Логопедическая практика в детском саду: использование ИКТ

102

В настоящее время в отечественной логопедической практике в детском саду применяются информационно-коммуникационные технологии (далее — ИКТ). Впрочем, этот аспект в логопедической практике считается актуальной проблемой, поскольку возможности ИКТ в процессе развития и обучения дошкольников зачастую применяются  неэффективно и неполноценно.

Надо сказать, что при внедрении в логопедическую практику в детском саду ИКТ ставятся следующие задачи: во-первых, повышение мотивации к занятиям у детей, во-вторых, расширение возможностей сотрудничества педагога-логопеда с родителями и другими педагогами. Все это положительно сказывается на коррекционной динамике.

В ГБОУ СОШ № 10 «ОЦ ЛИК» структурное подразделение «Детский сад № 16» ИКТ применяются в нескольких направлениях:

  • работе учителя-логопеда с детьми;
  • оформлении и ведении соответствующей документации;
  • взаимодействии с родителями, воспитателями и специалистами ДОО.

Использование ИКТ в логопедической практике в детском саду

Можно утверждать, что в процессе логопедической работы целью использования ИКТ ставится тестовая диагностика речевого развития дошкольников. С помощью программы Microsoft Exсel подсчитываются баллы за каждое задание, выполненное ребенком. Это позволяет провести количественный анализ данных и ускорить процесс подсчета результатов и дальнейшего конструирования индивидуальных графиков речевого развития (как правило, это осуществляется по итогам логопедического обследования в сентябре, январе, мае).

Кроме того, оформление документации (составление отчетов, расписаний занятий, заполнение бланков) в электронном виде сокращает работу учителя-логопеда с бумажными носителями информации.

Благодаря ИКТ проводится наглядно-дидактическое сопровождение в процессе логопедической практике в детском саду, что позволяет специалисту делать занятия более насыщенными и разнообразными. Опыт работы с ПК вызывает у воспитанников живой интерес, гарантирует формирование познавательной мотивации, развитие произвольной памяти и внимания, а также логического мышления.

Важно отметить, что несмотря на огромное количество игр, презентаций, находящихся в открытом доступе в сети Интернет, не так много практического материала, который учитель-логопед может использовать сам и предложить родителям без предварительной обработки. Причем имеющийся материал не всегда соответствует по содержанию дошкольному возрасту, часто не учитываются принципы обучения и воспитания детей с речевыми проблемами. Поэтому его доработка и расширение является на сегодняшний день актуальной задачей.

Эффективность логопедической практики в детском саду повышается при использовании различных наглядных материалов, но современного ребенка дошкольного возраста становится все труднее привлечь и удивить традиционными средствами: картинками, игрушками, разрезными моделями, складными кубиками. Дети, уже знакомые с компьютером в детском саду, требуют при организации логопедического занятия особого внимания и особых средств воздействия. Но главная цель при использовании ИТК в логопедии — не заменить традиционные средства, а дополнить их.

Необходимо помнить, что ни одна компьютерная технология, как бы она ни была эффективна, не заменит живого общения с детьми.

Компьютерные технологии на логопедических занятиях не цель, а инструмент учителя-логопеда, средство, активизирующее коррекционный процесс.

Применение ИКТ в коррекционной работе в ходе логопедической практики в детском саду дает возможность оптимально решить 7 задач:• формировать на занятиях положительный эмоциональный фон;

  • способствовать появлению у детей мотивации к успешному овладению компонентами родной речи;
  • воспитывать стремление достичь положительного результата;
  • развивать высшие психические процессы — память, внимание, мышление, воображение, восприятие;
  • совершенствовать разные компоненты речевой системы;
  • осуществлять индивидуальный подход в обучении;
  • обучать некоторым элементарным действиям на ПК.

Благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на занятии и появляется возможность получить лучший результат. В качестве примера в приложении 1 представлены возможные варианты применения мультимедийных презентаций в ходе логопедической практики в детском саду.

Кроме того, ИКТ позволяют создавать базу интернет-ресурсов для оптимизации деятельности учителя-логопеда. Так, ссылки с сайтов, которые несут в себе нужную информацию, содержат как теоретические, так и практические материалы, сохраняются в оформленную в электронном виде и разбитую по темам таблицу. Систематизированная в таком виде информация позволяет специалисту путем перехода по гиперссылкам легко находить необходимый материал.

Игры и игровые упражнения на компьютере создают более комфортные условия для успешного выполнения предложенных заданий. Так, у учителя-логопеда появляется возможность познакомить ребенка с моделями взаимодействия с вымышленными персонажами компьютерной программы, что способствуют формированию межличностной коммуникации. Вслед за компьютерными героями дошкольник стремится говорить правильно, может видеть и контролировать ситуацию, исправлять ее. Он «помогает» героям решать различные проблемы, с которыми впоследствии может сам столкнуться в реальной жизни.

Кроме того, логопедическая практика в детском саду с каждым ребенком индивидуально с использованием ИКТ способствует тому, что у детей пропадает негативный настрой, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов при автоматизации и дифференциации поставленного звука, появляется уверенность в собственных силах и желание научиться правильно говорить.

Логопедическая практика в детском саду: использование ИКТ при взаимодействии с родителями

Компьютерные технологии стали одной из форм эффективного сотрудничества педагогов и семей воспитанников. Так, в ДОО для родителей создаются игровые электронные презентации, видеоматериалы, которые можно использовать дома для закрепления с ребенком пройденной темы. Это особенно актуально в работе с теми детьми, которые часто пропускают занятия по болезни.

Задача создания и применения разного рода слайд-шоу и видеофрагментов — показать родителям те моменты в речевой практике ребенка, которые непосредственно вызывают затруднения (образцы неправильной речи, а также примеры правильной артикуляции, дыхания, темпа, ритма и т. д.). Кроме этого, семьям предлагаются записи речи детей, фотоотчеты с логопедических занятий. Возможность использования аудио- и видеоаппаратуры позволяет также организовать работу по правильному звукопроизношению. Кроме того, на сайте ДОО родители могут ознакомиться с материалами (рекомендациями, примерами игр и игровых упражнений), предоставленными учителем-логопедом.

О положительном отношении к применению ИКТ в логопедической практике в детском саду свидетельствуют результаты проводимого анкетирования семей воспитанников (приложение 2).

В данный момент в ДОО разрабатывается мобильное приложение как дополнительная форма взаимодействия с родителями, с помощью которого они смогут оперативно получать необходимую информацию о ходе коррекционного процесса, использовать предложенные учителем-логопедом рекомендации.

Использование ИКТ в логопедической практике в детском саду, направленной на развитие и коррекцию речи воспитанников, позволяет достичь высоких результатов. Так, сравнивая данные мониторинга речевого развития (диагностика проводилась в конце года) в двух группах, можно сделать следующий вывод: дети из группы, в которой в сочетании с традиционными средствами обучения на логопедических занятиях применялись ИКТ, показали более высокий результат в преодолении речевых нарушений, чем дети из группы, в которой данные технологии не использовались.

Результаты мониторинга речевого развития детей в группах

Компоненты речевого развития Без применения ИКТ С применением ИКТ
Моторная сфера 79 82
Неречевые функции 82 87
Импрессивная речь 78 85
Звукопроизношение 62 64
Фонематические процессы 70 78
Слоговая структура 85 89
Лексика 78 83
Грамматика 70 75
Связная речь 61 69
Среднее значение 74 79

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что применение ИКТ является одним из эффективных способов формирования у детей правильной речи и коррекции ее недостатков.

Безусловно, компьютер не может заменить учителя-логопеда, поэтому логопедическая практика в детском саду ориентирована на разработку комплексной системы занятий с использованием возможностей ИКТ наряду с традиционными приемами и методами, направленными на развитие речевой активности дошкольников и коррекцию у них речевых трудностей. Одним из таких занятий стало итоговое мероприятие «Загадки от Федоры» для детей старшей логопедической группы, план-конспект которого представлен в приложении 3.

Приложение 1

Возможные варианты применения мультимедийных презентаций на логопедической практике в детском саду

Занятие Презентации
Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения Презентация «Артикуляционная гимнастика». Серия презентаций для автоматизации и дифференциации звуков («Простоквашино — звука [р]», «Приключения Лосяша — звука [ш]», «Цветочная поляна — звука [с]», «Самолет — звука [л]» и др.
Занятия, направленные на расширение, обогащение словаря Презентации по основным лексическим темам: «Чудо-фрукты/овощи», «Времена года», «Путешествие в Осень», «Новый год», «Животные», «Насекомые», «Птицы», «Одежда», «Мебель», «Транспорт», «Мой дом — моя крепость», «Посуда» и др. Презентации на расширение глагольного словаря, умение подбирать многозначные слова, синонимы, антонимы и др.
Проведение дидактических игр Презентации на развитие грамматического строя речи (для игр «Один — много», «Скажи ласково», «Большой — маленький», «Посчитай» и др.)
Занятия по обучению грамоте Презентации, направленные на формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза

Приложение 2

Анкета для родителей «Применение ИКТ на логопедических занятиях»

Уважаемые родители!

В настоящее время в педагогической практике широко используются информационно-коммуникационные технологии (далее — ИКТ). Наш детский сад не является исключением. Для того чтобы узнать Ваше мнение по этому поводу, просим ответить на предложенные ниже вопросы.

1. Считаете ли вы внедрение ИКТ в детском саду необходимостью современной жизни?

☐ да;

☐ нет;

☐ затрудняюсь ответить;

☐ другое.

2. Есть ли у вас дома компьютер (планшет, ноутбук и др.)?

☐ да;

☐ нет;

☐ нет необходимости;

☐ другое.

3. Ваш ребенок использует домашний компьютер для…

☐ игр («бродилок» и стрелялок», «развивающих игр», «игр со специальных детских дисков»);

☐ просмотра мультфильмов, фильмов;

☐ детских презентаций;

☐ другого.

4. Ваш ребенок играет на компьютере:

☐ один;

☐ с родителями (или под их присмотром);

☐ с друзьями;

☐ другое.

5. Сколько времени в день ваш ребенок проводит перед компьютером, телевизором?

☐ 30 минут;

☐ 1 ч;

☐ 2 ч;

☐ более 3 ч;

☐ другое.

6. Считаете ли вы, что грамотное использование ИКТ на логопедических занятиях может повлиять на речевое развитие ребенка в лучшую сторону?

☐ да;

☐ нет;

☐ в этом нет необходимости;

☐ другое.

7. Можно ли, по вашему мнению, использовать компьютерные презентации как одну из форм закрепления логопедического материала с детьми дома?

☐ да,

☐ дети будут охотнее выполнять задания с использованием презентаций;

☐ презентации помогают родителям объяснить детям логопедическое задание;

☐ презентации дают возможность объяснить материал детям, которые часто болеют, а также закрепить его, не вижу смысла в такой форме работы;

☐ другое.

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 3

План-конспект итогового мероприятия «Загадки от Федоры» для детей старшей группы на логопедической практике в детском саду

Задачи:

  • обогащение представлений детей о мире предметов;
  • развитие умения определять материалы, из которых изготовлены предметы, классифицировать их;
  • совершенствование умения ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений;
  • обогащение речи детей существительными, обозначающими предметы посуды;
  • прилагательными, характеризующими их свойства и качества;
  • закрепление умения образовывать прилагательные от существительных, согласовывать прилагательные с существительными единственного числа в творительном падеже с предлогами «с» и «со»;
  • развитие диалогической речи через рассказывание сказок в детском саду;
  • развитие слухового восприятия;
  • закрепление знаний о правильном обращении с горячими предметами;
  • формирование навыков экологически грамотного поведения на природе;
  • развитие отзывчивости, доброжелательности, чувства коллективизма;
  • обогащение музыкальных впечатлений детей;
  • закрепление умения создавать игрушки-забавы, подбирая соответствующие детали.

Методы и приемы:

  • практические: игра «Что в коробке?», дидактическая игра «Накрой на стол», игровое упражнение «Подуем на чашечки», игровое задание «Сделаем игрушку»;
  • наглядные: видеосюжет «Обращение Федоры», рассматривание предметных картинок, предметов посуды, пособие «Чудо-коробка», пособие «Чашечки»;
  • словесные: аудиозапись «Звуки бьющейся посуды», «Звук скайпа», отрывки из музыкальных произведений, ситуативный разговор на темы «Как нужно обращаться с горячими предметами», «Культура поведения в лесу», беседа на тему «Какая бывает посуда?», игра «Какая посуда?», упражнение «Чай с вареньем».

Оборудование: экран, проектор, компьютер, колонки, столы для заданий, стульчики (по количеству детей), мольберт, видеосюжеты, презентация «Части картинки», музыкальные отрывки (электронное пособие), предметные картинки по теме «Посуда», пособие «Чудо-коробка», посуда из разных материалов, детский чайный сервиз, пособие «Чашечки», бумажные стаканчики, заготовки для игрушек, клей, салфетки (по количеству детей), таз с водой, ведерко, музыкальное сопровождение, подарочные наборы игрушечной посуды.

Содержание деятельности учителя-логопеда Содержание деятельности воспитанников Ожидаемые результаты логопедической практики в детском саду
Учитель-логопед вместе с детьми входит в зал. В это время раздаются звуки бьющейся посуды. Стимулируя детей к речевой активности, учитель-логопед спрашивает, откуда доносятся звуки и на что они похожи Дети слушают звуки бьющейся посуды, отвечают на вопросы учителя-логопеда, делают предположения, откуда они могут доноситься Дети вступают в контакт с учителем-логопедом, настраиваются на занятие
Раздается звонок скайпа. Учитель-логопед говорит, что это не обычный звонок, а видеовызов, и предлагает послушать, от кого он.
Затем включает видеосюжет, в котором Федора из сказки К. Чуковского «Федорино горе» просит о помощи.
После того как дети высказывают желание помочь Федоре, учитель-логопед предлагает им выполнить несколько заданий. Спрашивает, готовы ли они
Дети просматривают видеосюжет, решают, что нужно помочь Федоре Дети узнают героиню сказки «Федорино горе», называют ее автора. У них возникают чувство сопереживания и желание помочь Федоре
Учитель-логопед предлагает воспитанникам прослушать отрывки из детских песен, в которых упоминаются разные предметы посуды. Отгаданные предметы появляются на мольберте в виде соответствующих картинок.
После прослушивания учитель-логопед просит назвать все картинки одним словом.
Хвалит детей за правильные ответы и просит их посмотреть на экран.
На нем появляется часть картины, которую детям предстоит собрать
Дети садятся на стульчики полукругом и слушают отрывки из песен. Запоминают слова, обозначающие предметы посуды, и называют их.
Затем называют обобщающее слово «посуда»
Обогащение музыкальных впечатлений детей, появление интереса к музыкальным отрывкам. Дети вычленяют из звукового потока названия предметов посуды, запоминают и называют их, оперируют обобщающим понятием «посуда», принимают и следуют многоступенчатой инструкции учителя-логопеда
Учитель-логопед проводит игру «Что в коробке?» с использованием соответствующего пособия.
Затем дети играют в дидактическую игру «Накрой на стол», которая включает следующие задания: поставь блюдце справа от чайника; поставь чашку на блюдце; положи ложку в чашку; поставь сахарницу в центр стола и т. д.
Учитель-логопед спрашивает у воспитанников, как называется посуда для чая.
Потом хвалит их и обращает внимание на экран, где появилась следующая часть картинки. Объясняет детям, что им нужно выполнить еще задания, чтобы собрать ее целиком
В первой игре дети на ощупь определяют предмет, который лежит в коробке, и называют его.
В ходе второй игры расставляют посуду на столе, следуя инструкции специалиста.
Дети определяют, что расставленная посуда — чайная. Видят на экране еще одну часть картины, высказывают готовность дальше выполнять задания
Обогащение сенсорных впечатлений детей. Они узнают и называют предметы посуды, ориентируются в пространстве, понимают смысл предлогов, знают названия предметов чайной посуды, используют в речи понятие «чайная посуда», учатся действовать в команде
Учитель-логопед предлагает воспитанникам выбрать понравившуюся чашку, представить, что в ней горячий чай, осторожно взять ее, чтобы не обжечься, подуть, вдыхая через нос, выдыхая через рот.
При этом напоминает правила безопасности при обращении с горячими предметами
Дети переходят к следующему столу, выбирают по желанию чашку, делают глубокий вдох через нос, выдох через рот. Совместно со специалистом вспоминают, как нужно обращаться с горячими предметами Дети целенаправленно выдыхают воздух через рот. Закрепление представлений о правильном обращении с горячими предметами
Учитель-логопед предлагает выполнить упражнение «Чай с вареньем»: он показывает поочередно картинки с изображением различных фруктов и ягод.
Дети должны представить, что они «пьют» чай, например, с малиновым, вишневым, абрикосовым вареньем и т. д.
Учитель-логопед говорит, что на картине остались незаполненные участки, а это значит, что нужно выполнить еще ряд заданий
Дети называют изображение на картинке (его можно спрятать на чашке, прикрыв салфеткой) и проговаривают, с каким вареньем они «пьют» чай Дети образовывают прилагательные от существительных, согласовывают их с существительными в творительном падеже с предлогами «с» и «со», знают названия фруктов и ягод
Учитель-логопед проводит с детьми беседу на тему «Какая бывает посуда?».
Указывает на стол, где стоят различные предметы посуды. Рассказывает о том, что она может быть изготовлена из различных материалов (например, из глины, тогда посуду называют глиняной).
Глиняную посуду изготавливает мастер — гончар.
Посуда из стекла — стеклянная, ее создают на специальных стекольных заводах.
Ложки из дерева (деревянные) можно использовать в качестве музыкального инструмента.
Фарфоровая посуда изготавливается из глины, но белого цвета. Она очень хрупкая, красивая и легкая.
Специалист спрашивает у детей, как называется сковорода из чугуна (чугунная).
Поясняет, что в хозяйстве широко используется посуда из разных металлов (чугуна, алюминия, стали, железа), потому что она прочная, долговечная.
В заключение дополняет собираемую картинку еще одной частью
Дети рассматривают предметы посуды, которые стоят на столе. Называют материалы, из которых сделана посуда, ведут диалог с учителем-логопедом Конкретизация и обогащение представлений детей о предметах посуды, материалах, из которых ее изготавливают, свойствах посуды (легкая, прозрачная, мнется, ломается) в зависимости от материала. Обогащение речи словами, обозначающими признаки предметов
Учитель-логопед, переходя вместе с детьми к следующему столу, показывает пластиковую и бумажную посуду.
Просит воспитанников объяснить, почему ее еще называют одноразовой.
Обобщая высказывания детей, делает вывод, что одноразовую посуду можно использовать только один раз (например, бумажную нельзя мыть), просит объяснить, почему. Ответы детей закрепляет простыми опытами.
Кладет в тазик с водой бумажный стаканчик, дети смотрят, что с ним происходит. Специалист объясняет, что он впитывает в себя воду, становится непрочным, промокает, легко разрывается.
Затем наливает в пластиковый стакан горячую воду и показывает, как он слегка плавится. И легко ломает вместе с детьми пластиковые тарелки и стаканы.
В заключение спрашивает, зачем нужна такая посуда и, обобщая высказывания детей, объясняет, что ее можно взять на пикник, в поход, она легкая, ее не надо мыть, она не разобьется. При этом делает важное замечание: уходя из леса, нужно обязательно убирать за собой мусор.
Затем предлагает детям сложить использованные стаканчики в ведро. Дополняет собираемую картинку еще одним фрагментом
Дети рассматривают одноразовую посуду, размышляют, почему она так называется, высказывают различные предположения. Изучают одноразовую посуду, проводят с ней опыты (рвут, мнут, опускают в воду, ломают). Собирают пластиковые стаканчики в ведро, чтобы после их действий не оставалось мусора Знакомство детей с одноразовой посудой, преимуществами ее использования. Формулирование детьми вывода о том, что нужно беречь природу, убирать за собой мусор
Учитель-логопед говорит, что бумажным стаканчикам можно найти новое применение (они могут стать основой для игрушек) и предлагает детям изготовить игрушку из бросового материала с помощью наклеивания заготовок Дети садятся за столы, берут бумажные стаканчики, выбирают понравившиеся заготовки с изображением частей животных (головы, лап), изготавливают игрушки Закрепление навыков наклеивания, ориентировки на плоскости. Формирование положительных эмоций от достигнутых результатов продуктивной деятельности
Учитель-логопед предлагает поиграть с игрушками и потанцевать.
Затем просит детей посмотреть на экран — на нем картинка предстает целиком
Дети под музыку (на выбор педагога) танцуют с игрушками Формирование положительных эмоций
Учитель-логопед детям предлагает посмотреть видеосюжет с Федорой. В конце мероприятия дарит им от имени персонажа наборы игрушечной посуды Дети смотрят видеосюжет, в котором Федора благодарит их за помощь. Радуются достигнутому результату, тому, что решили все поставленные задачи, и благодарят Федору за подарок Формирование положительных эмоций, чувства удовлетворения от достигнутых результатов

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль