Использование комплекта «Пертра» в развивающих занятиях для дошкольников

444

Игровой комплект «Пертра», или «Игротека в чемодане», разработанный известным австрийским педагогом Марианной Фростиг, – многофункциональное пособие для проведения как традиционных развивающих занятий с дошкольниками, так и коррекционных с теми из них, кто имеет различные нарушения: интеллекта, зрительных функций, мелкой моторики, речи. Комплект смоделирован согласно концепции творческого формирования как ребенка, так и педагога. Имея в своем составе большое количество разнообразных инструментов, он позволяет педагогу-психологу организовать работу, направленную на сенсомоторное, интеллектуальное, коммуникативное развитие дошкольников, снятие психоэмоционального напряжения. При выполнении развивающих занятий с дошкольниками с использованием комплекта развиваются мелкая моторика рук, логическое мышление, внимание, память, воображение, формируется умение договариваться во время игры.

Содержание и структура комплекта для занятия педагога-психолога в ДОУ

Комплект состоит из семи наборов игровых средств в кофрах, двух досок-основ и мобильного стеллажа, в котором они размещены. В составе каждого кофра от 100 до 1000 деталей: машинки, куколки, шары, кольца, кубики с отверстиями, геометрические фигуры разной формы, величины и цвета, шнуры и веревки для нанизывания, металлические шарики и магнитный штифт для проведения шариков по желобкам и пр. Каждый кофр-набор оборудован крышкой и ручкой, что позволяет его переносить к месту проведения сеанса без потери составляющих.

Использование игрового комплекта в развивающих занятиях с дошкольниками позволяет развивать все органы чувств ребенка, а значит – дает возможность расширять каналы (визуальный, аудиальный, кинестетический) получения информации из внешнего мира. Эта информация – фундамент развития памяти, мышления, воображения.

Из реквизита первого кофра можно на специальной доске выложить дорожку по желанию или по условию, а затем проводить по ней фигурки, машины или шарики. Упражнения с данным набором способствуют формированию представлений о пространстве, взаиморасположении объектов, знакомству с различными видами линий.

При включении в развивающие занятия с дошкольниками материала второго кофра позволяет обобщать, классифицировать фигуры, составлять целое из частей, производить исключение. Таким образом формируются представления о геометрической форме, размере, цвете, симметрии, происходит усвоение пространственных отношений и математических понятий.

Используя дидактическое оснащение третьего кофра, воспитанники быстро учатся нанизывать детали на шнур по словесной инструкции, сортировать бусины, сравнивать их, чередовать по заданному образцу. При этом развиваются восприятие, внимание, память и воображение, мелкая моторика, содружественные движения рук, зрительный контроль действий, а также способность к классификации и сравнению, умение формировать периодические последовательности.

Открыв четвертый кофр, развивающие занятия с дошкольниками можно проводить с созданием сложных траекторий и приобретением навыков моделирования пространства. Игры с конструированием объемного пространства очень нравятся старшим дошкольникам. Они придумывают названия городам и странам, которые обыгрываются с большим желанием, привыкают к правилам доброжелательного взаимоотношения при освоении малого пространства, учатся договариваться и согласовывать свои намерения. Кроме того, формируется кинестетический образ различных форм, понимание пространственных отношений и взаимосвязей, развивается ориентация.

Использование в развивающих занятиях для дошкольников игрового материала пятого кофра позволяет ребенку осваивать плоскостное пространство, ориентируется в нем, вырабатывает координацию движений – и при этом он просто играет. Магнитный штифт является прообразом карандаша, за которым следует сначала непослушный, а потом уже послушный металлический шарик. Развивается мелкая моторика кисти руки, межполушарные связи, содружественные движения глаз и рук, необходимые при овладении письмом.

С использованием инструментов шестого кофра осваиваются все виды хватательных движений, что является основой дальнейшего развития ребенка, формируется умение дозировать мышечные усилия.

Дидактическое сопровождение седьмого кофра позволяет добавить в развивающие занятия для дошкольников изучение начальных математических задач: на доске выкладываются последовательности, сравнивается количество предметов, происходит знакомство с цифрами, закрепляются вычислительные навыки.

Выбор набора зависит от коррекционных задач. Систематическое использование комплекта, постепенное усложнение заданий, повторение трудноусваиваемых действий дают быструю положительную динамику развития ребенка. Благодаря многообразию реквизита игры и задания можно всегда изменить, сделать сложнее, интереснее.

Организация развивающих занятий для дошкольников с использованием комплекта «Пертра»

Основная цель коррекционной работы с использованием игрового комплекта «Пертра» – активизация и развитие познавательных процессов дошкольников. Основные формы работы в соответствии с ведущей деятельностью данного возрастного периода – игры и упражнения, объединенные одной тематикой и составляющие цикл игровых сеансов. Каждый сеанс характеризуется смысловой законченностью, взаимосвязанностью начала и окончания, что позволяет подводить итоги встречи, обращать внимание на собственные результаты и достижения.

Развивающие занятия для дошкольников во время игрового сеанса включают в себя работу, направленную на развитие общей и мелкой моторики; формирование представлений о собственном теле, о расположении объектов по отношению к нему; развитие воображения, внимания, памяти и мышления; формирование целостного образа предметов; обучение согласовывать свои действия с действиями других.

Работа c использованием игрового комплекта происходит во время занятия с педагогом-психологом в ДОУ и выстраивается в три этапа (каждый из которых в свою очередь включает несколько игровых сеансов):

1. Поэтапная проработка построения картинки. Групповая работа с элементами индивидуальной. Каждому ребенку дается возможность самостоятельно построить отдельные элементы предлагаемого образца.

На первом этапе нужно ориентироваться на возможные варианты соединения фигур, которые показывает воспитатель. Например, построить ровную дорогу можно из квадратных пластин с прямыми пазами (углублениями). Для того, чтобы получилась извилистая дорога, надо брать другие детали с фигурными пазами (углублениями на пластине). Соединяя пластины, нужно обращать внимание на то, чтобы окончание углубления совпадало с началом такого же углубления на другой пластине. Из пластин с фигурными углублениями получается извилистая дорога. Ориентир на возможные варианты работы. Изменили вариант – изменился результат.

2. Построение целостной картины по образцу. Групповая работа. За каждым ребенком закрепляется цвет – части определенного цвета он будет использовать при выполнении задания. Во время занятия педагог-психолог ДОУ только направляет дошольников в процессе построения фигурок (указывает место расположения на планшете). Итогом творческого процесса является сравнение полученного результата с образцом.

На втором этапе, когда нужно строить дорогу по образцу, воспитанники ориентируются на образец и выбирают из имеющихся деталей те пластинки, которые нужны для построения именно такой дороги, которая на образце. Опыт соединения различных вариантов пластин они получили на первом этапе.

3. Построение целостной картины по вербальной инструкции (без образца) с опорой на зрительную память. Групповая работа. На данном этапе проходит отработка усвоения понятий признаков удаленности. Дошкольники выполняют построение без образца. Инструкция во время занятия от педагога-психолога ДОУ может быть следующая: «Постройте дорогу так, чтобы она начиналась в углу, а заканчивалась в центре, где лежит пластина с углублением в виде круга». Воспитанники соединяют пластины по своему усмотрению. Вариантов может быть много, главное, чтобы начало и конец дороги соответствовали поставленной задаче. В завершении процесса выполненная картинка сравнивается с образцом.

Это сложный этап, к которому приходят не сразу – после целого ряда проведенных игр с использованием комплекта «Пертра».

Коррекционно-развивающая работа проводится с группами участников 5–7 лет, малыми группами, за столом или на ковре.

Количество: 4–5 человек.

Продолжительность игрового сеанса: 20–25 мин.

Результаты развивающих занятий для дошкольников с применением комплекта

Использование игрового комплекта «Пертра» позволяет развивать все познавательные психические функции:

  • произвольное внимание (его объем, концентрацию, распределение, переключение и устойчивость);
  • все виды памяти (зрительную, слуховую, тактильную, двигательную).

Дошкольник, которому трудно было запомнить одно задание, пройдя цикл игр и упражнений, может удержать в памяти инструкцию из 3–4 заданий, поскольку она включена в игровую деятельность. А как известно: лучше запоминается то, с чем происходит взаимодействие; восприятие (цвета, формы, величины, пространства и времени) – при этом восприятие сочетается с практическими действиями, они как бы помогают друг другу. Быстрое выделение информативных свойств предмета способствует его опознанию, применению для новых целей; мышление – наглядно-образное, логическое и творческое. Дошкольник учится обобщать, классифицировать, исключать, анализировать, сравнивать, проводить аналогии, чередовать. Учится понимать мыслительную операцию отрицания. После проведения цикла игр появляется умение выделять существенные признаки предмета, сравнивает детали не только по внешнему виду, но и по функциональным возможностям, с легкостью выявляет различия. Благодаря тому, что на каждой встрече дошкольники воплощают новые замыслы, развиваются воображение и оригинальность мышления.

Кроме того, среди результатов развивающих занятий для дошкольников с использованием комплекса следует отметить развитие возможностей ребенка в выполнении точных, ловких движений с деталями, которые не должны упасть, т. е. развитие двигательной памяти и координации движений в системе «глаз – рука».

В совместных развивающих занятиях для дошкольников воспитывается доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к постройкам друзей. Воспитанники учатся принимать варианты других, позитивно их оценивать, воздерживаться от отрицательных оценок, оказывать помощь друг другу в затруднительных ситуациях. В свою очередь это приводит к формированию нравственно-этических норм поведения.

Развивается волевая сфера: формируются умения заканчивать начатое, исправлять неточно выполненное задание, проверять свой результат. С развитием воли развиваются произвольность психических процессов, саморегуляция. Сумма всех результатов дает повышение уверенности в себе и формирование у них адекватной самооценки.

Рассмотрим содержание цикла ознакомительных игровых сеансов для групп участников 5–7 лет с недостаточно развитой мелкой моторикой.

Цикл развивающих занятий для дошкольников 5–7 лет

Примечание. Данный цикл предваряет работу по этапам. Проводится для ознакомления с игровым комплектом, выявления имеющихся проблем и изучения возможностей.

Периодичность проведения игровых сеансов – 1 раз в неделю.

ИГРОВОЙ СЕАНС 1. «ВЫШЛИ ПАЛЬЦЫ ПОГУЛЯТЬ»

Ход игрового сеанса:

1. Игра «Пальчики шагают по прямой дороге»

Задачи: развитие координации движений пальцев рук, ориентировки на плоскости, расширение кругозора.

Понадобятся: брусок с прямой дорожкой, мелкие игрушки (собачка, пингвин).

Использование комплекта «Пертра» в развивающих занятиях для дошкольников

Игра состоит из трех частей.

1) Задание – указательным пальцем правой руки по прямой дорожке провести справа налево. В ходе выполнения занятия педагогом-психологом ДОУ обыгрывается следующая ситуация: «Здесь поджидает тебя собачка. Спроси ее о чем-нибудь, например о том, умеет ли она летать. Собачка тебе ответит».

Если малыш спросит о чем-то другом – это хорошо. Задача педагога – поддержать возникший диалог, отвечая на вопросы, заданные появившемуся герою (это может сделать и любой из участвующих в игре).

Примечание. В ходе игры развивается не только мелкая моторика, но и речь, воображение, умение общаться, создаются условия для развитияпредпосылок коммуникативных универсальных учебных действий.

2) Задание – указательным пальцем правой руки по прямой дорожке провести слева направо. Здесь аналогичным образом разыгрывается игровая ситуация с пингвином.

3) Задание – указательными пальцами обеих рук передвигаться то к центру, то к краям. Остальные пальчики сжаты в кулачок. Аналогичные движения поочередно выполняются средними, безымянными пальцами и мизинчиками.

В ходе выполнения задания активизируется мелкая моторика каждого пальчика, а синхронное движение пальчиками правой и левой рук способствует развитию связей между полушариями головного мозга.

2. Упражнение «Пальчики умеют шагать»

Задача: коррекция мелкой моторики руки.

Понадобятся: прямая дорожка в виде бруска с углублением из кофра  № 1.
Инструкция. Предлагается поочередно перебирать указательным и большим пальцами, имитируя шаги.

3. Упражнение «Классификация фигур»

Задачи: развитие умения классифицировать.

Понадобятся: треугольники и прямоугольники (по 4 шт. каждых) основных цветов из кофра № 2.

Во время занятия педагог-психолог ДОУ инструктирует воспитанников: Увидели собачка и пингвин много фигур разной формы и разного цвета, а как они называются – забыли… (предлагается назвать фигуры). Решили они разделить фигуры по форме… (участники классифицируют фигуры по форме). Потом захотели разделить фигуры по цвету… (классификация по цвету).

4. Подведение итогов

Инструкция. Предлагается ответить на вопросы: «Чему научились ваши пальчики? Что вы делали?» («“Ходили”», «бегали», «двигались пальчики», «учили пальчики ловкости» – принимаются любые подобные ответы.) Выслушав ответы, нужно обобщить сказанное, при необходимости дополнив, если что-то было упущено.

Обобщение лучше начинать словами: «Вы сами правильно отметили, что…» – это даст понимание участникам, что они не только научились чему-то новому, но и могут об этом осознанно рассказать.

ИГРОВОЙ СЕАНС 2. «НА ТРОПИНКЕ»

Ход игрового сеанса:

1. Игра «Пальчики учатся ходить»

Задачи: развитие координации движений пальцев рук, ориентировки на плоскости, расширение кругозора.

Понадобятся брусок с волнистой дорожкой; мелкие игрушки (человечки) со штырьком – из кофра № 1.

Использование комплекта «Пертра» в развивающих занятиях для дошкольников

Во время занятия педагог-психолог ДОУ инструктирует воспитанников: В прошлый раз наши пальчики ходили по ровной дорожке, а сегодня она то вправо, то влево уходит. Но пальчики умеют «ходить» и по этой волнистой тропке. (Дошкольники поочередно перебирают указательным и большим пальчиками, имитируя шаги по извилистым путям, участвует и правая, и левая рука.) Протоптали пальчики дорожку, теперь удобно идти человечкам. (Предлагается поочередно использовать фигурки со штырьками и без.)

Примечание. Штырек снизу на фигурке служит залогом того, что ее движение будет направленным. В ходе игры необходимо следить за тем, чтоб фигурки двигались точно по пути, не наклонялись и не западали в углубление. Для этого нужно несколько раз фигурку медленно провести правой, затем левой рукой, а после – двумя руками навстречу друг другу провести две фигурки.

2. Игра «Превращения»

Задача: развитие логического мышления (операций анализа и синтеза), памяти.

Понадобятся: по три треугольника основных цветов из кофра № 2 (на каждого ребенка) – два треугольника одного цвета для «фокуса», третий любого другого цвета – для «крыши» дома; фигурки человечков.

Перед занятием педагог-психолог ДОУ произносит: Пришли человечки в цирк посмотреть, как фокусник (демонстрируется фигурка факира из любого детского игрового набора) быстро-быстро из двух маленьких треугольников делает большой треугольник… (педагог показывает), квадрат… («превращения» двух треугольников одного цвета то в одну фигуру, то в другую показывается по нескольку раз, чтобы создавалсь иллюзия исполнения фокуса).

Инструкция. Говоря за фокусника, взрослый предлагает пришедшим в цирк для дошкольников человечкам показать фокусы, но прежде просит воспитанников научить их этому: «Ребята, научите человечков делать из двух треугольников большой треугольник, потом из этих же двух треугольников квадрат, потом опять треугольник и снова квадрат. Покажите, как быстро меняется фигура...»

Затем предлагается построить из треугольников домики: два треугольника, которые использовались в фокусе, соединяются в квадрат, третий кладется сверху. Организатор: «Понравились человечкам такие превращения. Настала пора возвращаться... (участники проводят фигурки по тропинке к домикам). Расселите человечков правильно: красный живет в желтом домике, синий – в красном, а желтый человечек – в зеленом домике... А в каком домике живет зеленый человечек?..»

3. Упражнение на развитие восприятия величины

Задачи: развитие логического мышления, восприятия величины и цвета, воображения.

Понадобятся: треугольники разного цвета и разной величины.

Во время занятия педагог-психолог ДОУ инструктирует воспитанников: Привела тропинка на полянку. На ней растут цветы, порхают бабочки. (Бабочки выложены организатором из треугольников разного цвета и величины. Для каждого ребенка по три бабочки – большая, поменьше, маленькая.) Найдите самую маленькую бабочку… самую большую… покажите все бабочки, начиная с самой большой… назовите их... Теперь начните с самой маленькой – показывайте и называйте... Но вот бабочки «улетели», разберите «картинку» и постройте то, что пожелаете... (После выполнения задания каждый рассказывает, что он выложил.)

4. Подведение итогов

После занятия педагог-психолог ДОУ спрашивает участников: Что вы делали сегодня в этом кабинете, чему научились? (Играли, строили домики, «ходили» по дорожкам пальчиками, научились делать квадрат из треугольников.)

Мне очень понравились ваши картинки из фигур. Я смотрю на них и радуюсь красоте, тому, что вы умеете самостоятельно придумывать что-то новое, интересное!

Очень важно, чтобы в ходе подведения итогов дошкольники проговаривали вслух то, чем они занимались на игровом сеансе, – таким образом они учатся рефлексии.

ИГРОВОЙ СЕАНС 3. «РАЛЛИ НА МАШИНАХ»

Ход игрового сеанса:

1. Игра «Построим дорогу»

Задача: формирование умения видеть результат деятельности.

Понадобятся: пластины с углублениями (прямыми и фигурными пазами) из кофра № 1.

Использование комплекта «Пертра» в развивающих занятиях для дошкольников

Во время занятия педагог-психолог ДОУ вместе с дошкольникам выкладывает дорожку, объясняя, какие пластины подходят для того, чтобы она была непрерывной: «Вы хотите выложить дорожки из этих деталей?.. Тогда усаживайтесь удобнее и соединяйте их так, чтобы получилась непрерывная дорожка. (На доске-основе дошкольники выкладывают каждый свою дорожку, подбирая нужные детали. Выстроенный вариант используется для следующих игр.)

2. Игра «Идут пешеходы

Задача: развитие координации движений пальцев рук, ловкости движений рук, ориентировки на плоскости, умения регулировать силу нажима рукой на фигурку при проведении человечков или машин без фиксаторов.

Понадобятся: пластины с углублениями, фигурки человечков с фиксаторами и без фиксаторов (из кофра № 1).

Инструкция. Нужно по построенной тропке провести пешеходов (фигурки с фиксаторами) – сначала правой, затем левой рукой, затем фигурки без фиксатора, что усложняет задание, т. к. малейшее нарушение движения приводит к падению фигурки в желобок.

Для поддержания интереса можно предложить еще одно задание: человечки по дорожке должны прокатить мячи (по 2–3 шарика каждому участнику).

3. Игра «Едут машины»

Задачи: развитие понимания логической операции отрицания, развитие кисти руки.

Понадобятся: машинки, цветные шарики.

Во время занятия педагог-психолог ДОУ инструктирует воспитанников: Ралли – это соревнования машин. Сейчас по нашей дороге поедут машины – сначала медленно, а потом быстрее. Затем машина впереди себя покатит шар. Только надо правильно выбрать шар. А теперь послушайте внимательно главное правило игры: машины не должны катить красные и синие шары. (Дошкольники выбирают желтые и зеленые шарики, поскольку есть шары только четырех основных цветов, других в наборе нет.)

Комментарий для проведения занятия педагогом-психологом в ДОУ. Правильный выбор шара свидетельствует о том, что смысл логической операции отрицания понятен. В ситуации непонимания необходимо индивидуально подвести ошибающегося к правильному выбору, например: «Сейчас я повторю правило игры, а ты сможешь сам убрать те шарики, которые по данному правилу не должны катить машины».

4. Подведение итогов

ИГРОВОЙ СЕАНС 4. «ДОМИКИ»

Ход игрового сеанса:

1. Игра «Построим домики»

Задачи: развитие операций анализа и синтеза, сравнения; развитие мелкой моторики рук.

Понадобятся: реквизит из кофров № 2, 3 – разноцветные треугольники и прямоугольники разной величины для домиков, пластины из кофра № 1 для дорожек.

Во время занятия педагог-психолог ДОУ инструктирует воспитанников: Хотите построить домики из деталей, которые лежат в этих чемоданах?.. Тогда постарайтесь вспомнить, как вы строили раньше домики и дорожки во время наших прошлых игр. Выбирайте части нужной величины и действуйте!.. А теперь ваши пальчики станут пешеходами, которые будут шагать по дорожке. Вы уже играли так. Покажите, кто вспомнил, как могут ходить пешеходы-пальчики по дорожке – то к домику, то от него... Я вижу, что вы все вспомнили.

(Участники «шагают», переставляя указательный и средний палец правой руки, когда «идут» справа налево, и пальцы левой руки – при перемещении в противоположном направлении. Затем «пешеходами» становятся средний и безымянный пальцы.)

2. Игра «Сделаем бусы»

Задача: освоение логической операции чередования по цвету.

Понадобятся: цветные бусины, шнурки из кофра № 3.

Во время занятия педагог-психолог ДОУ инструктирует воспитанников: Посмотрите на домики, которые вы сделали… Обратите внимание на их цвет... Выберите из этого чемодана бусины такого цвета, как ваш дом и крыша, и нанизайте их по очереди – бусинка цветом, как дом, потом бусинка цветом, как крыша, опять выбираем бусинку цветом, как дом… и т. д.

3. Игра «Угощение»

Задача: развитие мыслительных операций (анализа и синтеза).

Понадобятся: круги и части круга для составления целого из частей из кофра № 4.

Использование комплекта «Пертра» в развивающих занятиях для дошкольников

Во время занятия педагог-психолог ДОУ инструктирует воспитанников: Ребята, представьте, что в каждом доме живут гостеприимные хозяева. Они приготовили «тортики» круглой формы и разрезали их на равные части. (Демонстрируются четыре сектора, лежащие на дощечке, из которых можно составить целый круг.) А это «тарелочки» (деревянные круги). Сложите части так на «тарелочке», чтобы получился круглый «торт»…

4. Подведение итогов

ИГРОВОЙ СЕАНС 5. «ВЕСЕЛЫЕ БУСИНКИ»

Ход игрового сеанса:

1. Игра «Построим дорожку»

Задачи: развитие умения планировать деятельность, развитие произвольности, самоконтроля.

Понадобятся: части для построения дорожки из кофра № 1, доска-основа для построения на ней дорожек, бусины четырех цветов из кофра № 7 в тарелочках (всего 16 бусин) для каждого ребенка.

Инструкция. Нужно построить дорожки, соблюдая условие: начало и конец должны иметь завершение (что означает – пути дальше нет).

Примечание. Для выполнения задания нужно выбрать специальные части с закругленным желобком. Две такие фигурки у каждого: одна ставится в начале дорожки, вторая в конце ее.

Использование комплекта «Пертра» в развивающих занятиях для дошкольников

2. Упражнение «Чередование бусин по цвету»

Задача: закрепление умения чередовать предметы по цвету.

Понадобятся: бусины четырех цветов из кофра № 7 в тарелочках (всего 16 бусин) для каждого ребенка.

Во время занятия педагог-психолог ДОУ инструктирует воспитанников: Ребята, ваши дорожки понравились веселым бусинкам. Рассыпались они, не вижу никакого порядка (кладет каждому по несколько бусин). Сможете разложить их, чередуя по цвету?.. Чередоваться могут бусины трех, четырех цветов, а не только двух, как вы делали раньше. Попробуйте!.. (У каждого ребенка тарелочка с бусинами четырех цветов.)

3. Игра «Покатились бусинки»

Задача: развитие координации движения руки, умения сдерживать резкие движения.

Понадобятся: бусины четырех цветов из кофра № 7 в тарелочках (всего 16 бусин) для каждого ребенка; дорожки, построенные в первой игре; машинки, человечки из кофра № 1.

Во время занятия педагог-психолог ДОУ инструктирует воспитанников: Оставьте по 2–3 бусины на своих дорожках, остальные положите в тарелочки. Возьмите машинку или человечка и двигайте бусины, как вы делали это на прошлых наших встречах. Направление движения можно менять, поставив игрушку с другой стороны дорожки. Тогда бусины покатятся назад по той же дорожке...

Примечание. Если быстро двигать человечка, бусины скучиваются и выпадают, человечек заваливается на бок, в желобок дорожки. Если машинка заваливается боком в желобок дорожки, тогда – авария. Надо поправить машинку, продолжить движение.

Эта игра помогает формированию предпосылок регулятивных универсальных учебных действий. Машинка или человечек нужны для развития кисти руки ребенка, развития умения регулировать скорость движения руки, а значит и машинки; для развития нервных связей в системе «глаз – рука», что пригодится при формировании графических навыков у дошкольников.

4. Подведение итогов

ИГРОВОЙ СЕАНС 6. «РАЗНЫЕ ПИРАМИДКИ»

Ход игрового сеанса:

1. Упражнение «Чередование по величине»

Задачи: развитие мышления (чередование по величине, сравнение пирамидок), развитие восприятия величины, цвета, формы предметов.

Понадобятся: части кофра № 3. Нужно много частей, которые участники вправе сами выбирать, – маленькие и большие шары четырех цветов, маленькие и большие втулки четырех цветов, маленькие и большие кольца для пирамидок четырех цветов, кольца для основания пирамидок, палочки для нанизывания пирамидок. Удобно, когда кофр стоит перед детьми – они сами берут то, что считают нужным.

Во время занятия педагог-психолог ДОУ инструктирует воспитанников: Возьмите палочку и большое кольцо для основания пирамидок… вставьте в отверстие большого кольца палочку (показывает – как). А теперь соберите пирамидку… Сделайте пирамидки из одинаковых по форме деталей (кто-то из детей выберет шары, кто-то – колечки). Детали должны быть одинаковыми не только по форме, но и по цвету (кто-то возьмет только красные, кто-то – желтые)… Выполняйте…

Примечание. По завершении построенные пирамидки рассматриваются, дети отмечают, что все они разные (педагогу необходимо подвести их к этому выводу). Примерные вопросы:

  • Что в пирамидках общее?
  • В каждой пирамидке детали чередуются по величине?
  • (Имя ребенка), как чередуются колечки в твоей пирамидке?
  • (Имя ребенка), чередуются эти втулки (показывает – какие именно)?

Желательно, чтобы на этом игровом сеансе было не более трех детей – для лучшего результата.

2. Упражнение «Чередование по форме»

Задачи: развитие мышления (чередование по форме с использованием образца), ознакомление с чередованием.

Понадобятся части из кофра № 3. Весь кофр с деталями стоит открытым на полу.

Во время занятия педагог-психолог ДОУ инструктирует воспитанников: Посмотрите на эти детали, которые выбрала я для своей пирамидки. Какие они?.. Сравните их... (Детали одинаковые по цвету, но разные по форме (красные шары, красные колечки, красные цилиндры)). Я их чередую, помогите мне... Теперь возьмите еще раз палочки и кольца, вставьте палочку в отверстие кольца… Все готово! Можно собирать еще пирамидки. Сделайте такие пирамидки, в которых детали будут чередоваться по форме...

(Далее по этому образцу дети буду создавать свои пирамидки, а затем сравнивать их с ним. Образец нужен, потому что практика показывает: дети чередование по форме труднее усваивают, чем предыдущие варианты чередования деталей.)

Примечание. По завершении все пирамидки рассматриваются. Важно, чтобы педагог-психолог подвел каждого ребенка к выводу, например: «В моей пирамидке детали чередуются по форме. Я чередовала красные шары с красными втулками».

3. Подведение итогов

ИГРОВОЙ СЕАНС 7. «ПОСЛУШНЫЕ ШАРИКИ»

Ход игрового сеанса:

1. Игра «Построение дороги по схеме»

Задача: развитие умения работать по плану, произвольности, самоконтроля, умения читать схему.

Понадобятся: детали из кофра № 1.

Примечание. Детали для построения дороги с обратной стороны имеют коричневую линию, соответствующую направлению дорожки на лицевой стороне. Нужно заранее сложить детали нижней стороной – должна получиться дорога, обозначенная коричневой линией. На нее накладывается лист (входит в набор), линия обводится – получается схема. Схема кладется на дно доски-основы (дошкольники покрывают ее нужными деталями, таким образом строят дорогу), которая ставится на стол. В центре листа нарисован круг, что соответствует пластине с углублением в виде круга.

Во время занятия педагог-психолог ДОУ инструктирует воспитанников: Дети, сегодня вам предстоит построить несколько дорожек на одной доске-основе. Хотите заняться этим?.. (Педагог-психолог предлагает посмотреть на схему.) Вам нужно построить именно такую дорогу – с круглой площадкой в центре. Каждый из вас выбирает одну, какую захочет, и строит ее, накладывая части на схему.

Примечание. В случае, если кто-то не соглашается выполнять коллективную работу, можно предложить выбрать любые части и построить свою дорогу по представлению.

Во время занятия педагог-психолог ДОУ оказывает помощь, если об этом просят или если возникли затруднения в выборе. В этом случае он предлагает рассмотреть несколько вариантов частей, кладет их со словами: «Выбери ту, которая подойдет… убедись в этом… (линии на схеме и углубления должны совпасть)».

После того, как дорога построена, дети заполняют пустые места доски-основы ровными пластинами без углублений, чтобы получилась единая поверхность.

Дорога используется в последующих играх.

2. Упражнение «Проведи шарик магнитом»

Задача: разработка мелкой моторики кистей рук.

Понадобятся: металлические шарики, магнитный штифт.

Инструкция. Детям предлагается по очереди вести шарик магнитным штифтом по желобку до центра (шарик падает в то круглое углубление, которое установили первым в ходе строительства дороги). При этом надо правильно держать штифт, как карандаш, плавно двигать кистью руки (при резких движениях шарик теряется, отрывается от магнитного штифта). Далее задание усложняется – предлагается вести одновременно уже три шарика. Здесь важно следить, чтобы на поворотах шарики не отрывались друг от друга (соединенные вместе они похожи на змейку, что очень нравится детям).

Примечание. Штифт по форме напоминает карандаш, только больших размеров. Во время занятия педагогу-психологу ДОУ необходимо следить за тем, чтобы дети правильно удерживали штифт (как воспитатель контролирует правильное удерживание карандаша ребенком во время рисования).

3. Упражнение «Проведи шарик двумя руками»

Задачи: развитие мелкой моторики рук, связей между полушариями головного мозга.

Понадобятся: металлические шарики, магнитный штифт.

Инструкция. Детям предлагается выполнить задание двумя руками – провести два шарика по двум дорожкам одновременно двумя штифтами. Штифты надо держать правой и левой руками и вести шарики до места их встречи (в круглом углублении).

4. Подведение итогов

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль