Работа педагога-психолога в ДОУ: коррекция эмоциональной лабильности у детей

303
Понятие эмоциональной лабильности из словаря педагога-психолога:
Неустойчивость настроения, его постоянные перемены (по несколько раз в день) под влиянием самых мелких, незначительных событий. При слишком выраженной эмоциональной лабильности у ребенка он становятся импульсивным, плохо управляет собой, легко возникает состояния умиления, сентиментальности, слезливости. В дальнейшем он неспособен выработать твердые взгляды и убеждения, выразить симпатию или антипатию к кому-либо, приобрести постоянные привязанности.

Эмоциональное самочувствие – одно из важнейших условий гармоничного развития личности. Однако в настоящее время наблюдается увеличение численности дошкольников, которые по тем или иным причинам (вследствие перенесенных болезней, стиля воспитания, экономического и социального положения семьи и проч.) страдают эмоциональными расстройствами. Они проходят процесс социализации и адаптации в обществе, что отражается на их самочувствии – как следствие, они начинают избегать сложных ситуаций взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Одна из причин появления эмоциональной лабильности у ребенка – систематическое пребывание в стрессовой ситуации. К этому приводят постоянные родительские запреты или, наоборот, вседозволенность; недостаток или, наоборот, излишнее внимание окружающих; постоянные неудачи; психологические травмы.

Эмоциональная лабильность у ребенка: пример работы педагога-психолога в ДОУ

Рассмотрим работу с эмоциональной лабильностью у ребенка на примере истории Вячеслава В. (3 года 6 месяцев). Запрос поступил от мамы мальчика. В ходе предварительной беседы выявлено следующее.

Вячеслав наблюдается у невролога, который поставил диагноз «неврозоподобный синдром».

В семье преобладает гиперопекающий тип воспитания: мальчик ограждается от любых трудностей, забот, негативных эмоций и неприятностей. К нему не обращаются с просьбами, не предъявляются никакие требования, у него нет обязанностей. Родители мальчика в разводе. Часто в воспитание вмешивается бабушка, в общении и взаимодействии с которой у мамы не выстроены четкие границы. Для мамы характерны бурное реагирование на жизненные события и слишком яркое выражение собственных эмоций, из-за чего мальчик пугается.

По ее словам, мальчик все время копирует отрицательное поведение детей в детском саду и на детской площадке, подвержен негативному влиянию, легко возбуждается и переутомляется, постоянно и много обращает на себя внимание, нарушает правила поведения. Его настроение постоянно меняется, сменяясь то одним, то другим состоянием. Мальчик крайне доверчив – спокойно может уйти с незнакомым человеком.

Отец приходит редко. Каждый раз после его ухода Вячеслав полностью копирует отрицательное поведение мужчины.

Так как дома нет единых правил и требований, мальчик соблюдает правила того члена семьи, с кем взаимодействует в конкретный момент времени. При этом он переживает внутренний конфликт, поскольку не может понять, кто в семье главный. Вследствие этого у Вячеслава наблюдаются нарушения как в эмоциональном плане, так и в половой идентификации (стал говорить о том, что он девочка, стараясь вести себя соответственно этому). Ситуация усугубляется отсутствием отца – то есть объекта для идентификации.

В ходе беседы с мамой мальчик постоянно вмешивается в разговор: приносит и показывает игрушки, зовет «пить чай», рисовать на песке, просит показать, как крутится мини-юла. Все это говорит о нехватке внимания со стороны мамы.

Кроме эмоциональной лабильности при работе педагога-психолога в ДОУ выявлены следующие проблемы: истерики, речевая и двигательная активность, суетливость, нарушения материнской привязанности. Наблюдаются проявления кризиса 3 лет: непослушание, своеволие и капризность, обесценивание взрослого (не прислушивается к словам, не замечает).

Одна из причин возникновения кризиса – потребность делать так, как взрослые. Ее легко удовлетворить в ролевых играх, но для этого следует играть вместе с мальчиком. Когда новые потребности будут удовлетворены, то негативные симптомы кризиса будут наблюдаться меньше. Таким образом, в период кризиса важно взаимодействовать с дошкольником (вместе играть, рисовать, лепить и т. д.), поскольку он ощущает потребность в поддержке и активном, а не пассивно-наблюдательном содействии взрослого. К сожалению, в семье этого не происходит.

В ходе первичной диагностики при работе педагога-психолога в ДОУ выявлены следующие проявления эмоциональной лабильности у ребенка:

  • склонность к кратковременным и бурным аффектам по незначительному поводу, которые так же быстро исчезают, как и появляются;частая смена настроения (от жизнерадостного, бодрого, веселого, беззаботного до плаксивого);
  • из-за непостоянства эмоций мальчик становится неусидчивым и несобранным, возникает состояние беспокойства.

Содержание индивидуальной программы по коррекции эмоциональной лабильности во время работы педагога-психолога в ДОУ

С учетом полученных результатов диагностики была составлена индивидуальная программа, направленная на коррекцию эмоциональной лабильности у ребенка, что предусматривало создание положительных эмоций, отработку семейных ролей, выстраивание внутрисемейного взаимодействия, развитие навыков адекватной привязанности к матери.

Цели программы: гармонизация эмоциональной сферы, развитие умения адаптироваться в социуме в соответствии с предъявляемыми нормами и правилами, а также адекватно выстраивать взаимодействие с окружающими людьми.

Задачи:

1) снижение уровня тревожности;
2) помощь в преодолении кризиса трех лет, развитие самостоятельности;
3) развитие умения принимать правила и нормы поведения как в семье, так и в социуме;
4) развитие умения выражать свои чувства и эмоции приемлемыми способами;
5) содействие матери в смене подхода к воспитанию.

Основной метод работы педагога-психолога в ДОУ – песочная терапия, которая позволяет снять накопившееся внутреннее напряжение, воплотив его на бессознательно-символическом уровне, повысить уверенность в себе, открыть новые пути развития и взаимодействия с окружающим миром. Также используются: рассказывание сказок, направленное на формирование адекватной привязанности к матери и выстраивание внутрисемейного взаимодействия («Сказка о подсолнечном семечке», «Сказка о Зайчике, который обиделся на свою маму», «Рассказ про семью карандашиков» и др.); проигрывание ситуаций; построение картин.

Этапы работы1 педагога-психолога в ДОУ для корреции эмоциональной лабильности у ребенка:

  1. Ориентировочный. Цели – создание положительного эмоционального фона, исследование внутреннего мира дошкольника, содействие ему в осознании своего места в семейной системе.
  2. Этап прикосновений и игр на поверхности песка. Цели – развитие умений выражать свои чувства и эмоции адекватно приемлемыми способами, принимать нормы и правила поведения; формирование адекватной привязанности к матери.
  3. Завершающий. Цели – гармонизация состояния эмоций, формирование и развитие коммуникативных навыков.

Структура занятия:

  • создание мира – дошкольник предоставлен сам себе, в это время он выбирает объекты (игрушки) для песочной картины;
  • переживание – на этой стадии дошкольник углубляется в свой мир, таким образом, можно наблюдать различные невербальные реакции (мимику, жесты);
  • реконструкция – в соответствии с предложениями педагога-психолога в созданный мир вносятся изменения (например, добавляются какие-либо персонажи);
  • терапия – рассказ дошкольник о построенном мире (при необходимости ему задаются вопросы), на основе анализа которого строятся гипотезы относительно его проблем (для дальнейшего выстраивания работы);
  • здесь же созданное в песочнице фиксируется (фотографируется или зарисовывается);
  • переход – совместное установление связи между тем, что построено в песочнице, и ежедневными событиями;
  • демонтаж – перед уходом дошкольник разбирает построенный им мир. Это позволяет ему научиться видеть возможности для строительства нового мира и найти в себе силы измениться.

Количество и длительность занятий каждого этапа зависят от динамики работы и ее результатов, которые определяются путем проведения промежуточной диагностики. Для более продуктивной работы необходимо активно подключать маму.

Результаты работы педагога-психолога в ДОУ по программе корреции по эмоциональной лабильности у ребенка

В рамках программы всего проведено 35 занятий. Достигнуты следующие результаты:

1. На первом этапе. Дошкольник перестал уходить с чужими людьми, держит маму за руку, не отходит от нее; при вспышках агрессии научился слышать взрослого и останавливаться; научился играть самостоятельно, лишь иногда вовлекая маму в процесс.

Однако на данном этапе появились и новые проблемные ситуации, которые обеспокоили маму:

  • в детском саду мальчик, выбрав себе одного друга, играл только с ним;
  • иногда упорно не хотел слышать взрослых людей, пока не сделает свое дело;
  • перестал заходить в группу детского сада без матери, начинал плакать;
  • демонстрировал при неудачах вспышки агрессии, вымещая ее на сверстниках.

Все это свидетельствовало о проживании стадии регресса – иными словами, он прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность. В результате утрачивается способность выполнять те или иные функции. В связи с этим мамой было принято решение временно не посещать детский сад.

2. На втором этапе. Мальчик стал более спокойным, уверенным; начал адекватно оценивать свои силы, но иногда стеснялся или забывал попросить о помощи психолога в ДОУ; сформировались навыки адекватной привязанности к матери.

3. На третьем этапе. Дошкольник стал более дружелюбным, спокойным; приобрел эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах, самостоятельность; легче переносит разлуку с матерью; в поведении стали заметны формирующиеся умения брать ответственность за свои действия и самостоятельно разрешать конфликты.

По результатам работы были даны рекомендации родителям, которые должны содействовать приобретению новых форм взаимодействия и выстраиванию гармоничных отношений.

Рекомендации родителям для коррекции эмоциональной лабильности у ребенка

  1. Ввести 3 правила и 3 обязанности с последующим увеличением их количества (с учетом возраста). Найти подходящие картинки для правил и наклеить их на альбомный лист, который повесить на стену или дверь на уровне глаз дошкольника. Использовать систему поощрения в случае соблюдения правил и выполнения обязанностей (таким образом, постепенно меняется стиль воспитания на демократичный).
  2. Учитывать желания, интересы и мнение дошкольника при решении семейных ситуаций.
  3. Использовать наказание, если дошкольник демонстрирует неповиновение в ситуации, с которой он может справиться без проблем, например посадить на стул на 5–10 минут (важно следить за тем, чтобы он отсидел положенное время). Наказание должно соответствовать поступку и увеличиваться по времени в зависимости от его возраста. Он должен четко понимать, за что именно он наказан. Для этого причину необходимо озвучить.
  4. Часто разговаривать с дошкольником, объяснять ему суть запретов и ограничений, помогать в выражении своих чувств и переживаний.
  5. Установить четкие рамки запретов и разрешений. Желательно нарисовать (наклеить) на бумаге и повесить в комнате дошкольника, что можно делать, а что нельзя. Ограничений не должно быть слишком много.
  6. Демонстрировать свою любовь, давать понять, что его будут любить всегда невзирая на обстоятельства.

Приложение
Примеры занятий для работы педагога-психолога в ДОУ по индивидуальной программе коррекции лабильности у ребенка

Первый этап программы коррекции лабильности у ребенка

1. Упражнение для коррекции лабильности у ребенка «Здравствуй, песок!»

Цели: установление контакта между педагогом-психологом и дошкольником, снижение эмоционального напряжения.

Инструкция педагога-психолога. Положи свои ладошки на песочек. Давай его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Песок – он какой?.. (Сухой, шершавый, мягкий.) Теперь плавными движениями, как змейки, пробежим по песку пальчиками... Возьмем песок крепко-крепко в руки… потихоньку отпустим его… А теперь давай закопаем друг другу ладошки… 

2. Упражнение для коррекции лабильности у ребенка «Прятки»

Цели: развитие тактильного восприятия, отреагирование эмоционального состояния, выстраивание взаимодействия, исследование внутреннего мира.

Инструкция. Многие в процессе строительства «мира» закапывают фигурки в песок. Предлагаемый вариант игры позволяет это сделать изначально. Дошкольнику предлагается выбрать одну или несколько фигур, которые ему хотелось бы спрятать. Педагог-психолог отворачивается. Затем подопечный просит его отыскать спрятанную фигуру. Все спрятанные фигуры должны быть найдены – это способствует формированию границ и принятию правил.

Вариант игры – «Обратные прятки». Педагог-психолог предлагает выбрать из коллекции фигурки, символизирующие членов семьи, после чего прячет их в песок. Подопечный в этот момент отворачивается. Затем ему предлагается отыскать фигурки, рассказать о них или придумать историю.

Примечание. Во время рассказывания истории педагог-психолог может сделать вывод о том, как выстраиваются взаимоотношения в семье, какие существуют семейные ценности.

3. Упражнение для коррекции лабильности у ребенка «Чаепитие»

Цели: проигрывание семейных ролей, внутрисемейного взаимодействия, достижение осознания своего места в семье, формирование умения обозначать свои чувства.

Инструкция. Подопечному  предлагается осмотреться и накрыть стол для чаепития. Для этого он может выбрать посуду, муляжи фруктов и сладостей, которые ему понравились. Затем предлагается выбрать из имеющихся маленьких игрушек те, что символизируют членов его семьи, посадить рядом с чашечками и покормить.

В процессе игры, задаются вопросы о том, что чувствует каждый персонаж. Если он затрудняется ответить, то педагог-психолог оказывает помощь, обозначая существующие эмоции.

Впоследствии эта игра может быть использована неоднократно.

4. Упражнение для коррекции лабильности у ребенка «Следопыты»

Цели: осознание своих действий, актуализация познавательной активности, развитие воображения.

Инструкция. Песок предварительно следует слегка намочить. Сначала предлагается с помощью специальных массажных мячиков нарисовать на нем различные узоры и следы. Затем задача усложняется – надо придумать, кто еще может оставить следы на песке (зайчик, кошечка и т. д.).

Как правило, в процессе игры дошкольник начинает искать таких животных на полках с игрушками и приносить их в песочницу.

В конце занятия педагог-психолог вместе с подопечным моет и убирает на место все игрушки. Таким образом, у него формируется представление о логическом завершении занятий, а также продолжается работа по усвоению и принятию правил.

Второй этап программы для коррекции лабильности у ребенка

1. Упражнение для коррекции лабильности у ребенка «Мое настроение»

Цели: снятие эмоционального напряжения, развитие мелкой моторики рук, умения обозначать свои эмоции.

Инструкция. Используется песочница с подсветкой. Педагог-психолог рисует на песке улыбающееся лицо и сообщает о том, что у него сегодня веселое настроение. Затем он просит подопечного нарисовать то, что чувствует он. В результате подопечный не только видит свое настроение, но и как настроение подсвечивается разными цветами.

Далее педагог-психолог рассказывает сказку, направленную на формирование адекватной привязанности к матери, а также на работу с беспокойством при вхождении в детский коллектив, развитие самостоятельности.

Сказка о подсолнечном семечке

В огороде на высоком подсолнухе жила большая семья семечек. Они жили дружно и весело.
Однажды – дело было в конце лета – их разбудили странные звуки. Это был голос Ветра. Он шелестел все громче и громче. «Пора! Пора! Пора!» – звал Ветер.
Семечки вдруг поняли, что им действительно пора покидать корзинку родного подсолнуха. Они заторопились и стали прощаться друг с другом.
Одних забирали птицы, другие улетали вместе с Ветром, а самые нетерпеливые сами выпрыгивали из корзинки. Те, кто остался, с увлечением обсуждали предстоящее путешествие и то неизвестное, что ожидало их. Они знали, что их ждет какое-то необычайное превращение.
Только одно семечко грустило. Ему не хотелось покидать родную корзинку, которую все лето грело солнышко и в которой было так уютно.
«Куда вы торопитесь? Вы никогда раньше не покидали дома и не знаете, что там, снаружи! Я никуда не собираюсь уходить! Я останусь здесь!» – говорило оно.
Братья и сестры смеялись над семечком, говорили: «Ты трус! Как можно отказаться от такого путешествия?» И с каждым днем в корзинке их оставалось все меньше и меньше.
И вот наконец пришел день, когда семечко осталось в корзинке одно-одинешенько. Никто над ним больше не смеялся, никто не называл его трусом, но и никто не звал его больше с собой. Семечку вдруг стало так одиноко! Ах! Ну почему семечко не покинуло корзинку со своими братьями и сестрами! «Может, я и правда трус?» – думало семечко.
Пошел дождь. А тут еще и похолодало, и Ветер стал злым и уже не шептал, а свистел: «Торопис-с-с-с-с-сь!» Подсолнух гнулся до земли под порывами ветра. Семечку стало страшно оставаться в корзинке, которая, казалось, вот-вот оторвется от стебля и покатится неизвестно куда.
«Что будет со мной? Куда унесет меня Ветер? Неужели я больше никогда не увижу своих братьев и сестер? – спрашивало семечко себя. – Я хочу быть вместе с ними. Я не хочу оставаться здесь один. Неужели я не смогу преодолеть свой страх?»
И тут семечко решилось: «Будь что будет!» – и, собравшись с силами, прыгнуло вниз.

Ветер подхватил его, чтобы семечко не ушиблось, и бережно опустил на мягкую землю. Земля была теплой, где-то наверху Ветер уже завывал, но отсюда его шум казался колыбельной песней. Здесь было безопасно. Здесь было так же уютно, как когда-то в корзине подсолнуха, и семечко, утомленное и измученное, незаметно для себя уснуло.
Проснулось семечко ранней весной. Проснулось и не узнало самого себя. Теперь это было уже не семечко, а нежный зеленый росток, который тянулся к ласковому солнцу. А вокруг было множество таких же ростков, в которые превратились его братья и сестры-семечки.
Они все были рады встретиться снова, а особенно они радовались нашему семечку. И теперь уже никто не называл его трусом. Все говорили ему: «Ты молодец! Ты оказался таким смелым! Ведь ты остался один, и некому было тебя поддержать». Все гордились им.
И семечко было очень счастливо.

Вопросы для обсуждения:

Чего боялось семечко? Что решило сделать семечко? Правильно семечко поступило или нет? Что бы произошло, если бы семечко продолжало бояться?

2. Упражнение для коррекции лабильности у ребенка «Мое любимое место»

Цели: развитие самостоятельности, осознание своей роли в семье, своих чувств, развитие умения выражать их словами.

Инструкция. Педагог-психолог просит построить место, в котором он себя чувствует спокойно и хорошо, посмотреть внимательно на миниатюрные игрушки, выбрать необходимые и расположить в песочнице, придумать название своей композиции.

Каждый строит что-то свое: ферму, дачу, парк и др. Он управляет игрушками, расставляя их, меняя месторасположение, достраивая и улучшая картину, если это необходимо.

В процессе игры педагог-психолог может задавать следующие вопросы:

  • Кем бы здесь хотел быть ты? 
  • Что ты сейчас чувствуешь? (Многие не умеют выражать чувства словами, поэтому на первых этапах педагог-психолог называет их сам, давая тем самым возможность сориентироваться в мире эмоций.)
  • Кто из знакомых, друзей здесь присутствует?

3. Упражнение для коррекции лабильности у ребенка «Чаепитие»

Цели: проигрывание  ролей, взаимодействия с окружающими людьми, осознание своего места в семье, развитие умения обозначать свои чувства.

Инструкция. Подопечному предлагается расставить фигурки животных и покормить их. Для этого ему предлагаются кормушки, овощи. В каждую кормушку он может положить разные овощи. После того как он всех накормит, взаимодействие продолжается на песке.

В процессе игры задаются вопросы о том, что чувствует каждый персонаж. Если дошкольник затрудняется ответить, то педагог-психолог ему помогает в этом, обозначая существующие эмоции. Впоследствии игра может быть использована неоднократно.

4. Упражнение для коррекции лабильности у ребенка «Отдых»

Цели: развитие навыков саморегуляции, осознание и раскрытие личностных ресурсов (навыков и способностей), формирование чувства защищенности.

Инструкция. Работа продолжается с картиной, построенной в ходе упражнения «Мое любимое место». Педагог-психолог, выстраивая взаимодействие, меняет направленность работы. Ему задаются следующие вопросы:

  • Как животные набирают силу?
  • Что им в этом помогает?
  • Как они взаимодействуют друг с другом?

Во время операций с фигурками необходимо обращать внимание на те способы, которые подопечный использует, т. к. в процессе игры он, как правило, воспроизводит тот стиль общения и поведения, который наблюдает в своей семье. Игра может подтолкнуть его к нахождению своего способа взаимодействия с семьей.

После озвучивания ответов может возникнуть ситуация, когда дошкольнику захочется в картину добавить домик и туда всех спрятать. В данном случае педагог-психолог помогает или установить имеющийся домик, или построить его.

В конце работы педагог-психолог в ДОУ вместе с подопечным моет и убирает на место все игрушки.

Третий этап программы для коррекции лабильности у ребенка

1. Упражнение для коррекции лабильности у ребенка «Веселые рисунки»

Цели: гармонизация эмоционального состояния, развитие умения самостоятельно делать выбор, тактильная стимуляция.

Инструкция. Заранее включена песочница с подсветкой. В ней педагог-психолог рисует солнышко и облака. Затем предлагает дорисовать в этой картине, что ему захочется: травку, деревья, любое животное и т. п. По завершении он просит ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что у нас получилось?»

В дальнейшем участники занятия меняются местами: дошкольник сначала рисует картину, а педагог-психолог ее дорисовывает. Таким образом он настраивается на процесс сотрудничества.

2. Упражнение для коррекции лабильности у ребенка «Детский сад»2

Цели: снижение чувствительности и страха в реальной стрессовой ситуации, выработка адаптационных способов, построение коммуникативного взаимодействия со сверстниками.

Инструкция. Предлагается на песке построить настоящий детский сад, использовав любые фигурки. Среди них его просят выбрать те, что символизируют воспитателя и родителя.

Далее при непосредственном участии мамы разыгрываются ситуации из жизни: родители приводят дошкольника в детский сад, где их уже ждет воспитательница (игрушкой играет педагог-психолог), она показывает место, где он будет переодеваться, и помогает ему. Мама целует его и уходит. Воспитательница вместе с дошкольником машет ей, и идут вместе в группу, где приготовлено место для игровой комнаты. Там стоит игрушечная посуда, овощи, фрукты. Также часть песочницы засаживается деревьями – участок для прогулок на свежем воздухе. Далее подопечному предлагается показать, как он проводит время в детском саду, – постепенно подобный опыт проживания станет использоваться им в реальной жизни. В конце упражнения мама возвращается за дошкольником и забирает его домой, расспросив воспитателя о том, как прошел день.

3. Упражнение для коррекции лабильности у ребенка «Песочные статуэтки»

Цели:стабилизация эмоционального состояния, снятие напряжения, упорядочивание переживаний.

Инструкция. Предлагается с помощью игрушечных формочек сделать песочные статуэтки. Формочки могут быть любые: в виде рыбки, собачки, кошки и др. Также можно использовать стаканчики для построения пирамидок.

Выполняя это упражнение, подопечный успокаивается, расслабляется и с веселым настроением уходит с занятия.


1 Примеры занятий каждого из этапов даны в приложении.2 Модифицированный вариант игры Н.А. Сакович «Песочный детский сад».

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Детский сад»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль