Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования учащихся

88

Закон о психолого-педагогическом сопровождении инклюзивного образования

В контексте реализации главных положений Федерального закона от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в       Российской Федерации» центр психолого-педагогической, медицинской и общественной поддержки, психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) предоставляют:

  • помощь организациям, которые проводят образовательную деятельность, согласно программам реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • психолого-педагогическое курирование реализации образовательных программ;
  • помощь в создании образовательных программ;
  • возможность выбора более подходящих способов обучения для детей, чувствующих сложности в охвате всего объема образовательной программы;
  • помощь в обнаружении и ликвидации возможных препятствий к обучению;
  • Оценка эффективности учреждений, занимающихся образовательной деятельностью, медицинское, социальное, а также психолого-педагогическое содействие детям, испытывающим сложности в охвате всего объема образовательной программы, развитии и общественной интеграции.

Задачи психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования детей

ПМПК работает с психолого-медико-педагогическими консилиумами образовательных организаций, центрами реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями слуха и речи, нарушениями психики и ДЦП, учреждениями здравоохранения и социальной защиты граждан, психоневрологическими диспансерами, детскими поликлиниками, комиссиями по делам несовершеннолетних, медико-социальной экспертизой и другими.

Задачи ПМПК, связанные с особенностями инклюзивной практики:

  • оценка способности образовательного учреждения осуществлять программу инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • выбор оптимальной формы включения учащегося с ограниченными возможностями по здоровью в среду здоровых сверстников;
  • определение критериев и времени включения воспитанниками с ОВЗ в среду обычных сверстников;
  • анализ прогресса его обучения и уровня общественной адаптации в процессе включения в инклюзивную образовательную среду;
  • просветительская деятельность, направленная на поднятие психолого-педагогической культуры и принятие инклюзивных ценностей.

В рамках психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования, ПМПК выявляет детей с нарушениями в физиологическом либо психическом развитии, с отклонениями в поведении, проводит их комплексное психолого-медико-педагогическое исследование, сообразно результатам которого, разрабатываются советы по оказанию психолого-медико-педагогической поддержки и организации обучения.

Система психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования

Инклюзивное образование в Законе № 273-ФЗ понимается как обеспечение одинакового доступа к образованию всем обучающимся с учетом особенных образовательных потребностей и личных способностей. В группу инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья принимаются те, у кого наблюдаются разные нарушения в развитии речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, задержка психомоторного развития и комплексные нарушения развития, выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы.

Методической основой инновационно-экспериментальной деятельности являются теоретические и экспериментальные исследования, в которых рассматриваются трудности реформирования системы обучения в сфере инклюзии (Н. Н. Малофеев, М. М. Маркович, Н. Д. Шматко), а также аналитические результаты в области особой психологии и коррекционной педагогики в контексте исследования интеграционных действий, инклюзивного подхода к дошкольному и всеобщему образованию (Е. Л. Гончарова, Л. М. Шипицына, С. В. Алехина, Ю. А. Разенкова, О. И. Кукушкина, Т. Н. Князева, Е. А. Стребелева, Н. В. Шутова, У. В. Ульенкова, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго и другие). При этом особую значимость получают учет возрастных особенностей детей и обнаружение функций компенсаторных психических образований, которые определяют задачи и специфику психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования учащихся, позволяют более дифференцированно влиять на их потенциальные способности (Л. С. Выготский, Е. Е. Дмитриева, Г. В. Грибанова, С. Д. Забрамная и другие).

Результаты психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования

Профессиональная деятельность ПМПК в рамках внедрения и развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями способствует:

  • научно-методическому обеспечению деятельности педагогических обществ, реализующих программы инклюзивного обучения;
  • психолого-педагогическому сопровождению и помощи всем участникам инклюзивных действий (осуществляется межведомственное взаимодействие с учреждениями здравоохранения по вопросам раннего выявления детей с отклонениями в развитии);
  • разработке методических пособий и советов сообразно психолого-педагогическим особенностям организации образования, комплексной реабилитации, созданию предпосылок для социализации детей с ОВЗ школьного возраста в критериях инклюзивной практики;
  • повышению квалификационного уровня ПМПК ОО и ДОО сообразно вопросам образования и развития детей в критериях инклюзивного образования;
  • проведению регулярной методической, организационной, консультативно-разъяснительной работы среди заведующих образовательными учреждениями, родителей детей с ОВЗ и детей-инвалидов сообразно вопросам перспектив их развития и обучения.

Оптимизация сотрудничества ПМПК и администрации, преподавателей образовательных организаций, родителей, их помощь в создании необходимой среды для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями позволяет осуществить полноценную общественную интеграцию и личностную самореализацию детей с нарушениями здоровья.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Детский сад»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль