Парциальная программа в ДОУ по ФГОС «Веселый день дошкольника» («ВеДеДо»)

347


В соответствии с ФГОС образовательная программа детского сада разрабатывается и утверждается организацией самостоятельно с учетом примерных программ. Причем объем обязательной части программы составляет не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, - не более 40%. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований стандарта об индивидуализации образовательного процесса. Часть авторской программы в детском саду, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена выбранными различными направлениями, включать ссылки на парциальные программы и/или созданные ими самостоятельно. Предлагаем ознакомиться с разработкой новой педагогической технологии, новых форм организации индивидуализированного образовательного процесса, приоритетными направлениями которых являются эстетически-художественное развитие и развитие речи.


Авторская программа детского сада С.С. Коренблита «Весёлый День Дошкольника»1 (далее - Программа ВеДеДо) зарождалась как воплощение идеи композитора облегчить младшему дошкольнику освоение навы­ков самообслуживания, сделать процесс приятным и весёлым. А ещё - сделать лёгким расставание с родными, когда отправляешься в сад. Сделать инте­ресной дорогу из детского сада домой. Сделать радостным и весёлым весь день: от пробуждения до засыпания. Композитор нашёл средство, с помощью которого эта задача решалась: учебно-методиче­ский комплекс (далее - УМК) нового поколения, включающий песни о разных сторонах жизни ре­бёнка (игры, занятия, прогулки, праздники и др.); иллюстрации к песням; методические рекоменда­ции, раскрывающие новые формы взаимодействия детей и взрослых в процессе приобщения к произ­ведениям искусства.

Экспериментальная сетевая площадка ФГАУ «Федеральный институт развития образования» под управлением научных руководителей д-ра пед. наук Уварова А.Ю., д-ра тех. наук Алексахина С.А., д-ра пед. наук Шогенова А.К. с мая 2008 г. успешно провела апробацию авторской программы детского сада под названием ВеДеДо в несколь­ких десятках дошкольных учреждений Московского региона. В разработке пособий УМК принимали участие канд. пед. наук, проф. Т.Н. Доронова, канд. пед. наук., доц. Е.В. Соловьева, канд. пед. наук, доц. М.А. Рунова и др.

Параллельно с апробацией авторской программы в детском саду велась теоретическая проработка её научных основ и важ­нейших принципов. В результате оказалось, что Проект ВеДеДо способен принять вызовы дошколь­ной науке и практике со стороны федерального го­сударственного образовательного стандарта до­школьного образования (далее - ФГОС ДО).

Сформулированные ФГОС ДО принципы выдви­гают по сути своей новые требования к образова­тельному процессу. В центр внимания педагогики ставится ребёнок, его личность (субъект), индивидуальность. Наработанные за полстолетия формы работы с детьми не в состоянии эффективно ре­шать эти задачи. Авторская программа детского сада ВеДеДо на­мечает один из возможных путей решения задачи обеспечения личностного, речевого, эстетического развития дошкольника через инновационные фор­мы организации обучения в детском саду. Она об­ращается к семье как к субъекту образовательного процесса.

Основой проекта является песня, вокруг кото­рой строится деятельность детей. Ставка делается на развитие творчества и личностных характери­стик детей - компетентности, самостоятельности, свободы эмоциональных проявлений и др. Образо­вательные задачи подчиняются логике личностного развития, имеют обобщающий характер. Это задачи социально-нравственного развития, воспитания общительности, эстетического отношения к окружаю­щему. И, конечно, задачи воспитания языковой лич­ности дошкольника, развития поэтического слуха - восприятия средств образной выразительности речи, обогащения словаря и др.

ФГОС ДО в ряду образовательных областей вы­деляет речевое развитие как особую область, имею­щую самостоятельные задачи, методы, организаци­онные формы и вместе с тем пронизывающую все остальные области образования - познание, социа­лизацию, литературное, эстетическое развитие. Решение последней задачи предполагает разработку синтетических видов образовательной деятельности, новых форм интеграции содержания образова­ния, развития речи как средства общения, компе­тенции языковой личности дошкольника. Синтез искусств - музыкального, изобразительного, поэти­ческого - и взаимосвязанных с восприятием искус­ства активных форм творческого освоения дошкольником окружающего мира обеспечивают ре­шение приоритетных для авторской программы детского сада  ВеДеДо задач эстетического и речевого воспитания детей.

Индивидуализация дошкольников 

ФГОС ДО поставлена задача обеспечить пози­цию дошкольника как субъекта образовательного процесса и таким образом реализовать его право на свободу проявления индивидуальности.


Индивидуализация дошкольников - фундаментальный феномен общественного развития человека. Один из признаков (и показателей) состоит в том, что у каждой личности формируется ее собственный (и уникальный) образ жизни и собственный внутренний мир. 

Б.Ф. Ломов2


Индивидуализация дошкольников понимается нами вслед за А.Г. Асмоловым как совокупность смысловых отно­шений и установок человека в мире, которые по­рождаются в ходе жизни человека в обществе при наличии необходимых антропологических предпо­сылок, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов и воплощаются через деятель­ность и общение в продуктах культуры, других лю­дях, себе самом ради продолжения являющегося ценностью для данного человека образа жизни3. При этом антропологические свойства человека, сложившиеся в процессе эволюции вида гомо сапиенс (темперамент, пол, задатки, биологический воз­раст, органические побуждения, телосложение и др.), рассматриваются как «безличные» предпо­сылки развития личности, которые в процессе жиз­ненного пути индивидуальности личности могут стать продуктом, результатом этого развития4.

Идея индивидуализации дошкольников всегда присутствовала в работах педагогов. Но часто, к сожалению, только на словах. Реализовать этот прин­цип в условиях тотального обучения во фронтальных формах было почти невозможно. Поэтому на новой волне модернизации дошкольного образо­вания речь идёт о вариативном образовании как условии индивидуализации образовательного про­цесса. Предлагается также выстраивать индивиду­альные траектории развития дошкольников. При этом ребёнок всё равно попадает в конкретную си­стему дошкольного образования, в рамки определённой программы, и опыта реализации права быть индивидуальностью и субъектом этой системы, как правило, не имеет. Выстраивание же индивидуаль­ной траектории развития для каждого ребёнка тру­доёмко, отнимает много времени педагога и неред­ко выливается в простое бумаготворчество.

Работа с пособиями авторской программы детского сада ВеДеДо, с одной стороны, обогащает социальную среду и предостав­ляет всем детям возможность наслаждаться песня­ми, даёт в распоряжение ребёнка все необходимые материалы для творчества (костюмы, краски, кон­структоры и т. п.), а с другой - предоставляет полную свободу в проявлении самодеятельности, самостоя­тельности, творчества. Обеспечивается многообра­зие форм организации образовательного процес­са - индивидуальных, небольшими подгруппами, коллективных. Фактически ребёнок сам выбирает, какое содержание он осваивает: кто-то танцует, кто- то играет на музыкальных инструментах, кто-то поёт, рисует, наряжается и воображает себя сказоч­ным героем (образная игра), кто-то показывает те­атр. Дети самостоятельно занимают себя деятельно­стью, и эта деятельность многообразна. Дошкольники в индивидуализации свободны, они реализуют право быть субъектом образовательного процесса. И вместе с тем песня задает общий содержательный и, главное, эмоциональный контекст. Дети составля­ют коллектив, объединённый «процессом искрен­него диалогического общения» (Л.С. Выготский) - личностно значимого для партнеров диалога.

Фактически идёт разработка новой педагогиче­ской технологии, новых форм образовательного процесса индивидуализации дошкольников. Эта технология апробирована в ходе разработки посо­бий ВеДеДо: «Двенадцать месяцев», «Загадки о зве­рях», «Фейные сказки» и др. С 2014 г. эксперимент проводится в рамках исследований ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО (далее - ФГНУ ИППД РАО), научный руководитель - Т.В. Волосовец, канд. пед. наук, проф., директор ин­ститута.


В 2014 г. Проект ВеДеДо получил статус опытно­-экспериментальной площадки ФГНУ ИППД РАО. В неё входят 8 дошкольных учреждений Москвы, г. Великие Луки Псковской области, с. Шевырялово Сарапульского района Удмуртской Республики.