Каким образом организовать планирование в ДОО образовательного процесса по ФГОС

453
Каким образом организовать планирование в ДОО образовательного процесса по ФГОС 

План – основной и обязательный документ в деятельности как дошкольного учреждения, так и каждого из сотрудников. О технологии планирования написано много пособий, поэтому в рамках статьи целесообразнее обозначить некоторые новые подходы к планированию в ДОО в соответствии с ФГОС ДО, утв. приказом Минобрнауки России от  17.10.2013 № 1155.

Планирование в ДОО можно определить как деятельность участников педагогического процесса (руководителя, старшего воспитателя, педагогов), направленную на оптимальный выбор реальных целей и путей их достижения посредством способов, средств и воздействий, которые, в свою очередь, направлены на перевод организации в новое качественное состояние.

Функция планирования в ДОО наиболее технологичная, конструктивная и методически насыщенная. В деятельности дошкольных учреждений можно выделить ряд обязательных документов, составляющих нормативную базу:

  • основная образовательная программа ДО (ООП);
  • годовой план деятельности;
  • планы деятельности каждого педагога.

ООП и план работы ДОО на год являются основным, целевым решением для всего коллектива дошкольной ОО.

ООП определяет не только цели, но и содержание, и организацию (а также описание) модели образовательного процесса. Во ФГОС ДО конкретно сформулированы требования к структуре и содержанию документа, даны соответствующие разъяснения. Каждое учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ООП, в строгом соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерных ООП ДО. Она включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный – в каждом отражена обязательная часть и та часть, которую формируют участники образовательных отношений. Соотношение частей может составлять 60 к 40%.

Годовой план работы ДОУ следует рассматривать как инструмент оперативного управления учреждением. Как и прежде, он может быть составлен в любой форме, требования к его написанию не изменились, а варианты оформления легко находятся в методической литературе1.

План деятельности – обязательный отчетный документ, где отражается последовательность организации воспитательно-образовательной деятельности с дошкольниками в конкретной возрастной группе. При планировании работы ДОО педагог прежде всего ориентируется на режим дня и расписание деятельности. Для каждой возрастной группы режим составляется с учетом СанПиН 2.4.1.3049–13 « Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от  15.05.2013 № 26 (далее — СанПиН 2.4.1.3049–13).

Примеры режимов дня на теплый и холодный периоды представлены в примерных ООП ДО для каждой возрастной группы. Однако существует такое понятие, как гибкий режим, поэтому каждое учреждение при разработке и утверждении режима учитывает региональные особенности. Эти режимы должны быть представлены в ООП. В методической литературе также можно найти много рекомендаций по составлению гибкого режима дня, поэтому напомним лишь некоторые из них.

Проектируя режим дня группы для плана работы ДОО, следует помнить, что первостепенные его компоненты (дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон и общее время прогулок) должны оставаться неизменными. Понедельник и пятницу нельзя загружать ни физически, ни интеллектуально.

Необходимо сделать так, чтобы воспитанник легко «входил» в рабочую неделю и к ее окончанию ощущал удовлетворенность от нахождения в детском саду. Режим должен предусматривать время для индивидуальных контактов каждого педагога с детьми на основе неформального общения. Обязательно каждый день учитывать время для совместных игр взрослых с детьми, причем педагоги должны всячески поощрять инициативу, которая в этих играх принадлежит воспитанникам. Режим должен предусматривать время для проведения профилактических мероприятий, релаксационных и музыкальных пауз.

Расписание образовательной деятельности для каждой возрастной группы является частью планирования ООП ДОО. Оно составляется в каждой организации самостоятельно и утверждается на педагогическом совете. В нем должно быть представлено разумное чередование разных видов и форм деятельности по пяти образовательным областям, обозначенным во ФГОС ДО: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

В расписании планирования ООП ДОО обязательно учитываются требования СанПиН 2.4.1.3049–13 (глава XI. Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса), которые определяют для каждой возрастной группы продолжительность непрерывной непосредственно обучающей деятельности и максимально допустимый объем нагрузки в первой и второй половине дня.

Актуальной остается проблема видения того, каким должен быть план образовательной работы в ДОО, но введение ФГОС ДО вынуждает все чаще поднимать вопрос о формах ведения подобной документации.

Если заглянуть в историю данного вопроса, то, в соответствии с приказом Минобразования РСФСР от  20.09.1988 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений», была установлена следующая педагогическая документация дошкольных учреждений: для воспитателей и музыкальных руководителей — план воспитательно-обучающей деятельности с детьми на день или неделю по их усмотрению. Кроме того, для воспитателей — ежедневное ведение табеля посещаемости воспитанников. Для старшего воспитателя — план работы в ДОО с педагогами на месяц или неделю. При этом, согласно данному приказу, планирование своей деятельности в ДОО педагоги, музыкальные руководители, старшие воспитатели ведут самостоятельно и в произвольной форме. Также в удобной для них форме ведут записи наблюдений за педагогическим процессом старшие воспитатели и заведующие, поскольку данную документацию не обязательно представлять вышестоящим органам.

Позднее в каждом регионе была разработана своя номенклатура дел, где перечислялась обязательная документация детского сада.

Можно встретить различные варианты написания плана работы педагога с детьми в ДОО, и подтверждением этому служит множество статей, написанных педагогами-практиками в ведущие журналы системы дошкольного образования.

В практике планирования обучающей деятельности в ДОО с детьми выделяются следующие виды: календарное, перспективное и календарно-перспективное.

Календарное планирование является обязательным документом воспитателя на каждый рабочий день. В данном плане указываются формы занятий с детьми в режимном процессе. Многие воспитатели планируют организацию занятий в утренний отрезок времени, проведение НОД (занятий), прогулки, работу во вторую половину дня.

Перспективный план работы ДОО позволяет представить деятельность по всем направлениям, образовательным областям на длительный период (на месяц, квартал).

Календарно-перспективный план — это смешанный вид планирования в ДОО, при котором отдельные разделы планируются на длительный период, а другие на каждый день.

Какую бы форму ни выбрал педагог, следует соблюдать несколько важных условий: объективно оценивать уровень своей работы в момент планирования (что уже пройдено с детьми, какие результаты получены); выделять цели и задачи на определенный период (перспективный план работы ДОО), соотнося их с основной и примерной ООП, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями обучающего процесса; четко представлять те результаты, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода; выбирать оптимальные формы, средства, методы, помогающие добиться поставленных целей, а значит получить планируемые результаты.

План образовательной работы с детьми в ДОО является документом, по которому работают два сменных воспитателя. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, и обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач обучающей программы.

План работы ДОО можно корректировать и уточнять в процессе его реализации. Однако число поправок будет минимальным, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.

Важное условие реального планирования работы ДОО — учет специфических особенностей конкретной возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, обстановки и условий, в которых осуществляется обучающая деятельность, а также профессиональной компетентности воспитателей.

План образовательной работы в ДОО также должен: отвечать принципу развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка; основываться на  комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривать содержание и формы организации дошкольников, соответствующие возрастным и  психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики; обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию каждого ребенка.

Хочется напомнить, что принцип интеграции образовательных областей должен лежать в основе всей деятельности воспитателя. При этом совсем не обязательно после планирования работы ДОО указывать в скобках, к каким образовательным областям она относится. Этот прием оправдан только на первых этапах введения ФГОС ДО, пока педагоги не усвоят новое содержание, представленное в образовательных областях.

На методических объединениях можно пояснить воспитателям сам принцип интеграции и разработать вместе с ними примерную таблицу интеграции образовательных областей. Следует подробно разобрать с педагогами организацию последовательности занятий с воспитанниками в соответствии с режимом дня, составить перспективные планы образовательной деятельности поквартально, с учетом календарных событий и праздников.

При планировании и организации образовательного процесса в ДОО важно учитывать, что основной формой занятий с дошколькниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Следовательно, каждый день в детском саду должен быть наполнен разнообразными видами игр, игровыми технологиями и игровыми приемами и ситуациями. Начинающим воспитателям можно напомнить классификацию игр, разработанную С. Л. Новоселовой, составить вместе с ними таблицу-напоминание, которая всегда будет у них под рукой.

Выбор формы крайне важен. План работы ДОО должен быть не только удобным для воспитателя, но и эффективным для организации образовательного процесса.

В качестве примера рассмотрим одну из форм плана, которую многие воспитатели уже используют в своей практике — рабочий журнал воспитателя детского сада2 . Данный журнал представлен как календарно-перспективный план работы в ДОО, в котором сочетается перспективное (на месяц или квартал) и календарное планирование на каждый день. Эта форма апробировалась на многих площадках дошкольных образовательных организаций города Москвы, обсуждалась с методистами и старшими воспитателями на методических объединениях и курсах повышения квалификации.
 
4 раздела рабочего журнала воспитателя детского сада:

  1. общие сведения; 
  2. комплексно-тематическое планирование психолого- педагогической работы с дошкольниками;
  3. перспективное планирование по видам детской деятельности;
  4. планирование непосредственно образовательной деятельности.

При использовании рабочего журнала воспитателя детского сада допускается возможность внесения в него как новых разделов плана, так и корректировки отдельных таблиц, которую может осуществить педагог с учетом специфики работы конкретного учреждения.

Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы в ДОО

Месяц и недели События, праздники, традиции Тема Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми Взаимодействие с семьей

Авторами предложены следующие четыре раздела. Первый раздел — «Общие сведения», которые представлены в виде таблиц и оформляются двумя воспитателями группы под руководством старшего воспитателя:

  • сведения о воспитанниках и родителях;
  • взаимодействие с семьями воспитанников;
  • режим дня группы (холодный период года);
  • режим дня группы (теплый период года);
  • листок здоровья;
  • система закаливания в группе;
  • двигательный режим;
  • гимнастика;
  • результаты обследования речи дошкольников;
  • индивидуальная работа с воспитанниками по звуковой культуре речи.

Часть этих таблиц заполняется в начале учебного года, а некоторые — по мере необходимости. В заполнении «Листка здоровья» принимает участие старшая медицинская сестра. Таблицы «Система закаливания в группе», «Двигательный режим», «Гимнастика» воспитатели заполняют совместно с инструктором по физической культуре и старшим воспитателем. Если в дошкольной образовательной организации есть должность учителя-логопеда, то он консультирует воспитателя по заполнению таблиц «Результаты обследования речи детей» и «Индивидуальная работа с детьми по звуковой культуре речи».

Во втором разделе плана работы ДОО — « Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми» — воспитатели на каждый месяц заполняют таблицу, включающую 6 блоков (таблица). Таким образом, мы представляем перспективное планирование на год, с конкретизацией по месяцам и неделям, и выстраиваем образовательный процесс с учетом событий, праздников, традиций данного месяца.

Почти во всех примерных основных образовательных программах дошкольного образования авторы предлагают «Примерное комплексно-тематическое планирование работы с детьми» для каждой возрастной группы, которое педагог может взять за основу и вписать в блок «Тема», однако он вправе запланировать и свою тематику.

Напомним, что Н. А. Короткова выделила четыре темообразующих фактора, которыми может руководствоваться педагог при выборе и планировании тем3 для занятий в ДОО:

  • первый фактор — реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес дошкольников (яркие природные явления и общественные события, праздники);
  • второй фактор — воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое педагог читает дошкольникам. Это столь же мощный темообразующий фактор, как и реальные события;
  • третий фактор — события, специально «смоделированные» воспитателем, исходя из развивающих задач. Это внесение в группу предметов, ранее не известных воспитанникам, с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность (Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?);
  • четвертый фактор — события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» дошкольников и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам, корни которых лежат, как правило, в средствах массовой коммуникации и игрушечной индустрии.

Тематика, отобранная воспитателем, может быть распределена по неделям. Кроме этого, в планировании работы в ДОО необходимо формировать развивающую среду, которая будет способствовать развитию самостоятельной деятельности дошкольников по освоению предложенных тем.

В третьем разделе — «Перспективное планирование по видам детской деятельности» — виды детской деятельности представлены в таблицах, каждая из которых имеет свои специфические блоки, выступающие своеобразной подсказкой для педагога.

В них описан план работы в ДОО как в совместной с воспитателем, так и в самостоятельной деятельности воспитанников:

  • игровой;
  • коммуникативной;
  • трудовой;
  • познавательно-исследовательской;
  • изобразительной;
  • музыкальной;
  • конструкторской;
  • восприятии художественной литературы и фольклора;
  • двигательной.

Четвертый раздел — «Планирование непосредственно образовательной деятельности (НОД)».

Первый лист данного раздела — «Расписание НОД на I и II полугодие». Далее ежедневный план может состоять из двух блоков: содержание НОД и формы организации воспитанников на прогулках. Это предоставляет возможность гибко моделировать образовательный процесс на каждый день, четко соблюдая расписание НОД и режимные моменты.

Хочется надеяться, что предложенная форма плана работы ДОО найдет своих почитателей. Только необходимо понять принцип перспективно-календарного планирования в ДОО, и в этом педагогам должен помочь старший воспитатель детского сада.

В заключение еще несколько советов воспитателям. Организуя и планируя работу, старайтесь:

  • наполнять жизнь ребенка интересным содержанием каждый день;
  • опираться на творческий подход к отбору содержания, использовать разнообразные методы и приемы, интегрировать содержание образовательных областей;
  • включать в образовательный процесс разнообразные игры, игровые приемы, игровые ситуации, игровые технологии;
  • исключать формализм, шаблонность, излишний дидактизм;
  • внимательно и тактично относиться к каждому ребенку, к его особенностям и возможностям.


1Третьяков П.И., Белая К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М.: ТЦ «Сфера», 2010; Белая К. Ю. От сентября до сентября: календарный план работы руководителя и воспитателя детского сада. М.: Школьная Пресса, 2007, 2010.

2Рабочий журнал воспитателя детского сада / Авт.-сост. К. Ю. Белая, Л. А. Кондрыкинская. М.: ТЦ «Сфера», 2013.

3Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. М.: Линка-Пресс, 2007. Послед. переизд. в 2015 г.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль