Что такое речевой негативизм у дошкольников и почему он возникает?

353

Речевой негативизм, или мутизм (от лат. mutus – немой) – это полное или частичное отсутствие речевого общения с окружающими при сохранной способности говорить и понимать речь. Речевой негативизм может быть тотальным или парциальным (элективным).

Возникая в период активного становления речи, обучения и социализации (в период между тремя и семью годами), речевой негативизм у дошкольников резко ограничивает коммуникативные возможности, нередко искажая психическое развитие ребенка и затрудняя его приспособление к обществу. Обычно речевой негативизм у дошкольников проявляется застенчивостью у дошкольников, тревожностью, упрямством, стремлением контролировать и манипулировать окружением, пассивность, негативистичностью. В домашних условиях они часто застенчивы и малоразговорчивы или, напротив, общительны и даже болтливы, некоторые из них требовательны и расторможены. Такие дети пытаются удовлетворить свои потребности самостоятельно, не обращаясь к взрослым. Подставив стул, они сами достают игрушки с полки, берут из шкафа нужные вещи, включают телевизор или компьютер. Такая самостоятельность радует «занятых» родителей, которые просто не знают, что за этим кроются несформированный навык речевой коммуникации и явление стойкого речевого негативизма у дошкольников. У детей с элективным мутизмом чаще, чем у детей с другими расстройствами речи, встречаются энурез и энкопрез1.

Специалисты выделяют следующие варианты избирательного речевого негативизма у дошкольников:

  • мутизм сверхценного поведения, связанный с осознанным негативным отношением к тому или иному значимому лицу (к кому-то из родителей, воспитателю) или с определенным неприятным местом (детским садом, больницей);
  • фобический речевой негативизм у дошкольников обусловлен страхом обнаружить свою интеллектуальную несостоятельность (истинную или мнимую), речевой дефект (заикание, расстройство экспрессивной речи, речевой артикуляции), либо конституциональной непереносимостью чувствительным ребенком новой обстановки и нового окружения, обычных для большинства людей компонентов общения (прямого взгляда в глаза, близкого расстояния, прикосновения, громкого голоса собеседника и т. д.);
  • истерический речевой негативизм у дошкольников – подсознательное стремление манипулировать окружающими, для того чтобы уклониться от нежелательной деятельности, психической нагрузки, добиться выполнения собственных желаний, привлечь к себе внимание;
  • депрессивный мутизм, выступающий как симптом пониженного настроения, сопровождающегося торможением двигательных, мыслительных, речевых функций. Например, речевой негативизм у дошкольников часто встречается как временная реакция на разлуку с любимыми и значимыми для ребенка людьми (при адаптации к детскому саду);
  • мутизм со смешанными механизмами

Диагностические критерии для выявления речевого негативизма у дошкольников:

  • нормальный или почти нормальный уровень понимания речи;достаточный уровень в речевом выражении;
  • доказуемые сведения о том, что ребенок может говорить нормально или почти нормально в некоторых ситуациях;
  • продолжительность более четырех недель;
  • отсутствие общего расстройства развития (к примеру, алалия, аутизм);
  • расстройство не обусловлено отсутствием достаточных знаний разговорного языка, требуемых в социальной ситуации, когда отмечается неспособность говорить.

Борьба с речевым негативизмом у дошкольников проводится как дома, так и в ДОУ. Взаимодействие педагога-психолога и ребенка начинается с установления доверительных и безопасных отношений друг с другом посредством создания спокойной доброжелательной обстановки (ввод в структуру встреч ритуалов приветствия и прощания, психологических «поглаживаний»), постепенного включения ребенка в совместную деятельность с педагогом-психологом, а затем – с детьми и взрослыми. Нужно помнить, что процесс установления контакта может быть длительным. За это время, используя метод наблюдения, опросы родителей и воспитателей, педагог-психолог выясняет уровень развития ребенка, его интересы или пристрастия, а также все то, что может пригодиться для его расположения для борьбы с речевым негативизмом у дошкольников. Сбор и анализ подобной информации, диагностические методики для дошкольников, оценка детско-родительских отношений помогут понять причины особенностей развития ребенка и подскажут, как с ним работать.

Борьба с речевым негативизмом у дошкольников требует диагностики детско-родительских отношений. В качестве инструментария можно использовать методику «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис), тестовый опрос родителей о согласованности их взаимодействия в воспитании ребенка (модификация методики Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса), проективную методику «Совместный рисунок» (горизонтальный и вертикальный вариант) – рисование в паре «родитель – ребенок», рисунок «Я и мой ребенок».

Речевой негативизм у дошкольников в силу их возраста не может диагностироваться при помощи инструментария, основанного на самооценке. Для исследования тяжести тревоги и возможных психических нарушений используются специальные опросники для родителей, например полуструктурированное интервью для оценки психического здоровья ребенка А.П. Гелда (приложение 1) или опросник Т. Ахенбаха (приложение 2).

Выстраивая план борьбы с речевым негативизмом у дошкольников, нужно придерживаться личностного подхода к ребенку, учитывать его возрастные и другие индивидуально-психологические особенности, знать и понимать содержание трудных (с точки зрения самих детей) жизненных ситуаций, помнить о характере личностного реагирования на негативное воздействие.

Прежде чем приступить к рассмотрению методов устранения речевого негативизма у дошкольников, следует вспомнить, что в норме речевое развитие ребенка проходит три этапа:

1) мотивацию на речевое общение, т. е. появление желания говорить с окружающими; проявление способности ребенка имитировать речь взрослых;
2) обогащение словарного запаса (накопление слов), развитие грамматической стороны речи (правильное употребление и согласование слов в предложениях);
3) развитие монологической и диалогической речи.

Работа педагога-психолога и педагогов по развитию речи строится с учетом этих этапов. Если ребенок совсем не говорит, то в любом возрасте, то борьба с речевым негативизмом у дошкольников начинается с первого этапа. Необходимо вызвать у ребенка желание общаться, формируя его мотивацию на речевое общение, поощряя речевую активность похвалой, улыбкой, призом. Речевую активность стимулируют очень деликатно и осторожно. Обычно, когда долго молчавший ребенок начинает говорить, взрослые хвалят его, делают ему комплименты, ошибочно полагая, что таким образом поощряют его к тому, чтобы говорить больше. На самом деле такое внимание обычно угнетающе действует на ребенка и только усиливает у него ощущение дискомфорта и тревоги, что становится следствием продолжения развития речевого негативизма у дошкольников. В связи с этим основной целью образовательных занятий является обучение педагогов умению мягко и деликатно воздействовать на поведение ребенка. Для поощрения педагог-психолог или воспитатель могут использовать «карточку общения», которая хранится на столе или в шкафчике ребенка. В ней они отмечают его успехи, например наклеивают улыбающиеся рожицы всякий раз, когда ребенок использует диалоговую речь. Очень важно, чтобы родители были в курсе успехов ребенка за день, для этого в конце дня им отдают «карточку общения» (Л. Ващенко).

Борьба с речевым негативизмом у дошкольников требует их раскрепощения, снятия механизмов психологической защиты. Для этого используют игровые методы, совместное рисование, лепку. Развивая воображение ребенка, нужно развернуть его во внешний мир, направить на решение реальных задач. При этом важно обеспечить ему эмоциональное подкрепление, внимание, ощущение успеха.

В качестве эффективных способов борьбы с речевым негативизмом у дошкольников рекомендуется применять сказкотерапию (учитывающую особенности нарушений у ребенка), постановку мини-спектаклей, песочную терапию, дополняемую играми на развитие эмоциональной сферы (психогимнастикой), упражнениями мышечной релаксации в сочетании с глубоким дыханием.

Закрепив первые успехи ребенка, моделируют и постепенно усложняют ситуации, требующие речевой активности с его стороны, а также расширяют количество участников речевого общения. Первые встречи проводят в кабинете педагога-психолога. По мере достижения эффекта в борьбе с речевым негативизмом у дошкольников, занятия переносят в главную комнату группы. Привлечение детского коллектива к речевому общению – необходимый компонент в формировании социально значимых потребностей ребенка. При введении в коллектив можно использовать различные игры, в т. ч. всем известные «Море волнуется раз, море волнуется два…», «Ритм по кругу», «Зоопарк», «Хлопки» и др.

Следует отметить, что педагог-психолог одновременно должен формировать у ребенка первичные представления о себе и окружающем мире, развивать навыки ориентировки в пространстве, самообслуживания, а также проводить коррекцию специфического недоразвития восприятия, моторики, внимания и речи, организации целенаправленного поведения, которые могут являться следствием речевого негативизма у дошкольников в предметно-практической и игровой деятельности.

Медикаментозное лечение речевого негативизма у дошкольников может рассматриваться как терапевтическая альтернатива в случаях, не поддающихся психологическому лечению (А. Дзюба). Однако в более легких случаях избирательного мутизма или в отношении детей, демонстрирующих улучшение без лечения, поведенческая терапия должна быть проведена до использования медикаментозного лечения.

С целью профилактики педагог-психолог может порекомендовать воспитателям включать в группу риска детей, которым в связи с особенностями их характера обучение и общение со взрослыми и сверстниками даются с трудом. Чаще всего в группу риска развития речевым негативизмом у дошкольников попадают застенчивые, неуверенные в себе, физически слабые, беспомощные дети, которые не могут постоять за себя, имеют какой-либо физический или психический дефект, переживающие чувство вины или неприятие со стороны окружающих, замкнутые, чрезмерно медлительные, эмоционально неустойчивые и склонные бурно реагировать на стресс. Следует отметить, что патологии зрения у дошкольников часто вызывает застенчивость.

Проблема речевого негативизма у дошкольников неразрешима без участия родителей. Оказывая психокррекционную помощь семье ребенка, страдающего мутизмом, можно использовать приемы модификации детско-родительского взаимодействия. Во время консультаций родители учатся описывать и понимать действия своего ребенка, размышляют над тем, что он испытывает, стараются замечать и хвалить его положительные поступки, получать удовольствие от игры с ним, а также повышать эффективность управления его дезадаптивным поведением, которое становится следствием речевого негативизма у дошкольников.

Важно подвести их к осознанию того, что тактика принуждения к речевому общению только усиливает тревогу ребенка и способствует еще большей замкнутости. Одной из целей коррекции является осознанный отказ родителей от такой воспитательской стратегии (Д.И. Марценковский). Параллельно необходимо вместе с семьей искать адекватные пути самореализации ребенка.

Комплекс коррекционного воздействия хорошо дополняет применение метода Б.З. Драпкина «Материнский гипноз» (приложение 3).

Приложение 1

Полуструктурированное интервью для оценки психического здоровья ребенка А.П. Гелда (взрослый вариант)

Полуструктурированное интервью представляет собой пример клинического интервью. Оно позволяет выявить клинический признак, входящий в основной спектр пограничной психической и психосоматической (соматовегетативной) дезадаптации, проявление которой наиболее вероятно у детей 6–14 лет. Поскольку интервью направлено преимущественно на выявление проблемных детей и их последующее более углубленное клинико-психопатологическое обследование, предпочтительно проводить интервью посредством общения с одним из родителей ребенка. На тестирование приглашают одного из родителей, желательно, маму, т. к. она лучше знает проблемы своих детей.

Полуструктурированное интервью с родителями построено по блочному типу. Его основные составляющие – информационные блоки, оценивающие психическое (субшкалы А – тревожные расстройства, В – диссомнические, D – астенические, Е – депрессивные, F – обсессивно-фобические, G – истероформные) и психосоматическое здоровье ребенка (субшкала С – соматовегетативные расстройства). Субшкалы психического регистра включают по 5 симптоматических признаков, наиболее часто встречающихся в детской популяции, а субшкала психосоматического регистра – 19 признаков. В двух дополнительных субшкалах фиксируются судорожные припадки (субшкала Н) и другие признаки плохого самочувствия (субшкала I; указываются в письменной форме). В интервью также предусмотрен принцип оценки состояния здоровья ребенка в баллах: чем больше баллов набрано, тем выше вероятность наличия болезненного состояния.

На основании данных тестирования возможна клиническая оценка психических нарушений у ребенка в соответствии с диагностическими критериями МКБ-10.

Инструкция. «Здравствуйте. Я рада вас видеть. Меня зовут (И. О.), я работаю психологом в нашем детском саду. Мы с вами встретились для того, чтобы разобраться в причинах поведенческих нарушений, наблюдаемых у вашего ребенка. Я предлагаю вам ряд вопросов, пожалуйста, ответьте на них. Возможные варианты ответов: “Не было”, “Наблюдались редко”, “Были часто”, “Беспокоят практически постоянно”. Результаты, полученные после обработки данных, я сообщу только вам и дам соответствующие рекомендации. Тестирование выявит определенные проблемы психического развития дошкольника. Итак, начнем. Скажите, пожалуйста, какие из перечисляемых признаков плохого самочувствия в течение последних шести месяцев наблюдались у вашего ребенка?»

Далее в соответствующей последовательности перечисляются признаки, обозначенные в субшкалах. При необходимости значение признака может быть расшифровано для более точного понимания родителем его смысла.

ИНТЕРВЬЮ

Инструкция. Пожалуйста, прочитайте внимательно и ответьте на все вопросы путем подчеркивания наиболее подходящего ответа. Отметьте, встречались ли у Вашего ребенка в течение последних шести месяцев, и, если да, то часто ли, признаки плохого самочувствия. Если затрудняетесь с ответом, то оставляйте неподчеркнутым. Благодарим за сотрудничество.

А1

Чувство внутреннего напряжения

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

А2

Наплывы тревожных мыслей, представлений

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоят практически постоянно

А3

Страх перед возможными неприятностями

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

А4

Желание предпринять что-либо, для того чтобы избавиться от чувства внутреннего напряжения

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

А5

Неусидчивость из-за чувства внутреннего напряжения

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

В1

Трудности засыпания вечером

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

В2

Частые пробуждения ночью

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

В3

Раннее пробуждение утром

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

В4

Тревожные, кошмарные сновидения, вскрикивает во сне, плачет

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

В5

Сонливость днем

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

С1

Головные боли

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

С2

Ощущение то жара, то холода

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

С3

Ухудшение самочувствия при перемене погоды

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

С4

Головокружение

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

С5

Учащенное сердцебиение

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

С6

Чувство нехватки воздуха

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

С7

Колебание артериального давления

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

С8

Потемнение в глазах, предобморочное состояние

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

С9

Носовое кровотечение

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

С10

Пониженный аппетит

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

С11

Повышенный аппетит

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

С12

Тошнота

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

С13

Запоры

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

С14

Расстройство желудка, сопровождающееся поносом

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

С15

Повышенная потливость

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

С16

Сухость во рту, першение в горле

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

С17

Сильная жажда

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

С18

Частое мочеиспускание

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

С19

Неясные боли в теле

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

D1

Повышенная физическая утомляемость (например, быстро устает при выполнении физической работы)

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

D2

Повышенная умственная утомляемость (например, быстро устает при выполнении школьного домашнего задания)

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

D3

Рассеянность, ухудшение внимания, памяти (на примере занятий)

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

D4

Раздражительность

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

D5

Непереносимость громких звуков, яркого света

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

Е1

Колебание настроения в течение дня

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

Е2

Неопределенная подавленность, грусть, тоска

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

Е3

Заторможенность, вялость, апатия, безразличие, утрата прежних интересов

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

Е4

Наплывы «невеселых мыслей»

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

Е5

Неприятные физические ощущения, связанные с плохим настроением (ощущения нездоровья)

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

F1

Навязчивые мысли, воспоминания

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

F2

Навязчивые действия, влечения (к счету, к воровству и др.)

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

F3

Навязчивые страхи (опасение за свое здоровье, боязнь открытой местности, закрытых помещений и пр.)

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

F4

Неприятные физические ощущения, сопровождающие навязчивость или страх

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

F5

Желание избежать тех ситуаций, при которых возникает навязчивый страх

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

G1

Ощущение «кома» в горле

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

G2

Слабость в руках и ногах, возникающая при нервном возбуждении

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

G3

Чувство онемения в руках и ногах

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

G4

Дрожь в руках или во всем теле при нервном возбуждении

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

G5

Заикание или осиплость голоса

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

H1

Судорожные припадки

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

I Другие признаки плохого самочувствия в течение последних шести месяцев (указать в письменной форме)

I1

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

I2

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

I3

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

I4

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

I5

Не было

Было редко

Было часто

Беспокоит практически постоянно

Бланк для ответов

А1 [__]

В1 [__]

С1 [__]

С6 [__]

С11 [__]

С16 [__]

D1 [__]

E1 [__]

F1 [__]

G1 [__]

H1 [__]

А2 [__]

В2 [__]

С2 [__]

С7 [__]

С12 [__]

С17 [__]

D2 [__]

E2 [__]

F2 [__]

G2 [__]

I1 [__]

А3 [__]

В3 [__]

С3 [__]

С8 [__]

С13 [__]

С18 [__]

D3 [__]

E3 [__]

F3 [__]

G3 [__]

I2 [__]

А4 [__]

В4 [__]

С4 [__]

С9 [__]

С14 [__]

С19 [__]

D4 [__]

E4 [__]

F4 [__]

G4 [__]

I3 [__]

А5 [__]

В5 [__]

С5 [__]

С10 [__]

С15 [__]

D5 [__]

E5 [__]

F5 [__]

G5 [__]

I4 [__]

I5 [__]

А

B

C

D

E

F

G

Итого (сумма шкал A–G)

Всего (общая сумма)

Обработка результатов и процедура оценки тестирования. Каждый признак оценивается определенным баллом:

отрицательный ответ («Не было») – 0 баллов;утвердительные ответы:
— «Было редко» – 1 балл;
— «Было часто» – 2 балла;
— «Беспокоит практически постоянно» – 3 балла.

Оценки проставляются в отведенных для этого местах. Подсчет результатов проводится как по каждому признаку в субшкале, так и в совокупности по субшкалам. Симптоматический признак в 2 балла оценивается как доклиническое состояние, в 3 балла – как клиническое. Дезадаптивный синдром (наличие расстройства) по субшкалам А, В, D, E, F, G оценивается в 4 балла и более, преимущественно с учетом оценки утвердительных ответов «Было часто» или «Беспокоят практически постоянно».

По субшкале Н «Судорожные припадки» наличие расстройства констатируется при ответах «Было часто» или «Беспокоит практически постоянно».

Суммарный балл 6 и выше по субшкале C «Соматовегетативные расстройства» расценивается как наличие у ребенка психосоматической дезадаптации, при этом оцениваются только субшкальные симптоматические признаки в 2–3 балла. Утвердительный признак «Было редко» в констатации психосоматической дезадаптации у ребенка не учитывается.

Общий индекс психической адаптации (дезадаптации) оценивается суммированием баллов по субшкалам. В графе «Итого» проставляется индекс, суммированный по субшкалам A–G, а в графе «Всего» – суммированный по всем субшкалам (A–I). Если субшкалы Н–I не заполнялись, то общий индекс проставляется в графе «Всего». Данные по субшкале I «Другие признаки плохого самочувствия в течение последних шести месяцев» также оцениваются в баллах и учитываются при дифференциации уровня психической адаптации.

 По окончании опроса оговариваются сроки, дата и условия предоставления родителям заключения по результатам тестирования. Обязательным является выражение благодарности в адрес родителя (родителей) за участие в тестировании.

Приложение 2

Опросник Т. Ахенбаха (адаптация Т.В. Корниловой, Е.Л. Григоренко, С.Д. Смирнова)

Цель: исследование особенностей поведения, отклоняющегося от принятой социальной нормы, с помощью метода экспертных оценок. В качестве экспертов могут выступать родители, педагоги, другие взрослые лица, непосредственно включенные в социальное взаимодействие с детьми.

В основе метода лежит наблюдение за нерегламентированным поведением детей. Предполагается, что опыт взаимодействия с ними позволит эксперту достаточно объективно классифицировать и оценить отдельные проявления в поведении. Одним из вариантов конкретных методик изучения экспертных оценок может быть опросник Т. Ахенбаха, позволяющий выявить особенности отклоняющегося поведения детей и подростков по двум группам шкал.

1. Первичные шкалы:

замкнутость;соматические проблемы;тревожность;нарушения социализации;проблемы мышления;проблемы с вниманием;делинквентное поведение;агрессия.

2. Производные шкалы:

показатель внутренних проблем;показатель внешних проблем.

Инструкция. Посмотрите на список утверждений, описывающих поведение детей и подростков. Прочтите каждое утверждение и, если оно полностью соответствует поведению ребенка в настоящее время, то обведите в графе ответов цифру 2. Если данный пункт описывает его/ее поведение только в некоторой степени или только иногда, обведите цифру 1. И наконец, если данное утверждение вообще не соответствует поведению ребенка, обведите цифру 0. Таким образом, 0 – вообще не соответствует действительности (насколько мне известно), 1 – в некоторой степени (иногда) соответствует, 2 – полностью (всегда) соответствует.

1

Ведет себя, как маленький (поведение не соответствует возрасту)

0

1

2

2

Бормочет, мямлит, издает странные звуки во время занятия

0

1

2

3

Огрызается, спорит

0

1

2

4

Не доводит начатое до конца

0

1

2

5

Ведет себя, как ребенок противоположного пола (опишите, пожалуйста)

0

1

2

6

Ведет себя вызывающе

0

1

2

7

Хвастает, задается

0

1

2

8

Не может сконцентрироваться, удержать свое внимание на чем-то одном

0

1

2

9

Не может отделаться от навязчивых мыслей (опишите, пожалуйста)

0

1

2

10

Не может усидеть на месте, неутомим, излишне активен

0

1

2

11

Слишком зависим от взрослых, несамостоятелен

0

1

2

12

Жалуется на одиночество

0

1

2

13

Неорганизован, рассеян

0

1

2

14

Много плачет

0

1

2

15

Вертится, ерзает

0

1

2

16

Жесток, задирист и злобен по отношению к другим

0

1

2

17

Много фантазирует и выдумывает, погружен в свои мысли

0

1

2

18

Намеренное членовредительство или попытка самоубийства

0

1

2

19

Любит, чтобы на него обращали внимание

0

1

2

20

Намеренно ломает и уничтожает свои игрушки, книги, вещи

0

1

2

21

Нарочно ломает и уничтожает вещи, принадлежащие семье, родителям и другим людям

0

1

2

22

С трудом следует указаниям и инструкциям

0

1

2

23

Непослушен в детском саду (школе)

0

1

2

24

Отвлекает других детей

0

1

2

25

Не ладит с другими детьми

0

1

2

26

Не чувствует себя виноватым, даже если сделал что-нибудь плохое

0

1

2

27

Ревнив

0

1

2

28

Ест и пьет то, что не является пищей (опишите, пожалуйста)

0

1

2

29

Боится некоторых животных, ситуаций или мест, кроме детского сада, школы (опишите, пожалуйста)

0

1

2

30

Боится детского сада (школы)

0

1

2

31

Боится, что может подумать или сделать что-нибудь плохое

0

1

2

32

Считает, что всегда должен быть безупречным

0

1

2

33

Ему кажется, что его никто не любит

0

1

2

34

Ему кажется, что другие люди хотят ему досадить или причинить вред

0

1

2

35

Чувствует себя неполноценным, никчемным

0

1

2

36

Часто получает ушибы, физические травмы

0

1

2

37

Ввязывается в драки

0

1

2

38

Его часто дразнят

0

1

2

39

Водится (входит в компании) с другими детьми, которые часто попадают в неприятные истории или даже затевают их

0

1

2

40

Слышит звуки или голоса, которые, кроме него, не слышны никому (опишите, пожалуйста)

0

1

2

41

Не сдержан, импульсивен, действует необдуманно

0

1

2

42

Предпочитает одиночество

0

1

2

43

Обманывает, мошенничает

0

1

2

44

Грызет ногти

0

1

2

45

Нервный, чувствительный, напряженный

0

1

2

46

Нервные движения или тики (подергивание век, покусывание губ, постукивание ногой по полу и т. д.)

0

1

2

47

Безоговорочно подчиняется правилам и инструкциям

0

1

2

48

Нелюбим другими детьми

0

1

2

49

Имеет трудности с усвоением материала

0

1

2

50

Слишком боязлив и тревожен

0

1

2

51

Частые головокружения

0

1

2

52

Считает себя виноватым во всем

0

1

2

53

В разговоре или на занятии перебивает других

0

1

2

54

Переутомлен

0

1

2

55

Имеет избыточный вес

0

1

2

56

Имеет проблемы со здоровьем, медицинская причина которых неясна: а) телесные боли (не включая головные)

0

1

2

б) головные боли

0

1

2

в) тошнота, недомогание

0

1

2

г) проблемы с глазами (опишите, пожалуйста)

0

1

2

д) сыпь или другие кожные заболевания

0

1

2

е) боль в животе или судороги

0

1

2

ж) рвота

0

1

2

з) другие физические проблемы (опишите, пожалуйста)

0

1

2

57

Физически агрессивен

0

1

2

58

Ковыряет в носу, часто касается некоторых частей тела, чешется (приведите примеры)

0

1

2

59

Спит на занятиях

0

1

2

60

Апатичен, ничем не заинтересован

0

1

2

61

Плохо учится

0

1

2

62

Движения плохо скоординированы, неуклюжи

0

1

2

63

Предпочитает играть и проводить время с детьми более старшего возраста

0

1

2

64

Предпочитает играть и проводить время с детьми более младшего возраста

0

1

2

65

Отказывается разговаривать

0

1

2

66

Снова и снова повторяет одни и те же действия, движения, например, теребит пуговицу, проверяет, закрыты ли двери, и т. п. (опишите, пожалуйста)

0

1

2

67

Нарушает дисциплину во время занятия

0

1

2

68

Крикливый

0

1

2

69

Скрытен, держит все в себе

0

1

2

70

Видит что-то такое, чего кроме него не видит никто (опишите, пожалуйста)

0

1

2

71

Стеснителен, легко смущается

0

1

2

72

Неаккуратный, кляксы и грязь в тетрадях и книгах

0

1

2

73

Безответственный (опишите, пожалуйста)

0

1

2

74

Выставляет себя, паясничает

0

1

2

75

Застенчив или робок

0

1

2

76

Ведет себя непредсказуемо

0

1

2

77

Предполагает, что его требования должны немедленно выполняться, легко расстраивается и выходит из себя

0

1

2

78

Невнимателен, легкоотвлекаем

0

1

2

79

Трудности с речью (опишите, пожалуйста)

0

1

2

80

Безучастно, с отсутствующим видом смотрит куда-то или на что-то

0

1

2

81

Болезненно реагирует на критику

0

1

2

82

Ворует

0

1

2

83

Складывает, собирает, сохраняет вещи, которые ему не нужны, за исключением предметов из коллекций (опишите, пожалуйста)

0

1

2

84

Ведет себя странно (опишите, в чем это выражается)

0

1

2

85

Имеет странные идеи (опишите, пожалуйста, какие)

0

1

2

86

Упрям, угрюм и раздражителен

0

1

2

87

Внезапные перемены настроения

0

1

2

88

Дуется, обидчив

0

1

2

89

Подозрителен

0

1

2

90

Ругается матом, употребляет неприличные слова

0

1

2

91

Говорит о самоубийстве

0

1

2

92

Учится не в полную силу, не реализует свои способности

0

1

2

93

Слишком разговорчив

0

1

2

94

Дразнится

0

1

2

95

Вспыльчив, легко выходит из себя

0

1

2

96

Слишком много думает о сексе

0

1

2

97

Угрожает людям

0

1

2

98

Часто опаздывает на занятия

0

1

2

99

Слишком озабочен чистоплотностью и аккуратностью

0

1

2

100

Не выполняет домашних заданий

0

1

2

101

Прогуливает детский сад (школу), убегает из учреждения

0

1

2

102

Недостаточно активен и энергичен

0

1

2

103

Несчастлив, грустен, угнетен

0

1

2

104

Слишком шумный, говорит слишком громко

0

1

2

105

Употребляет спиртное или наркотики (опишите, что именно)

0

1

2

106

Все время старается угодить, подлизывается

0

1

2

107

Не любит детский сад (школу)

0

1

2

108

Постоянно боится ошибиться

0

1

2

109

Хнычет

0

1

2

110

Неопрятен

0

1

2

111

Замкнут, не вступает в контакты с другими

0

1

2

112

Склонен к взволнованности, обеспокоенности

0

1

2

113

Имеются другие особенности поведения, которые не были упомянуты

0

1

2

Пожалуйста, проверьте, на все ли вопросы Вы ответили. Подчеркните вопросы (утверждения), которые вам непонятны, вызвали сомнение или раздражение.

Ключ к опроснику. Для каждой шкалы перечислены номера вопросов, баллы за ответы по которым суммируются.

1. Первичные шкалы:

замкнутость – 42, 65, 69, 75, 80, 88, 102, 103, 111;соматические проблемы – 51, 54, 56 а, 6, в, г, д, е, ж, з;тревожность – 12, 14, 31, 32, 33, 34, 35, 45, 47, 50, 52, 71, 81, 89, 103, 106, 108, 112;нарушения социализации – 1, 11, 12, 14, 25, 33, 34, 35, 36, 38, 48, 62, 64;проблемы мышления – 9, 18, 29, 40, 66, 70, 84, 85;проблемы с вниманием – 1, 2, 4, 8, 10, 13, 15, 17, 22, 41, 45, 49, 60, 61, 62, 72, 78, 80, 92, 100;делинквентное поведение – 26, 39, 43, 63, 82, 90, 98, 101, 105;агрессия – 3, 6, 7, 16, 19, 20, 21, 23, 24, 27, 37, 53, 57, 67, 68, 74, 76, 77, 86, 87, 93, 94, 95, 97, 104.

2. Производные шкалы:

показатель внутренних проблем – 12, 14, 31, 32, 33, 34, 35, 42, 45, 47, 50, 51, 52, 54, 56 а–з, 65, 69, 71, 75, 80, 81, 88, 89, 102, 103, 106, 108, 111, 112;показатель внешних проблем – 3, 6, 7, 16, 19, 20, 21, 23, 24, 26, 27, 37, 39, 43, 53, 57, 63, 67, 68, 74, 76, 77, 82, 86, 87, 90, 93, 94, 95, 97, 98, 101, 104, 105.

Общий показатель проблем: суммируются баллы за ответы на вопросы с 1-го по 112-й.

Если опросник заполняется двумя и более взрослыми (педагогами, родителями), подсчитываются средние баллы по первичным данным каждого эксперта.

Приложение 3

«Мама-терапия» (Б.З. Драпкин)

Методика «мама-терапия» применяется родителями, когда ребенок спит. Через 20–30 минут после того, как он заснет, нужно сесть к его кровати с текстом в руках и трижды прочитать каждую фразу: сначала мысленно для себя, потом мысленно обращаясь к ребенку, затем вслух. Делать это нужно каждый день. Продолжительность сеансов зависит от состояния ребенка. Его болезнь не является противопоказанием для проведения таковых. Сеанс отменяется только в случае плохого самочувствия мамы (отца).

Фразы, которые надо произносить, неслучайны. Все слова в них продуманные и проверенные, менять их нельзя. Базовая часть внушения, состоящая из четырех блоков, полезна любому ребенку, даже самому здоровому и счастливому.

Блок 1. «Витамин материнской любви». С помощью этих слов мама изливает свою любовь на ребенка. «Я тебя очень-очень сильно люблю. Ты самое дорогое и родное, что у меня есть. Ты – моя родная частичка, родная кровинушка. Я без тебя не могу жить. Я и папа тебя очень сильно любим».

Блок 2. Установка на физическое здоровье. «Ты сильный, здоровый, красивый ребенок, мой мальчик (моя девочка). Ты хорошо кушаешь и поэтому быстро растешь, развиваешься. У тебя крепкие, здоровые сердечко, грудка, животик. Ты легко и красиво двигаешься. Ты закаленный (закаленная), редко и мало болеешь».

Блок 3. Установка на нервно-психическое здоровье, нормальное психическое развитие. «Ты спокойный мальчик (спокойная девочка). У тебя хорошие крепкие нервы. Ты терпеливый (терпеливая), ты добрый (добрая), ты общительный (общительная). Ты умный (умная). У тебя хорошо развивается головка. Ты все хорошо понимаешь и запоминаешь. У тебя всегда хорошее настроение, и ты любишь улыбаться. Ты хорошо спишь. Ты легко и быстро засыпаешь, ты видишь только хорошие, добрые сны. Ты хорошо отдыхаешь, когда спишь. У тебя хорошо и быстро развивается речь».

Блок 4. Очищение. «Отдай мне свою болезнь!» «Я забираю и выбрасываю твою болезнь и твои трудности».

Далее мама называет конкретные проблемы ребенка: «Я забираю и выбрасываю твой плохой сон», «Я забираю и выбрасываю твои страшные сны» (если ребенок плохо спит), «Я забираю и выбрасываю твою плаксивость» (если ребенок часто плачет), «Я забираю и выбрасываю твою нелюбовь к еде» (если ребенок плохо ест), «Я тебя очень-очень сильно люблю» (если ребенок нуждается во внимании и ласке).


1 Шевченко Ю.С., Кириллина Н.К., Захаров Н.П. Элективный мутизм. Красноречивое молчание: клиника, диагностика, терапия, психологическая коррекция. СПб.: Изд-во «Речь», 2007. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль