Минимальная мозговая дисфункция у детей: диагностика

281

Понятие минимальной мозговой дисфункции у детей

В современной российской практической психологии отмечается значительный рост интереса к проблемам тревожности, неврозов, психологических травм, личностных диссоциаций, т. е. расстройств, имеющих психологическую природу и психогенное, вызванное действием психологических и социальных факторов, происхождение. Это чрезвычайно актуальные проблемы, однако в повальном увлечении психогениями все реже уделяется внимание психологическим сложностям, вызванным не психологическими факторами, а «органикой» – состоянием головного мозга. Вместе с тем огромное количество запросов родителей старших дошкольников и педагогов фокусируется вокруг специфических «органических» жалоб, т. е. трудностей ребенка, обусловленных непатологической ослабленностью центральной нервной системы (далее – ЦНС). Например: ребенок возбудим; быстро утомляется; при утомлении становится капризным, раздражительным; он вертляв, слишком тороплив или, наоборот, заторможен; плохо осваивает письмо; не может долго сидеть на месте.

СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Психогения – различные расстройства психики, возникающие под влиянием кратковременных или долговременных травм психических, как реакция на тяжелую жизненную ситуацию: в связи с одномоментной, интенсивной психотравмирующей ситуацией или как результат относительно слабого, но продолжительного травмирования.

Уже на этапе получения подобных жалоб необходимо выдвинуть диагностическую гипотезу о наличии минимальной мозговой дисфункции у детей – совокупности легких, непатологических (не достигающих уровня болезни), рассеянных (не локализованных в некоторой конкретной части головного мозга) неврологических расстройств головного мозга.

Минимальная мозговая дисфункция у детей (далее – ММД) не является болезнью – это некоторая незрелость ЦНС, проявляющаяся определенными нарушениями поведения помимо воли ребенка и расстройством развития школьных навыков. Минимальная мозговая дисфункция у детей требует диагностики и учета при организации работы детского сада с ребенком, поскольку означает определенные, свойственные ему и фактически не поддающиеся произвольной коррекции трудности.

Минимальную мозговую дисфункцию у детей необходимо отличать от нарушений поведения и обучения, связанных с психологическими и социальными факторами, например от негативизма, педагогической запущенности, характерологических особенностей. Важно понимать, что ребенок с минимальной мозговой дисфункцией у детей не виноват в обусловленных органической ослабленностью мозга трудностяхи не может произвольно управлять ими. Что же это за трудности?

Причины возникновения и признаки минимальной мозговой дисфункции у детей

Рассмотрим типичную внешне наблюдаемую симптоматику микроорганической ослабленности ЦНС.

Поскольку причиной минимальной мозговой дисфункции у детей всегда является некий органических фактор, то в анамнезе обследуемого ребенка могут быть:

  • трудности в течение беременности и родов (ЭКО, угроза выкидыша, кесарево сечение, асфиксия и гипоксия при родах, стремительные роды, недоношенность, болезни и алкоголизм матери во время беременности). Следует принимать к сведению упоминания о том, что ребенок родился «беленький» (показатель гипоксии), с красными глазками (повышенное внутричерепное давление), с синяками или шишками на голове;
  • рано, до трех лет, перенесенные черепно-мозговые травмы и серьезные соматические заболевания;
  • характеризуя ребенка в младенчестве и раннем возрасте, родители могут говорить о нарушениях сна, трудностях с кормлением, капризности, плаксивости, выраженных особенностях темпа психической деятельности (гипервозбудимость или замедленность);
  • часто в раннем возрасте характерна избыточная двигательная активность и непоседливость.

Для детей с минимальной мозговой дисфункцией у детей характерен психастенический синдром, или «синдром раздражительной слабости» (от слова «астения» – бессилие, ослабленность): при утомлении (например, от монотонной деятельности, всегда невероятно сложной для малыша) ребенок становится раздражительным, плаксивым, его состояние напоминает состояние во время болезни; утомление возникает быстрее, чем у его ровесников.

Достаточно типичным является «застревание» на одной эмоции: например, родители часто жалуются на то, что ребенок никак не может «отсмеяться», успокоиться после хохота, никак не может прекратить игру, в которую играл несколько часов назад (например, до обеда играл в войну, вечером папа пришел с работы – ребенок на него бросается в таком же воинственном состоянии, как был во время игры).

СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Аграмматизм (от греч. a – отрицат. частица и grammata – чтение, письмо) – нейропсихологическое нарушение. Характеризуется потерей способности к анализу и правильному использованию грамматического строя речи. При экспрессивном аграмматизме возникают ошибки в грамматическом построении активной речи. При импрессивном аграмматизме возникают затруднения в понимании значения грамматических конструкций, выражающих прежде всего отношения (связки между словами, предлоги, союзы, порядок слов).

Как правило, при минимальной мозговой дисфункцией у детей характерно слабое развитие речи, аграмматизмы, что, в частности, проявляется в лучших показателях по тестам невербального интеллекта, чем по тестам вербального интеллекта – хотя этот признак не является обязательным.

Обычно слабо развита мелкая моторика, т. е. тонкие точные движения руки, и выражена двигательная неловкость, неуклюжесть, из-за чего плохо получаются поделки, лепка, аппликация, плохо дается физкультура – дети-«органики» лишены опыта успеха на тех занятиях, которые не связаны прямо с учебной деятельностью.

При минимальной мозговой дисфункции у детей следует обратить внимание на специфику графической деятельности (рисование и письмо): дети испытывают трудности с расположением рисунка на листе (например, рисунок не влезает на лист), рисунки хаотично наползают друг на друга, они часто диспропорциональны. В письме отмечается неустойчивый малокорригируемый почерк, даже очень замотивированные и старательные дети как будто не могут научиться писать буквы верно. В письме есть элементы дисграфии (зеркальное письмо) – ребенок пишет зеркальное отражение букв; путает сходные из них по написанию, например «м» и «н», «п» и «т», «б» и «д», «е» и «з»; не рисует составной элемент какой-то буквы или, наоборот,добавляетлишние элементы; не видит строчку, не может попасть на нее.

Часто при минимальной мозговой дисфункции у детей характерны гиперактивность, трудности удержания произвольного внимания. Они плохо переносят духоту, транспорт, качели. Часто характеризуются взрослыми как дети «без тормозов»,действующие «не разбирая дороги». Достаточно типичными являются трудности в ориентации в пространстве, в понимании понятий «право», «лево».

Процедура диагностики минимальной мозговой дисфункции у детей

Для того, чтобы диагностировать минимальную мозговую дисфункцию у детей, существует очень простая и очень достоверная методика – Бендер Гештальт-тест (БГТ). Эта методика может использоваться с 6-летнего возраста. Она не является заданием школьного типа, ее выполнению нельзя никого научить. Благодаря специфической простой процедуре она воспринимается ребенком как передышка, интересное, безопасное дело, дает чувство успеха. Прохождение теста не требует от ребенка словесных формулировок, занимает, как правило, не более 10 минут. При этом диагностическая точность методики очень высока.

Для проведения исследования понадобятся: набор карточек (приложение), листы А4, простой карандаш и часы.

Инструкция испытуемому: «Я буду по одной давать тебе карточки. Твоя задача – перерисовать рисунок с карточки себе на листок».

Задание выглядит очень простым: надо поочередно перерисовать рисунки, составленные из простых геометрических фигур. Линейку и ластик испытуемому давать не нужно. На уточняющие вопросы типа: «А можно не дорисовывать?», «А считать количество точек?», «Можно перевернуть?» – необходимо отвечать: «Как хочешь». Необходимо засечь время, которое ребенок потратит на перерисовывание всех фигур. В среднем на это уходит от 7 до 8 минут.

Минимальная мозговая дисфункция у детей: диагностикаБолее быстрое или более медленное выполнение теста могут быть оценены как диагностические признаки нарушений темпа психической деятельности при микроорганических поражениях (импульсивность или торпидность, замедленность).

Оценка результатов качественная.

В БГТ существуют признаки ММД:

СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Торпидность (лат. torpidus – оцепеневший, бесчувственный) – состояние, характеризующееся вялостью, отсутствием инициативы, понимания и интереса к окружающему.

  • деформация, искажение формы, замена точек кружками и, наоборот, замена острых углов прямыми, отсутствие нужных углов;
  • ротации – вращения фигур, их элементов, вращения листа;трудности интеграции – неспособность связать части фигуры вместе;
  • добавление лишних точек, линий, углов, персеверации (увеличение числа элементов рисунка – полосок, кружков, волнистых линий);
  • грубые диспропорции элементов фигуры (один заметно больше другого);фрагментации – разрыв фигуры на отдельные части;
  • трудности расположения на листе, скручивание и перекрытие фигур (на листе);
  • использование нескольких листов бумаги (в норме все фигуры должны уместиться на одном листе А4);на тестирование потрачено менее 5 мин – импульсивность, более 10 мин – торпидность;
  • потеря или добавление ряда;чрезмерное упрощение фигур;
  • компенсаторные действия (ребенок обводит пальцем фигуру на образце, «заякоривает» образец – ставит палец на него, делает пробные рисунки, вносит исправления, ведет длительные подсчеты и пересчеты числа элементов).

Приведем примеры рисунков детей с ММД, полученных в ходе прохождения БГТ.Минимальная мозговая дисфункция у детей: диагностика

Рис. 1. Испытуемому 8,5 лет. Время выполнения– 11 минМинимальная мозговая дисфункция у детей: диагностика

Рис. 2. Испытуемому 7 лет. Время выполнения – 10 минМинимальная мозговая дисфункция у детей: диагностика

Рис. 3. Испытуемому 7 лет. Время выполнения – 4 мин

Приложение

Стимульный материал для проведения Бендер Гештальт-теста

Минимальная мозговая дисфункция у детей: диагностика   Минимальная мозговая дисфункция у детей: диагностика   Минимальная мозговая дисфункция у детей: диагностика

Минимальная мозговая дисфункция у детей: диагностика   Минимальная мозговая дисфункция у детей: диагностика   Минимальная мозговая дисфункция у детей: диагностика

Минимальная мозговая дисфункция у детей: диагностика   Минимальная мозговая дисфункция у детей: диагностика   Минимальная мозговая дисфункция у детей: диагностика

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Детский сад»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ДОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль