Обеспечение образовательного процесса ДОУ с помощью социо-игровой технологии

54

Актуальность игр для детей старшего дошкольного возраста

В результате применения социо-игрового опыта, процесс обучения завуалируется и получается эффект самообучения и тренировки. Для того, чтобы создать благоприятные условия формирования личности ребенка, обеспечение образовательного процесса ДОУ должно основываться на принципе последовательности развития и формах работы, которые доступны определенной возрастной категории дошкольников. Однако в ДОУ применяются те же стереотипы обучения, что и в школах: уроки идут по расписанию один за другим, приходится долго и неподвижно сидеть за партой, на одном занятии дают новый материал, на другом его закрепляют и так далее. Подобная практика негативно отражается на физическом и психологическом состоянии ребенка: он перестает быть любознательным, общительным, теряет уверенность, тонус, зрение и аппетит.

Дошкольные годы – это время, когда развитие ребенка идет интенсивными темпами, возможно раскрыть и развивать заложенные потенциальные возможности, происходит становление личности, самосознания, ценностных критериев, индивидуальности. В этот период важно обучать ребенка без какого-либо вреда для его физического и психологического состояния. Одной из таких возможностей, обретшей большую популярность, является методика,  представленная Е.Е. Шулешко, А.П. Ершовой и В.М. Букатовым, под названием социо-игровой технологии.

Обеспечение образовательного процесса ДОУ с помощью социо-игровой методики

Само понятие «социо-игровой» появилось в 1988 году. Авторы методики расшифровывают ее название. Первая часть – социо – предполагает обозначение малого социума, а вторая – игровой – подразумевает игры для детей старшего дошкольного возраста: увлекательные, двигательно-активные, непредсказуемые, реализующиеся в обществе сверстников. Исходя из вышесказанного, социо-игровую технологию можно определить как метод обучения, основанный на взаимодействии детей в небольших коллективах, а также взаимодействии этих коллективов между собой в процессе игры.

Суть данного метода основана на определенных правилах:

  1. Количество участников в группе не должно превышать 6 человек. Считается, что именно в таком микроколлективе каждый дошкольник сможет ощутить максимально комфортные предпосылки для формирования делового общения в коллективе. В малочисленной группе дети-лидеры оказывают меньше давления на более пассивных ребят. Шестерку легко поделить на группы по два или три человека. Подобная многовариантность способствует нахождению большего количества решений, не концентрируясь на довлеющей точке зрения лидера.

Во время обеспечения образовательного процесса в ДОУ состав групп необходимо менять несколько раз – это будет способствовать сокращению дистанции между разными детьми, умению находить пути сближения друг с другом, открытию в себе такого качества, как терпимость, и осознанию того, что она позволяет работать группе более продуктивно. Коллективная деятельность, дающая возможность ребенку сравнивать себя с другими, позволяет ему удостовериться в своих способностях.

Уже сам процесс деления на группы представляет собой игру, в ходе которой между дошкольниками возникают дружественные отношения и развиваются навыки делового общения.

Варианты деления на группы могут быть следующими:

  • Совпадение букв (буквы) в именах;
  • Одинаковый цвет глаз;
  • Наличие одинакового цвета в одежде;
  • Схожесть по цвету волос;
  • Деление с помощью считалок;
  • Вытягивание одинаковых картинок;

Предпочтение тому или иному способу деления на группы будет зависеть от умения детей общаться и договариваться друг с другом, уровня самостоятельности их поведения, содержания занятия, количества детей и малых групп. Во время разбивания детей на группы они могут стоять, сидеть на стульчиках или ковре, в определенном порядке или хаотично. Воспитатель может презентовать игры для детей старшего дошкольного возраста в мешочке, красивой коробке или же разложить их на полу.

  1. Работа в группе предполагает коллективную деятельность, а также наличие лидера (капитана), высказывающего мнение всей группы, которого выбирают сами дети (голосованием, по считалочке и так далее). Вовремя смены состава группы меняется и лидер. Подобная форма работы не дает скучать активным участникам группы и, в то же время, помогает более скромным дошкольникам обрести опыт главы коллектива.

Мизансцена как неотъемлемая часть игр для детей старшего дошкольного возраста

Мизансцена (фр. mise en scene) – расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля.

Образовательный процесс сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен. Дети могут находиться за партами, на полу, в укромном уголке. Смена мизансцен в ходе игр или непосредственно образовательной деятельности позволяет дошкольникам переключиться, снять эмоциональное напряжение. Чем регулярнее происходит смена мизансцен, поз, местоположения, тем активнее начинает работать детская нервная система. Это, в свою очередь, позволяет говорить о том, что в процессе обеспечения образовательного процесса ДОУ детский организм учится противостоять нервным стрессам и находится в благоприятных условиях для сохранения здоровья. Если во время социо-игровой практики дети большее количество времени проводили сидя на стульях или совершали малоактивные двигательные действия, то применение данной технологии считается не состоявшимся.

Время игры всегда ограничено, поэтому каждое задание требует определенного ритма и темпа выполнения, а, следовательно, и определенной концентрации.

Для того, чтобы понять, насколько обеспечение образовательного процесса ДОУ включает в себя социо-игровой стиль обучения, достаточно ответить на вопрос: «Интересно детям на занятии или нет?»

Социо-игровая технология воспитывает у дошкольников навык слушания и слышания друг друга, умение находить консенсус, развивает речевое взаимодействие, формирует позитивный настрой по отношению к себе, сверстникам, окружающему миру, развивает умение отстаивать свое мнение, логично и доброжелательно возражать взрослым, не боясь допустить ошибку.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль