Процесс взаимодействия детского сада и семьи в Великобритании

299

Процесс взаимодействия детского сада и семьи в Великобритании

© Fotolia/PhotoXPress.ru

В современной дошкольной педагогике проблема организации процесса взаимодействия детского сада и семьи является остро актуальной. Успех в развитии, воспитании и образовании дошкольников во многом определяется эффективностью этого процесса. Педагогам и родителям важно взаимодополнять, понимать и уважать потребности и особенности друг друга.

Это диктует необходимость непрерывного поиска нового содержания, форм и методов организации процесса взаимодействия детского сада и семьи. Важным здесь выступает ориентир на сотрудничество, сотворчество, конструктивное партнерство.

На сегодняшний день в условиях открытого информационного пространства обновление содержания процесса взаимодействия детского сада и семьи целесообразно проводить на основе изучения и интеграции международного опыта дошкольного образования1. В этом плане особенно интересным для российских педагогов представляется система работы британских коллег.

Процесс взаимодействия детского сада и семьи в Великобритании по правительственной программе

С 1998 г. в Британии действует специальная правительственная программа, ориентированная на развитие дошкольного образования. Согласно ей, дети четырехлетнего, а с 2004 г. и трехлетнего возраста, имеют право на бесплатное дошкольное образование в объеме 12,5 ч в неделю на протяжении 38 недель в год. Это право их родители могут реализовать не только в государственных, но и в частных и некоммерческих дошкольных учреждениях, если таковые участвуют в данной программе.

В Великобритании накоплен обширный опыт конструирования процесса взаимодействия детского сада и семьи на основе осознания его значимости, использования в единстве традиционных и инновационных форм. Интересен подход британских педагогов к детализации этого процесса взаимодействия детского сада и семьи, который предполагает тщательную его подготовку, выбор оптимальных средств и форм общения и основан на использовании принципа превентивности в работе — лучше предвосхитить возможные конфликтные ситуации, чем решать их.

Процесс взаимодействия детского сада и семьи в Великобритании базируется на выделении основных проблемных зон, а именно:

  • несовпадении ожиданий педагогов и родителей в ходе сотрудничества;
  • опасении чрезмерного контроля за  воспитательно-образовательным процессом со стороны родителей, их оппозиционных настроений;
  • конфликте ценностей семей и подходов педагогов.

Понимание этих и других проблемных зон позволяет выделить условия эффективного процесса взаимодействия детского сада и семьи, среди которых ключевыми в Великобритании является наличие:

  • активной позиции родителей, интереса к этому процессу;
  • максимально полной информации о семье ребенка, его жизни вне образовательного учреждения.

Выделение этих условий не случайно. Как показывают исследования британских педагогов, отношение родителей к сотрудничеству варьируется от вынужденно повышенного активного (стремление к чрезмерному контролю) до пассивно поддерживающего (пассивная одобряющая позиция, исключающая любую, даже разумную критику). Также имеет место крайне негативная позиция, которая зачастую обоснована материальным и бытовым неблагополучием семьи. Поэтому наличие оптимальной активности родителей, базирующейся на устойчивом интересе и доверии к деятельности детского сада, отсутствии чрезмерного контроля, является важным условием эффективного взаимодействия.

Британские педагоги осознают важность семейного окружения, его уклада, т. к. это максимально естественная среда для развития и воспитания ребенка. В британском обществе уделяется особое внимание индивидуальности каждой семьи, ее традициям, нравственным и моральным ценностям. В то же время осознание ответственности за воспитательные воздействия лежит и на родителях, и на педагогах. Поэтому наличие максимально полной информации о семье ребенка, его жизни вне образовательного учреждения также крайне значимо.

На основе вышеизложенного логичным является постановка соответствующих задач процесса взаимодействия детского сада и семьи:

формирование представлений о семейном окружении детей;сопоставление стремлений и потребностей родителей и педагогов в воспитании и развитии детей;предоставление родителям возможности оценить работу педагогов и выразить свое отношение к образовательному учреждению;повышение заинтересованности родителей жизнью детей в образовательном учреждении.

Сбор средств для оптимизации процесса взаимодействия детского сада и семьи

Для британских педагогов в вопросах организации процесса взаимодействия детского сада и семьи очень важен подбор средств для его оптимизации. Ключевыми из них являются:

  • время;
  • доброжелательный настрой педагога;
  • его репутация.

Определение оптимального времени общения педагогов с родителями, наличие желания и возможности у сторон использовать его также значимо для организации взаимодействия. Для этого предварительно составляется перечень вопросов и пожеланий, позволяющих эффективно использовать это средство.

Доброжелательный настрой педагога способствует сокращению времени адаптации сторон друг к другу, открытости взаимодействия, бесконфликтному общению, направленному на совместное решение обсуждаемых проблем.

Хорошая репутация педагога напрямую связана с созданием обстановки доверия, осознания значимости и полезности процесса взаимодействия детского сада и семьи.

В британской системе дошкольного образования для организации конструктивного процесса взаимодействия детского сада и семьи и решения вышеуказанных и других задач активно используются разнообразные формы:

  • формирование родительских активов;
  • родительские вечера;
  • совместная досуговая деятельность;
  • размещение информации для родителей;
  • привлечение проблемных групп родителей;
  • «горячая телефонная связь»;
  • индивидуальные консультации для родителей;
  • мероприятия, проводимые Ассоциацией родителей и педагогов;
  • написание писем, разработка брошюр и др.

Каждая форма связана с решением тех или иных задач и несет определенную функциональную нагрузку (приложение).

Следует отметить, что британцы, как и все родители, интересуются успехами и проблемами своих детей и общаются на эту тему с педагогами. Однако родительских собраний, в российском понимании этого мероприятия, здесь нет. Родителям каждого ребенка отводится 5–10 минут для индивидуального общения с педагогом.

Есть в английских школах и родительские комитеты. В числе их обязанностей — добывание денег на школьные нужды. Но они не собирают их с родителей, а стремятся заработать: например, организуют в учебном заведении показ кинофильма с продажей попкорна и сладостей в буфете и часть полученных денег отправляют в фонд школы; для тех же целей устраивают дискотеки и даже барбекю для детей, родителей и всех местных жителей.

Таким образом, обобщенно процесс взаимодействия детского сада и семьи в Великобритании можно представить в виде схемы (см. рисунок).

Подводя итог, можно отметить, что процесса взаимодействия детского сада и семьи является многоступенчатым и многоаспектным, тщательно продуманным и детализированным. Это позволяет снижать уровень конфликтности и напряженности во взаимоотношениях, способствует развитию прочных, эффективных взаимосвязей в системе «детский сад — семья».

Для системы российского образования может быть актуальным введение в практику работы индивидуальных консультаций, специальных встреч с родителями проблемных групп. Такие мероприятия будут способствовать укреплению взаимопонимания между сторонами, позволят повысить авторитет педагога, акцентировать внимание на значимости проблем каждого ребенка и его семьи.

Кроме того, педагогам стоит взять на заметку важность тщательного планирования времени, места и содержания взаимодействия с родителями, что также поможет оптимизировать этот процесс взаимодействия детского сада и семьи.

Процесс взаимодействия детского сада и семьи в Великобритании

Приложение

Формы организации взаимодействия педагогов
и родителей в Великобритании

Форма Задачи Функция
Формирование родительских активов Налаживание конструктивных взаимоотношений родителей с педагогами Координационная: координация взаимодействия педагогов и родителей, обобщение потребностей и интересов родителей во взаимодействии
Родительские вечера Организация встреч с родителями для ознакомления их с успехами и неудачами детей, особенностями обучения и воспитания в детском саду Информационная: предоставление родителям актуальной информации, организация взаимообмена информацией
Организация досуговой деятельности Организация и проведение праздников, развлечений с участием родителей и детей Эмоциональная: формирование эмоциональной вовлеченности в деятельность детского сада, создание положительного эмоционального настроя
Размещение информации для родителей Предоставление информации для родителей в виде писем, брошюр, объявлений в специально отведенных местах Информационно-просветительская: предоставление актуальной информации, в т. ч. познавательного характера, по вопросам воспитания и развития детей
Привлечение проблемных групп родителей Организация специфических встреч и других мероприятий с проблемными родителями: матерями-одиночками, молодыми родителями, иммигрантами и пр. Коррекционно-просветительская: коррекция взаимоотношений с родителями, помощь им в решении проблем в развитии детей, адаптации к социокультурным условиям
«Горячая телефонная связь» Организация оперативной связи между педагогами и родителями Поддерживающая: оказание быстрой адресной помощи и поддержки родителям в решении воспитательных и образовательных задач
Индивидуальные консультации для родителей Организация бесед с каждым родителем в атмосфере внимательного и заинтересованного общения, предполагающих детальное обсуждение вопросов воспитания и развития ребенка Информационно-поддерживающая: предоставление конкретной индивидуализированной информации родителям о воспитании и развитии их детей
Мероприятия, проводимые Ассоциацией родителей и педагогов Обеспечение прогресса в развитии детей на основе создания неформальных объединений родителей и педагогов Социально-информационная: укрепление взаимоотношений между образовательной организацией и семьей, анонсирование социальных и благотворительных мероприятий

 


1 О международном опыте организации дошкольного образования: возможностях для интеграции см.: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2015. № 2.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль