Песочная игротерапия для развития навыков межличностного общения

97

В последнее время и педагогами, и родителями все чаще отмечается, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Как правило, это выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку. Кроме того, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.

Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения, взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми – это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, залог успешного психического здоровья человека. Таким образом, развитие навыков межличностного общения необходимо для гармоничного взросления ребенка.

Дошкольный возраст сензитивен для образования добрых чувств к другим людям. Именно в обществе сверстников наиболее эффективно происходит развитие навыков межличностного общения и понимания (эмпатия, рефлексия, идентификация), лежащие в основе формирования таких личностных положительных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеская поддержка, умение разделить радость, чувство справедливости, честность, порядочность. Если у ребенка в детстве недостаточно сформировано развитие навыков межличностного общения, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.

Программа игр-тренингов «Общение в радость»

Существует немало методов, направленных на формирование навыков взаимодействия дошкольников. На одном из них – песочной игротерапии – строится разработанная в 2012 г. программа (или система) игр-тренингов «Общение в радость», которая направлена на развитие навыков межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста. В основе системы лежат теоретические разработки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Т.М. Грабенко.

Основные цели песочной игротерапии – формирование умения видеть в сверстниках друзей и партнеров, развитие гуманного отношения друг к другу, формирование общности и единства в группе дошкольников.

Задачи:
1. Через знакомство с основными эмоциональными состояниями человека сформировать умение понимать чувства окружающих, мотивировать на внимательное отношение к ним.
2. В ходе общения развить самоконтроль поведения, эмоциональную устойчивость, умение уважительно относиться к людям.
3. Развить умение принимать ведущую роль в общении, не ущемляя прав собеседника.
4. Обучить искусству общения в различных формах и ситуациях.
5. Сформировать представление об основных нравственных категориях – добре, сострадании, сочувствии, потребности помогать ближнему.

Применение песочной игротерапии позволяет достичь следующих результатов:

  • накапливается опыт общения с окружающими;
  • у ребенка формируется осознанное отношение к себе, событиям своей жизни, окружающим;
  • формируются умения выражать эмоции в безобидной форме и понимать эмоциональное состояние другого человека;
  • высвобождаются чувства и установки, которые ребенок боится выразить открыто;
  • приобретаются навыки бесконфликтного общения, взаимопомощи;формируются положительные эмоции (радость, удивление);
  • снижается уровень негативных проявлений (страха, агрессии, тревожности, застенчивости);
  • снижается уровень негативных эмоций (злости, гнева, обиды);
  • формируется эмоциональное благополучие детей;
  • улучшаются взаимоотношения в группе сверстников.

Программа развития навыков межличностного общения включает 7 встреч, проводимых с периодичностью 1 раз в неделю. Продолжительность игры 25–30 мин. Количество детей в группе – 4–6.

Подготовка и проведение сказочной игры

Работа по программе «Общение в радость» осуществляется с учетом основных принципов организации песочной игротерапии:

  • создание естественной стимулирующей среды, в которой дети чувствуют себя комфортно и защищенно, проявляют творческую активность – для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; разрабатывается инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка действий детей и их идей, поощряется фантазия;
  • «оживление» абстрактных символов (букв, цифр, геометрических фигур и проч.) – это позволяет сформировать чувство реальности происходящего, усилить положительную мотивацию к играм и личностную заинтересованность детей в происходящем;
  • реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных игр – таким образом происходит взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот.

6 основных этапов песочной игротерапии:

1. Введение в игровую ситуацию.
2. Знакомство с игрой и ее героями.
3. Возникновение (создание) конфликта, трудностей.
4. Обращение за помощью.
5. Борьба и победа.
6. Утверждение победы.

Вся система игр-тренингов построена на создании определенного сказочного сюжета (приложение):

«Загадочный город»,«Чудесное спасение»,«Берег больших черепах»,«Зазеркалье»,«Полет во сне»,«Путешествие на остров»,«Звездный мальчик».

Подготовка и проведение песочной терапии в детском саду условно делится на шесть основных этапов, каждый из которых подразумевает непосредственное участие в игре педагога-психолога, помогающего детям пройти весь путь – от предвкушения сказки до ее счастливого завершения. Эти этапы представляют структуру каждой программы песочной игротерапии. Рассмотрим содержание каждого отдельно.

Этап 1. Введение в игровую ситуацию

Содержание. Присказки, потешки, обещание необыкновенных приключений и испытаний, т. е. установка на внимательное слушание и активное участие.

Стиль поведения педагога-психолога – доверительное общение, внимательное отношение к каждому ребенку, диалог с каждым, пониженный тон голоса, убеждающий характер высказываний.

На этом этапе оговариваются правила песочной игротерапии, происходит ритуал входа в песочницу – инструкция может быть следующей: «Положите руки на песок, пересыпьте песок из ладошки в ладошку, спрячьте поочередно ладошки в песок, погладьте ладошками песок, разотрите песок между ладоней. Что вы чувствуете, ощущаете?»

Этап 2. Знакомство с игрой и ее героями

Содержание. Прослушивание начала сказки (истории). Строительство в песочнице игрового пространства (сказочной страны, замков, дворцов, морей, рек, лесов – того, что требуется по сюжету), заселение его различными персонажами (сказочными героями, животными).

Стиль поведения педагога-психолога – позиция «отстраненного рассказчика», доброжелательного помощника, исследователя создаваемого пространства.

Этап 3. Возникновение (создание) конфликта, трудностей

Содержание. Детям предлагается продолжение истории, в котором происходит нечто, что разрушает созданный на песке мир (появляются силы зла, разрушения).

Стиль поведения педагога-психолога – демонстрирует позицию либо стороннего наблюдателя, либо разрушителя (с использованием фигурок и кукол), создает ситуацию, в которой дети действуют самостоятельно, отыгрывая в «песочном мире» определенные взаимоотношения.

Этап 4. Обращение за помощью

Содержание. Обращение к детям за помощью: «Что будет с жителями страны?.. Что делать?.. Как быть?.. Сможете ли вы помочь?.. Только вы – с таким добрым сердцем – сможете помочь жителям этой страны!» При этом педагог-психолог может непосредственно участвовать в игре.

Стиль поведения педагога-психолога – заинтересованное лицо, изучающее ситуацию, он ищет выход наравне с ребенком. Педагог-психолог убеждает детей, подбадривает, вселяет веру в себя, указывает на их потенциальные возможности. Применимы убеждающие интонации.

Оборудование для проведения игр-тренингов:

• водонепроницаемый деревянный или пластиковый ящик-песочница – внутренняя поверхность и борта окрашены в голубой цвет. Борта символизируют небо, дно – воду;
• песок – создает в песочнице линию горизонта;
• коллекция миниатюрных фигурок для обыгрывания заданий в песочнице – фигурки людей разного пола, возраста, профессий; хищные и травоядные животные, птицы, насекомые; здания, транспорт;
• разнообразный природный материал – камушки, шишки, ракушки;
• средства для моделирования (разнообразный бросовый материал).

Этап 5. Борьба и победа

Содержание. Дети отыгрывают ситуацию борьбы со злом. Здесь они – мудрецы и рыцари, феи и волшебники. Каждый выступает под маской наиболее близкого ему персонажа. Далее происходит восстановление, преобразование песочного мира – дети выступают Творцами, восстанавливая мир в соответствии со своими желаниями. Строят его так, чтобы в новой стране всем было удобно. Таким образом, усиливается развитие навыков межличностного общения.

Стиль поведения педагога-психолога – поддерживает, подбадривает, высказывает свою заинтересованность, выражает уверенность в том, что всё получится. Искренне восхищается детьми, благодарит за выдумку и доброту.

Этап 6. Утверждение победы

Содержание. Спонтанное продолжение игры, в которой происходит празднование завоеванной победы.

Стиль поведения педагога-психолога – интересуется эмоциональным состоянием детей, мыслями и чувствами, которые возникали в процессе игры, спрашивает, понравилась ли им игра, и что они будут делать, если вдруг опять попадут в похожую ситуацию. Для закрепления положительных эмоций на этом этапе можно использовать прием «якорение эмоции» (закрепление положительных эмоций каким-либо жестом).

Приложение

Сказочные сюжеты для проведения игр-тренингов по программе «Общение в радость»

Загадочный город

В некотором царстве, в некотором государстве был один загадочный город. И жили в нем странные жители. Они были всегда грустными, никогда вместе не играли, все делали в одиночку и не умели дружить. Но однажды город разрушился! Что же произошло?.. (Дети рассуждают, предлагают свои варианты.)

Жители остались без города! Как помочь жителям?... (Дети предлагают свои варианты.)

Ребята мы настоящие волшебники, у нас обязательно получится спасти жителей! Какой город будем строить?.. Что может быть в этом городе?.. (Дети договариваются о том, что будут строить.)

Как назовем город?.. Какие жители поселятся в этом городе?.. (Дети предлагают название города, расселяют жителей. Педагог-психолог обращает внимание на то, что город восстановлен, но жители снова в этом городе живут по одному.) Как помочь жителям подружиться?.. (Дети предлагают варианты выхода из ситуации.)

Построим для них дорожки и мосты, по которым жители смогут ходить друг к другу в гости. А что будет потом?..

Чудесное спасение

В одной волшебной стране жили маленькие веселые гномики. Они обладали даром всех вокруг делать добрыми и умными. В какой стране жили гномики?.. Что было интересного в этой стране?.. (Дети создают страну гномов, договариваясь о том, какой она будет, кто и что будет строить.)

Но однажды гномики загрустили! В их волшебную страну пробралась злая колдунья. Ей не нравилась доброта гномов, и она вызвала ветер в страну! Что случилось в стране добрых гномов?.. (Варианты детей.)

Как же помочь гномам?.. (Дети предлагают варианты. Педагог-психолог побуждает их к принятию совместного решения в выборе защитных сил для спасения страны.) Только все вместе мы справимся с колдуньей.

Ветер занес в страну песок, который разлетелся по всей стране и доставил неудобства гномам. Почему песчинки так легко разлетаются по стране?.. (Совместно с педагогом-психологом дети размышляют и решают, что сухие песчинки очень легко из-за ветра разлетаются и помочь им сможет вода, которая смочит песок.)

А где можно взять воду?.. Может, гномам вызвать дождь?.. (Дети с помощью пульверизаторов создают дождь, замечая, что мокрые песчинки не могут разлететься. Педагог-психолог стимулирует к дальнейшему развитию сюжета.) А что было потом?..

Берег больших черепах

Далеко-далеко на бескрайних просторах земли разлилось море-океан! Какое было это море?.. (Дети, договариваясь, создают в песочнице море, заселяют его обитателями.)

Обитатели моря жили очень дружно. Как они дружили?.. (Ребята предлагают варианты, разыгрывают в песочнице возможные ситуации.)

А по берегам моря жили черепахи. Они очень грустили, потому что жили в одиночестве и никак не могли друг с другом встретиться. Как помочь черепахам встретиться?.. (Дети совместно ищут способы. Педагог-психолог стимулирует к дальнейшему развитию сюжета.) А что было потом?..

Зазеркалье

В одном из дивных лесов обитали разные животные. И вот однажды животные оказались в Зазеркалье. Попав туда они, обнаружили, что очень сильно изменились внешне. А самое интересное было то, что в этой стране кроме песка ничего не было, вокруг простиралась пустыня.

Вдруг началась песчаная буря, и героям нужно было где-то укрыться. Они решили построить город. Каким окажется этот город?.. Что в нем будет?.. (Варианты детей.)

В то время, когда наши герои возводили город, за ними наблюдал злой волшебник. Он смотрел в свое волшебное зеркало и завидовал тому, что герои жизнерадостны и веселы, а он один и ему не с кем поговорить. Злой волшебник решил помешать веселью жителей города, он сел на ковер-самолет и прилетел в город. И что же случилось дальше?..

Полет во сне

Всем известно, что, когда дети ложатся спать в свои теплые постельки и закрывают глазки, к ним приходят чудеса. Как только дети уснули, к ним прилетел мерцающий мелкими звездочками лебедь, подхватил их и понес над морями, лесами, горами.

Лебедь принес детей в пустыню, кроме песка там ничего не было. Бледный диск луны бросал тусклый свет на землю, детям становилось тоскливо.

Но тут из-за горизонта появились лучи ласкового солнца. Земля вдруг задрожала, и перед детьми стал появляться песочный город. Какой это был город?.. (Варианты детей, совместное строительство города.)

Город был с красивыми домами, улицами, прудами, парками. Жители этого города были очень счастливые, весь день они играли и веселились. А во что они играли?.. Как веселились?.. (Отвечая на вопросы, дети разыгрывают придуманные ситуации.)

Один из жителей поведал детям о том, что их город заколдован злым волшебником, поэтому, когда наступает ночь, город погружается в песок. Жители хотели, чтобы их любимый город всегда находился на поверхности земли, но они не знают, как справиться со злым волшебником. Как помочь жителям?..

Путешествие на остров

В одном старинном городе стоял замок, в котором жили добрые жители. Они всегда приходили всем на помощь. Каким был замок?.. (Педагог-психолог побуждает детей к совместному строительству замка.)

А возле замка разливалось море. И вот однажды жители замка получили послание, из которого узнали, что животные одного острова, находящегося в море, просят о помощи. Все они заболели странной болезнью – разучились улыбаться и смеяться! И остров погрузился в уныние.

Жители замка, обладая удивительной добротой, стали собираться в путь! На чем они отправятся на остров?.. (Педагог-психолог подводит детей к мысли о том, что по морю надо плыть на корабле.)

Но корабль оказался очень маленьким и все жители замка не поместятся на нем. Что же делать?..

Звездный мальчик

На далекой планете жил звездный мальчик. Какая это была планета?.. Как она называлась?.. (Совместное выстраивание в песочнице планеты.)

Мальчик обладал «холодным сердцем». Он часто не слушался своих родителей, обижал других детей, живущих на планете, разрушал гнезда птиц, запирал животных в клетки.

Жители планеты стали бояться мальчика. А мальчика это только радовало, он восторженно восклицал: «Меня боятся, значит – я сильный!»

Но однажды звездный мальчик остался на планете совсем один. Как вы думаете, что произошло?.. Как помочь мальчику?..



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль