Итоговая психологическая диагностика способностей дошкольника

51

Как проводится диагностика способностей дошкольника

Обычно диагностическая консультация психолога ДОУ проводится со всеми воспитанниками (если у специалиста хватает времени) или только с детьми (с подгруппой, в индивидуальном порядке), нуждающимся в особом контроле, а также в наблюдении над динамикой проведенной с ними работы по коррекции.

В процессе проверки дошкольников с младшей по старшие группы чаще всего психологи применяют метод проверки умственного развития по Бине - Симону. В этой системе все задания, направленные на оценку внимания, памяти, мышления и восприятия сгруппированы согласно возрастным особенностям дошкольника. Комплексность предложенных заданий дает возможность одновременно сделать выводы относительно детской моторики (сюда же входят и навыки зрительно-двигательной координации), интеллектуальных и бытовых навыков.

Если диагностика способностей дошкольника осуществляется по индивидуальному плану, тогда после ее окончания педагог-психолог делает заключение и записывает его в журнал воспитательно-психологического сопровождения той или иной группы. В случае обследования детей всей группы (также с индивидуальным подход к каждому ребенку), результаты проверки отражаются в сводных таблицах.

Результаты итоговой психологической диагностики дошкольников подкрепляются информацией из медицинских карт, особенностями наблюдений за деятельностью детей во время занятий, игр, прогулок и сведениями, полученными в результате бесед с родителями и воспитателями ДОУ.

По итогам диагностики формируется аналитическая справка, результаты сообщаются родителям и воспитателям детей, находящихся в группе риска. Полученные данные диагностики способностей дошкольника в дальнейшем помогают скорректировать образовательную программу для некоторых детей (направление на психолого-медико-педагогическую комиссию) и направить, при необходимости, для дальнейшего обследования к узким специалистам: офтальмологу, отоларингологу, неврологу и другим.

Диагностика способностей дошкольников младшей группы (3-4 года)

Первое, что просят сделать ребенка на консультации психолога ДОУ – ряд несложных заданий: показать части тела (глаза, рот, нос), повторить фразы или цифры, сказанные педагогом (2, 5, «Я очень люблю свою маму»), назвать вслух предметы, изображенные на картинках (собака, белка, лошадь, мишка, корова, собака, кот), назвать свою фамилию. Степень выполнения задания фиксируется с помощью условных знаков «+» – задание выполнено, «+?» – задание выполнено не полностью, «-» – задание не выполнено.

После этого начинается проверка внимания, мышления, восприятия, речи, памяти. Полученные результаты также отражаются в таблице. Степень развития речи и внимания определяется психологом в ходе общения с ребенком, анализа его деятельности и ответов на вопросы.

Задание-игра на проверку внимания «Что изменилось?»

В одну линию ставятся три цветных объекта (например, пластиковые стаканчики). Ребенку необходимо запомнить их расположение, а затем (после изменения их местоположения) определить, что же изменилось.

Еще один вариант диагностики способностей дошкольника в области внимания – игра «Нахождение сходства». Ребенку предоставляют несколько одинаковых картинок (от 4-х до 6-ти) с изображениями. Правила данной игры следующие: сравнить изображения и найти два совершенно одинаковых, при чем, как можно скорее.

Диагностика способностей дошкольника по восприятию цвета проводится на примере игры «Разложи кружочки по коробочкам». Воспитаннику предоставляется набор цветных кружков основных цветов и коробочки аналогичного цвета. Цель – разложить кружочки в коробочки так, чтобы цвет и тех, и других совпадал. В процессе выполнения задания взрослый не должен подсказывать цвета.

Проверка зрительной памяти осуществляется с помощью предметных картинок. Дошкольнику предлагается рассмотреть семь картинок с изображениями хорошо известных ему предметов. Через некоторое время педагог-психолог убирает картинки и просит ребенка назвать те, которые он запомнил.

Диагностику мышления (навыки анализа, синтеза обобщения) в ходе консультации психолога ДОУ удобно реализовывать с помощью игры «Четвертый лишний». Правила: дошкольнику предлагается картинка с изображением 4-х предметов. Три из них друг другу подходят, а четвертый – нет. Необходимо указать, какой предмет лишний и почему? В качестве стимульного материала для данной игры-проверки можно использовать пособие Забрамной-Боровик «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» или материал дидактической игры «Найди четвертый лишний – 2. Развивающая игра для дошкольников» (2012 г.).

Уровень развития речевого аппарата проверяется по методике «Времена года». Дошкольнику демонстрируются картинки с изображениями четырех времен года (из того же пособия Забрамной-Боровик). Он должен рассказать, какой сезон изображен на каждой картинке, указав признаки, подтверждающие, что на рисунке изображено именно это время года. Развитость речи можно оценить как «высокую», если испытуемый правильно связал все картинки с соответствующим временем года и назвал, при этом, три-четыре аргументированных признака, подтверждающих его мнение. Средний уровень развития речи можно диагностировать тогда, если дошкольник привел всего один-два признака, подтверждающие его мнение. Правильное определение времени года всего на нескольких картинках (их 4-х) и наличие одного подтверждающего признака свидетельствует о низком уровне речевого развития, а отсутствие правильных ответов по этому заданию и неумение привести хотя бы один аргумент говорит об очень низком уровне владения речью.

После окончания диагностики способностей дошкольников все результаты анализируются и сводятся в персональную аналитическую справку для каждого ребенка, с которой могут ознакомиться родители (законные представители) и воспитатели. Педагог-психолог дает рекомендации для детей «группы риска», как можно преодолеть выявившиеся, в ходе проверки, трудности.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль