Сказкотерапия для дошкольников как метод гармонизации личности ребенка

187

С.В. Марковская, педагог МБОУ СОШ № 6, г. Мытищи, Московская обл.

В последние годы в дошкольные организации поступает все больше детей, в поведении которых расторможенность парадоксальным образом сочетается с повышенным уровнем общей тревожности и страхами. Одним из направлений деятельности по гармонизации личности ребенка такого типа является сказкотерапия  для дошкольников– метод, использующий сказку для интеграции личности ребенка, развития его творческих способностей, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Под сказкотерапией для дошкольников часто подразумевают лишь работу над фольклорными и терапевтическими сказками с последующей их иллюстрацией и драматизацией. На базе МБДОУ № 56 «Малыш»1 в рамках этого метода детей 6–7 лет обучают непосредственно литературному творчеству. Работа по гармонизации личности ребенка проводится в группе.

Сказочная история, которую сочиняет ребенок, по сути своей близка к фантазиям и снам и является продуктом бессознательного. В таких историях очень сильно выражен элемент проекции, отождествления. Герой сказки – сам ребенок, сказочная история – это драма его внутренней жизни. Если взрослый писатель может отделить себя от личных переживаний и пристрастий и создавать произведения в соответствии с логикой и замыслом, то ребенок еще не способен на это. Фантазии во время сказкотерапии для дошкольников вырываются из него, как пар из кипящего чайника, иногда забавные, иногда вызывающие тревогу.

Работа над авторской сказкой во время сказкотерапии для дошкольников позволяет развивать художественное воображение, эмоциональную сферу, необходима для овладения речью не просто как средством общения, но и как средством художественной выразительности. Кроме того, сказкотерапия для дошкольников является прекрасным диагностическим инструментом по гармонизации личности ребенка.

В сказкотерапии для дошкольников используются следующие приемы и методы:

  • сочинение историй (коллективных и авторских);
  • рефлексивный анализ, обсуждение;игра-драматизация;
  • моделирование сказочного мира;
  • лепка и рисование по придуманным сказкам;инсценировка и изготовление атрибутов к спектаклям.

Сказкотерапия для дошкольников как метод гармонизации личности ребенкаВ 2013 г. по мотивам коллективно придуманной сказки был поставлен яркий и необычный спектакль «Драконий остров», который шел и на сцене районного Дворца молодежи, и в музыкальном зале детского сада. Все атрибуты и декорации к спектаклю были изготовлены самими детьми.Сказкотерапия для дошкольников как метод гармонизации личности ребенка

Спектакль «Драконий остров». После премьеры

Сказки, сочиненные воспитанниками МБДОУ № 56 «Малыш», резко отличаются от бесхитростных историй других детей. Они не умиляют, а, скорее, пугают взрослых. Почему? В группе подбор детей достаточно специфичен, но этот фактор не столь важен. Самое главное, что эти дети не испытывают потребности закрывать свой внутренний мир от педагога, они доверяют ему и потому открыто выражают свои фантазии, тайные желания и страхи. В группе создана особая психологическая атмосфера: любого ребенка принимают таким, какой он есть. Дети чувствуют, что педагог относится к ним с уважением и интересом, высоко оценивает их творчество, и с радостью делятся своими открытиями, свободно говорят на любую тему и без опасений выражают собственное мнение. Они знают, что придуманные ими истории не будут подвергнуты критике.

Мир детской души совсем не так безмятежен, как часто ошибочно думают взрослые. Порой дети испытывают очень сильные чувства. Это и страх за свою безопасность, и враждебность по отношению к взрослым, которые ущемляют их свободу, и любовь, и жажда власти. Детские неврозы и отклонения в поведении чаще всего возникают из-за конфликта между требованиями, предъявляемыми к ребенку, и его бессознательными импульсами.

Сказкотерапия для дошкольников как метод гармонизации личности ребенка

Книга сказок

Главное в сказкотерапии для дошкольников – не получить правильный, «причесанный» литературный продукт, а дать ребенку возможность овеществить, выразить то, что скрыто в его подсознании. В процессе такой вербализации поток негативных образов из подсознания теряет свою энергию, образы осознаются и интегрируются в сознание. За счет этого психика ребенка приближается к целостности и гармонии, а педагог получает бесценный диагностический материал, который помогает ему правильно строить воспитательную работу с каждым ребенком и достичь гармонизации личности ребенка.

Методика сказкотерапии для дошкольников

На первом году обучения используется метод карточек-пиктограмм – символических рисунков, значение которых основано на часто повторяющихся элементах волшебной сказки. Пиктограммы в схематическом виде изображают следующие повторяющиеся элементы сюжета:

  • исход героя из отчего дома;
  • запрет и его нарушение;
  • вмешательство злых сил;
  • помощь друзей;
  • получение волшебного дара или помощника;
  • испытания героя;
  • волшебные превращения;битва со злом;
  • победа добрых сил над злыми.

Изобразительный ряд пиктограмм прост, лаконичен и разработан с участием самих детей.

Сказкотерапия для дошкольников как метод гармонизации личности ребенка

Пиктограммы

Идея пиктограмм в сказкотерапии для дошкольников позаимствована нами у В.Я. Проппа, который в работе «Исторические корни волшебной сказки» предложил для анализа некоторых сказок понятие функции как универсальной единицы сказочного сюжета. Слушая и пересказывая сказку, дети выкладывают с помощью пиктограмм ее схему или выполняют обратное действие – по предложенной схеме восстанавливают сюжет известной сказки. Делается это следующим образом: на столе рассыпан весь набор пиктограмм. Ребенок выбирает карточку, которая, по его мнению, подходит к конкретному эпизоду, выкладывает на магнитной доске и рассказывает свою часть сюжета. Так один за другим дети моделируют и пересказывают всю сказку.

При сочинении сказки по схеме происходит обратный процесс: дети на основании имеющегося в памяти багажа сказок предлагают к каждой пиктограмме свое развитие сюжета, перенося действие сказки в современный мир и меняя царевичей и Василис на обыкновенных ребятишек.

Таким образом, введение пиктограмм развивает символическое мышление, позволяет проводить планомерную работу над раскрытием структуры сказки как жанра, развитием речи детей.

На втором году обучения осуществляется переход от литературной импровизации по мотивам традиционной волшебной сказки к сочинению коллективных и авторских историй, сюжеты которых задают сами дети, без опоры на пиктограммы, но с опорой на внутреннюю потребность в проговаривании того или иного тревожащего их мотива. Авторские сказки такого рода по форме ближе всего к сновидению и с литературной точки зрения уязвимы для критики. В процесс сказкотерапии для дошкольников педагог не вмешивается – только записывает по просьбе ребенка сочиненную им историю.

Сказкотерапия для дошкольников как метод гармонизации личности ребенка

Выставка книг

Другое дело – коллективные сказки. Они требуют больше времени, иногда начатую сказку дети заканчивают лишь через несколько недель, потому что намеченный конфликт никак не удается разрешить. Создание таких сказок должно координироваться педагогом, например, путем предъявления требования по поводу большей достоверности, разработки диалогов, описаний, логического развития событий и, конечно же, счастливого конца. Обычно такая сказкатерапия для дошкольников начинается с образа, вызывающего тревогу у одного из детей. Так, сказка «Черный стул», о которой пойдет речь далее, началась с идеи мальчика В. о черном стуле, с которого исчезают дети. В их исчезновении повинен призрак. Поскольку никто долго не мог придумать причину действий этого странного персонажа, сюжет довольно быстро зашел в тупик.

Однажды во время беседы о родном городе дети узнали о том, что во время войны в здании их детского сада жили фашисты. Они сожгли во дворе все детские игрушки. Самих детей удалось спасти, но многие взрослые защитники погибли в бою. Этот мотив тут же был использован для развития сказочного сюжета. В итоге справедливость восторжествовала, герои сказки были спасены, а пугающий призрак оказался совсем не злым.

Эмоциональный заряд, заключенный в сюжете сказки, был отыгран через драматизацию: отряд храбрых мальчиков снова и снова отправлялся спасать своих друзей, роль призрака исполнял педагог.

Сказкотерапия для дошкольников как метод гармонизации личности ребенкаВ 2014 г. сказка «Черный стул» стала лауреатом Всероссийского литературного конкурса «Волшебное слово» и прозвучала в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

Приведем текст сказки.

Черный стул2

В одном детском саду в музыкальном зале стоял черный стул. На него сажали тех детей, которые не слушались. Однажды туда посадили мальчика, а к концу занятия выяснилось, что он исчез. Его долго искали, но так и не нашли. Через какое-то время туда снова посадили мальчика, и он тоже исчез.

У этого мальчика был друг, его звали Артем. Ему приснился сон. Он увидел мрачное подземелье и в нем своего друга, который звал на помощь. Артем подумал, что этот сон говорит правду, и рассказал его своим друзьям. Ребята решили, что подземелье из сна – это подвал детского сада, и решили сходить туда самим и проверить. Как-то раз они взяли с собой фонарь и спустились в подвал. Там было темно и страшно, повсюду висела паутина и бегали крысы. Но мальчики храбро шли вперед.

В самом углу, у стены, они увидели связанных детей. Они спали. На руках у них были странные кольца. Артем развязал их и снял кольца, и тогда дети очнулись. Они сказали, что нужно бежать, потому что скоро вернется призрак и поймает их. Артем с фонарем вывел всех из подвала, и они вернулись в группу. Там они рассказали, что с ними случилось. Оказывается, на любого, кто садился на черный стул, призрак надевал одно из своих волшебных колец, и он становился невидимым. Невидимых детей можно было увидеть только в темном подвале.

– Призрак рассердится, что мы убежали, и будет мстить, – сказали дети.

– Мы должны выяснить, что ему надо, – предложил Артем.

И дети решили снова спуститься в подвал. Призрак ждал их. Он был зол.

– Вы фашисты, я вас убью! – закричал он на детей.

– Мы не фашисты, мы русские, – ответили дети.

Они стали расспрашивать, и тогда призрак рассказал свою историю. Во время войны он был охранником в детском саду. Когда пришли немцы, спрятал детей в подвале, а сам пошел воевать. Его поймали и стали допрашивать, где дети, но он ничего не сказал. Потом он убежал и стал призраком. С тех пор, когда видит детей на черном стуле, он старается их спасти и спрятать в подвал.

Тогда дети объяснили, что война давно закончилась и фашистов победили. Потом они рассказали всё взрослым. Черный стул сожгли, смелых детей наградили, а призрак обрадовался и отправился в путешествие.

Попробуем истолковать эту историю так, как обычно интерпретируют сны3.

Сказка заканчивается катарсисом: дети не только освободили своих друзей, но и помогли призраку. Они нашли достаточно убедительную мотивацию его поступков, и теперь призрак вызывает уже не страх, а сочувствие. Как понять мотив с «исчезательным» стулом? Вероятно, мальчику В., который озвучил идею, довелось на нем посидеть, т. е. быть наказанным во время музыкального занятия. Представьте себе: вся группа поет или танцует, а вы сидите в углу, и на вас никто не обращает внимания. Вас будто вовсе не существует, вы исчезли! Очень неприятное, наверное, чувство.

Сказкотерапия для дошкольников как метод гармонизации личности ребенкаПозднее, при сочинении авторских сказок, выяснилось, что В. действительно испытывает страх перед призраками. За этим образом скрывалась недифференцированная тревога, которая проявлялась в поведении мальчика через робость, застенчивость, чрезмерную привязанность к матери.

Дети долго обсуждали, каким путем друзья могли получить сведения об исчезнувших детях. Остановились на вести из сна как наиболее правдоподобной. Образ храброго Артема придумывал уже другой воспитанник – К., мальчик с активной жизненной позицией. Именно таким хотел бы стать В., автор идеи этой сказки. Придумывая за него счастливый финал, дети тем самым показывали мальчику пример другого, более позитивного отношения к жизни.

Спуск в подвал обычно интерпретируется как обращение к подсознанию. Именно там скованы «кольцами сна» силы детской души.

После освобождения детей сказку вполне можно было закончить, однако педагог настоял на продолжении. Элемент бессознательных страхов следовало освободить от негативной энергии, «осветлить». В конце сказки призрак удовлетворен. Теперь он уже, пожалуй, вовсе и не призрак, а обычный человек. Черный стул сожжен, дети получили награду – освободились от тревоги и страха.

Анализ детских авторских сказок

Проанализируем еще несколько детских сказок. Их авторы – создатели сказки «Черный стул».

«Белый шорох» как предчувствие

Первая история принадлежит мальчику В., тому самому, который боялся призраков, и в ней тоже фигурирует призрак. По характеру мальчик уравновешенный, дружелюбный. В поведении со сверстниками застенчивый, хотя на занятиях веселый и остроумный.

Белый шорох

Жил-был мальчик Никита. Пошел он в лес. Встретился ему добрый призрак. Спросил призрак у Никиты: «Чего ты хочешь?» – «Я хочу иметь свой дом», – ответил мальчик. И стал дом расти прямо из леса. Мальчик подумал и сказал: «А теперь я хочу исполнения миллиона желаний!» – «Нет, я исполняю только одно желание», – сказал призрак. Пошел Никита домой и стал думать, как добиться от призрака еще какого-нибудь подарка. Оделся он дяденькой, пошел к призраку и говорит: «Я узнал от Никиты, что ты исполняешь желания». – «Да», – отвечает призрак. «Я хочу, чтобы ты стал маленьким». И стал призрак крохотным, как точка. Никита его искал-искал, не нашел. И вернулся домой.

Другой мальчик, Саша, гулял по лесу и заметил норку. Посмотрел он в микроскоп и увидел белый шорох. Он понял, что это призрак, и испугался. А призрак побежал за ним. «Я исполню все твои желания!» – кричал призрак. Дело в том, что Саша понравился ему красотой и мускулами.

Саша пожелал много конфет и сестренку. И пошел домой. А призрак побежал следом: «Ну скажи еще желание!» – «Отстань от меня!» – закричал Саша.

Еще долго призрак ходил за ним и ныл, и Саша никак не мог от него отделаться.

Этот призрак радикально отличается от предыдущего. Он уже не вызывает чувство страха, он добрый и исполняет желания. Значит, сказка «Черный стул» была написана не напрасно. Никита, герой сказки, – проекция автора. Он знает, что призрак безвреден. А вот другая его субличность, Саша, этого как будто не знает и по-прежнему пугается, хотя видит лишь «белый шорох». Чтобы обезвредить призрака, сделать его маленьким, Никита «оделся дяденькой» – то есть принял на себя роль большого, взрослого. Призрак находится в норке, под землей, как и положено пугающим образам подсознания. Это область инстинкта, сильных эмоций. Мальчик убегает – значит, он еще не готов встретиться с этими силами, а призрак бежит за ним, потому что Саша «понравился ему красотой и мускулами». Странное выражение для призрака, не правда ли? Так могла бы сказать девочка о симпатичном ей сверстнике. Видимо, в подсознании мальчика уже родилось предчувствие дружбы и любви, которые ему предстоит испытать в будущем, но пока это лишь набросок, тень, «белый шорох». Юмористический конец сказки подчеркивает, что мальчик вполне освободился от страха, породившего эту историю.

Сказка будущего президента всей планеты

Вторая сказка принадлежит Д., одаренному в художественном плане, интеллектуально развитому мальчику. Его главная проблема заключается в неспособности устанавливать эмоциональные отношения с другими людьми. Он как будто живет в своем придуманном мире.

Бессмертный парень

Жил-был парень. Он хотел умереть. Решил повеситься, но веревка оборвалась. Потом решил утопиться, но не получилось. Потом спрыгнул с самолета, но его ноги были так накачаны, что он не разбился. Другие люди хотели ему помочь убиться и стали кормить, чтобы он умер от обжорства. Потом положили его на дорогу, чтобы он лопнул под колесами. Но парень встал, выдохнул из легких воздух, и машина улетела, подхваченная вихрем. Он был очень сильный. Тогда парню дали съесть таблетку, чтобы он поскорее состарился и умер. Но он не умер, а просто улетел на небо. Там ему стало скучно, он взял лопату и стал копать облако. Наконец прокопал до дыры, и увидел свет, и оказался в том же месте, откуда пришел. Потом он взорвал ядро планеты и стал путешествовать по Галактике. В те времена никто не умирал, поэтому парень стал боженькой.

Сон о смерти сновидца не означает угрозы для жизни и является достаточно распространенным сюжетом. Смерть – это прекращение чего-то изжившего себя, трансформация. Герой истории пытается умереть, значит, что-то внутри него требует перемен. Однако у него ничего не получается. Некая часть его психики сопротивляется, налицо сильный внутренний конфликт. Чего же хочет подсознание мальчика? В одной из попыток «убиться» он спрыгивает с самолета. Высота означает, в частности, витание в облаках, отрыв от реальности. Мальчик спрыгивает – то есть спускается на землю, возвращается в реальность. Герой очень силен, одним выдохом заставляет улететь машину. Наконец, он оказывается на небе, но там ему скучно – жизнь, наполненная лишь фантазиями, в отрыве от чувств и эмоций, пуста. Герой делает еще одну попытку вернуться на землю, в мир живого опыта, и «взрывает ядро планеты». Это тревожный сигнал, так дают о себе знать мощные подсознательные силы, с которыми у мальчика пока нет контакта.

В заключение истории герой становится «боженькой». Образ говорит о высоком самомнении, переоценке своих способностей и возможностей. Герой так и остался оторванным от собственной эмоциональности, ядра своей личности. Персонажи, которые помогают герою «убиться», – другие части его «я». Подсознание мальчика подсказывает, что ему надо измениться, принести в жертву придуманный, нереалистичный образ «супермена», чтобы дать шанс развиться другим, конструктивным частям личности.

Сказкотерапия для дошкольников как метод гармонизации личности ребенка

Конкурс «Волшебное слово»

Записанная история, несмотря на высокий статус героя, который в итоге стал «боженькой», в психологическом смысле не принесла мальчику исцеления. Он по-прежнему живет фантазиями, даже во время занятий, так же эмоционально холоден и отстранен.

Здесь нужно обрисовать характер Д. и рассказать о влиянии среды на него. Мальчик – младший из трех братьев, сын успешных, но очень занятых родителей. Отец – его кумир, вызывает у ребенка смесь страха и восхищения. В диагностическом рисунке «Моя семья» Д. изобразил отца в виде монстра с пистолетом. Себя он часто рисует в виде робота, боевой машины или чудовища. Однажды изобразил себя в виде двух монстров-близнецов, причем, по его словам, один из них плохой, а другой очень плохой. В диагностическом рисунке «Кем я стану в будущем» Д. изобразил себя президентом всей планеты.

Отец для ребенка – воплощение волевого, рационального подхода к жизни. В мальчике ярко выражено интуитивное, творческое начало. У него богатое воображение и способности художника. В то же время Д. агрессивен, дерется отчаянно и жестоко, в доброте видит слабость, наделен научным складом ума, нестандартно мыслит, эрудирован во многих областях. Дома часами играет в компьютерные игры, преимущественно шутеры (проще говоря – стрелялки), в саду рисует монстров и сцены битв по мотивам тех же игр. Любит подшучивать над сверстниками, иногда очень точно и зло. Других детей влечет к нему, они часто повторяют его высказывания. И все же в группе сторонятся Д. из-за его агрессивности и асоциальности.

О жизненном успехе

Третья сказка написана С., успешной девочкой, популярной среди сверстников, с развитым самомнением, честолюбием и высоким уровнем притязаний.

Волшебные крылья

Жила-была девочка Даша. Ей очень хотелось научиться летать. Она все время тренировалась, прыгала с лестницы на батут. Но летать все равно не получалось. Однажды у нее выпал молочный зуб. Она спрятала его под подушкой и стала ждать фею. Когда зубная фея появилась, девочка попросила, чтобы ей научиться летать. И фея исполнила ее желание: у девочки выросли крылья. Каждое утро Даша уходила гулять, а на самом деле летала. Она пряталась от людей в парке и лесу.

Однажды ее крылья увидели родители и тут же повели в больницу. Врач осмотрел девочку и попытался отрезать крылья. Усилием воли она сделала так, что крылья сами исчезли на время. И врач оставил ее в покое. Теперь ей приходилось все время прятать свои крылья.

Однажды она все-таки забыла убрать крылья перед уроками, и ее увидели крылатой в школе. Учитель рассердился, и девочку выгнали из школы. Но она попросила фею, и та сделала так, что у девочки появилась своя школа, в которой училась только она и никто ей не мешал. Но это не понравилось ее родителям. Они потребовали, чтобы она избавилась от крыльев. Как только Даша пообещала это, ее школа исчезла и крылья тоже. Они исчезли насовсем. Девочка долго плакала и просила, чтобы все стало как раньше. Когда у нее снова выпал зуб, она дождалась зубную фею и попросила ее вернуть крылья. Но фея сказала, что волшебство действует только с первым зубом. Она подарила девочке 500 рублей. Даша сказала:

– Зачем мне деньги, я хочу летать!

Тогда фея сказала, что есть один волшебный магазин фей и в нем продаются крылья. Но чтобы попасть туда, нужно прыгнуть в окно. А девочка жила на десятом этаже. Фея обещала, что с ней ничего не случится. На следующий день девочка попросила у папы еще денег, потому что крылья стоили дорого, и прыгнула в окно. Она купила крылья и с тех пор летала, и все у нее было хорошо.

Как и героиня своей истории, С. ощущает себя особенной, лучшей, достойной необыкновенного дара. В сказке это крылья, символ свободы и независимости, полета фантазии. Крылья – это окрыленная душа, вдохновение, мечта.

Почему же люди не рукоплещут, почему героине сказки приходится прятать свои крылья? Врач считает, что крылья – это признак болезни, учитель видит в их наличии нарушение правил, и даже родители требуют избавиться от них. Героиня пытается скрывать свой дар, но так делать ей удается недолго. Загнанная в угол, она обещает отказаться от крыльев, и они исчезают. Сюжет напоминает историю Золушки, которой тоже помогала фея. Стоило Даше дрогнуть, отступить перед напором родителей, как волшебство рассеялось, крылья вместе с прекрасной школой (аналог королевского дворца) исчезли. В народной сказке справедливость восстанавливает принц, а героиня сказки С. получает еще один шанс: она может купить крылья. Правда, они стоят дорого, как любой ценный товар. В качестве сновиденного образа деньги представляют эквивалент энергии, личных усилий.

У С. очень развиты лидерские качества, стремление к свободе и независимости. Мечты ведут ее очень далеко: она хочет стать президентом России. Но подсознание поправляет: жизненный успех нельзя получить как дар, за него придется заплатить личными усилиями. Учитель и родители напоминают: только усердным трудом можно добиться своей цели. И все же мечта сильнее: в сказке героиня прыгает в окно, отбрасывая все страхи и здравомыслие, и выигрывает.

Вспоминается история мальчика Д. о бессмертном парне, который, наоборот, никак не мог «приземлиться». Лететь на крыльях мечты и витать в облаках – две близкие по смыслу идиомы с совершенно разным эмоциональным содержанием.

Финал сказки о крыльях все же позитивен. Развитое мышление и сильная воля помогут девочке добиться успеха, несмотря на трудности, причем трудности не внешние, а внутренние. В первую очередь это неумение С. договариваться с другими, решать конфликты мирным путем. Она горда, ей кажется, что дети, с которыми возникают споры, недостойны ее. Девочка не допускает, что крылья могут быть не только у нее. С ребенком состоялся разговор по душам на эту тему, и, кажется, она извлекла урок – стала относиться к сверстникам доброжелательнее.

Сказкотерапия для дошкольников как метод гармонизации личности ребенка

Лепка по сказкам

Порой дети сочиняют еще более странные истории. Их герои говорят и совершают то, о чем ребенок, казалось бы, не может и помыслить. По крайней мере, он в этом уверен. Возникает вопрос: должен ли ребенок знать, что в его историях есть второй, а может быть, и третий смысл? Думается, что нет. Ведь он – художник, творец, который гордится своими литературными опытами.

Детское сочинительство в «сыром», необработанном виде по своей сути близко к фантазированию и его внешнему проявлению в режиссерской игре. Сюда же можно отнести сюжетно-ролевые игры, в которые играют двое-трое детей без вмешательства взрослых. Эти игры, которые могут длиться часами, представляют собой спектакль без зрителей. Если вслушиваться в диалоги детей, можно различить контуры фантастических приключений или драматических историй. Здесь также очень ярко проявляется бессознательное ребенка. Сюжетной канвой для таких игр часто служат популярные среди детей сериалы «Трансформеры» и «Винкс».

В заключение

Влияние работы со сказками на развитие эмоциональной и когнитивной сферы ребенка отслеживается с помощью проективных методик. В начале и конце учебного года дети проходят следующие рисуночные тесты: «Рисунок несуществующего животного», «В кого бы меня заколдовали», «Нарисуй историю» (тест Сильвер), «Дом, дерево, человек», «Моя семья», «Семья животных».

Хорошее знание детей, их интересов помогает взвешенно относиться к результатам тестирования. Например, традиционно считается плохим показателем изображение ребенком в проективных тестах «Нарисуй несуществующее животное» или «В кого бы я превратился» не живого существа, а механизма. В то же время все положительные герои «Трансформеров», растиражированные в виде игрушек из серии популярных конструкторов, – механизмы. Что же удивительного в том, что ребенок, который любит этот фильм или играет на планшете, управляя монстрами, изображает себя в виде монстра? Психика ребенка отражает действительность. С этим можно бороться, лишь заменяя агрессивные игры и фильмы другими, несущими позитивный настрой. Интерпретируя результаты рисуночных тестов, следует учитывать влияние среды на ребенка.

Главная задача, которую педагоги ставят перед собой, – всестороннее развитие и гармонизация личности ребенка. Комплексная работа со сказками, которая включает литературное творчество детей, драматизацию и реализацию сказочных сюжетов в лепке и изобразительном творчестве, как нельзя лучше отвечает этой задаче, является актуальной и способствует реализации положений ФГОС дошкольного образования.


1 Представленный опыт работы был реализован на предыдущем месте работы автора – в МБДОУ № 56 «Малыш», г. Мытищи, Московская обл.

2 Здесь и далее сохранен стиль авторов. Примеч. ред. 

3 Не являясь специалистом в психотерапии, автор никоим образом не претендует на исчерпывающий анализ, однако он хорошо знает характеры сочинителей и обстоятельства, сопутствующие сочинению данной сказки. – Примеч. ред. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Детский сад»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ДОО
      • Налоговый кодекс
        Андреева В. И.
        Канд. истор. наук, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Российского государственного университета правосудия

        Подробнее
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ДОО
      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 12 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО
      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        Подробнее


      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;
      • подарок за регистрацию: видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль