Как общаться с ребенком при разводе родителей

113

Является ли развод травмой для ребенка?

Отношение нашего общества к институту брака и возможности его расторжения менялось в зависимости от исторического периода и государственной политики. Также под влиянием идеологических факторов менялись суждения психологов о том, является ли развод травмой для ребенка. Резюмируя все многообразие этих суждений и современные научно-психологические представления на основе здравого смысла, можно прийти к следующим положениям.

В каждой отдельно взятой ситуации есть бесконечно много аргументов «за» (например, очень популярно суждение о том, что если родители не могут сосуществовать без открытых и постоянных конфликтов, то им лучше разойтись и не травмировать ребенка скандалами) и против развода (например, трудно спорить с тем, что гораздо эффективнее ребенка воспитывают двое родителей, нежели один из них). Безусловно, развод –травма для ребенка, поскольку влечет за собой значительное изменение всего уклада его жизни и вынуждает учиться жить в новых условиях. Однако в то же время жизненный уклад ребенка меняется и в связи с необходимостью посещения детского сада, врача, лечения в стационаре, переезда и проч.

Можно ли минимизировать при разводе травму для ребенка? Можно, для этого нужно, чтобы родители, принимая решение о разводе, очень точно отделяли свои супружеские отношения от отношений между родителями и детьми. Развод – это прекращение отношений между мужем и женой, но не между ребенком и его родителями. Очень важно, чтобы, попав в сложную жизненную ситуацию, родители остались для него мамой и папой, сумев при этом абстрагироваться от взаимных обид, претензий и взглянуть на мир глазами ребенка, который любит их обоих.

Невротические реакции на развод у ребенка:

1. Агрессия по отношению к одному из родителей.
2. Обострение системных неврозов.
3. Нарушение питания.
4. Асоциальные протестные поведенческие проявления.

В результате смешения супружеских и детско-родительских отношений один из родителей часто использует свои отношения с ребенком как рычаг для оказания давления на другого родителя, сопровождая это перекладыванием вины за сложившуюся семейную ситуацию на противоположную сторону или на каких-либо третьих лиц (чаще всего на родственников одного из супругов), для того чтобы настроить ребенка соответствующим образом. Такие установки значительно отягощают при разводе травму для ребенка, обостряя «конфликт лояльности». Независимо ни от чего, любой ребенок любит обоих родителей, какими бы они ни были. Обвинение другого родителя в распаде семьи, а попутно и во всех смертных грехах приводит только к тому, что, разрываясь в своих привязанностях, ребенок начинает одинаково плохо вести себя в отношении обоих родителей, замыкается и вынуждено прибегает к невротическим симптомам, чтобы как-то разрешить для себя этот внутренний конфликт.

Примерами невротических реакций при разводе (травм для ребенка) могут быть рост уровня агрессии по отношению к одному из родителей, появление или обострение системных неврозов (тиков, навязчивых движений или действий), нарушение питания (отказ от еды или злоупотребление некоторыми продуктами) или асоциальные протестные поведенческие проявления дома, в детском саду, в обществе сверстников.

Как родителям сообщить о предстоящем разводе ребенку?

Подобно первобытному человеку, вынужденному прибегать к мифотворчеству для объяснения неподвластных его воле явлений природы, ребенок заполняет пространство непонятного, тайного и туманного собственными фантазиями, не поддающимися ни здравому смыслу, ни логике взрослых. Опыт работы с детьми из неполных семей ярко свидетельствует о том, что эти детские фантазии во сто крат страшнее, чем все то, что может произойти на самом деле. Например, дети могут винить себя в разводе родителей («Я плохо себя вел, и поэтому папа меня бросил») или приписывать уход одного из них к мистическим явлениям («Папа нас бросил, потому что его новая жена – ведьма, она поит его специальным зельем»).

Единственный способ, позволяющий избежать погружения ребенка в мир подобных фантазий, – это доступный и честный разговор с ним о том, что происходит в реальности, что чувствуют по этому поводу родители и как ситуация будет развиваться дальше. Начать этот разговор можно следующим образом: «Так получилось, что мама и папа больше не любят друг друга и не могут жить вместе. Со взрослыми людьми иногда такое случается. Нам очень жаль…» Нет ничего страшного в бурной эмоциональной реакции ребенка на сообщение о распаде его семьи. Напротив – печаль, грусть, злость и агрессия – элементы нормальной детской реакции. Просто родители часто не в состоянии выносить подобную реакцию ребенка в силу того, что сами переполнены эмоциями или очень глубоко скрывают их от самих себя. Наиболее продуктивным в такой ситуации является совместное, разделенное переживание злости, обиды, страха и тревоги. Родителям остается только выдерживать все многообразие своих эмоций и эмоций ребенка, не прячась и не заслоняясь от них. Если же ребенок, напротив, замыкается и не хочет говорить о своих чувствах, не стоит давить на него и пытать. Важно дать ему понять, что родители рядом и готовы услышать все, что он соберется сказать им. Следует периодически проникновенно говорить ребенку об этом, пусть даже несколько навязчиво.

Замкнутость и нежелание обсуждать свои чувства часто приводят к тому, что ребенок начинает выражать их каким-либо иным способом: как правило, негативным социальным поведением либо невротической симптоматикой. И в том и в другом случае родителям целесообразно обратиться к психологу, т. к. ребенку порой легче поделиться своими переживаниями с незнакомым и более объективным человеком.

Часто родители спрашивают о том, может ли развод  для ребенка стать причиной попытки суицида. Ответить на данный вопрос непросто. Специальной статистики в этом отношении нет. Опыт работы свидетельствует о том, что собственно попытки суицида (связанные с желанием покончить с жизнью) в ситуациях развода практически отсутствуют, но демонстративное причинение ребенком вреда себе (чаще в форме отравления), направленное на привлечение внимания окружающих к своим страданиям, встречается достаточно часто. Лучшей профилактикой в этом случае является сохранение контакта с ребенком, проявление внимания к нему и его переживаниям.

Также очень важно, чтобы в этой ситуации ребенок услышал от родителей: «Тут уж ничего не поделаешь…» Дело в том, что неполная семья часто кажется детям временным явлением, они продолжают надеяться на то, что родители одумаются, простят друг друга и снова станут жить вместе. С одной стороны, это связано с особенностями восприятия детьми времени (оно видится им не как линейная перспектива, а скорее как круговорот), с другой – с их верой в возможность влиять на реальность и трансформировать ее. Каким бы жестоким это ни казалось, важно дать понять ребенку, что он ничего не может изменить в сложившейся ситуации: принятое родителями решение окончательно и неизменно. Сделать это можно, только разговаривая с ребенком, объясняя ему причины невозможности возврата прежней семейной ситуации.

Также очень важно, чтобы оба родителя по возможности не драматизировали ситуацию развода и с оптимизмом смотрели в будущее. Это необходимо для того, чтобы у ребенка не возникло желания помирить их, восстановить семью.

Следует отметить, что в поиске средств примирения родителей дети бывают невероятно изобретательны. Как известно, ничто так не объединяет родителей, как проблемы ребенка: его агрессивное поведение, хулиганство, нежелание ходить в детский сад, домашние истерики на пустом месте и скандалы… Ну и конечно, самым надежным способом является требующее совместного лечения хроническое заболевание или физическая травма. Конечно, нельзя утверждать, что дети целенаправленно и осознанно идут на такие меры или что все детские болезни и трудности связаны только с конфликтами в семье, но иногда бессознательное ребенка так сильно хочет восстановить рушащийся мир семьи, что готово «договориться» с телом, ведь на него оно вполне может повлиять. Таким образом, кажущаяся жестокость оборачивается единственным способом уберечь ребенка от неконструктивных попыток пожертвовать своим здоровьем, развитием и благополучием ради исправления семейной ситуации.

Очень важной в разговоре с ребенком является фраза: «Никто в этом не виноват, просто так получилось». Часто ребенок, охваченный детской фантазией по поводу собственной всесильности, приписывает вину в разводе родителей себе. Необходимо дать ему понять, что он никак не может влиять на происходящее в семье и не несет за это никакой ответственности, а значит, ни в чем не виноват, поскольку не может отвечать за поступки и состояние взрослых людей.

Как общаться с ребенком после развода

Даже если поведение родителей является оптимальным, непосредственно вслед за разводом неизбежно следует адаптационный период, наполненный переживаниями ребенка. Совершенно естественно, что ребенок находится в подавленном состоянии, грустит, стремится проводить больше времени в одиночестве. В этот период родителям не стоит обращаться за специальной психологической помощью, гораздо важнее уделять ребенку больше внимания, поддерживать его и переживать трудную жизненную ситуацию вместе с ним – в этом кроется секрет, как общаться с ребенком после развода.

