполнять легкие постукивания по поверхности волосистой доли головы, имитируя дождь.
  5. «Колечки, либо Бусы для мамы». Цель: формирование межполушарного взаимодействия. Попеременно и как можно скорее группировать в кольцо пальцы рук (большой с указательным, средним и так далее). Упражнение делать в прямом и обратном порядке.
  6. «Домик». Цель: формирование межполушарного взаимодействия. Объединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием надавить на пальцы левой руки и наоборот. Отрабатывать эти же действия на каждой паре пальцев отдельно.
  7. Дыхательное упражнение «Певец». Во время глубокого вдоха медленно поднять руки вверх через стороны, задержать дыхание; во время выдоха продолжительно говорить звук «А» и медленно опускать руки; во время второго глубокого вдоха поднять руки вверх через стороны до уровня плеч; задержать дыхание; во время выдоха говорить звук «О» и медленно скрещивать руки (обнять себя за плечи, опустить голову на грудь); во время третьего вдоха, в ходе коррекционно-развивающего занятия в ДОУ, медленно поднять руки до уровня груди; задержать дыхание; во время выдоха продолжительно говорить звук «У» и медленно опускать руки вниз, голову на грудь.

Второй комплекс упражнений, направленный на сохранение и укрепление здоровья дошкольников, включает в себя шесть заданий.

  1. «Глазки». Цель: профилактика нарушения зрения и активизация работы мускул глаз. Поднять глаза вверх, опустить, посмотреть в правую сторону, посмотреть в левую сторону.
  2. «Язычок». Цель: формирование абстрактно-логического мышления (левого полушария). Подвигать языком в разные стороны.
  3. «Внимание». Цель: формирование межполушарного взаимодействия. Открыть пальцы левой руки, чуть-чуть надавить на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладошки, большим пальцем правой руки. При нажатии – выдох, при ослаблении – вдох. То же самое сделать правой рукой.
  4. «Запястье». Цель: формирование творческого (наглядно-образного) мышления (левого полушария). Охватить левой рукою запястье правой руки и массировать. То же самое сделать правой рукой.
  5. «Лезгинка, либо ручки танцуют». Цель: формирование межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля в ходе коррекционно-развивающего занятия в ДОУ. Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону. Кулак разворачивает пальцами к себе. Правую руку ладонью в горизонтальном положении прилагает к мизинцу левой руки. Затем поменять положение правой и левой руки (повторить 6–8 раз). Нужно достичь высокой скорости исполнения.
  6. Дыхательное упражнение «Шапка для раздумий». Во время глубокого вдоха завернуть уши от верхней точки до мочки («надеть шапку»), задержать дыхание; во время выдоха «снять шапку» и продолжительно говорить звук «А»; вдох, выдох, задержка дыхания; во время второго глубокого вдоха «надеть шапку», задержать дыхание; во время выдоха «снять шапку» и продолжительно говорить «О».

Мозг дошкольников (впрочем, как и подростков, и взрослых) необходимо постоянно тренировать, как любую другую мышцу тела. Так, зрительная гимнастика в ДОУ помогает сохранить зрение. Для наименования умственной гимнастики был даже введен специальный термин – нейробика. Методическая разработка «Зарядка для ума» содействует развитию мышления, познавательной активности, скорости реакции, концентрации внимания и памяти, созданию атмосферы взаимовыручки, диагностированию интеллектуальных возможностей дошкольников.

«Зарядка для ума» очень проста в выполнении, доставляет детям много радости и дает эффективные результаты. Ее можно применять не только во время коррекционно-развивающих занятий в ДОУ, но и дома.

Читайте в ближайших номерах журнала «Медицинское обслуживание и организация питания детей ДОУ»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль