Мониторинг педагогических компетенций воспитателя в условиях требований ФГОС ДО

471

Подробное изучение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО, Стандарт), позволяет понять, что для практического осуществления основных принципов, целей и задач педагоги должны обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Поэтому важным в настоящее время является развитие профессионально-личностного потенциала каждого педагога, формирование соответствующих Стандарту педагогических компетенций.

Если следовать требованиям ФГОС ДО педагоги, осуществляющие образовательную программу по дошкольного образования, обязаны обладать базовыми педагогическими компетенциями воспитателя, которые сегодня необходимы для развития детей в соответствии со спецификой дошкольного возраста.

Указанные компетенции гарантируют:

  1. обеспечение эмоционального здоровья посредством общения с ребенком, уважительного отношение к его чувствам и потребностям;
  2. поддержку индивидуальности детей посредством свободного выбора деятельности самими воспитанниками и выражения собственных чувств и мыслей, благоприятствования детской инициативы и самостоятельности;
  3. установление правил поведения в разных ситуациях посредством доброжелательных отношений между детьми, коммуникативных способностей детей, развития умения детей работать в группе сверстников;
  4. построение вариативного развивающего образования посредством создания условий, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
  5. взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, вовлечение их в образовательную деятельность.

Роль мониторинга педагогических компетенций воспитателя

На этапе введения ФГОС ДО актуальным становится проведение мониторинга педагогических компетенций воспитателя с целью оценки качества образовательного процесса в группах ДОО и приведения образовательной деятельности в соответствие со Стандартом.

Анализ ФГОС ДО способствует распределению педагогических компетенций воспитателя по базовым направлениям деятельности учителя:

1) формирование образовательной деятельности в процессе режимных моментов, осуществление требований Стандарта к индивидуализации образовательной деятельности и реализация условий для положительной социализации дошкольников;

2) формирование непосредственно образовательной деятельности при учете требований ФГОС ДО;

3) формирование взаимодействия с родителями;

4) создание предметной развивающей среды в группе при учете требований ФГОС ДО.

С целью проведения мониторинга педагогических компетенций воспитателя в Стандарте можно выделить определенные вопросы по указанным направлениям деятельности (приложение 1). Для того чтобы зафиксировать результаты мониторинга, можно использовать примерные листы наблюдения, например, «Примерный лист наблюдения за образовательной деятельностью, организуемой педагогом в ходе режимных моментов, а также реализацией им требований ФГОС ДО к индивидуализации образовательной деятельности и созданию условий для позитивной социализации детей» (приложение 2). Аналогично заполняются листы наблюдения по остальным направлениям деятельности воспитателя.

После этого старший воспитатель вместе с педагогом, деятельность которого находилась под наблюдением, на базе полученных результатов определяют степень владения им педагогическими компетенциями воспитателя, которые были проявлены в процессе образовательной деятельности с группой, как «достаточный», «неполный» или «компетенции отсутствуют».

На основе проведенного наблюдения в ходе последующей беседы-анализа старший воспитатель помогает воспитателю выстроить план развития (формирования) недостающих педагогических компетенций.

Проектирование совершенствования педагогических компетенций воспитателя на разных уровнях (воспитателя группы и старшего воспитателя) может отличаться. Многое зависит от самооценки (адекватной, заниженной или завышенной) воспитателя. Некоторая доля субъективизма может присутствовать и у старшего воспитателя. Но при высоком уровне профессионализма и сложившихся доверительных и уважительных отношениях между этими категориями педагогов ДОО больших разногласий не возникает.

Одним словом, анализ результатов мониторинга педагогом служит базой для совершенствования образовательной деятельности ДОО, задачей которого является приведение ее в соответствие Стандарту.

Также нужно отметить, что старший воспитатель в процессе мониторинга может определять не только затруднения в проявлении педагогических компетенций воспитателя, но и  приоритетные направления его деятельности.

В условиях введения Стандарта данный мониторинг должен стать нормой деятельности каждого педагога ДОО и старшего воспитателя. Он позволит осуществить самопроектирование воспитателем совершенствования педагогических компетенций, проявляющихся у него не в полной мере, а также развитие недостающих или полностью отсутствующих.

Предлагаемое примерное диагностическое акцентирование, проводимое с целью самосовершенствования или саморазвития недостающих  педагогических компетенций воспитателя, позволит выйти на уровень требований, предъявляемых ФГОС ДО. А это является своевременным и необходимым условием методического сопровождения деятельности воспитателя в период постепенного перехода к реализации ФГОС ДО.

Также важно отметить, что требования ФГОС ДО к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования нужно считать ориентиром для анализа профессиональной деятельности. А практика введения Стандарта неизбежно выявит необходимость обсуждения различных вариантов «Карт педагогических компетенций воспитателя» и создания «Примерных листов наблюдения за образовательной деятельностью педагога ДОО». И возможно, представленный опыт станет отправной точкой на пути к этому.

Приложение 1

Вопросы для мониторинга педагогических компетенций в ходе реализации требований ФГОС ДО

I. Примерные вопросы для мониторинга проявления педагогических компетенций воспитателя при организации образовательной деятельности в ходе режимных моментов, а также в реализации требований ФГОС ДО к индивидуализации образовательной деятельности и созданию условий для позитивной социализации детей

1. Позволяют ли методы, используемые воспитателем, и содержание образовательной деятельности определить характер его взаимодействия с детьми как личностно-развивающий и гуманистический?

2. Реализует ли воспитатель образовательную программу в формах, специфических для детей данной возрастной группы (в форме игры, познавательной, исследовательской, коммуникативной, проектной, двигательной, трудовой, продуктивной, художественно-эстетической деятельности)?

3. Какими методами и приемами результативного формирования у детей навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице) владеет воспитатель?

4. Какие формы и методы организации образовательной деятельности с отдельной категорией детей, в т. ч. с ОВЗ, с учетом их особых образовательных потребностей, присутствуют в деятельности воспитателя?

5. Какими методами и приемами, обеспечивающими индивидуализацию образовательной деятельности, владеет воспитатель?

6. Обеспечивают ли используемые воспитателем формы и методы взаимодействия с воспитанниками обогащение (амплификацию) детского развития?

7. С помощью каких методов воспитатель осуществляет поддержку образовательной инициативы детей в различных видах деятельности?

8. Соответствует ли подобранное содержание используемых воспитателем ситуаций развития и культурных практик приобщению детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства?

9. Какими методами воспитатель достигает формирования не только познавательных интересов, но и познавательных действий у детей группы?

10. Как в ходе взаимодействия с детьми воспитатель решает задачи охраны и укрепления их физического и психического здоровья, в т. ч. эмоционального благополучия?

11. Какие из нижеперечисленных методов и приемов взаимодействия с детьми использует воспитатель для создания социальной ситуации развития:

  • непосредственное общение с каждым ребенком;
  • проявление уважительного отношения к каждому воспитаннику, его чувствам и потребностям в ходе взаимодействия с ним;позитивная оценка индивидуального развития детей;
  • поддержка индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора ими вида деятельности и участников совместной деятельности;
  • недирективная помощь для поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;
  • поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
  • методы, способствующие овладению детьми культурными средствами деятельности;
  • методы формирования общей культуры личности ребенка;
  • методы формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания;
  • методы развития умения работать в группе сверстников?

12. Какие методы использует воспитатель с целью создания условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей?

13. С помощью каких методов и приемов (позитивной или негативной социализации) воспитатель обеспечивает установление в группе правил взаимодействия детей в разных ситуациях?

14. Владеет ли воспитатель методами и приемами создания условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми (принадлежащими к разным национально-культурным и социальным слоям; имеющими различные возможности здоровья)?

15. Умеет ли воспитатель результативно организовывать специфические виды деятельности для детей с особыми образовательными потребностями (если такие дети посещают данную группу)?

16. Насколько эффективно воспитатель осуществляет индивидуальное и подгрупповое взаимодействие с воспитанниками с целью реализации образовательной траектории развития детей с особыми образовательными потребностями?

17. Ориентированы ли используемые воспитателем методы организации образовательной деятельности на зону ближайшего развития каждого ребенка группы?

18. Насколько системны и разнообразны используемые воспитателем методы развития детского экспериментирования?

19. Владеет ли воспитатель методами организации разных видов двигательной активности детей (утренняя гимнастика, физкультминутки, гимнастика пробуждения, подвижные и спортивные игры, физкультурные занятия на прогулке)?

20. Использует ли воспитатель приемы выразительного чтения в ходе знакомства детей с произведениями литературы и народного фольклора?

21. В достаточной ли мере воспитатель использует метод художественного слова в ходе организации режимных моментов?

22. Насколько интересно и результативно воспитатель организует культурные практики по восприятию детьми художественной литературы и фольклора?

23. Позволяет ли уровень педагогических компетенций воспитателя результативно использовать различные виды культурных практик для создания социальных ситуаций развития детей?

24. Использует ли воспитатель авторские методы и приемы результативного взаимодействия и общения с детьми с целью индивидуализации образовательной деятельности?

25. Насколько разнообразны используемые воспитателем методы и темы для непосредственного общения с каждым ребенком?

26. Позволяет ли уровень педагогических компетенций воспитателя результативно выстраивать различные виды общения с детьми?

27. Какие методы использует воспитатель для развития коммуникативных способностей детей, позволяющих им разрешать конфликтные ситуации со сверстниками?

28. Учитывает ли воспитатель гендерные особенности детей в ходе организации образовательной деятельности?

29. Формирует ли воспитатель традиции группы, соответствующие социокультурным нормам поведения детей?

30. Какие методы оптимизации работы с группой детей использует воспитатель?

31. Отражается ли в деятельности воспитателя система методов, направленная на реализацию приоритетного направления образовательной деятельности ДОО и учитывающая потребности и интересы детей группы?

32. Посредством каких личностных и педагогических компетенций воспитатель реализует образовательную программу в группе, достигая соответствия осуществляемой им образовательной деятельности требованиям ФГОС ДО?

II. Примерные вопросы для мониторинга проявления педагогических компетенций воспитателя в условиях, когда осуществляется реализация ФГОС ДОО, к организации непосредственно образовательной деятельности

1. Учитывает ли воспитатель возрастные и индивидуальные особенности детей в ходе организации непосредственно образовательной деятельности?

2. Соответствуют ли используемые воспитателем методы, приемы и содержание непосредственно образовательной деятельности обогащению (амплификации) детского развития?

3. Насколько комплексно воспитатель подходит к решению воспитательных, образовательных и коррекционно-развивающих задач в ходе непосредственно образовательной деятельности?

4. Какие методы и приемы развития мотивации и способностей детей использует воспитатель в ходе непосредственно образовательной деятельности?

5. Насколько комплексно воспитатель реализует содержание образовательных областей с целью полноценного личностного развития детей?

6. Обеспечивается ли комплексная реализация задач и содержания образовательных областей Стандарта с помощью подобранных воспитателем методов?

7. Обеспечивает ли воспитатель реализацию индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ в ходе непосредственно образовательной деятельности?

8. Владеет ли воспитатель методами организации групповой и индивидуальной коррекционной работы с детьми с ОВЗ (по заданию специалистов)?

9. Использует ли воспитатель ИКТ-технологии в организации непосредственно образовательной деятельности?

III. Примерные вопросы для мониторинга проявления педагогических компетенций воспитателя в ходе организации взаимодействия с семьей

1. Вовлекает ли воспитатель родителей воспитанников в образовательную деятельность посредством создания совместных образовательных проектов на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи?

2. Оказывает ли воспитатель поддержку родителям в осуществлении своевременной коррекционной помощи детям с особыми образовательными потребностями?

3. Позволяет ли уровень педагогических компетенций воспитателя проявлять индивидуально-дифференцированные особенности взаимодействия с семьями воспитанников в ходе общения с ними?

4. Владеет ли воспитатель педагогическими компетенциями, позволяющими ему оказать психолого-педагогическую поддержку родителям в повышении их компетентности в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей?

5. Какие компетенции проявляет воспитатель во взаимодействии с родителями воспитанников на основе изученных им индивидуальных потребностей каждой семьи?

6. Насколько актуальные (с учетом целей дошкольного образования и общих для всего образовательного пространства Российской Федерации) темы и содержание информационных материалов для повышения педагогической компетентности родителей подбирает воспитатель?

IV. Примерные вопросы для мониторинга проявления педагогических компетенций воспитателя в ходе реализации требований ФГОС ДО к предметно-пространственной развивающей образовательной среде

1. Создает ли воспитатель предметно-пространственную развивающую образовательную среду для данного дня (недели, месяца), охватывающую все виды совместной деятельности детей (игровую, художественно-эстетическую, двигательную, познавательно-исследовательскую, трудовую, конструирование, музыкальную и коммуникативную)?

2. Соответствует ли созданная воспитателем предметно-пространственная развивающая образовательная среда в группе возрасту и особенностям развития воспитанников?

3. Владеет ли воспитатель методами создания интереса, привлечения внимания детей к объектам предметно-пространственной развивающей образовательной среды?

4. Какими методами воспитатель привлекает детей с ОВЗ к использованию специальных методических пособий и дидактических материалов с целью осуществления коррекционно-образовательной деятельности?

5. Пополняет ли воспитатель новыми объектами «центры развития» в группе в соответствии с задачами образовательной деятельности данного дня (недели, месяца)?

6. Насколько результативно воспитатель использует содержание предметно-пространственной развивающей образовательной среды для реализации развивающих, образовательных и воспитательных задач дня?

7. Насколько результативно воспитатель организует взаимодействие и совместное общение детей друг с другом и с ним, используя все возможности предметно-пространственной развивающей образовательной среды?

8. Обеспечивает ли воспитатель возможность детям для уединения в пространстве группы (наличие стационарного или мобильного «уголка уединения» для каждого дня с учетом пространственных возможностей группы)?

9. Использует ли воспитатель возможности электронных образовательных ресурсов для эффективной организации всех видов образовательной деятельности в течение дня, недели, месяца?



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль