Предметно-игровая среда в детском саду: специфика обустройства помещений

2534

Скачать книгу «Предметно-развивающая среда» в формате pdf >>>

Требования к предметно-пространственной среде, прописаны во ФГОС (федеральном государственном образовательном стандарте) для детских садов, который был утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, ориентированы на стимулирование и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности, включая проекты в ДОУ. Предметно-игровая среда в дошкольном образовательном учреждении и многочисленные материалы, инвентарь и оборудование главной целью ставят обеспечение:

  • исследовательской, познавательной, творческой и игровой активности детей всех категорий, эксперименты с материалами, которые доступны дошкольникам (например, водой или песком), стимулирование воображения;
  • развитие мелкой и крупной моторики, участие в соревнованиях и играх, то есть двигательную активность во всех ее проявлениях;
  • формирование условий для самовыражения детей и детской образовательной инициативы;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственной развивающей средой.

Чтобы воспитателям и администрации удалось реализовать поставленные задачи, предметно-игровая среда в детском саду должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Состояние предметно-игровой среды в детском саду

В ходе диагностики состояния предметной игровой среды в ДОУ выдвигается ряд критериев, задающих нормативы ее формирования. Содержательная насыщенность среды является ключевым из них, оставляя основой образовательного процесса для дошкольников не освоение учебных навыков, а самостоятельная и совместная деятельность детей, включая проекты в деятельности ДОУ.

Двигательная активность детей является базовым условием полноценного физического развития дошкольников. Следовательно, проекты в ДОУ по ФГОС, как и предметно-игровая среда в дошкольном образовательном учреждении должны разрабатываться с учетом всех видов деятельности, включать требуемое оборудование и предметы. Нельзя забывать о возрастной специфике видов деятельности, а потому подбирать занятия следует с учетом возраста детей, а также игровых материалов и развивающего потенциала игрушек.
 
В Московском городском центре психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ (далее - Центр) была создана методика оценки потенциала игрушек для всех видов детской деятельности. Оценивая предметно-игровую среду ДОУ специалисты Центра использовали опыт психолого-педагогической оценки игрушек и специфику особенностей рынка игрушек.
 
Был проведен анализ игровой среды в 20 группах различных детских садов, что дало возможность выделить ключевые трудности и тенденции создания оптимальных условий в детских садах.

Оформление предметно-игровой среды

В последнее время тенденция приближения условий пребывания детей в детском саду к домашним становится все благоприятнее. Творчество в детском саду позволяет сделать обстановку эстетичной и уютной. Комфортное самоощущение детей возможно только при условии формирования оптимальной предметно-игровой среды.
 
Предметы домашнего интерьера и мягкая мебель все чаще появляются в детских садах. Некоторые из них внедряют музыкальное сопровождение в помещениях и на участке, что обеспечивает благоприятный эмоциональный фон, а также знакомство детей с выдающимися музыкальными произведениями. Подобная предметно-игровая среда дарит детям чувство защищенности и уверенности, аналогичный результат дает экспонирование фотографий членов семей и самих детей, выставки детских рисунков, итогов проектов в группах ДОУ.
 
Помощь родителей и собственное художественное творчество позволяет при скромном материально-техническом оснащении создать уютный интерьер. В ход идут покрывала, занавески, декоративные панно, кружева, вышивки, роспись стенных шкафов, оригинальны поделки, которые становятся настоящими произведениями искусства. Однако изредка результаты подобных проектов в деятельности ДОУ ограничивают активность детей, поскольку требуют бережного обращения с ними. Детям не нужны занавески и салфетки, которые нельзя трогать, а также световые панно, дорогостоящие декоративные водопады. Важнее, чтобы в помещении детского сада были рисунки, поделки, предметы и картинки, сделанные руками воспитанников.
 
Другая распространенная ошибка воспитателей: выделение одних работ воспитанников в качестве лучших, что ущемляет достоинство других. В иных ситуациях под видом детских поделок выставляют работы, которые выполнены воспитателями или родителями. Эти работы выглядят лучше, но с точки зрения педагогики они не имеют смысла. Даже самые неудачные детские работы имеют субъективную значимость для воспитанников детского сада. Детям важно, чтобы их работы были выставлены: это повышает самооценку воспитанников, раскрепощает творческие порывы, самовыражение, формирует чувство сопричастности к жизни детского сада.
 
Нередко в детских садах стены разрисованы картинами и пейзажами из фильмов и сказок, которые быстро утомляют детей, но не могут быть заменены, поскольку для этого требуется ремонт. Декоративные элементы и украшения на стенах в помещениях ДОУ должны быть понятными для детей и заменяемыми. Детям, в том числе воспитанникам старших групп, важно участвовать в оформлении помещений группы. Украшая пространство детского сада, воспитатели чаще всего ориентируются на собственные вкусы и предпочтения, тогда как детская эстетика и вкусы отличаются от предпочтений взрослых.
 
Проекты в ДОУ по ФГОС выдвигают к оформлению пространства требование гибкости оформления и организации предметно-игровой среды. Чтобы решить проблемы дефицита площади, следует ориентироваться на многофункциональное использование помещения. Жесткое зонирование предметной и игровой среды в ДОУ негативно сказывается на здоровье детей. Так, например, фронтальное фиксированное расположение столов приводит к тому, что дети долгое время проводят в застывших позах, а потому искажается их осанка, психологическое и физическое здоровье.
 
Свободные игры невозможны, когда детям запрещено перемещать стулья и столы, а также задействовать их в игровой деятельности ДОУ. Игровая деятельность ребенка-дошкольника является наиболее важной для дошколят, а потому они должны иметь возможность свободно двигать мебель, ткани и мягкие модули. Это позволит немалым образом сэкономить на покупке дополнительных игрушек и игрового оборудования, а также обеспечит детям опыт самостоятельного творческого игрового оборудования, а для детей это незаменимый опыт самостоятельного творческого преобразования действительности, активного освоения пространства своей жизни.
 
Гибкость пространства ограничивают такие стереотипы, как фиксированные темы и сюжеты в стационарных игровых уголках, например, «Кухня», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» и т. д. Игровые модули такого типа делают сюжетно-ролевые игры стереотипными, а потому ограничивают проявление самостоятельности при создании игрового пространства. Потому игровой уголок должен быть мобильным, а его содержание должно систематически обновляться, трансформироваться под разные сюжеты детских игры. Лучшим образом для проектов в ДОУ и организации предметно-игровой среды подходят мягкие игровые модули.
 
Поскольку предметно-игровая среда жестко организована в ДОУ, дети лишаются возможности использовать необходимые для них функциональные зоны. В частности, уголки уединения отсутствуют во многих детских садах, что делает пребывание в группе психологически сложным, нарушает право ребенка на отдых. Ребенок пребывает в группе по 9-10 часов вместе с другими 20-25 дошкольниками, что становится сильной слуховой и зрительной нагрузкой, а также существенно влияет на эмоциональную сферу. Младшие дошкольники нуждаются в сенсорной разгрузке и отдыхе, старшим нужны собственные психологические границы. При этом границы уединения должны быть условными, потому что дети могут искать себе места в разных плоскостях, например, залезать внутрь ящиков или под стол. Удачным решением этой проблемы могут быть мягкие модули-качалки, мягкие диваны или полки с книгами.
 
Во многих детских садах нет даже территории для самостоятельного экспериментирования, что обедняет варианты развития дошкольников. Познавательным потребностям детей отвечает наблюдение за объектами и физическими явлениями. Для этих целей в группе должны быть невысокие стеллажи, в которых можно хранить динамические игрушки и различные материалы, необходимые для проектов в группах ДОУ. При это только некоторые детские сады имеют материалы и предметы, которые делают пространство трансформируемым и гибким. Шатры, легкие скамейки, ширмы, модульная мебель и прочее отличаются недорогой ценой, однако расширяют возможности помещения.

Использование участка детского сада для предметно-игровой среды

Участок зачастую недостаточно эффективно используется детскими садами, а потому он предназначен для прогулок и имеет только стандартное оборудование – игровые домики, беседку, песочницу, а реже – оборудование для лазания. Участок должен быть организован в качестве пространства для предметно-игровой среды в детском саду.  

Дети в возрасте от 3 до 7 лет на прогулке не только дышат свежим воздухом, но и становятся активными участниками разных видов деятельности. К ним относятся:
 

  • физическая активность: бег, лазание, прыгание, катание на велосипедах и самокатах, а также катание машин, тележек, колясок и т. д.;
  • подвижные игры с правилами;
  • сюжетные игры;
  • экспериментирование с различными природными средами и объектами;
  • общение со сверстниками;
  • трудовые элементы (занятия с землей, выращивание растений и т. д.).

 
Каждая из этих деятельностей требует создание специальных условий и оборудования, которые часто отсутствуют, в том числе крайне важно эмоциональное благополучие дошкольников. Лишь в отдельных ДОО дети вовлечены в озеленение участка, на территории создаются уголки-огороды, цветники, «уголки» сада (кусты, деревья), которые могут использоваться для развития у ребенка основ экологического сознания.
 
Достаточно редко на участке оборудуется пространство для свободной игровой деятельности. А ведь именно на прогулке дети могут и должны играть в сюжетные игры, поскольку часто в образовательной программе, принятой детским садом, существует дефицит времени для свободной игры.
 
Для сюжетной игры на улице прежде всего требуются домики или укрытия. Это может быть как классический домик (пластиковый, бревенчатый или дощатый), так и беседка, или детский городок, где площадки на возвышениях становятся жилищами. Домиками могут быть также элементы растительного ландшафта — высокий кустарник, сплетенные ветви деревьев. Хорошо, если дети могут самостоятельно построить домик из подручных материалов. Прекрасная возможность для создания пространства сюжетной игры — большие картонные коробки. С их помощью можно «сооружать» поезда, машины, «строить» дома и даже целые города. Они могут стать прекрасными маркерами пространства для ролевой игры. И, конечно же, детям нужны маркеры роли и предметы оперирования. На улице более богатая возможность использования предметов-заместителей (палочки, веточки, камушки, листья могут стать в игре чем угодно).
 
Для режиссерских игр воспитанники часто используют пространство песочницы (ее бортики), а также поверхность стола в беседке. Некоторые деревья (например, дубы, каштаны, боярышник) осенью дают плоды, которые могут стать пищей для кукол, зверей или грузами для транспортных средств. Дети любят играть у стволов деревьев или больших пней, которые превращаются в «место жительства» маленьких игрушек. Особой привлекательностью в любое время года обладают кусты, поскольку они создают иллюзию замкнутого помещения и помогают созданию игрового пространства.
 
Очень важно, чтобы дошкольники на прогулке могли передвигаться по всему участку и общаться с представителями других групп. Участок детского сада — единственное пространство для встречи со старшими и младшими товарищами. Это очень важное место, здесь можно играть по своему желанию, свободно перемещаться в открытом пространстве и выбирать себе партнеров по игре и общению.
 
Разновозрастное общение чрезвычайно полезно для развития всех сфер личности ребенка. Опыт организации прогулок разновозрастных групп показывает, что у детей, имеющих возможность свободного перемещения по всему участку, лучше развита не только двигательная сфера, но и произвольность, способность удержания правил и планирования своей деятельности.
 
Важность разновозрастного общения не ограничивается прогулками. Оно необходимо и внутри помещения, в повседневной жизни воспитанников. Между тем во многих ДОО жизнь одновозрастных групп организуется по принципу закрытой системы, что сокращает социальные контакты ребенка с другими детьми и взрослыми. Организация совместных событий, праздников, походов в гости в мини-группах, совместных прогулок обогащает личный опыт ребенка, расширяет возможности его социальных связей, коммуникативные и познавательные способности.


  1. Об актуальных аспектах создания благоприятной развивающей среды дошкольного образования также см.: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения (спецвыпуск). 2014. № 8.
  2. Организация предметной игровой среды в детском саду: Учеб. пособие. М.: Аркти, 2012.
  3. Игрушки: как оценить их качество // Дошкольное воспитание. 2005. № 4; Детский сад: оценка развивающей среды // Дошкольное воспитание. 2010. № 4.
  4. Как выбрать правильную игрушку также см.: Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2015. № 3.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ДОО
      • Налоговый кодекс
        Андреева В. И.
        Канд. истор. наук, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Российского государственного университета правосудия

        Подробнее
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ДОО
      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;
      • подарок за регистрацию: видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль