Педагогическая диагностика дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

825

Педагогическая диагностика дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

© Fotolia/PhotoXPress.ru 
 

Индивидуальная педагогическая диагностика дошкольников, как правило, проводится учителем в процессе мониторинга становления показателей, характеризующих личность ребенка. Его результаты используются исключительно для оптимизации образовательного процесса и для решения индивидуальных задач образования.

Особенности мониторинга в процессе педагогической диагностики дошкольников

Данный мониторинг реализуется посредством регулярных наблюдений педагога за дошкольниками в их повседневной жизни, а также в процессе образовательной деятельности. Наблюдения осуществляются на протяжении всего учебного года, в каждой возрастной группе. Итоговые показатели развития каждого воспитанника фиксируются педагогом, подводить итоги можно в середине (в декабре) и в конце учебного года (в мае).

Фиксация показателей развития в процессе педагогической диагностики детей дошкольного возраста выражается в словесной (опосредованной) форме:

  • не сформирован;
  • находится в стадии становления;
  • сформирован.

Показателями оценки развития личности ребенка, выявленными в процессе педагогической диагностики дошкольного развития ребенка, могут быть внешние (наблюдаемые) проявления его поведения, деятельности, отношений со сверстниками и взрослыми. Они отражают развитие ребенка на каждом возрастном этапе, значит, и на протяжении всего дошкольного возраста.

В качестве примера в приложении представлены некоторые показатели развития личности ребенка в образовательных областях по возрастам.

Картина показателей по группе позволит определить дошкольников, которые нуждаются в отдельном внимании воспитателя и которым нужно скорректировать способы взаимодействия.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) воспитанников имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей, получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.

Результаты мониторинга, применяемого в ходе педагогической диагностики дошкольников

Данные мониторинга, как правило, отражают динамику показателей, которые можно отследить у дошкольников в течение образовательного процесса. Если отслеживать динамику развития дошкольника по этим показателям, определяя, какой характер она имеет, прогрессивный или регрессивный, можно дать психолого-педагогическую оценку эффективности воспитательных и образовательных мероприятий взрослых на разных уровнях учебного процесса. Также это позволяет определить направления развития, где ребенок нуждается в помощи.

Показатели, которые можно выделить в течение педагогической диагностики дошкольников, помогают отразить базовые моменты в  развитии дошкольников, а также характеристики, складывающиеся и развивающиеся в дошкольном детстве, которые обуславливают успех перехода дошкольника на следующий возрастной этап. В связи с этим данные мониторинга отражают динамику показателей развития личности дошкольника и могут оказать помощь также и педагогу начального общего образования с целью построения эффективного взаимодействия с ребенком в то время, когда будет происходить его адаптация к новым условиям развития в период поступления в школу.

На наш взгляд, в случае отсутствия такого мониторинга, направленного на индивидуализацию образования, не будет отслеживаться динамика развития каждого воспитанника от 3 до 7 лет, не будет формироваться и пополняться портфолио детей с учетом их достижений, особенностей и способностей, что может привести к потере преемственности между дошкольным и начальным образованием.

Приложение

Показатели развития личности ребенка в образовательных областях по возрастам

Образовательная область Показатели развития
Для детей от 3 до 4 лет
Речевое развитие Использует речь для инициирования общения. Обращается к взрослому с просьбами, вопросами, делится впечатлениями из личного опыта. Отвечает на разнообразные вопросы, касающиеся предметного окружения
Сопровождает речью индивидуальные игры, рисование, конструирование, бытовые действия. Вступает в игровое взаимодействие со сверстниками, используя речь
Использует все части речи, простые распространенные и нераспространенные предложения, предложения с однородными членами
Для детей от 4 до 5 лет
Познавательное развитие Использует строительные детали с учетом их конструктивных свойств
Преобразовывает постройки способом надстраивания в соответствии с заданием педагога
Преобразовывает постройки с учетом их функционального назначения
Создает постройки знакомой тематики по условиям, заданным взрослым
Различает, из каких частей составлена группа предметов, называет их характерные особенности (цвет, размер, назначение)
Считает до пяти и отвечает на вопрос: «Сколько всего?»
Сравнивает количество предметов в группе на основе счета, а также путем составления пар
Сравнивает два предмета по величине (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче, одинаковые, равные) способом приложения или наложения
Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб
Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе
Определяет части суток
Называет предметы, которые его окружают в помещениях, на участке, на улице, знает их назначение
Называет диких и домашних животных и знает, какую пользу они приносят
Называет времена года в правильной последовательности
Знает элементарные правила поведения в природе и соблюдает их
Способен делать простые обобщения, устанавливать простейшие связи между предметами, явлениями
Физическое развитие Проявляет интерес к подвижным играм, физическим упражнениям
Метает предметы разными способами
Отбивает мяч об землю одной и двумя руками
Уверенно бросает и ловит мяч
Умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу
Ориентируется в пространстве, находит правую и левую стороны
Выполняет упражнения, демонстрируя пластичность, выразительность движений
Следит за правильной осанкой под руководством воспитателя
Для детей от 5 до 6 лет
Социальнокоммуникативное развитие Самостоятельно одевается, раздевается, складывает, убирает одежду, приводит ее в порядок
Выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол
Помогает поддерживать порядок в группе и на участке детского сада
Самостоятельно по просьбе взрослого готовит рабочее место, убирает материалы по окончании работы
Соблюдает элементарные правила поведения в быту, на улице, на дороге, в общественных местах
Владеет элементарными навыками экологически безопасного поведения
Распределяет роли до начала игры и строит свое поведение, придерживаясь роли, объясняет правила игры сверстникам
Договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре, подчиняется правилам игры
Использует различные источники информации, способствующие обогащению игры
Делится с педагогом и детьми разнообразными впечатлениями
Умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, соглашается или не соглашается с мнением товарищей
Эмоционально откликается на переживания близких людей, детей, персонажей сказок, историй, мультфильмов, спектаклей
Сам (или с помощью взрослого) оценивает свои поступки и поступки сверстников
В повседневной жизни вступает в речевое общение со сверстниками, обсуждает волнующие темы, использует речь в совместных играх, сюжетно-ролевых, режиссерских
Для детей от 6 до 7 лет
Художественноэстетическое развитие Может рассказать о прослушанном музыкальном произведении, высказать свое мнение, сравнить его с другим
Называет любимые произведения и их авторов
Правильно передает мелодию в песнях с музыкальным сопровождением
Выполняет движения в плясках, упражнениях, играх ритмично, музыкально и выразительно
Участвует в создании творческих этюдов
Играет сольно и в оркестре, исполняет несложные мелодии на звуковысотных детских музыкальных инструментах, импровизирует
Активно участвует в музыкальных инсценировках песен, придумывает свои варианты движений в играх и хороводах. Проявляет творчество, участвуя в музыкальных играх-драматизациях и театрализованных играх
Узнает произведения, называет 2–3 авторов, любимые книги, излагает их содержание, в т. ч. произведения большого объема (в беседе с воспитателем или с опорой на книгу)
Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи, чтение с предпочтением, участвует в обсуждениях, высказывает свою точку зрения
С интересом рассматривает иллюстрированные издания, называет 2–3 художников-иллюстраторов
Выразительно читает стихи, пересказывает отрывки из произведений
Различает жанр произведения
Создает индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений
Использует различные материалы и способы создания изображения
Лепит различные предметы, выполняет декоративные композиции различными способами
Создает сюжетные и декоративные композиции, изображения, используя различные способы вырезания и обрывания бумаги различной фактуры
Различает виды изобразительного искусства, называет основные

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль