Педагогическая диагностика дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

712

Педагогическая диагностика дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

© Fotolia/PhotoXPress.ru 
 

Индивидуальная педагогическая диагностика дошкольников, как правило, проводится учителем в процессе мониторинга становления показателей, характеризующих личность ребенка. Его результаты используются исключительно для оптимизации образовательного процесса и для решения индивидуальных задач образования.

Особенности мониторинга в процессе педагогической диагностики дошкольников

Данный мониторинг реализуется посредством регулярных наблюдений педагога за дошкольниками в их повседневной жизни, а также в процессе образовательной деятельности. Наблюдения осуществляются на протяжении всего учебного года, в каждой возрастной группе. Итоговые показатели развития каждого воспитанника фиксируются педагогом, подводить итоги можно в середине (в декабре) и в конце учебного года (в мае).

Фиксация показателей развития в процессе педагогической диагностики детей дошкольного возраста выражается в словесной (опосредованной) форме:

  • не сформирован;
  • находится в стадии становления;
  • сформирован.

Показателями оценки развития личности ребенка, выявленными в процессе педагогической диагностики дошкольного развития ребенка, могут быть внешние (наблюдаемые) проявления его поведения, деятельности, отношений со сверстниками и взрослыми. Они отражают развитие ребенка на каждом возрастном этапе, значит, и на протяжении всего дошкольного возраста.

В качестве примера в приложении представлены некоторые показатели развития личности ребенка в образовательных областях по возрастам.

Картина показателей по группе позволит определить дошкольников, которые нуждаются в отдельном внимании воспитателя и которым нужно скорректировать способы взаимодействия.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) воспитанников имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей, получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.

Результаты мониторинга, применяемого в ходе педагогической диагностики дошкольников

Данные мониторинга, как правило, отражают динамику показателей, которые можно отследить у дошкольников в течение образовательного процесса. Если отслеживать динамику развития дошкольника по этим показателям, определяя, какой характер она имеет, прогрессивный или регрессивный, можно дать психолого-педагогическую оценку эффективности воспитательных и образовательных мероприятий взрослых на разных уровнях учебного процесса. Также это позволяет определить направления развития, где ребенок нуждается в помощи.

Показатели, которые можно выделить в течение педагогической диагностики дошкольников, помогают отразить базовые моменты в  развитии дошкольников, а также характеристики, складывающиеся и развивающиеся в дошкольном детстве, которые обуславливают успех перехода дошкольника на следующий возрастной этап. В связи с этим данные мониторинга отражают динамику показателей развития личности дошкольника и могут оказать помощь также и педагогу начального общего образования с целью построения эффективного взаимодействия с ребенком в то время, когда будет происходить его адаптация к новым условиям развития в период поступления в школу.

На наш взгляд, в случае отсутствия такого мониторинга, направленного на индивидуализацию образования, не будет отслеживаться динамика развития каждого воспитанника от 3 до 7 лет, не будет формироваться и пополняться портфолио детей с учетом их достижений, особенностей и способностей, что может привести к потере преемственности между дошкольным и начальным образованием.

Приложение

Показатели развития личности ребенка в образовательных областях по возрастам

Образовательная область Показатели развития
Для детей от 3 до 4 лет
Речевое развитие Использует речь для инициирования общения. Обращается к взрослому с просьбами, вопросами, делится впечатлениями из личного опыта. Отвечает на разнообразные вопросы, касающиеся предметного окружения
Сопровождает речью индивидуальные игры, рисование, конструирование, бытовые действия. Вступает в игровое взаимодействие со сверстниками, используя речь
Использует все части речи, простые распространенные и нераспространенные предложения, предложения с однородными членами
Для детей от 4 до 5 лет
Познавательное развитие Использует строительные детали с учетом их конструктивных свойств
Преобразовывает постройки способом надстраивания в соответствии с заданием педагога
Преобразовывает постройки с учетом их функционального назначения
Создает постройки знакомой тематики по условиям, заданным взрослым
Различает, из каких частей составлена группа предметов, называет их характерные особенности (цвет, размер, назначение)
Считает до пяти и отвечает на вопрос: «Сколько всего?»
Сравнивает количество предметов в группе на основе счета, а также путем составления пар
Сравнивает два предмета по величине (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче, одинаковые, равные) способом приложения или наложения
Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб
Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе
Определяет части суток
Называет предметы, которые его окружают в помещениях, на участке, на улице, знает их назначение
Называет диких и домашних животных и знает, какую пользу они приносят
Называет времена года в правильной последовательности
Знает элементарные правила поведения в природе и соблюдает их
Способен делать простые обобщения, устанавливать простейшие связи между предметами, явлениями
Физическое развитие Проявляет интерес к подвижным играм, физическим упражнениям
Метает предметы разными способами
Отбивает мяч об землю одной и двумя руками
Уверенно бросает и ловит мяч
Умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу
Ориентируется в пространстве, находит правую и левую стороны
Выполняет упражнения, демонстрируя пластичность, выразительность движений
Следит за правильной осанкой под руководством воспитателя
Для детей от 5 до 6 лет
Социальнокоммуникативное развитие Самостоятельно одевается, раздевается, складывает, убирает одежду, приводит ее в порядок
Выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол
Помогает поддерживать порядок в группе и на участке детского сада
Самостоятельно по просьбе взрослого готовит рабочее место, убирает материалы по окончании работы
Соблюдает элементарные правила поведения в быту, на улице, на дороге, в общественных местах
Владеет элементарными навыками экологически безопасного поведения
Распределяет роли до начала игры и строит свое поведение, придерживаясь роли, объясняет правила игры сверстникам
Договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре, подчиняется правилам игры
Использует различные источники информации, способствующие обогащению игры
Делится с педагогом и детьми разнообразными впечатлениями
Умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, соглашается или не соглашается с мнением товарищей
Эмоционально откликается на переживания близких людей, детей, персонажей сказок, историй, мультфильмов, спектаклей
Сам (или с помощью взрослого) оценивает свои поступки и поступки сверстников
В повседневной жизни вступает в речевое общение со сверстниками, обсуждает волнующие темы, использует речь в совместных играх, сюжетно-ролевых, режиссерских
Для детей от 6 до 7 лет
Художественноэстетическое развитие Может рассказать о прослушанном музыкальном произведении, высказать свое мнение, сравнить его с другим
Называет любимые произведения и их авторов
Правильно передает мелодию в песнях с музыкальным сопровождением
Выполняет движения в плясках, упражнениях, играх ритмично, музыкально и выразительно
Участвует в создании творческих этюдов
Играет сольно и в оркестре, исполняет несложные мелодии на звуковысотных детских музыкальных инструментах, импровизирует
Активно участвует в музыкальных инсценировках песен, придумывает свои варианты движений в играх и хороводах. Проявляет творчество, участвуя в музыкальных играх-драматизациях и театрализованных играх
Узнает произведения, называет 2–3 авторов, любимые книги, излагает их содержание, в т. ч. произведения большого объема (в беседе с воспитателем или с опорой на книгу)
Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи, чтение с предпочтением, участвует в обсуждениях, высказывает свою точку зрения
С интересом рассматривает иллюстрированные издания, называет 2–3 художников-иллюстраторов
Выразительно читает стихи, пересказывает отрывки из произведений
Различает жанр произведения
Создает индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений
Использует различные материалы и способы создания изображения
Лепит различные предметы, выполняет декоративные композиции различными способами
Создает сюжетные и декоративные композиции, изображения, используя различные способы вырезания и обрывания бумаги различной фактуры
Различает виды изобразительного искусства, называет основные



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль