Процесс взаимодействия детского сада и семьи в Великобритании

238

Процесс взаимодействия детского сада и семьи в Великобритании

© Fotolia/PhotoXPress.ru

В современной дошкольной педагогике проблема организации процесса взаимодействия детского сада и семьи является остро актуальной. Успех в развитии, воспитании и образовании дошкольников во многом определяется эффективностью этого процесса. Педагогам и родителям важно взаимодополнять, понимать и уважать потребности и особенности друг друга.

Это диктует необходимость непрерывного поиска нового содержания, форм и методов организации процесса взаимодействия детского сада и семьи. Важным здесь выступает ориентир на сотрудничество, сотворчество, конструктивное партнерство.

На сегодняшний день в условиях открытого информационного пространства обновление содержания процесса взаимодействия детского сада и семьи целесообразно проводить на основе изучения и интеграции международного опыта дошкольного образования1. В этом плане особенно интересным для российских педагогов представляется система работы британских коллег.

Процесс взаимодействия детского сада и семьи в Великобритании по правительственной программе

С 1998 г. в Британии действует специальная правительственная программа, ориентированная на развитие дошкольного образования. Согласно ей, дети четырехлетнего, а с 2004 г. и трехлетнего возраста, имеют право на бесплатное дошкольное образование в объеме 12,5 ч в неделю на протяжении 38 недель в год. Это право их родители могут реализовать не только в государственных, но и в частных и некоммерческих дошкольных учреждениях, если таковые участвуют в данной программе.

В Великобритании накоплен обширный опыт конструирования процесса взаимодействия детского сада и семьи на основе осознания его значимости, использования в единстве традиционных и инновационных форм. Интересен подход британских педагогов к детализации этого процесса взаимодействия детского сада и семьи, который предполагает тщательную его подготовку, выбор оптимальных средств и форм общения и основан на использовании принципа превентивности в работе — лучше предвосхитить возможные конфликтные ситуации, чем решать их.

Процесс взаимодействия детского сада и семьи в Великобритании базируется на выделении основных проблемных зон, а именно:

  • несовпадении ожиданий педагогов и родителей в ходе сотрудничества;
  • опасении чрезмерного контроля за  воспитательно-образовательным процессом со стороны родителей, их оппозиционных настроений;
  • конфликте ценностей семей и подходов педагогов.

Понимание этих и других проблемных зон позволяет выделить условия эффективного процесса взаимодействия детского сада и семьи, среди которых ключевыми в Великобритании является наличие:

  • активной позиции родителей, интереса к этому процессу;
  • максимально полной информации о семье ребенка, его жизни вне образовательного учреждения.

Выделение этих условий не случайно. Как показывают исследования британских педагогов, отношение родителей к сотрудничеству варьируется от вынужденно повышенного активного (стремление к чрезмерному контролю) до пассивно поддерживающего (пассивная одобряющая позиция, исключающая любую, даже разумную критику). Также имеет место крайне негативная позиция, которая зачастую обоснована материальным и бытовым неблагополучием семьи. Поэтому наличие оптимальной активности родителей, базирующейся на устойчивом интересе и доверии к деятельности детского сада, отсутствии чрезмерного контроля, является важным условием эффективного взаимодействия.

Британские педагоги осознают важность семейного окружения, его уклада, т. к. это максимально естественная среда для развития и воспитания ребенка. В британском обществе уделяется особое внимание индивидуальности каждой семьи, ее традициям, нравственным и моральным ценностям. В то же время осознание ответственности за воспитательные воздействия лежит и на родителях, и на педагогах. Поэтому наличие максимально полной информации о семье ребенка, его жизни вне образовательного учреждения также крайне значимо.

На основе вышеизложенного логичным является постановка соответствующих задач процесса взаимодействия детского сада и семьи:

формирование представлений о семейном окружении детей;сопоставление стремлений и потребностей родителей и педагогов в воспитании и развитии детей;предоставление родителям возможности оценить работу педагогов и выразить свое отношение к образовательному учреждению;повышение заинтересованности родителей жизнью детей в образовательном учреждении.

Сбор средств для оптимизации процесса взаимодействия детского сада и семьи

Для британских педагогов в вопросах организации процесса взаимодействия детского сада и семьи очень важен подбор средств для его оптимизации. Ключевыми из них являются:

  • время;
  • доброжелательный настрой педагога;
  • его репутация.

Определение оптимального времени общения педагогов с родителями, наличие желания и возможности у сторон использовать его также значимо для организации взаимодействия. Для этого предварительно составляется перечень вопросов и пожеланий, позволяющих эффективно использовать это средство.

Доброжелательный настрой педагога способствует сокращению времени адаптации сторон друг к другу, открытости взаимодействия, бесконфликтному общению, направленному на совместное решение обсуждаемых проблем.

Хорошая репутация педагога напрямую связана с созданием обстановки доверия, осознания значимости и полезности процесса взаимодействия детского сада и семьи.

В британской системе дошкольного образования для организации конструктивного процесса взаимодействия детского сада и семьи и решения вышеуказанных и других задач активно используются разнообразные формы:

  • формирование родительских активов;
  • родительские вечера;
  • совместная досуговая деятельность;
  • размещение информации для родителей;
  • привлечение проблемных групп родителей;
  • «горячая телефонная связь»;
  • индивидуальные консультации для родителей;
  • мероприятия, проводимые Ассоциацией родителей и педагогов;
  • написание писем, разработка брошюр и др.

Каждая форма связана с решением тех или иных задач и несет определенную функциональную нагрузку (приложение).

Следует отметить, что британцы, как и все родители, интересуются успехами и проблемами своих детей и общаются на эту тему с педагогами. Однако родительских собраний, в российском понимании этого мероприятия, здесь нет. Родителям каждого ребенка отводится 5–10 минут для индивидуального общения с педагогом.

Есть в английских школах и родительские комитеты. В числе их обязанностей — добывание денег на школьные нужды. Но они не собирают их с родителей, а стремятся заработать: например, организуют в учебном заведении показ кинофильма с продажей попкорна и сладостей в буфете и часть полученных денег отправляют в фонд школы; для тех же целей устраивают дискотеки и даже барбекю для детей, родителей и всех местных жителей.

Таким образом, обобщенно процесс взаимодействия детского сада и семьи в Великобритании можно представить в виде схемы (см. рисунок).

Подводя итог, можно отметить, что процесса взаимодействия детского сада и семьи является многоступенчатым и многоаспектным, тщательно продуманным и детализированным. Это позволяет снижать уровень конфликтности и напряженности во взаимоотношениях, способствует развитию прочных, эффективных взаимосвязей в системе «детский сад — семья».

Для системы российского образования может быть актуальным введение в практику работы индивидуальных консультаций, специальных встреч с родителями проблемных групп. Такие мероприятия будут способствовать укреплению взаимопонимания между сторонами, позволят повысить авторитет педагога, акцентировать внимание на значимости проблем каждого ребенка и его семьи.

Кроме того, педагогам стоит взять на заметку важность тщательного планирования времени, места и содержания взаимодействия с родителями, что также поможет оптимизировать этот процесс взаимодействия детского сада и семьи.

Процесс взаимодействия детского сада и семьи в Великобритании

Приложение

Формы организации взаимодействия педагогов
и родителей в Великобритании

Форма Задачи Функция
Формирование родительских активов Налаживание конструктивных взаимоотношений родителей с педагогами Координационная: координация взаимодействия педагогов и родителей, обобщение потребностей и интересов родителей во взаимодействии
Родительские вечера Организация встреч с родителями для ознакомления их с успехами и неудачами детей, особенностями обучения и воспитания в детском саду Информационная: предоставление родителям актуальной информации, организация взаимообмена информацией
Организация досуговой деятельности Организация и проведение праздников, развлечений с участием родителей и детей Эмоциональная: формирование эмоциональной вовлеченности в деятельность детского сада, создание положительного эмоционального настроя
Размещение информации для родителей Предоставление информации для родителей в виде писем, брошюр, объявлений в специально отведенных местах Информационно-просветительская: предоставление актуальной информации, в т. ч. познавательного характера, по вопросам воспитания и развития детей
Привлечение проблемных групп родителей Организация специфических встреч и других мероприятий с проблемными родителями: матерями-одиночками, молодыми родителями, иммигрантами и пр. Коррекционно-просветительская: коррекция взаимоотношений с родителями, помощь им в решении проблем в развитии детей, адаптации к социокультурным условиям
«Горячая телефонная связь» Организация оперативной связи между педагогами и родителями Поддерживающая: оказание быстрой адресной помощи и поддержки родителям в решении воспитательных и образовательных задач
Индивидуальные консультации для родителей Организация бесед с каждым родителем в атмосфере внимательного и заинтересованного общения, предполагающих детальное обсуждение вопросов воспитания и развития ребенка Информационно-поддерживающая: предоставление конкретной индивидуализированной информации родителям о воспитании и развитии их детей
Мероприятия, проводимые Ассоциацией родителей и педагогов Обеспечение прогресса в развитии детей на основе создания неформальных объединений родителей и педагогов Социально-информационная: укрепление взаимоотношений между образовательной организацией и семьей, анонсирование социальных и благотворительных мероприятий

 


1 О международном опыте организации дошкольного образования: возможностях для интеграции см.: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2015. № 2.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль