Игровая деятельность ребенка-дошкольника: формирование ландшафта ДОО

175

Игровая деятельность ребенка-дошкольника: формирование ландшафта ДОО

Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, построение игрового пространства на территории дошкольной образовательной организации следует начинать с ответа на главные вопросы: какие места и физические объекты могут быть интересны детям дошкольного возраста и что привлекает их внимание, стимулирует игровую деятельность, познавательную активность? Речь идет не о том, какое оборудование поставить на участке группы или территории ДОО для развития физической ловкости, познавательной сферы детей и т. д., а о создании некого игрового поля, которое представляет интерес для них самих, дает им возможность свободной игры, двигательной активности, общения с воспитанниками разного возраста.

То есть, важно так облагородить территорию, чтобы на ней можно было бы воплотить игровую деятельность ребенка-дошкольника. Например, это может быть строительство песочного города, снежной крепости, лепка куличиков из песка и глины, игра с «секретиками». Важно также дать детям возможность на этой территории рисовать мелом, создавать постройки из веток и травы – так называемые «штабы», наблюдать за насекомыми и птицами, играть с другими детьми (не только из своей группы).

Особенности игровой деятельности ребенка-дошкольника на участке детского сада

Если проанализировать требования ФГОС ДО к организации игрового пространства в ДОО, можно выделить следующие характеристики развивающей предметно-игровой среды на участке детского сада:

  • проблемная насыщенность;
  • открытость к активному достраиванию среды дошкольниками;
  • диалогический способ функционирования;
  • оригинальность;
  • четкая оформленность предметных источников развития;
  • многофункциональность;
  • приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых.

Эти принципы являются основанием для проектирования игровых сред во многих странах Европы (например, в Швеции).

По мнению специалистов Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек (МГППУ), «ребенок может и должен сам, без помощи взрослых, заниматься своим самым важным делом — игрой. Так он изучает окружающий мир, так он развивается, так он живет».

В процессе игровой деятельности ребенка-дошкольника должен происходить контакт с природой, который в городской среде часто нарушается или просто не реализуется. Современные дети склонны к сидячему образу жизни, много времени проводят за компьютером, вследствие этого имеют избыточный вес и хронические заболевания. Медицинские исследования утверждают, что причиной тому не столько экология, сколько недостаток движения, воздуха и солнечного света.

Требования к детским площадкам, предназначенным для игровой деятельности ребенка-дошкольника

На сегодняшний день ровные площадки традиционно считаются более безопасными, впрочем, здесь есть и свое «но»: ландшафт способствует расширению границ возможностей у дошкольников, позволяет им становиться более ловкими и меньше травмироваться. Игровая деятельность ребенка-дошкольника в таком пространстве позволяет ему знакомиться с окружающим миром, развивает крупную и мелкую моторику, речь, глазомер, движения. А разные условия ландшафта способствуют большей устойчивости, уверенности в себе и своих поступках.

Территория дошкольной образовательной организации, по которой можно проложить несколько маршрутов для пешеходных прогулок, должна представлять собой озелененную зону с благоприятными санитарно-гигиеническими условиями, предназначенную для проведения игр, развлечений, занятий физической культурой и  культурно-просветительских занятий с детьми дошкольного возраста.

Для игровой деятельности ребенка-дошкольника можно создать настоящие сооружения парковой архитектуры, которая бы отвечала мировоззрению дошкольников. И помимо своих основных функций эти сооружения должны выполнять еще и функции элементов благоустройства (речь идет о скамьях, навесах, заграждениях). Так, в детских играх можно пользоваться игровыми площадками, лужайками, горками, ручьями, аттракционами, декоративными скульптурами и малыми архитектурными формами. И наряду с зелеными насаждениями эти элементы будут формировать особую атмосферу.

При создании детского игрового ландшафта следует обратить внимание на его безопасность как в экологическом плане, так и плане личной безопасности детей. Желательно, чтобы около территории, особенно игровых и спортивных зон, не было автомобильных дорог. Количество входов на территорию ДОО должно быть минимально. Все искусственные водоемы и плескательницы должны быть неглубокие.

По периметру территории ДОО стоит плотно рассадить деревья и кустарников, которые будут защищать территорию от пыли, ветра, шума и не будут вызывать застой воздуха. К слову, роль озеленения в процессе организации развивающей среды крайне высока, и максимум внимания стоит уделить дендрологии, формированию открытых и закрытых пространств и вопросам ландшафта. В связи с этим комплексы для игровой деятельности ребенка-дошкольника стоит чередовать с лужайками и озелененными участками, на которых можно разбросать живописные валуны, пни, стволы деревьев и т. д.

Ассортимент растений следует максимально расширять, учитывая, что он выполняет не только декоративные функции, но и знакомит воспитанников с многообразием флоры, при этом из него необходимо исключить колючие и ядовитые растения.

Воспитательно-образовательная среда для игровой деятельности ребенка-дошкольника должна и может способствовать тому, чтобы детская фантазия развивалась, формировалось бережное отношение к природе, воспитывалась культура поведения. Природный пейзаж отлично можно дополнить ярким игровым оборудованием (включая спортивный инвентарь). Так, желтый, оранжевый, красный, зеленый цвета делают территорию ДОО более живописной и способствуют формированию у детей приподнятого настроения.

Игровая деятельность ребенка-дошкольника: формирование ландшафта ДОО

Игровая зона «Деревенский дворик» 

Веранды, спортивная площадка и площадка для игр на асфальте, плодовый сад, огород и альпинарий, как базовые сооружения, следует размещать равномерно по всей территории и размежевать прогулочными аллеями и дорожками, характеризующимися свободной ландшафтной планировкой.

Таким образом, грамотное пользование природными элементами даже на небольшой территории ДОО позволит создать максимум возможностей для игровой деятельности ребенка-дошкольника. Надо сказать, что на сегодняшний день первичной задачей педагогов выступает организация природной среды, которая успешно влияет на все сферы жизнедеятельности дошкольников, а также грамотное развитие природных особенностей ландшафта и пользование им в воспитательных целях.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль