Способы развития сенсорных компонентов психической деятельности ребенка

34

Особенности формирования восприятия в дошкольном возрасте

Предлагаемый материал будет одинаково полезен всем вышеперечисленным категориям участников образовательного процесса.  Он может употребляться в качестве стендового информационного пособия, конспекта для семинара с педагогическими работниками, в качестве информационного сообщения на родительском собрании, как руководство к действию «тут и сейчас», так как охватывает немало практических методик по развитию сенсорных способностей дошкольников, предназначенных для применения и дома, и в детских образовательных учреждениях, то есть в любой ситуации взаимодействия с ребенком, будь то обычная прогулка, поездка в общественном транспорте или поход в магазин.

Сенсомоторное формирование дошкольника – это формирование его восприятия, предполагающее создание представлений о свойствах окружающих предметов. Именно с восприятия предметов и явлений, находящихся вокруг, и начинается процесс познания. Все остальные формы знания (мышление, воображение, запоминание) строятся на базе образов восприятия, являясь итогом их переработки. Потому естественное формирование умственных способностей невозможно без опоры на восприятие.

Развитие сенсорных способностей дошкольников является фундаментом для их умственного развития. Все, что происходит вокруг дошкольника, непременно отражается в глубинах его души.  Чем больше дети узнают, тем богаче их опыт восприятия, тем легче им будет совершенствовать моторику, а значит – и обучаться будет гораздо проще. Чтобы брать какой-либо объект одной рукой, ребенок должен быть уже моторно к этому подготовлен.  Соответственно, если он не сможет взять этот объект, то не сумеет и почувствовать его. Научив руки ребенка быть ловкими, мы раскрываем перед ним возможность узнавать различное.

Сенсо – эмоция, моторика – перемещение. Именно в дошкольные годы у детей создается образ «телесного я», они начинают осознавать свое тело и учатся им управлять. Потому принципиально, чтоб малыш, знакомясь с находящимся вокруг миром, щупал, глядел, нюхал, кувыркался. Дошкольный возраст – очень важный период для развития сенсорных способностей дошкольников. Недостающее сенсомоторное формирование приводит к возникновению разных проблем в ходе будущего обучения. Степень развития сенсомоторики – одна из характеристик интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Любой родитель желает, чтобы ребенок был лучше него – привлекательнее, удачливее, талантливее, умнее. Природа подарила эту возможность, ее лишь необходимо открыть. Процесс самореализации – это длинный путь, однако в нем имеется один маленький и чрезвычайно важный период – детство.

Развитие сенсорных способностей дошкольников. Игры и задания

Игры и упражнения, направленные на развитие сенсорных способностей дошкольников, содействуют обогащению тактильной чувствительности, подготавливают руку дошкольника к письму, развивают речевой аппарат. Не считая этого, их внедрение способствует знакомству ребенка со свойствами и качествами предметов, формированию аналитического опыта, умению группировать предметы.

  1. Игры с пуговицами. Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок; шнуровка; надевание бусинок на нитку; найти идентичные пуговицы; найти самую большую и самую маленькую; сгруппировать пуговицы с ножками и пуговицы с дырочками (как вариант: сформировать 2 группы из пуговиц с 2-мя и 4-мя дырочками); выложить из пуговиц геометрические фигуры и узоры; разложить пуговицы по группам согласно их цвету и размеру.
  2. Игры с крупой. Отыскать маленькие предметы в крупе (к примеру, фасоль либо маленькие игрушки); переложить крупу ложкой из одной чашки в другую; нарисовать крупой (к примеру, живописание манкой).
  3. Развитию восприятия в дошкольном возрасте способствуют игры с пластилином. Катание колбасок; выкладывание рисунков из пластилина; создание отпечатков различными предметами (ключами, крышками разнообразной формы и прочее); вставка в размягченный пластилин разных предметов (бусинок, палочек, пуговиц), собирание пластилиновых картин на разную тематику.

Методы развития слухового восприятия в дошкольном возрасте

Формирование слухового восприятия в дошкольном возрасте гарантирует создание представлений о звуковой стороне окружающего мира, являющейся одной из важнейших черт предметов и явлений живой и неживой природы. Изучение звуков способствует единству восприятия, что имеет принципиальный смысл в процессе познавательного развития дошкольника.

Игры на развитие слухового восприятия могут быть следующими.

  1. Создай звук. Разъясняя ребенку, что звук извлекается различными методами, необходимо попросить его поцокать языком, поаплодировать в ладоши, потопать ногами. Такие упражнения вызывают всевозможные звуковые ассоциации, позволяют совершенствовать творческие возможности.
  2. Звукоподражание. Загляни в домик с прикрытыми ставнями, в окнах которого нарисованы звери либо птицы. Как здороваются эти животные? К нам залетели две птички. (Преподаватель стучит молоточком подобно металлофону). Угадай, какая пташка напевает – крупная либо малая.
  3. В процессе развития восприятия у дошкольников на слух можно попросить угадать какой-либо звук, назвать звуки, которые он слышит из окружающего его мира, кто их издает. Что звучит на улице, в соседней комнате, этажом выше, справа и так далее.

Музыка как средство развития восприятия в дошкольном возрасте

Японский изобретатель Масару Ибука, создатель новаторских концепций обучения детей с раннего возраста, автор книги «После 3-х уже поздно», считал, что обучение музыке в раннем возрасте развивает упорность и способность к удержанию интереса.

Философ и преподаватель Мария Монтессори рекомендовала непременно соединять музыку с движением, так как это развивает не только чувство ритма, но и нейронные связи мозга, отвечающие за формирование памяти.

Японский доктор Макато Шичида, автор метода раннего развития детей, считал, что обучение музыке является залогом успешного интеллектуального развития и формирования психики.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль