text

СКИДКА НА ПОДПИСКУ 65 %. ПОЛУЧИТЬ>>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Изотерапия на стекле в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками

  • 1 февраля 2015
  • 1177
МБДОУ детский сад № 17 «Салют» г. Белгорода является детским садом комбинированного вида. ДОУ включает в себя как общеобразовательные группы, так и группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи и нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Метод арт-терапии уже давно зарекомендовал себя в работе с детьми разных возрастов. Но особенно эффективно арт-терапии для дошкольников, поскольку через приобщение к искусству они учатся лучше понимать окружающий мир, выражать эмоции, получать радость от общения, работать в команде и проще преодолевать коммуникативные барьеры. Кроме того, арт-терапия для дошкольников способствует всестороннему развитию детей, позволяет им раскрыть собственное «Я», развить наблюдательность, наладить коммуникацию с внешним миром, раскрыть свой творческий потенциал, развить воображение.

Возможности изотерапии как техники арт-терапии для дошкольников

Одной из техник арт-терапии является изотерапия для дошкольников, т. е. выражение чувств, мыслей и эмоций через рисунок. Ее применение в работе с детьми весьма результативно: через рисунок ребенок учится ощущать и понимать себя, выражать свободно свои мысли, чувства, надежды и мечты. Занимаясь арт-терапией дл дошкольников, он освобождается от конфликтов и сильных переживаний, развивает эмпатию, моделирует действительность, выражая свое отношение к ней. Кроме того, арт-терапия для воспитанников развивает чувственно-двигательную координацию. Достоинство рисования заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. Некоторые ученые склонны рассматривать арт-терапию для дошкольников как один из путей выполнения программы совершенствования организма.

Скачать книгу «Инклюзивный детский сад»
Скачать бесплатно в .pdf

Выступая в качестве способа постижения личных возможностей и окружающей действительности, выстраивания взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных, изотерапия (на стекле в том числе) позволяет снять психическое напряжение, стрессовые состояния, скорректировать неврозы и страхи. В той или иной степени оно связано с укреплением психического здоровья ребенка, поэтому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор. Использование изотерапии для дошкольников на стекле во многих случаях выполняет и психотерапевтическую функцию, т. к. помогает ребенку справиться с психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие, устранить имеющиеся нарушения поведения.

Особенности изотерапии на стекле

На сегодняшний день одной из интересных форм изотерапии для дошкольников является изотерапия на стекле, рисование на прозрачном мольберте. В отличие от рисования на бумаге стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Сам процесс захватывает, поскольку используемые изобразительные средства скользят мягко, не впитываются в поверхность, их можно размазывать кистью,  пальцами, ладошками, кусочками поролона.

Занимаясь изотерапией на стекле, можно решать следующие задачи:

1. Развитие цветовосприятия и сенсорного развития.
2. Развитие общей и мелкой моторики.
3. Развитие речи и мышления в процессе восприятия и отображения.
4. Профилактика и коррекция тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности (боязнь ошибки – изотерапия для дошкольников на стекле снимает страх, что что-то плохо получится, ведь краски не разливаются от неосторожного движения, а под рукой всегда есть салфетка).
5. Преодоление недостатков развития личностных качеств, обусловленных зрительной недостаточностью, таких как неуверенность, неумение преодолевать трудности, ранимость, робость, ощущение несостоятельности, и др.

Кроме того, прозрачный мольберт – замечательный тренажер для людей со зрительной патологией: нарушением остроты зрения, бинокулярностью, стереоскопией, проблемами цветоразличения, глазодвигательных функций.

Подобная форма тренингов для дошкольников особенно подходит зажатым детям, т. к. стимулирует активность, раскрывает детей, «задавленных и затюканных» замечаниями родителей, нагрузкой, непомерными требованиями.

Для работы потребуются прозрачные мольберты из оргстекла размером 25 × 40 или 40 × 70 см в деревянной раме, закрепленные на подставке. Если рамы нет, то стекло обязательно должно быть с обработанными безопасными нережущими краями и углами. В качестве изобразительных средств используются гуашь (или другие водорастворимые краски), косметический крем (предпочтительно детский), водные маркеры. Кроме того, для занятия необходимо подготовить салфетки, кисточки, стаканчики-непроливайки.

Способы изотерапии на стекле или мольберте:

рисование пальцами и ладошкой – способ полезен для детей любого возраста, позволяет развивать мелкую моторику, гибкость пальцев и мышцы рук. В процессе ребенок раскрепощается, устраняет страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и общительность. Рисование пальцами обостряет ощущения; рисование листьями –  способствует сенсомоторному развитию. Технология проста – лист опускается в краску, затем делается отпечаток на стекле. Таким образом можно создавать целые картины, при необходимости что-то дорисовывая и дополняя; рисование штампами и печатями – учит детей быть аккуратными (не так просто снять штамп, не испачкав и не размазав отпечаток), развивает фантазию, снимает напряжение;рисование методом монотипии – помогает развивать фантазию, воображение, пространственное мышление. Рисунок сначала наносится на ровную, гладкую поверхность (бумага, целлофановый пакет), а потом отпечатывается на стекле. Сколько бы отпечатков не было, каждый раз это будет что-то новое и неповторимое. Отпечаток можно оставить в первоначальном виде, а можно дополнить новыми деталями; делать не весь рисунок в данной технике, а отдельные его части, дополняя другими художественными приемами;рисование кремом – пожалуй, самый необычный способ, вызывающий массу эмоций. Имитирует рисование на запотевшем стекле. Особенно подходит для детей с нарушениями опорно-двигательной системы – это еще одна возможность укрепить мышцы рук, разработать суставы. Рисование кремом благотворно влияет на эмоциональное состояние, способствует снятию мышечных зажимов, являясь частью методики психотерапевтической работы с дошкольниками.

Нанесенный на мольберт крем равномерно распределяется «шпателем» (можно использовать обычную школьную пластмассовую линейку), после чего создается рисунок. Если добавить в крем красители (например, пищевые, используемые при приготовлении кремов для тортов) и поместить его в небольшие баночки, то можно рисовать по чистому стеклу, нанося мазки пальчиком, по аналогии с рисованием масляными красками. Пальчики и прозрачный мольберт легко приводятся в порядок с помощью бумажных салфеток.

Применять изотерапию для дошкольников на стекле можно как в групповой работе с детьми, так и в индивидуальной. Различия будут в целях, процедуре и использованных приемах. Например, в ходе встреч один на один эффективно решаются задачи по снятию эмоционального напряжения, преодолению негативизма, коррекции страхов, устранению барьеров, явившихся следствием гиперсоциализированного стиля воспитания в семье. Работа с группой дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться. В процессе коллективного выполнения задания по изотерапии для дошкольников на стекле создаются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, выдвигать предложения, отстаивать собственное пространство, идею. Переживаемое при этом чувство причастности создает ощущение единства с группой, права на пребывание в ней здесь и сейчас.

Изотерапия на стекле на практике

В качестве примера использования изотерапии для дошкольников на стекле приведем разработку интегрированной образовательной и коррекционно-развивающей художественно-творческой деятельности «Зимнее настроение» для старших дошкольников (приложение).

Методическая разработка соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования, обеспечивая условия для развития дошкольников.

Цели: развитие основных психических процессов (восприятия, воображения, памяти, внимания), моторики, творческого воображения, познавательной и эмоционально-волевой сферы; расширение знаний детей об изобразительном искусстве, развитие художественного восприятия произведений изобразительного искусства.

Задачи арт-терапии для дошкольников

  • вызвать у детей эмоциональный отклик на произведения художников;закрепить умения внимательно рассматривать картину, рассказывать о ее содержании, видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник, чувствовать красоту произведения искусства;
  • развить умение понимать настроение картин, вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом;закрепить умение сопоставлять свои наблюдения с изображенным на картине;
  • обогатить словарь воспитанников прилагательными, отображающими картину природы, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, формировать умение выделять цвет и его оттенки;
  • развить интерес к непринужденной беседе;
  • сформировать предпосылки к бережному отношению к природе; привить любовь и бережное отношение к произведениям искусства.

Используемые методы: игротерапия, музыкотерапия, изотерапия на стекле.

Задачи, решаемые:

в игротерапии – коррекция поведенческих проблем; снятие повышенной тревожности; укрепление собственного «я» ребенка;

музыкотерапии – преодоление психологической отстраненности, замкнутости (позволяет успокоить ребенка или, наоборот, активизировать настроение, заинтересованность); развитие навыков взаимодействия с другими людьми; совершенствование речевой функции, отказ от речевого негативизма у дошкольников.

изотерапии на стекле – формирование умений определять и понимать эмоциональное состояние, работать в парах, в группе; формирование навыка воспринимать и выполнять инструкцию взрослого; создание общего положительного эмоционального фона.

Воспитательный потенциал интегрированной коррекционно-развивающей деятельности «Зимнее настроение»: способствует воспитанию вежливости, доброжелательности, толерантности, стимулирует желание поделиться хорошим настроением, освоить нормы этикета. Кроме того, арт-терапия для дошкольников воспитывает эстетический вкус, мотивирует заниматься творческой деятельностью, формирует умение находить выход из затруднительного положения.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Конспект художественно-творческой деятельности «Зимнее настроение» для старших дошкольников.docx

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Организация и контроль качества в ДОО» — это эффективная реализация основной образовательной программы ДОО, создание развивающей предметно-пространственной среды, адаптированные программы без нарушений законодательства и излишних затрат.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования

Управление образовательной организацией

Научитесь управлять:
  • Дистанционное повышение квалификации.

  • Удобная подача материала.

  • Постоянный доступ к курсу: 24часа в сутки / 7 дней в неделю.

  • Удостоверение установленного образца.

быстрая подписка:
8 (800) 511-08-33


Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.