Понять необходимость вмешательства специалиста родители могут, опираясь на следующие простые критерии:

острое переживание ребенком ситуации развода затянулось на период, превышающий пять-семь месяцев (прошло уже полгода, а ребенок по-прежнему замкнут, необщителен, подавлен); поведенческие и эмоциональные реакции ребенка, появившиеся после развода (нервный тик или сформировавшееся протестное отношение ко всему), не утихают, а напротив, продолжают усиливаться;реакция ребенка и его поступки носят потенциально опасный характер для его здоровья и благополучия (речь идет, например, о нарушении пищевого поведения, самоповреждениях, асоциальном поведении, вспышках неконтролируемой ярости, суждениях выраженного аморального характера и т. п.).

Нередко родители осознают необходимость обращения к психологу, но ребенок наотрез отказывается. В этом случае важно объяснить ему, что психолог не будет принимать той или иной стороны в конфликте и не станет сообщать кому-либо об их семейных тайнах. Также целесообразно сместить центр тяжести психологической проблематики на родителей: «Нам кажется, что у тебя все в порядке. С тобой все хорошо, но мы, родители, волнуемся за тебя, и нам кажется, что мы как-то не так поступаем по отношению к тебе. Давай попробуем обратиться к специалисту, который поможет нам эффективнее и гармоничнее взаимодействовать».

По прошествии времени важно, чтобы в системе детско-родительских отношений сложилась система правил. Она принципиально не меняется в зависимости от того, с кем остался ребенок после развода (с мамой или папой). Основу системы правил составляют два важнейших положения.

1. Решения, связанные с ребенком, родители должны принимать в диалогическом порядке. То есть система требований, правил, запретов и ценностей в отношении ребенка должна быть более или менее единой, целостной и непротиворечивой. На пути к соблюдению этого правила родителям, безусловно, надо запастись терпением и приготовиться к некоторым компромиссам. Родитель, разрешающий ребенку то, что запрещает другой, роет большую яму себе, становясь в глазах ребенка человеком, от которого всегда можно добиться того, чего хочется.

2. График общения ребенка с родителями (а возможно, и с новой семьей отдельно проживающего родителя) должен быть предельно устойчивым и прозрачным. Ребенок должен точно знать свое расписание и представлять себе, с кем он будет в то или иное время. Это необходимо для понижения уровня его тревожности.

Что делать педагогу-психологу и как общаться с ребенком после развода

В ситуации только что произошедшего развода родителей, когда у ребенка идет адаптация к новым жизненным условиям, педагог-психолог может только выслушать и поддержать его, т. к. происходящие c ребенком процессы естественны и неизбежны. Будет уместным, если педагог-психолог вместе с классным руководителем окружат его чуть большей заботой и временно проявят некоторую снисходительность к его возможной рассеянности, подавленности, раздраженности и выключенности из учебного процесса. При этом контакт ребенка с педагогом-психологом может быть только добровольным.

В беседах с ребенком очень важно объяснить ему границы его «могущества» по отношению к миру и родителям, показать, что есть такие процессы, которые он может контролировать, и есть процессы, которые происходят помимо его воли (в частности, развод). Никто не запрещает ему грустить и сердиться по этому поводу, но изменить он ничего не в силах.

В работе с эмоциональным пространством ребенка можно использовать творческие методы и техники. Опыт работы показывает, что в этом случае эффективна работа с пластилином, позволяющая выразить все многообразие эмоций ребенка и снизить его внутреннее напряжение.

Если после развода прошло достаточно много времени, а психологическая проблематика ребенка сохраняется, необходимо организовать с ним регулярную консультативную работу, направленную на принятие новых жизненных обстоятельств и переживание негативных эмоций (злости, обиды, агрессии, ощущения брошенности и одиночества).

Самое главное, чтобы педагог-психолог и детский психолог-консультант уверенно и последовательно разговаривали с родителями (или родителем) и были предельно честными с ребенком, позволяя ему при этом выражать всю гамму негативных переживаний, не оставляя его один на один с ними.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Детский сад»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль