Игровое взаимодействие родителей с дошкольниками: программа «Играем вместе»

283

Дошкольный возраст – важный период в жизни ребенка, в который устанавливаются и начинают развиваться первые, наиболее значимые отношения – с родителями и близкими родственниками. От того, как они будут формироваться и развиваться, зависит дальнейшее взаимодействие с окружающим миром в целом.

В современных условиях взаимодействие родителей с дошкольниками с учетом высокой занятости родителей сводится к минимуму и в дальнейшем в основном ложится на плечи образовательных организаций. В результате, детско-родительские отношения ухудшаются, а это сопровождается психическим и физическим разладом в развитии детей.

У каждого ребенка есть своя зона ближайшего развития – то, что он уже умеет делать вместе со взрослым, но еще не способен сделать самостоятельно. Именно эти умения он готов осваивать в ближайшем будущем. Но для того, чтобы чему-то научить ребенка, нужно сделать это вместе с ним, основная роль здесь принадлежит родителям.

На сегодняшний день ДОО используется множество форм взаимодействия родителей с дошкольниками. Однако проблема еще и в том, что родители со своей стороны не всегда идут на встречу, зачастую не стремятся к диалогу с педагогом. В результате успешно применять такие формы, которые предполагают преподнесение знаний в процессе сотрудничества родителя и педагога, не всегда удается. И только активизируя роль взрослых посредством взаимодействия родителей с дошкольниками можно достичь оптимальных результатов.

Программа игровых сеансов "Играем вместе" как форма взаимодействия родителей с дошкольниками

С учетом вышесказанного и с целью гармонизации детско-родительских отношений в 2013 г. была разработана программа игровых сеансов «Играем вместе», предназначенная для детей 4–5 лет и их родителей. Данный возраст характеризуется сменой отношений со взрослыми – они теперь представляют интерес в первую очередь как источник увлекательной информации. Ребенок 4–5 лет уже не столько знакомится с миром, сколько учится предъявлять окружающим самого себя. Начинает формироваться самооценка, основанная на высказываниях и оценках родителей, закладываются основы эмпатии, осваиваются первые механизмы саморегуляции, расширяется социальный круг общения. Это время отстаивания себя и своих интересов, что важно учитывать в процессе взаимодействия родителей с дошкольниками.

Если взрослые неохотно следуют желаниям ребенка, то возрастают его недовольство и капризность. Ребенку 4–5 лет очень полезно много двигаться, кувыркаться и крутиться. Но функция произвольности поведения пока очень слабая, он еще не может контролировать расход собственной энергии и успокаиваться тогда, когда силы уже на исходе. Поэтому необходимо уметь самостоятельно снимать нервное напряжение и контролировать утомление организма.

Задачи программы, используемой в ходе взаимодействия родителей с дошкольниками

В числе задач предложенной программы можно выделить следующие:

1) развитие социальных и коммуникативных навыков;

2) развитие игровых навыков, произвольного поведения;

3) снятие эмоционального и мышечного напряжения, импульсивности, тревоги и агрессии;

4) предоставление родителям необходимой информации о развитии и воспитании ребенка 4–5 лет.

Методическую основу программы игровых сеансов «Играем вместе» составляет программа И. Волобуевой «Веселая семейка», дополненная и расширенная другими играми и упражнениями

Занимаясь по программе «Играем вместе», наблюдая за своими детьми, учитывая их индивидуальные особенности и предпочтения, родители учатся совместной с ними деятельности, построению позитивных отношений, наполненных теплотой, вниманием и любовью. Дети учатся подчиняться общественно принятым нормам, осознавать себя и свои желаний. Укрепляется и развивается их эмоциональная сфера.

Игровое взаимодействие родителей с дошкольниками позволит научиться снимать эмоционально-психическое напряжение и одновременно будет повышать двигательную активность. Кроме того, воздействие игры позитивно влияет на развитие мелкой и крупной моторики, оздоровление и нормализацию общего тонуса организма. Выполняя вместе с родителями различные упражнения, дети смогут научиться управлять своими действиями и эмоциями.

Программа рассчитана на 14 игровых сеансов с периодичностью 1 раз в неделю и продолжительностью 20 минут (конспекты игровых сеансов 1–4 – в приложении).

Количество участников: 5–6 детско-родительских пар (10–12 человек).

Стартовая и итоговая диагностика: в начале и в конце программы с родителями проводится анкетирование с целью определения эффективности работы и предоставления им возможности осознать происшедшие изменения и приобретенный опыт в общении с детьми.

Противопоказания для применения: с детьми с задержкой умственного развития, аутичные, гиперактивные с выраженными чертами агрессивности и враждебности. С такими детьми необходимо проводить индивидуальную работу.

Предполагаемые результаты, используемой в ходе взаимодействия родителей с дошкольниками

Для родителей:

1) расширение знаний об играх, упражнениях и других способах взаимодействия с детьми;

2) овладение приемами взаимодействия с ребенком;

3) формирование умения замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка;

4) формирование умения уважать желания и потребности ребенка;

5) формирование умения быть активным соучастником ребенка в его деятельности.

Для детей:

1) развитие навыков саморегуляции;

2) обретение уверенности в себе;

3) развитие навыков самоконтроля;

4) формирование способности подчиняться общественно принятым нормам (что можно, нельзя), осознанно принимать простые правила;

5) снижение агрессивности (использование в конструктивных целях, например, в игре).

Приложение

Конспекты игровых сеансов по программе «Играем вместе»

Структура игрового сеанса:

1. Ритуал приветствия – развивает навыки знакомства, позволяет поддерживать контакт, настраивает на общение.

2. Разминка – настраивает на продуктивную деятельность, активизирует группу, поднимает настроение.

3. Основная часть – содержит блоки упражнений, направленных на решение задач программы.

4. Рефлексия – подведение итогов, возможность поддержать ребенка, укрепить взаимодействие дошкольников с родителями.

5. Ритуал прощания – способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе.

Примечание: для организации работы требуется помещение, где есть возможность свободно двигаться, стоят столы и стулья. Часть упражнений и обсуждение проводятся в круге на ковре. Поддержанию интереса на занятиях будет способствовать применение изобразительных средств, тематических плакатов, атрибутов для игр и упражнений.

Игровой сеанс 1. «Здравствуй, это я!»

Цель: знакомство с группой; принятие правил; актуализация чувства единения в диаде «мать – ребенок».

Оборудование: игрушка «цветочек», картинки «солнышко» и «дождик», корзиночка с фасолью.

Музыкальное сопровождение: подвижная музыка, музыка для релаксации.

Ход игрового сеанса

Дети с родителями стоят или сидят на ковре в кругу.

1. Ритуал приветствия. Упражнение «Меня зовут…»

Инструкция. Педагог-психолог приветствует детей и родителей, при необходимости представляется и предлагает познакомиться: по кругу пускается «волшебный цветок», тот участник, у которого он окажется, должен коротко рассказать о себе – имя, любимые занятия и пр. информация, которой он сочтет нужным поделиться.

2. Разминка «Курочка и цыпленок»

Инструкция. Предварительно следует поинтересоваться у детей, любят ли они сказки и какие из них знают. Затем присутствующим предлагается сыграть в сказку «Курочка и цыпленок».

Родители располагаются на ковре, дети – перед ними. Педагог-психолог рассказывает сказку, участники – показывают ее, повторяя вслед за ним движения. Упражнение сопровождается музыкой для релаксации.

Курочка и цыпленок

Наступила весна, появилась первая зеленая травка. Солнышко ярко светило (руки поднимаются вверх) и согревало своими теплыми лучиками все вокруг (поглаживания друг друга). Вдруг на небе появилась маленькая тучка, и закапал теплый дождик (дети стучат по своим коленкам, родители – по спине своих детей). Тучка улетела, подхваченная ветерком, и унесла с собой дождик.

В это время над цветами зажужжали пчелы (дети имитируют пчелу, издавая звук «ж-ж-ж-ж-ж»), запели птички чик-чирик, чик-чирик (дети повторяют). А в теплом уютном гнездышке зашевелилось яйцо. Почему оно зашевелилось?.. Кто подскажет?..

(Далее мамы играют роль скорлупы, а дети – цыплят: колени подтянуты к груди и обхватываются руками, голова прижата к коленям. Мамы обхватывают детей руками и ногами.)

Цыпленку было хорошо и уютно в своем домике. Скорлупа защищала его, согревала, давала ему все необходимое. Он пошевелился, покрутил головкой – нет, еще не пришло время. Так хорошо сидеть у мамы в скорлупе!

Солнышко пригревало все сильнее, и цыпленку становилось жарко и тесновато. Он повел плечиками, стараясь освободиться… Но скорлупа не пускала – ей тоже было очень приятно чувствовать внутри цыпленка. Крепко она его держала. Но цыпленок не сдавался, он все активнее шевелился, пробовал носиком пробить скорлупу, освободиться. Вот уже головка показалась, плечики освободились. Скорлупа уже не сопротивлялась – она понимала, что пришло время отпустить цыпленка. Еще чуть-чуть… и цыпленок на свободе! Он расправил свои маленькие крылышки, потянулся, довольный устроился в своем гнездышке. Когда он окреп, то стал учиться играть.

3. Основная часть

1) Игра «Послушный, непослушный цыпленок».

Мамы сидят на ковре, дети – спиной к ним, между ногами.

Слово педагога-психолога: Цыплята, как и детки, тоже бывают послушными и непослушными. Когда цыпленок непослушный, он стучит лапками, машет крылышками, а мама его крепко держит, обняв сзади. Когда цыпленок послушный, мама гладит его по голове и обнимает. (Участникам предлагается показать послушного и непослушного цыпленка.)

2) Игра «Солнышко и дождик».

Инструкция. Игра проходит под веселую музыку. Дети изображают цыплят, мамы – зонтики. По команде педагога-психолога «Солнышко!» (поднимается соответствующая картинка) цыплята гуляют на полянке и собирают фасоль. По команде «Дождик!» (поднимается соответствующая картинка) они должны спрятаться под зонтики. Игру можно повторить несколько раз.

3) Упражнение «Солнечный зайчик».

Инструкция. Упражнение проводится под релаксационную музыку. Участники слушают педагога-психолога, выполняя указанные им действия.

Слово педагога-психолога: Поиграли цыплята, устали и сели возле своих мамочек. От яркого солнышка на полянке появился солнечный зайчик. Он заглянул цыплятам и их мамам в глаза, побежал по лицу (дети и родители гладят лица друг друга). Нежно погладьте ладонями мамино (папино) лицо: лоб, нос, щеки, рот, подбородок… аккуратно, чтобы не спугнуть солнечного зайчика. (Обращаясь к родителям) Погладьте цыплятам голову, шею, животик, ручки, ноги. Зайчик забрался за шиворот – погладьте там. Он не озорник, он любит и ласкает вас, а вы его, подружитесь с ним... Улыбнитесь ему... А теперь давайте хлопнем в ладоши «раз, два, три» – теперь вы не цыплята, а ребята.

4. Ритуал прощания

Инструкция педагога-психолога: А теперь я хочу научить вас тому, как мы будем прощаться после каждого занятия. Повторяйте за мной…

Дружно хлопнули в ладоши
(все хлопают в ладоши).
Вместе топнули ногой
(все топают ногой).
Всё, во что мы здесь играли
(родители и дети в парах берутся за руки и подпрыгивают),
Мы запомнили с тобой
(участники берутся руками за головы и покачивают ими из стороны в сторону).
«До свиданья!» – всем сказали
(все машут рукой).
Отправляемся домой.

5. Рефлексия

Инструкция. Участникам предлагается поделиться впечатлениями от игрового сеанса, рассказать, что понравилось.

Игровой сеанс 2. «Я и моя семья!»

Цель: содействие оптимизации детско-родительских отношений, воспитание доброго отношения к маме; создание положительного эмоционального отношения в группе; развитие навыков произвольного поведения в игре; снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Оборудование: игрушки из киндер-сюрпризов, корзинки (5 шт.).

Музыкальное сопровождение: подвижная музыка1.

Ход игрового сеанса

1. Ритуал приветствия

Слово педагога-психолога: Здравствуйте, уважаемые родители и ребята! Я рада снова вас видеть. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. А теперь улыбнемся друг другу – мамам, папам, другим ребятам. Молодцы! (Здесь же, чтобы разрядить обстановку и снять напряжение, участникам можно предложить потанцевать.)

2. Разминка. Игра «Пропой имя»

Инструкция педагога-психолога: Сегодня мы с вами отправляемся в страну имен. Для начала давайте вспомним, кого и как из вас зовут, какие имена выбрали вам ваши родители?..

А теперь представим, что мы разучились разговаривать и умеем только петь, а нам нужно познакомиться. Что делать?.. Пусть каждый из вас пропоет свое имя, а остальные все будут петь его хором... (Здесь же можно попросить детей рассказать, какими ласковыми именами называют их родители.)

3. Основная часть

1) Игра «Сборщики».

Инструкция. Игра проводится под веселую музыку. На ковре разбрасываются игрушки. Задача участников – в парах, держась за руки, за определенное время собрать все игрушки.

2) Игра «Мама, ау!».

Инструкция. Дети прячутся. Каждый из них по очереди произносит «Мама, ау!». Задача мам – узнать по голосу своего ребенка. Если это удается, ребенок выбегает и обнимает маму. Затем родители и дети меняются местами.

3) Игра «Мамин портрет».

Рисование сухой кисточкой по лицу. По аналогии можно предложить родителям нарисовать портрет своего ребенка.

4. Ритуал прощания

Дружно хлопнули в ладоши
(все хлопают в ладоши).
Вместе топнули ногой
(все топают ногой).
Всё, во что мы здесь играли
(родители и дети в парах берутся за руки и подпрыгивают),
Мы запомнили с тобой
(участники берутся руками за головы и покачивают ими из стороны в сторону).
«До свиданья!» – всем сказали
(все машут рукой).
Отправляемся домой.

5. Рефлексия

Инструкция. Участникам предлагается поделиться впечатлениями от игрового сеанса, рассказать, что понравилось.

Игровой сеанс 3. «Путешествие на автомобиле»

Цель: содействие оптимизации детско-родительских отношений, воспитание доброго отношения к маме; создание положительного эмоционального отношения в группе; развитие навыков произвольного поведения в игре; снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Оборудование: обручи по количеству детей, мячики красного и зеленого цвета, листы бумаги, карандаши, фломастеры.

Музыкальное сопровождение: подвижная музыка.

Ход игрового сеанса

1. Ритуал приветствия

Слово педагога-психолога: Здравствуйте, уважаемые родители и ребята! Я рада снова вас видеть. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. А теперь улыбнемся друг другу – мамам, папам, другим ребятам. Молодцы!

2. Разминка

Используется музыкальная разминка Е. Железновой «Автобус»2.

Слово педагога-психолога: Сегодня мы с вами отправляемся путешествовать. Кто мне скажет, на чем люди могут путешествовать?.. (Ответы детей.) Мы сегодня отправимся путешествовать на автобусе.

Инструкция. Участники встают в круг друг за другом, под песню «Автобус» вслед за педагогом-психологом они повторяют движения (крутят руль, показывают окно, пожимают плечами и т. д.).

3. Основная часть

1) Игра «Лесное радио».

Слово педагога-психолога: Понравилось вам путешествовать на автобусе?.. А теперь представьте, что мы заехали в лес. А в лесу легко заблудиться. Вы знаете, кто такой диктор? Это тот, кто делает объявления по радио. Если вы заблудитесь в лесу или на улице, как вас могут найти?.. Правильно – по описанию. Мы все разные. У нас разный цвет волос, глаз, рост, мы по-разному одеваемся. Я предлагаю сейчас сыграть в игру «Лесное радио». Каждый из родителей будет описывать своего ребенка – как он выглядит, что любит делать. А мы будем угадывать, о ком идет речь.

2) Игра «Красный, зеленый».

Инструкция педагога-психолога: Вот мы с вами и узнали, кто как выглядит и что любит делать. А теперь отправляемся в обратный путь, но поедем уже на машинах. Сначала вы, ребята, будете водителями, а ваши мамы – пассажирами, затем наоборот. Как только я подниму мячик зеленого цвета, вы должны будете остановиться. Если я подниму мячик красного цвета – можете продолжить движение. Будьте внимательны...

3) Массаж «Машины».

Инструкция педагога-психолога: Наши машины приехали в гараж. И их надо будет хорошо помыть. Мыть вы будете друг друга по очереди, обязательно ласково называя все «детали» машины.

4) Рисование «Наша машина».

Инструкция. Детям и родителям предлагается вместе придумать и нарисовать свою машину.

4. Ритуал прощания

Дружно хлопнули в ладоши
(все хлопают в ладоши).
Вместе топнули ногой
(все топают ногой).
Всё, во что мы здесь играли
(родители и дети в парах берутся за руки и подпрыгивают),
Мы запомнили с тобой
(участники берутся руками за головы и покачивают ими из стороны в сторону).
«До свиданья!» – всем сказали
(все машут рукой).
Отправляемся домой.

5. Рефлексия

Инструкция. Участникам предлагается поделиться впечатлениями от игрового сеанса, рассказать, что понравилось.

Игровой сеанс 4. «Путешествие в зоопарк»

Цель: актуализация чувства единения в диаде «мать – ребенок».

Оборудование: фигурки животных, разноцветные ленточки.

Музыкальное сопровождение: подвижная музыка, музыка для релаксации.

Ход игрового сеанса

1. Ритуал приветствия

Слово педагога-психолога: Здравствуйте, уважаемые родители и ребята! Я рада снова вас видеть. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. А теперь улыбнемся друг другу – мамам, папам, другим ребятам. Молодцы!

Давайте вспомним, что мы с вами делали на прошлой встрече?.. (Ответы детей.) А сегодня я предлагаю отправиться в зоопарк. Вы были в зоопарке?.. Какие животные там живут?..

2. Разминка

Инструкция. Разминка проводится под песню «У жирафа пятна, пятнышки везде…»3. Вслед за педагогом-психологом участники повторяют все движения.

Слово педагога-психолога: После такой разминки все наши животные захотели попить и решили пойти на водопой. Давайте вместе с мамами покажем, кто и как туда шел.

Звери шли на водопой.
За мамой лосихой топал лосенок
(идут громко топая),
За мамой лисицей крался лисенок
(крадутся на носочках),
За мамой ежихой катился ежонок
(приседают, медленно двигаются вперед),
За мамой белкой скакали бельчата
(скачут вприсядку),
За мамой зайчихой – смешные зайчата
(скачут на прямых ногах),
Волчица вела за собою волчат
(идут на четвереньках),
Все мамы и дети напиться хотят
(участники встают лицом в круг, делают движения языком – «лакают»).

3. Основная часть

1) Игра «Изобрази семью животных».

Инструкция педагога-психолога: У меня есть волшебный мешочек, в котором спрятались игрушки. Пусть каждый из вас достанет себе игрушку... А теперь вместе со своими мамами изобразите семью доставшегося вам животного. Как оно двигается?.. Какие звуки издает?..

А еще в зоопарке живут веселые обезьянки, они любят повторять за всеми движения. Я вам покажу, как они это делают. Встаньте в круг. Я буду показывать движения, а вы будете вместе с мамами за мной повторять (движения могут быть любые – на усмотрение педагога-психолога).

А теперь встаньте в пару со своими мамами. Вы, ребята, обезьянки. Мамы будут повторять за вами движения (затем дети и родители меняются ролями).

2) Игра «Разноцветные хвостики».

Инструкция. Выбирается водящий. Все играющие, кроме водящего, засовывают себе сзади за пояс кончик яркой цветной ленточки длиной 50–70 см, когда участники разбегаются в разные стороны, за ними развеваются их разноцветные «хвостики». Задача водящего – догнать кого-нибудь, чтобы сорвать ленточку. Ему нужно за определенное время, скажем, за три минуты, собрать как можно больше «хвостиков». Как вариант – родители догоняют каждый своего ребенка и наоборот.

4. Ритуал прощания

Дружно хлопнули в ладоши
(все хлопают в ладоши).
Вместе топнули ногой
(все топают ногой).
Всё, во что мы здесь играли
(родители и дети в парах берутся за руки и подпрыгивают),
Мы запомнили с тобой
(участники берутся руками за головы и покачивают ими из стороны в сторону).
«До свиданья!» – всем сказали
(все машут рукой).
Отправляемся домой.

5. Рефлексия

Инструкция. Участникам предлагается поделиться впечатлениями от игрового сеанса, рассказать, что понравилось.


1 Здесь и далее можно использовать сборники Е. Железновой из серии «Музыка с мамой».

Композиция находится в свободном доступе для скачивания в Интернете. 

Песня доступна в Интернете для свободного скачивания. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ДОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;
      • подарок за регистрацию: видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль