Привязанность ребенка к родителям: психодиагностические методы оценки

959

Существующие в настоящее время психодиагностические методы оценки привязанности ребенка к родителям можно разделить на две большие группы:

методы, основанные на непосредственном наблюдении за поведением ребенка; методы, основанные на выявлении представлений родителей о поведении своего ребенка.

К числу первых относятся шкала Эйнсворт (исследование родительской чуткости), методики «Незнакомая ситуация», «Незнакомая ситуация для детсадовского возраста», «Завершение историй». Последние три предназначены для диагностики качества привязанности ребенка к родителям в разные возрастные периоды. Взрослых оценивают с помощью «Интервью о привязанности для взрослых» или «Проективного теста на привязанность взрослых»

СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА в сфере привязанности ребенка к родителям

Конструкт – нечто недоступное непосредственному наблюдению, но выведенное логическим путем на основе наблюдаемых признаков.

В отношении возможности диагностики привязанности ребенка к родителям с помощью наблюдения не ведется дискуссий, тогда как в отношении опросниковых методов все еще остаются вопросы. Существует предположение, что с помощью поведенческих методик учитываются иные конструкты, нежели с помощью опросников, что приводит к проблемам в интерпретации обобщенных результатов диагностики, полученных различными способами. Однако с уверенностью можно сказать, что опросники могут быть полезными в качестве скрининговых инструментов для распознавания нарушений привязанности у детей раннего возраста.

Особенности привязанности ребенка к родителям

Особенности социального взаимодействия матери или отца и ребенка лучше всего диагностировать, анализируя их поведение при непосредственном наблюдении за ними либо на основании видеозаписей. Примером методики такого типа является методика «Незнакомая ситуация», созданная в 1969 г. М. Эйнсворт. Она предназначена для диагностики типа привязанности ребенка к родителям и используется в работе с детьми от года и до полутора – двух лет.

Не рекомендуется использовать информацию о проведении методики «Незнакомая ситуация» из открытых источников, в частности из Интернета. В описании метода при кажущейся простоте проведения упускаются базовые требования к психодиагностическому инструментарию.

В основе методики лежат теоретические положения Д. Боулби о формировании у ребенка определенного паттерна поведения с родителем. В 6–9 месяцев он начинает стремиться достигнуть условий, в которых сможет чувствовать себя в безопасности, в связи с чем формируется совокупность ожиданий в отношении матери, основывающихся на ранее полученном опыте общения и эмоциях. В результате ребенок либо становится способен к прозрачности и открытости во взаимодействии со значимым взрослым, либо «закрывается» от близких отношений. В результате к 12 месяцам в диаде «мать – ребенок» формируется рабочая модель взаимодействия, базирующаяся на установке восприятия матери как надежной или как ненадежной, иными словами вырабатывается определенный тип привязанности. Привязанность можно определить как эмоциональную связь между ребенком и взрослым.

По мнению многих ученых, качество привязанности ребенка к родителям оказывает влияние на психоэмоциональное, психомоторное, когнитивное развитие ребенка, а также на уровень его самооценки.

В 1960-х годах М. Эйнсворт уточнила базовые положения теории и выделила несколько типов детской привязанности ребенка к родителям:

надежная безопасная привязанность;ненадежная тревожно-амбивалентная привязанность ребенка к родителям;ненадежная тревожно-избегающая привязанность.

Впоследствии был определен четвертый тип – дезорганизованная привязанность ребенка к родителям, который не учитывался при составлении методики.

Дети с первым типом привязанности ребенка к родителям не проявляют сильных признаков тревожности, когда остаются одни, по возвращении матери тянутся к ней и легко успокаиваются, они уверены в своей безопасности и спокойны.

Дети, относящиеся к ненадежному тревожно-амбивалентному типу, испытывают явный дискомфорт, оставаясь в одиночестве, однако по возвращении матери «цепляются» за нее и сразу отталкивают, они капризны, возбудимы, беспокойны, часто плачут.

Третий тип привязанности ребенка к родителям характеризуется нейтральным отношением ребенка к взрослому. Такие дети не возражают против ухода родителя и не испытывают радости при его появлении.

На основании этих положений были определены ситуации, в которых ребенок будет проявлять то или иное поведение по отношению к взрослому. В результате было выделено 7 эпизодов, каждый из которых может длиться около 3 минут. В течение времени проведения методики ребенок оказывается в различных ситуациях:

в присутствии матери;в присутствии матери и незнакомого взрослого;наедине с незнакомым взрослым.

Кроме того, чередуется наличие или отсутствие у незнакомого взрослого игрушки – она либо яркая, либо пугающая. Поведенческие реакции ребенка регистрируются в бланке, и на основании структурированного наблюдения определяется тип привязанности ребенка к родителям.

В зависимости от авторов выделяемые поведенческие индикаторы незначительно разнятся, что вызывает сомнения в содержательной валидности методики, т. е. в соответствии выделяемых поведенческих особенностей ребенка теоретическим положениям М. Эйнсворт. Кроме того, в отечественной литературе достаточно сложно найти сведения о надежности и валидности данного инструмента диагностики.

Модификация методики «Незнакомая ситуация» для определения привязанности ребенка к родителям

В качестве приемлемого метода диагностики типа привязанности ребенка к родителям можно отметить модификацию методики М. Эйнсворт «Незнакомая ситуация» М.А. Васильевой, приведенную ею в диссертации «Привязанность ребенка к матери как фактор ранней социализации».

Модификация включает в себя 8 различных ситуаций, аналогично оригинальной методике отличающихся наличием/отсутствием матери и незнакомого взрослого. Кроме того, на основании теоретического анализа авторами была проведена работа по созданию единиц наблюдения эмоциональных и поведенческих реакций ребенка. Например, выделены такие поведенческие индикаторы, как:

реакция ребенка на незнакомую ситуацию (приближается к игрушкам, осматривается, приближается к матери, отдаляется от нее),исследовательское поведение ребенка (инициированное матерью либо самостоятельное, приближение/отдаление от матери), и другие.

Наличие стандартизованных, теоретически обоснованных единиц анализа поведения упрощает процесс наблюдения, а по выделенным автором поведенческим индикаторам можно говорить о хорошей содержательной валидности данной модификации.

Также автором была разработана процедура перевода экспертных оценок в баллы, по которым впоследствии может быть определен тип привязанности ребенка к родителям. Это также упрощает работу педагога-психолога при вынесении психодиагностического заключения.

К сожалению, не приведены данные о ретестовой надежности методики. Хотя в исследовании приводится информация об изменениях диагностируемого типа привязанности ребенка к родителям с возрастом, однако временные рамки стабильности конструкта не приводятся. Иными словами неизвестно, сколько по времени полученные с помощью данной модификации результаты будут достоверны.

В качестве подтверждения конструктной валидности модификации могут служить исследования взаимосвязи уровня психического развития и типа привязанности. В группе детей с надежным типом привязанности ребенка к родителям выявлен высокий уровень психического развития, высокая познавательная и исследовательская активность, активный интерес к сотрудничеству со взрослым.

В результате работы по разработке модификации методики автор приходит к заключению, что полученные в исследовании данные отличаются от известных статистических данных, что говорит о необходимости дальнейшей стандартизации методики диагностики привязанности.

В заключение

Важно помнить, что диагностический процесс всегда включает сбор подробного анамнеза о типе, продолжительности, начале, проявлениях, вариациях, условиях поведения ребенка. В случае предполагаемых нарушений привязанности ребенка к родителям требуется обследование ребенка детским врачом, чтобы исключить физические заболевания как причину поведения, например неврологические расстройства или нарушения обмена веществ, которые могут приводить к задержкам в развитии или к девиантному поведению. Легкие формы расстройств аутического спектра нетрудно спутать с избеганием привязанности. В случае сомнений при написании заключения, возможно, следует дополнить результаты наблюдения за поведением ребенка в ДОУ данными скрининговых опросников или интервью с родителями.

Не следует ставить диагноз нарушения привязанности ребенка к родителям до восьмого месяца жизни, т. к. до этого возраста ребенок часто испытывает страх перед чужими людьми. Этот страх характеризует одну из стадий нормального развития. Для постановки диагноза необходимо, чтобы психопатологические особенности наблюдались на протяжении не менее 6 месяцев и в различных системах отношений.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль