Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от
В рамках данной статьи, изучающей планирование образовательной деятельности в ДОО, предлагаем познакомиться с тематической разработкой «Достопримечательности Москвы. Памятник „Дядя Степа — светофор“», которая включает технологическую карту (приложение 1), примерный сценарий образовательной деятельности (приложение 2), дополнительные задания и материалы по теме (приложение 3–5).
В примерном сценарии предложены мероприятия, которые могут быть реализованы как полностью в течение определенного промежутка времени (тематической недели), так и отдельными фрагментами с учетом возможностей детей, длительности их интереса к предложенной теме.
Применение сценарирования в ходе планирования образовательной деятельности в ДОО
Сценирование, как один из разделов планирования образовательной деятельности в ДОО предполагает свободный вариант использования методических материалов в условиях быстро меняющейся ситуации в группе детского сада. Технологическая карта позволяет ориентироваться в сценарии и подобрать необходимый материал для реализации того или иного фрагмента. Она содержит информацию о полном содержании разработки с перечислением всех этапов (предварительной работы, основного этапа и последующей работы). В карте сделан акцент на видах деятельности, в которых реализуется предложенная тема и ее фрагменты, а также дан перечень дополнительных материалов.
Такое событийное планирование образовательной деятельности в ДОО расширяет возможности для детской практики, экспериментирования, проведения наблюдений, экскурсий
В предлагаемой разработке основным акцентом является известный персонаж — милиционер дядя Степа. Именно вокруг него разворачивается вся деятельность: чтение одноименного произведения, экскурсия к памятнику (реальная экскурсия может быть заменена на виртуальную), экспериментирование и выполнение детьми практических заданий в
Решение проблемных ситуаций, вопросы на сообразительность, экспериментирование со
Дополнительных материалов достаточно много, поэтому в статье приводятся только некоторые из них. Их не обязательно использовать все и за короткое время. Планирование в этом случае зависит от ряда факторов: интереса и возможностей детей и взрослых, места, где находится детский сад (например, есть ли рядом светофоры),
Экскурсия как важное звено планирования образовательной деятельности в ДОО
В ходе планирования образовательной деятельности в ДОО рекомендовано проведение экскурсии,
Кроме познавательного значения экскурсии важны своей эстетической ценностью, которая заключается в приобщении к миру прекрасного, знакомстве с художественными произведениями архитектуры и искусства. В процессе планирования образовательной деятельности в ДОО нельзя забывать и о том, что патриотическое чувство, возникающее у детей при изучении родного города и края, способствует формированию уважения к памятникам, нашим предкам, нашей истории.
Этапы подготовки к проведению экскурсии:
1) формулировка темы экскурсии, ее названия;
2) определение целей, задач, составление предварительного плана;
3) разработка маршрута, определение мест для наблюдений, подвижных игр, получения информации, сбора природного материала, совместной деятельности детей;
4) уточнение содержания познавательного и подборка игрового материала, стихов, загадок, пословиц, викторин;
5) планирование организационных форм деятельности дошкольников (проведение групповых и индивидуальных наблюдений), выполнение практических заданий, распределение обязанностей между подгруппами или отдельными детьми.
Экскурсии развивают у детей творческую наблюдательность, пытливость и самостоятельность. Благодаря им создается ситуация сотрудничества, объединение участников в сплоченный коллектив, который решает общие задачи в совместной деятельности детей и взрослых, а об этом важно помнить в ходе планирования образовательной деятельности в ДОО.
Во время экскурсии используются самые разные методы и приемы — наблюдение, экспериментирование, беседы. Возможно использование ТРИЗ, постановка проблемных ситуаций, сбор материалов для последующей работы (коллекционирование, продуктивная деятельность, организация
В структуре экскурсии выделяют несколько частей: вводную, основную и заключительную.
Вводная часть включает введение мотивирующей ситуации, игрового сюжета, обращение к опыту детей и художественному слову, использование репродукций картин. Основная часть предполагает непосредственный выход к месту экскурсии (памятник, достопримечательность, объект природы). На этом этапе планирования образовательной деятельности в ДОО решаются основные задачи мероприятия: с детьми проводится наблюдение, им предлагаются проблемные ситуации, вопросы на сообразительность. Дошкольники отгадывают загадки, участвуют в дидактических играх, устанавливают взаимосвязи, делают выводы. При необходимости проводится сбор дополнительных материалов (природного, бросового), делаются отметки в маршрутных листах и заданиях, проводится фотографирование.
Заключительная часть экскурсии — это подведение ее итогов, высказывания детьми своего мнения. Важным и необходимым элементом любой экскурсии является рефлексия — обмен впечатлениями между участниками мероприятия, взрослыми и детьми, выражение своих эмоций (удивление, восхищение и др.). Это дает возможность получить удовольствие от совместной деятельности, а увлеченность общим делом позволит на длительное время сохранить познавательный интерес у дошкольников.
Данная тематическая разработка позволит интегрировать в образовательный процесс различные виды детской деятельности с учетом тематического планирования образовательной деятельности в ДОО, социокультурных особенностей места, где находится детский сад; позволит проявить педагогам творческий потенциал при создании своего сценария образовательной деятельности.
Приложение 1
Технологическая карта образовательной деятельности «Достопримечательности Москвы. Памятник «„Дядя Степа — светофор“»
Содержание | Вид детской деятельности | Дополнительные материалы |
Предварительная работа | ||
Чтение произведения С. Михалкова «Дядя Степа - милиционер». Рисование по сюжету произведения | Восприятие художественной литературы, изобразительная деятельность (рисование), коммуникативная деятельность | Текст произведения С. Михалкова «Дядя Степа - милиционер». Карманный справочник для взрослых (краткая информация о Г. Вальке, иллюстраторе детской литературы |
Просмотр мультфильма «Дядя Степа — милиционер». Беседа по сюжету мультфильма | Коммуникативная деятельность | Вопросы после просмотра мультфильма, |
Основной этап | ||
Путешествие к памятнику «Дядя Степа — светофор». Работа с картой | Двигательная, |
Карта с маршрутом к памятнику «Дядя Степа — светофор» |
Выполнение задания «Сравни форму постового милиционера». Работа с открыткой |
|
Задания, репродукция детского иллюстратора Г. Валька «Дядя Степа — милиционер» (1959 г.) |
Слушание исторической справки «Кто придумал светофор?». Ответы на вопросы |
|
Материал на тему «Кто придумал светофор?» с заданием, вопросы на сообразительность |
Отгадывание кроссворда «Светофор» | Коммуникативная деятельность | Кроссворд со словом «светофор» |
Последующая работа | ||
Выполнение задания «Как выглядел первый светофор?». Оформление выставки детских работ |
Конструирование из различных материалов, изобразительная деятельность (рисование) | Материал на тему «Кто придумал светофор?» с заданием, фотографии светофоров |
Проведение |
Коммуникативная деятельность, конструирование из различных материалов, игровая деятельность ( |
Сценарий |
Выполнение задания «Сравните форменную одежду современных полицейских и милиционеров». Выполнение практического задания «Занимательные опыты со светоотражающими предметами» |
|
Задания, фотографии милиционеров и полицейских, светоотражающие предметы для проведения опытов. Информация о современной форме и атрибутах сотрудников |
Выполнение дошкольниками практической работы совместно с родителями: «Как работает светофор?», «Дорога в детский сад», «Светофоры на моем пути» |
|
Практические задания |
Приложение 2
Сценарий проведения образовательной деятельности «Достопримечательности Москвы. Памятник „Дядя Степа — светофор“» для детей 5–7 лет
Цель: ознакомление детей с правилами дорожного движения в различных видах деятельности.
Задачи:
Предварительная работа
Предварительная работа проводится в группе детского сада. Основная задача этого этапа — стимулировать познавательную активность детей и познакомить их с главным персонажем, которому посвящен памятник в Москве.
Чтение произведения С. Михалкова «Дядя Степа — милиционер». Рисование по сюжету произведения.
Информация для беседы воспитателя с детьми:
Поэма «Дядя Степа — милиционер» выросла из забавного совпадения. Детский поэт Сергей Михалков, управляя автомобилем, однажды остановился в неположенном месте. Милиционер, указавший поэту на нарушение, был очень высокого роста. Михалков разговорился с ним. Оказалось, что до того, как стать милиционером, он служил на флоте — в точности, как дядя Степа в ранних стихах поэта. Это совпадение и послужило поводом к написанию поэмы «Дядя Степа — милиционер», впервые опубликованной в 1954 г.
Задание 1 (до чтения произведения)
Задание 2 (самостоятельная работа)
Дети рисуют понравившиеся им эпизоды произведения.
Задание 3 (подгрупповая работа)
Дети раскладывают свои
Вопросы:
Возле площади затор —
Поломался светофор:
Загорелся желтый свет,
А зеленого все нет…
Сто машин стоят, гудят —
С места тронуться хотят.
Три, четыре, пять минут
Им проезда не дают. (Ответ: пробка.)
(Обсуждение с детьми.)
Просмотр мультфильма «Дядя Степа — милиционер»
Дети смотрят мультфильм «Дядя Степа — милиционер» (режиссер — И. Аксенчук). Перед просмотром воспитатель просит их обратить внимание на те эпизоды, которых нет в произведении («Старушка переходит дорогу» и «Игрушка упала».).
Вопросы после просмотра мультфильма:
Задание
Разыгрывание детьми наиболее понравившихся ситуаций из произведения «Дядя Степа — милиционер».
Основная часть — экскурсия
Путешествие к памятнику «Дядя Степа — светофор»
Цель: знакомство детей с памятником «Дядя Степа — светофор».
Изучаемые элементы: достопримечательность, памятник, скульптор, профессия, полицейский, милиционер, светофор, пешеходный переход, правила дорожного движения.
Место проведения: памятник «Дядя Степа — светофор» (г. Москва, Слесарный переулок, д. 1, рядом со зданием Управления ГИБДД ГУ МВД России по Московской области).
Маршрут: от станции метро «Проспект Мира» двигаться по Проспекту Мира, повернуть в
Оборудование: маршрутная карта пешеходной дороги от станции метро «Проспект Мира» к памятнику «Дядя Степа — светофор»; кроссворд «Светофор»; секундомер; блокнот для записей, карандаши и ручка.
Вводная часть экскурсии
Информация для беседы воспитателя с детьми:
Москвичи любят свой город и с удовольствием путешествуют по нему, открывая все новые интересные места и достопримечательности. В Москве много музеев, театров, красивых зданий и памятников. Среди памятников есть и необычные — например, главному герою из поэмы Сергея Михалкова дяде Степе. Совсем недавно (в 2013 г.) отмечалось столетие со дня рождения детского писателя Сергея Михалкова. Немного позже в честь юбилея писателя в Москве, в сквере на Поварской улице (неподалеку от дома, где он долгие годы жил), был торжественно открыт ему памятник, автором которого стал скульптор Александр Рукавишников.
Но до этого (в 2008 г.) в Москве на Проспекте Мира в Слесарном переулке появилась очень необычная скульптура, посвященная герою известного произведения Сергея Михалкова — дяде Степе. Скульптор Александр Рожников.
Основная часть экскурсии
Работа с картой. Путешествие к памятнику «Дядя Степа — светофор», расположенном в Слесарном переулке. Рассматривание памятника. Выполнение заданий.
Информация для беседы воспитателя с детьми:
Скульптор запечатлел дядю Степу в тот момент, когда тот помогает выбраться из светофора птичке. Спасенная птица не улетает, а остается сидеть на руке доброго милиционера — этого эпизода нет в произведении С. Михалкова, он взят из одноименного мультфильма. (Обсуждение с детьми.)
Сравнение старой открытки с изображением милиционера со скульптурой современного «Дяди Степы»
Информация для беседы воспитателя с детьми:
Известно, что при создании памятника дядю Степу хотели изобразить в довоенной форме, но потом решили одеть его в современную форму сотрудников
Задание
Сравните форму милиционера, который изображен на открытке, с формой милиционера на памятнике современного «Дяди Степы». Найдите сходство и различия. (Обсуждение с детьми.)
Информация для беседы воспитателя с детьми:
С каждым годом растет и хорошеет наш город. Много в нем широких, красивых магистралей - улиц, проспектов. Огромен и нескончаем поток транспорта на дорогах. По ним проходят и проезжают множество пешеходов и машин. Как вы думаете, что помогает пешеходам и водителям справиться с этим? (Обсуждение с детьми.)
Задание
Сравните светофоры, изображенные на открытке и на памятнике. Обратите внимание, что сигналы светофора (красный, желтый, зеленый) имеют различное расположение. А какое расположение имеют сигналы современного светофора? (Обсуждение с детьми.)
Первый светофор. Историческая справка «Кто придумал светофор?»
Это было, между прочим,
Очень много лет назад.
Самолет придумал летчик,
Садовод придумал сад,
Изобрел турист дорогу,
Футболист придумал мяч.
Но осталось очень много
Нерешаемых задач.
Неизвестно до сих пор,
Кто придумал светофор?
(Л. Рубальская)
Историческая справка «Кто придумал светофор?»
Первый уличный светофор появился 10 декабря 1868 г. в Лондоне, возле здания Британского парламента. Его изобретателем был Дж. П. Найт, специалист по железнодорожным семафорам. «Светофор» Найта управлялся вручную и имел два семафорных крыла. Если крылья были подняты горизонтально, это означало сигнал «стоп», а когда их опускали под углом в 45 градусов, движение разрешалось, но только «с осторожностью». Светофор был двухцветным: зеленый цвет означал «путь cвободен», красный - «движение запрещено». Чтобы в темное время суток можно было различать цвета, светофор освещал газовый фонарь. Он висел на высоком железном столбе, закрытый с одной стороны красным, а с другой — зеленым стеклом. Фонарь можно было поворачивать в одном или другом направлении с помощью ручки, установленной в его основании. Смену цветовых сигналов производил полицейский. Прежде чем ввести светофор в действие в газетах Лондона опубликовали подробные правила, из которых люди узнали, что означает зеленый и красный сигналы светофора.
Это изобретение проработало в Лондоне менее месяца. 2 января 1869 г. газ в фонаре взорвался, серьезно ранив управляющего им полицейского. Изобретение Найта было забыто почти на полвека.
Многие специалисты полагают, что настоящий светофор родился 5 августа 1914 г. и был создан Гарретом Морганом, изобретателем и бизнесменом из Кливленда, штат Огайо. Его светофор действовал по тому же принципу, что и семафоры на железнодорожных разъездах. Единственное отличие заключалось в том, что Морган придумал такой ход: каждый сигнал (красный и зеленый) включался автоматически на определенное количество времени. Именно на этом принципе и действуют практически все современные светофоры.
Четыре года спустя сразу двум изобретателям удалось «усовершенствовать» светофор. Если подъезжавший водитель видел на светофоре красный свет, он гудел с помощью специального рожка. Сигнал слышал полисмен, сидящий в специальной будке, который тут же переключал свет. Правда, срабатывала эта система только до определенного момента, пока число автомобилей не превысило все допустимые пределы. В какофонии звуков сориентироваться мог далеко не каждый регулировщик…
Только в 1914 г. в американских городах Кливленд, Чикаго,
В России первый светофор был установлен в январе 1930 г. в Ленинграде. В конце этого же года он появился в Москве на пересечении улиц Кузнецкий мост и Петровка. Еще в
Вопросы на сообразительность:
Заключительная часть экскурсии
В заключительной части экскурсии можно предложить детям отгадать загадки и кроссворд про светофор. В конце все участники обмениваются впечатлениями, рассказывают о своих эмоциях, что им особенно понравилось; делаются фотографии на память.
Кроссворд «Светофор»
Если на экскурсии остается время, то можно предложить детям отгадать кроссворд со словом «Светофор». При этом его можно сделать заранее, чтобы воспитанники отгадывали, а педагог заполнял кроссворд с учетом их ответов. Если времени не хватит, то кроссворд можно отгадать в группе детского сада на этапе последующей работы.
Последующая работа — дополнительные задания
После проведения экскурсии вся последующая работа может быть спланирована в зависимости от образовательной ситуации. Не обязательно стремиться выполнить все задания. Выберите то, что по вашему мнению вызовет интерес детей, позволит обсудить с ними вопросы безопасного поведения на улицах города и стимулировать их игровую деятельность.
1. Задание «Как выглядел первый светофор?»
Воспитатель предлагает детям представить, как выглядел первый светофор, нарисовать его или сконструировать. (В ДОО может быть организована выставка
2. Задание
Для организации
Для обогащения содержания
3. Задание «Сравните форменную одежду современных полицейских и милиционеров»
Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографии милиционеров прошлых лет и современных полицейских, сравнить их и найти общие черты.
Вопросы к заданию:
4. Практическое задание «Занимательные опыты со светоотражающими предметами»
Для проведения опытов подбираются различные предметы и источник света (солнце или свет от обычной лампы). Опыты проводятся на свету и в условиях темноты:
Вопросы к заданию:
5. Совместная практическая работа дошкольников с родителями: «Как работает светофор?», «Светофоры на моем пути», «Дорога в детский сад»
Приложение 3
Сценарий
Предварительная работа:
Игровые роли: «мама», «папа», «ребенок», «строитель», «водитель», «врач», «полицейский», «архитектор».
Оборудование: тематический строительный набор «Город» для мелких персонажей; фигурки человечков; строительный набор разных размеров; модули; «Зоопарк»; объемные и силуэтные мелкие деревья на подставках для ландшафтных макетов; набор дорожных знаков и светофор; наборы мелкого транспорта; наборы конструкторов; электронный конструктор «Светофор»,
Ход игры:
Дошкольники под руководством воспитателя создают игровое пространство «Город», его отдельные части — «Детский сад», «Улица и перекресток», «Зоопарк» и др. Вариантов сюжета может быть несколько.
Сюжет «Дорога в детский сад»
Воспитатель предлагает детям вспомнить, какой дорогой они идут из дома в детский сад, задает наводящие вопросы:
Игра может протекать как индивидуально, так и по подгруппам по 2–3 человека. Использование комплекта фигурок человечков поможет детям реализовать индивидуальную режиссерскую игру. Ребенок начинает действовать от своего имени, разыгрывая роли папы, мамы или бабушки. Ситуации для игры он предлагает самостоятельно.
Сюжет «Дорожное происшествие»
Создается игровое пространство «Улица» и разыгрывается ситуация, когда персонажи игры нарушают правила дорожного движения. Воспитатель обсуждает с детьми правила безопасного поведения на улице:
Данный сюжет может стимулировать дальнейшее развитие игры («Ремонтная мастерская», «Автозаправка», «Больница» и др.) как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Приложение 4
Совместная практическая работа дошкольников с родителями «Как работает светофор?»
Задание 1
Понаблюдайте, как работает светофор вблизи вашего дома. Сколько секунд горят зеленый, желтый и красный цвета светофора? Произведите измерения с помощью секундомера. Результаты можно внести в таблицу.
Примечание: все наблюдения проводятся с позиции «пешеход».
Сделайте выводы и ответьте на вопросы:
Подсказки:
Что гласит его приказ? (Ответ: стоп.)
Что гласит его приказ? (Ответ: осторожно.)
Что гласит его приказ? (Ответ: можно переходить дорогу.)
Задание 2
Ответьте на следующие вопросы:
Нарисуйте маршрут «Дорога в детский сад» и отметьте на нем светофоры.
Приложение 5
Памятка для родителей «Значение светоотражающих элементов»
Прочитайте памятку и расскажите ребенку в занимательной форме, что такое светоотражающие элементы и как они важны для сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения.
По статистике известно, что наезд на пешехода — самый распространенный вид
Основная доля наездов со смертельным исходом приходится на темное время суток, когда водитель не в состоянии увидеть вышедших на проезжую часть людей. Сопутствуют этому обычно неблагоприятные погодные условия (дождь, слякоть, туман, в зимнее время — гололед) и отсутствие
Чтобы снизить степень аварийности до уровня развитых европейских стран, нам необходимо не одно десятилетие и миллиардные затраты — на пропаганду правильного поведения на дороге, инженерное обустройство наших улиц и дорог (освещение, пешеходные ограждения
В Европе данное положение является обязательным, и за движение в темное время суток без фликеров (так называют светоотражатели) грозит весомый штраф, а при наезде на пешехода их отсутствие на одежде зачастую служит обстоятельством, исключающим вину водителя.
Наличие светоотражающих элементов на детской одежде очень важно. Эта деталь теперь входит в дизайн моделей многих популярных марок. Особенно актуально это для школьников, часто возвращающихся после уроков домой без сопровождения взрослых и иногда вынужденных переходить дорогу. Но в реальности важно это для детей любого возраста.
Присутствие светоотражающих элементов на детской одежде может значительно снизить детский травматизм на дорогах. Такой элемент позволит лучше заметить ребенка, если на улице темно, что актуально для зимнего времени года и просто в пасмурную или дождливую погоду.
Очень хорошо, если светоотражающие элементы уже присутствуют на одежде, но если их нет, светоотражатели можно приобрести и пришить самостоятельно. Большой популярностью стали пользоваться фликеры — специальные детали для детей и подростков. Они представляют собой наклейки или значки, легко крепятся к детской одежде. Веселые картинки наверняка понравятся ребенку. Как вариант можно приобрести светоотражающую тесьму. Она пришивается в необходимых местах и не портит общий вид одежды, а, скорее, дополняет ее. Даже летом фликеры могут понадобиться детям там, где вечером на проезжей части нет освещения.
В России требование носить светоотражатели при движении в темное время суток носит рекомендательный характер. Между тем исследования сотрудников
Пешеходам в темное время суток при передвижении по проезжей части необходимо иметь на одежде светоотражающие элементы. Но и это не исключает того, что взрослым и детям нужно быть предельно внимательными на дороге.