Диагностика эмоциональных нарушений дошкольников: арт-терапевтические методики

187

Количество педагогов-психологов, которые используют в своей работе методы арт-терапии, с каждым годом увеличивается. И несмотря на то, что арт-терапевтические сеансы, как правило, направлены на решение коррекционных и профилактических задач, зарубежные и отечественные специалисты (Э. Крамер, Р. Сильвер, Р. Гудман, А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, Е.Е. Свистовская) указывают на ее высокий диагностический потенциал.

Важно понимать, что специалисты, не прошедшие комплексную подготовку по арт-терапии, не всегда могут использовать диагностический потенциал художественной продукции в полную силу. А это зачастую приводит к тому, что арт-терапевтические методы диагностики, которые работают в том числе и с эмоциональными нарушениями дошкольников, остаются недооцененными и слабо внедренными в практику педагогов-психологов.

Однако есть и те методики, которыми можно пользоваться без подготовки по арт-терапии. В числе таких методик тесты Роули Сильвер, исследовавшей возможности арт-терапевтических методов с 70-х годов ХХ в. Ею было создано три графических теста – «Нарисуй историю», «Рисуночный тест Сильвер» (или РТС), «Техника стимульного рисования». Их задача - использование в рамках арт-терапевтического консультирования по вопросам эмоциональных нарушений дошкольников. Далее рассмотрим более подробно методику «Нарисуй историю».

Диагностика эмоциональных нарушений дошкольников: содержание и процедура проведения теста «Нарисуй историю»

Нужно брать во внимание, что дети дошкольного возраста не всегда могут описать свое состояние словами, и потому определение у них депрессивного состояния сопряжено с определенными трудностями. В результате ребенок длительное время не получает нужной ему помощи, следовательно, его состояние ухудшается, и последующие коррекционные мероприятия уже не приносят пользы.

Тест под названием «Нарисуй историю» направлен на диагностику и коррекцию эмоциональных нарушений дошкольников (здесь учитываются и депрессий, в том числе и их маскированные вариации), начиная с возраста пяти лет. Тестирование в группе возможно начиная с подросткового возраста. Диагностические мероприятия для детей старшего дошкольного возраста проводятся только индивидуально.

Время выполнения задания не ограничивается, но обычно требуется не более 10 минут. Тест включает два набора стимульных изображений – варианты А (рис. 1) и Б (рис. 2). Последний может использоваться при повторном тестировании.

Диагностика эмоциональных нарушений дошкольников: арт-терапевтические методики

Диагностика эмоциональных нарушений дошкольников: арт-терапевтические методики

Рис. 1. Стимульные рисунки (вариант А)

Диагностика эмоциональных нарушений дошкольников: арт-терапевтические методики

Диагностика эмоциональных нарушений дошкольников: арт-терапевтические методики

Рис. 2. Стимульные рисунки (вариант Б)

Инструкция к обоим вариантам теста, изучающего эмоциональные нарушения дошкольников, звучит одинаково: «Выбери из этих картинок две и придумай, что могло бы произойти между изображенными на них персонажами или предметами. Когда будешь готов(а), нарисуй то, что ты придумал(а). Изобрази на рисунке то, что происходит. При этом ты можешь изменять то, что имеется на картинках, и рисовать любые дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, дай своему рисунку название и запиши историю на строчках ниже рисунка»1.

Оценка эмоциональных нарушений дошкольников по рисунку осуществляется с помощью двух шкал – шкалы эмоционального содержания рисунка (табл. 1) и шкалы оценки образа «Я» (табл. 2).

Таблица 1

Шкала эмоционального содержания рисунка

Количество баллов Содержание рисунка
1 балл Рисунки с выраженным отрицательным эмоциональным содержанием, например: а) изображения одиноких, печальных, беспомощных, пытающихся покончить жизнь самоубийством, мертвых или находящихся в смертельной опасности персонажей; б) изображение деструктивного взаимодействия между персонажами, связанного с убийством или угрозой для жизни
2 балла Рисунки с умеренно отрицательным содержанием: а) изображение одиноких, испуганных, злящихся, неудовлетворенных или несчастных персонажей; б) рисунки, отражающие напряжение или неприятные отношения между персонажами
3 балла Рисунки с неопределенным содержанием: а) изображение персонажей или отношений, имеющих как положительные, так и отрицательные характеристики или амбивалентное содержание; б) изображения с противоречивым, неопределенным или неясным эмоциональным содержанием; в) изображение персонажей или отношений без определенного эмоционального содержания
4 балла Рисунки с умеренно положительным содержанием: а) одинокие персонажи, изображенные счастливыми, но пассивными, испытывающие удовольствие, а также кем-либо спасаемые; б) изображение дружественных и приятельских взаимоотношений
5 баллов Рисунки с выраженным положительным содержанием: а) изображение успешных, счастливых или достигающих своих целей персонажей; б) отношений любви и заботы

Таблица 2

Шкала оценки образа «Я»

Количество баллов Содержание рисунка
1 балл Болезненные фантазии: испытуемый идентифицируется с грустным, беспомощным, одиноким, пытающимся покончить жизнь самоубийством, мертвым или находящимся в смертельной опасности персонажем
2 балла Неприятные фантазии: испытуемый идентифицируется с испуганным, фрустрированным, несчастным или страшным персонажем
3 балла Противоречивые и амбивалентные фантазии: испытуемый идентифицируется с переживающим противоречивые чувства или равнодушным персонажем, либо образ «Я» не просматривается или неясен, а также если испытуемый идентифицируется с рассказчиком
4 балла Приятные фантазии: испытуемый идентифицируется со счастливым, но пассивным персонажем или тем, кого спасают
5 баллов Фантазии, связанные с исполнением желаний: испытуемый идентифицируется с активным, достигающим своей цели и удовлетворенным персонажем, в том числе с тем, кто совершает деструктивные действия, нападает и достигает своей цели, а также с тем, кого любят

Зачастую с целью оценки образа «Я» у ребенка важно определить, с каким из персонажей, изображенных в тесте, он себя идентифицирует. Бывает, что дошкольнику нужно задать несколько поясняющих вопросов, к примеру: «Какой из изображенных на твоем рисунке персонажей тебе ближе?» либо «На место какого персонажа ты бы себя поставил?». И в большинстве случаев ребенок идентифицирует себя с героем своей половой принадлежности.

Диагностика эмоциональных нарушений дошкольников: результаты теста «Нарисуй историю»

У депрессивных детей, как показывает практика, чаще встречаются рисунки с выраженной отрицательной тематикой, которые оцениваются в 1 балл. В таких рисунках чаще всего изображаются одинокие, беспомощные, страдающие, а также находящиеся в опасности герои. Кроме того, может быть изображено и деструктивное взаимодействие между персонажами, связанное, например, с убийством или угрозой для жизни.

Дети, получившие низкие баллы по диагностическим шкалам теста, нуждаются в более тщательном обследовании, в том числе медицинскими специалистами, и включении в программы ранней профилактики и коррекции эмоциональных нарушений дошкольников.

Рисунки с умеренно отрицательным эмоциональным содержанием (2 балла по шкалам эмоционального содержания и образа «Я») могут говорить как о наличии неглубокой депрессии, а также могут объясняться детско-подростковой агрессивностью, отреагированием в фантазиях негативных чувств и иными причинами, что требует более тщательного обследования.

В ходе исследований А.И. Копытин с коллегами выделили такие группы испытуемых, как «здоровые» и «патологические» агрессоры.

«Здоровые» агрессоры в результате тестирования получают оценку в 5 баллов по шкале образа «Я». Это связано с тем, что они идентифицируются с сильными персонажами, которые, нападая на кого-то или что-то разрушая, достигают своих целей и испытывают удовлетворение.

«Патологическим» агрессорам свойственны низкие оценки шкалы образа «Я». Они отождествляют себя с героями, которые не получают удовлетворение, разрушая что-либо или нападая на кого-либо. Они испытывают чувства раздражения, фрустрации, гнева. Либо возможна и несколько иная ситуация, когда эмоциональные нарушения дошкольников в таком случае не достаточно проявлены.

Также есть и еще одна категория детей. В их рисунках проявляются агрессивные фантазии, но при этом в реальной жизни агрессивности и враждебности такие дети не демонстрируют. Их рисунки, так же как и для рисунки «здоровых» агрессоров, оцениваются в 1 балл по шкале эмоционального содержания и в 5 баллов – по шкале образа «Я».

Для грамотной квалификации результатов теста важна оценка устойчивости эмоциональных проявлений в рисунках и образе «Я» ребенка. Если тест «Нарисуй историю» применять неоднократно в работе с одним и тем же воспитанником, то это позволит, например, отследить, отличается ли его агрессивность «патологичностью» либо имеет кратковременный характер.

Примеры детских рисунков, демонстрирующие эмоциональные нарушения дошкольников

Приведем примеры детских рисунков, созданных в ходе работы по методике «Нарисуй историю».

История 1. «Динозавр и 7 котов» (рис. 3)

Испытуемая – девочка, 5 лет 7 месяцев.

Жалобы со стороны мамы на нарушение у девочки сна, обидчивость, агрессивность, плаксивость, частые заболевания.

Диагностика эмоциональных нарушений дошкольников: арт-терапевтические методики

Рис. 3. «Динозавр и 7 котов»

Пояснение к рисунку: «Динозавр напал на кису; он большой, а киса маленькая, у них началась драка и динозавр победил кошку… Он ее съел, оставил кожу и кости… Динозавр напал на кису просто так, он был очень голодный – 3 дня не ел, она ему помешала, он ее убил, вот и все… Разбойник!»

Результаты тестирования:
1. Ребенок идентифицирует себя с кошкой.
2. Оценка по шкале эмоционального содержания – 1 балл. Наблюдается выраженное отрицательное эмоциональное содержание – изображение деструктивного взаимодействия между персонажами, связанного с убийством или угрозой для жизни.
3. Оценка по шкале образа «Я» – 1 балл (болезненные фантазии: испытуемый идентифицируется с находящимся в смертельной опасности персонажем).

Ребенку рекомендовано пройти лечение у невролога, а также индивидуальные коррекционные занятия.

История 2. «Метеорит против динозавра, динозавр против рыцарей (рис. 4)

Испытуемый – мальчик, 6 лет 6 месяцев.

Жалобы со стороны воспитателей на следующие эмоциональные нарушения: конфликтность дошкольника, вспышки агрессии, упрямство, игнорирование правил и норм, неадекватное воздействию ответное реагирование, истерики, высокую демонстративность.

Диагностика эмоциональных нарушений дошкольников: арт-терапевтические методики

Рис. 4. «Метеорит против динозавра, динозавр против рыцарей»

Пояснение к рисунку: «Динозавр хочет разрушить замок, чтобы съесть тех и других. Динозавр голоден. Другие могут быстро бегать, и там очень далеко лес из будущего. Он всех почти съел, остались все другие и… там выжили только 100 рыцарей. Упал метеорит ему (динозавру) на голову, и он потом вырубился… не успел никого съесть. Больше нравится динозавр... Нет, нравится метеорит, с его помощью рыцари подготовились к зиме».

Ребенок с трудом придумал историю. Первоначально рисунок назывался «Замок и динозавр».

Результаты тестирования эмоциональных нарушений дошкольника:
1. Оценка по шкале эмоционального содержания – 1 балл. Наблюдается выраженное отрицательное эмоциональное содержание – изображение деструктивного взаимодействия между персонажами, связанного с убийством или угрозой для жизни.
2. По шкале образа «Я» – 5 баллов (фантазии, связанные с исполнением желаний: испытуемый идентифицируется с активным, достигающим своей цели и удовлетворенным персонажем, в том числе с тем, кто совершает деструктивные действия, нападает и достигает своей цели).

Мальчик мог бы быть отнесен к категории «здоровых агрессоров», если бы его поведение носило социально приемлемый характер. Из-за отсутствия коммуникативных навыков и наличия эмоциональных проблем ребенок не может занять желаемую для него позицию в группе – направленность агрессии на группу («рыцари в замке») с желанием стать нужным, героем-избавителем (справился с динозавром, помог подготовиться к зиме).

Мама отказалась от осмотра ребенка медицинскими специалистами.

История 3. «Вулкан и замок. Древние сказки» (рис. 5)

Испытуемый – мальчик, 6 лет 10 месяцев.

Мальчик не демонстрирует агрессии, спокойный ребенок, дружелюбный.

Диагностика эмоциональных нарушений дошкольников: арт-терапевтические методики

Рис. 5. «Древние сказки»

Пояснение к рисунку: «Лава идет, а рядом с лавой башня, и вот лава сильнее, чем башня, лава разлетается прям на замок. В замке есть королева, она жила в замке и не знала, что рядом вулкан, и она удивилась, что на ее замок падает вулкан. И она сразу испугалась, и пришлось всем выйти, но они не успели, лава была очень сильной, огромной и все трещинки… и потом он разрушился и на всех упал и потом всё».

Результаты тестирования:
1. Ребенок идентифицирует себя с вулканом. Уже на этом этапе возможна коррекционная работа по определению причин и способов преодоления сложившейся ситуации.
На вопрос о причинах извержения ответил, что «они фоткались, а попадало сюда (показывает вулкан). Вулкан разозлился, что его будят. Они сами фоткались, но его не звали. Он злой».
2. Оценка по шкале эмоционального содержания – 1 балл. Наблюдается выраженное отрицательное эмоциональное содержание – изображение деструктивного взаимодействия между персонажами, связанного с убийством или угрозой для жизни.
3. По шкале образа «Я» – 5 баллов (фантазии, связанные с исполнением желаний: испытуемый идентифицируется с активным, достигающим своей цели и удовлетворенным персонажем, в том числе с тем, кто совершает деструктивные действия, нападает и достигает своей цели).

Результаты могут свидетельствовать об активизации копинг-стратегии на конкретную жизненную ситуацию, умении сдерживать агрессивные тенденции. Вероятно, ребенок не удовлетворен своим положением в семье, что в дальнейшем подтвердилось результатом диагностики с помощью методики «Рисунок семьи» (мальчик нарисовал маму и младшего брата, себя не нарисовал).

Таким образом, тест Р. Сильвер «Нарисуй историю» может быть использован для диагностики различных состояний эмоциональных нарушений дошкольников, связанных с проявлением депрессивных реакций и агрессии. Данные подобного тестирования могут иметь экспресс-диагностический, предварительный характер, в особенности в тех случаях, когда тесты используются в скрининговых исследованиях в целях первичной психопрофилактики. Эти данные необходимо уточнять с использованием другого психодиагностического инструментария.

Методика может использоваться в контексте арт-терапии и психологического консультирования с целью оценки состояния и потребностей ребенка, его творческого потенциала, характерных для него механизмов копинга и защиты и других психологических параметров, а также с целью оказания на него коррекционного воздействия. Например, исходя из созданного рисунка и истории, можно показать ребенку возможные последствия действий персонажа, тем самым помогая ему осознать связь рисунка с характерными для него формами реагирования, а также продемонстрировать возможность иных форм поведения.


1 Если ребенок не умеет писать, рассказ записывает педагог-психолог с его слов.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Детский сад»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ДОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль