Индивидуальные особенности развития дошкольников в рамках ДОО

267

Индивидуальные особенности развития дошкольников в рамках ДОО

Фрагмент индивидуальной работы с воспитанницей подготовительной группы, пропустившей занятия  ДОО (воспитатель Е.И. Ивахненко)

Согласно п. 3 ст. 28 Федерального закона от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации, кроме прочего, относится «индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях».

В соответствии с п. 3.2.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от  17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО), при реализации образовательной программы в ДОО может проводиться оценка индивидуальных особенностей развития дошкольников. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)1.

Данные положения вышеуказанных нормативных документов свидетельствуют о возможности проведения в дошкольной образовательной организации оценки индивидуальных особенностей развития дошкольников в рамках педагогической диагностики. Исходя из этого, в МБДОУ «Детский сад № 4 „Дюймовочка“» был определен, принят на педагогическом совете и утвержден приказом заведующего ДОО комплекс следующих мероприятий:

разработка положения об учете развития в рамках освоения воспитанниками образовательной программы дошкольного образования ДОО; определение показателей детей и подбор диагностического инструментария; разработка формы карты учета развития детей; разработка формы журнала индивидуальной работы с воспитанниками; автоматизация процесса формирования карт учета развития детей.

Разработанное положение об учете индивидуальных особенностей развития дошкольников в рамках освоения воспитанниками образовательной программы дошкольного образования определяет порядок проведения данной процедуры в ДОО, а также права, обязанности и ответственность задействованных в ней участников образовательного процесса (приложение 1).

В качестве показателей оценки детей были выбраны показатели, предложенные Н. В. Верещагиной в журналах диагностики педагогического процесса в разных возрастных группах в соответствии с ФГОС ДО2. Разработанные автором диагностические таблицы позволяют не только провести анализ конкретного ребенка, но и определить общегрупповую тенденцию развития воспитанников.

Данные, внесенные педагогами в эти журналы от руки, затем переносятся в аналогичную электронную таблицу — журнал диагностики в формате Microsoft Excel. Такая таблица оформляется на каждую возрастную группу и включает 6 листов: 1-й лист — список детей, 2-6-й — показатели детей во всех пяти образовательных областях ( социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) на начало и конец года.

Алгоритм использования функции слияния табличных данных при работе с картами учета индивидуальных особенностей развития дошкольников

  1. Оформляем шаблон карты учета показателей детей в виде текстового документа в формате Microsoft Word. Учитывая то, что один текстовый документ можно объединить только с одной базой данных, необходимо сделать шаблоны отдельно на каждый лист. Открываем файл с картой и сохраняем каждый лист под своим именем (лист 1, лист 2 и т. д.) (1-й лист – список детей, 2–6-й – показатели развития детей во всех пяти образовательных областях).
  2. Открываем нужный лист и выполняем следующую команду «Рассылки» – «Выбрать получателей» – «Использовать существующий список» и выбираем файл – журнал диагностики в формате Microsoft Excel. Нажимаем «Открыть», указываем на нужный лист в этой таблице. К примеру, если необходимо создать шаблон 1-го листа, выбираем в журнале диагностики лист со списком детей. Для создания в карте, учитывающей индивидуальные особенности развития дошкольников, листов по образовательным областям выбираем лист с таблицей в журнале диагностики, содержащей показатели развития в соответствующей образовательной области.
  3. Затем в шаблоне карты учета индивидуального развития детей вновь нажимаем «Рассылки» – «Вставить поле слияния» и вставляем нужные поля в документ. Например, на 1-м листе должны быть указаны фамилия и имя ребенка. После слов «Фамилия, имя ребенка» вставляем поле слияния с аналогично названной ячейкой таблицы в журнале диагностики.
  4. Когда все поля слияния будут указаны, нажимаем «Рассылки» – «Найти и объединить» – «Изменить отдельные документы…»  – «Все» – «Ок». Получаем, например, файл, состоящий из первых листов – согласно количеству детей в списке. Аналогичные действия выполняются относительно каждого листа по направлениям развития. Не забываем также добавлять на эти листы поле с кодом ребенка (имя и первая буква фамилии), чтобы при формировании 20–30 листов, например, с показателями социально-коммуникативного развития, можно было соотнести результаты с конкретным ребенком.

В приложении 2 представлен пример листа таблицы «Показатели развития в образовательной области “ Социально-коммуникативное развитие“» воспитанников подготовительной группы.

Данная таблица, содержащая результаты диагностики индивидуальных особенностей развития дошкольников в каждой из образовательных областей, служит основой для создания карт учета индивидуального развития детей и заполнения входных данных в журнале индивидуальной работы.

В карте учета индивидуальных особенностей развития дошкольников фиксируется состояние развития каждого показателя на начало и конец года и, соответственно, формулируются выводы, являющиеся основанием для организации индивидуальной работы с воспитанником, а затем выводы по результатам ее проведения.

В качестве примера в приложении 3 представлена карта учета индивидуального развития воспитанника подготовительной группы ДОО.

Так, например, по итогам педагогической диагностики воспитатель делает выводы о необходимости индивидуальной работы с конкретным ребенком. После этого эти выводы переносятся в журнал индивидуальной работы, который может быть оформлен как в бумажном, так и в электронном виде.

В течение года педагоги проводят плановую работу с индивидуальными особенностями развития дошкольников по развитию тех показателей, необходимость развивать которые была выявлена при первичной диагностике, с фиксацией в журнале содержания и результатов работы. Записи ведутся помесячно с октября по апрель. Также в данном журнале отражается работа с воспитанниками, пропустившими несколько тем, например, по болезни.

Специалисты ДОО (музыкальный работник, инструктор по физическому развитию, учитель-логопед) ведут аналогичные журналы, которые позволяют им учитывать в процессе работы индивидуальные особенности каждого ребенка.

В качестве примера в приложении 4 представлен фрагмент журнала индивидуальной работы с воспитанниками.

В конце года данные общей групповой таблицы диагностики переносятся в карты учета индивидуального развития детей. Автоматизировать данный процесс позволяет использование функции слияния табличных данных и заранее подготовленных шаблонов карт учета индивидуального развития детей. Как и любое новшество, такое ведение документации с первого взгляда может показаться достаточно сложным и не будет воспринято педагогическим коллективом с энтузиазмом. Помочь педагогам разобраться в возможностях информационных технологий призван алгоритм использования функции слияния табличных данных при работе с картами учета индивидуального развития детей.

Представленный вариант учета индивидуальных особенностей развития дошкольников в рамках освоения воспитанниками образовательной программы дошкольного образования является опытом конкретной ДОО и может быть изменен или дополнен педагогическими коллективами других детских садов с учетом специфики их деятельности.

Приложение 1

Положение об учете индивидуального развития в рамках освоения воспитанниками образовательной программы дошкольного образования в ДОО

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение об учете индивидуального развития в рамках освоения воспитанниками образовательной программы дошкольного образования (далее — положение) разработано с целью определения порядка проведения данной процедуры в МБДОУ «Детский сад № 4 „Дюймовочка“».

1.2. Положение регулирует порядок ведения учета индивидуального развития воспитанников в рамках освоения ими образовательной программы дошкольного образования в МБДОУ «Детский сад № 4 „Дюймовочка“» (далее — ДОО), а также хранения в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях.

1.3. Положение разработано на основании Федерального закона от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от  17.10.2013 № 1155.

1.4. Действие настоящего положения распространяется на участников образовательного процесса: педагогических работников, участвующих в реализации образовательной программы дошкольного образования ДОО, а также родителей (законных представителей) детей.

1.5. Положение определяет права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса в ходе проведения процедуры учета индивидуального развития воспитанников в рамках освоения ими образовательной программы дошкольного образования (далее — учет индивидуального развития воспитанников).

1.6. Срок действия настоящего положения не ограничен. Данное положение действует до принятия нового.

2. Цели и задачи учета индивидуального развития воспитанников

2.1. Учет индивидуального развития воспитанников проводится в целях: систематического отслеживания эффективности образовательного процесса в ДОО, оценивания степени продвижения воспитанников в образовательной программе и определения содержания индивидуальной работы с ними.

2.2. Результаты проведения педагогической диагностики могут использоваться для решения следующих образовательных задач:

индивидуализации образования ( в т. ч. поддержки каждого ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);оптимизации работы с группой детей.

3. Организация ведения учета индивидуального развития воспитанников

3.1. Учет индивидуального развития воспитанников осуществляется через педагогические наблюдения, игры, НОД с детьми в ходе педагогической диагностики, организуемой воспитателями всех возрастных групп 2 раза в год — в сентябре и мае.

3.2. В качестве показателей оценки развития детей используются показатели, предложенные Н. В. Верещагиной в журналах диагностики педагогического процесса в разных возрастных группах, разработанных в соответствии с ФГОС ДО.

3.3. В ходе педагогической диагностики развитие детей оценивается по соответствующим показателям во всех пяти образовательных областях ( социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) и фиксируются в предложенных автором журналах.

3.4. Результаты педагогической диагностики оформляются в форме карты учета индивидуального развития детей, утвержденной заведующим ДОО.

3.5. Ведение карт учета индивидуального развития детей осуществляется основным воспитателем группы на каждого воспитанника, начиная с раннего возраста, на электронном и бумажном носителях (в конце года карты распечатываются и прошиваются).

3.6. Содержание индивидуальной работы по результатам проведенной педагогической диагностики отражается в журнале индивидуальной работы с воспитанниками (в бумажном или электронном виде).

4. Права участников образовательного процесса

4.1. Педагогические работники имеют право на проведение оценки индивидуального развития воспитанников ДОО в рамках педагогической диагностики, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.

4.2. Родители (законные представители) воспитанников имеют право на ознакомление с содержанием образования, а также с индивидуальными особенностями развития только своего ребенка в рамках освоения образовательной программы дошкольного образования.

5. Обязанности участников образовательного процесса

5.1. Педагогические работники обязаны:

проводить учет индивидуального развития воспитанников в рамках освоения ими образовательной программы дошкольного образования с утвержденной настоящим положением периодичностью — 2 раза в год (в сентябре и мае текущего учебного года);вносить результаты педагогической диагностики в сводные листы освоения детьми образовательной программы дошкольного образования по каждой возрастной группе на начало и конец учебного года - журнал диагностики в формате Microsoft Excel;вносить соответствующие данные в карты учета индивидуального развития детей;обеспечивать хранение диагностических данных по каждому ребенку в архиве детского сада на протяжении всего периода пребывания воспитанника в ДОО;обеспечивать право родителей (законных представителей) на ознакомление с ходом и содержанием образовательной деятельности в ДОО, а также (в индивидуальном порядке) с диагностическими данными их ребенка;ежегодно предоставлять старшему воспитателю отчет об индивидуальном развитии воспитанников в рамках освоения образовательной программы ДОО в соответствующей возрастной группе с целью общего анализа и вынесения информации на итоговый педагогический совет3.

5.2. Старший воспитатель обязан:

обеспечивать наличие карт учета индивидуального развития детей во всех возрастных группах ДОО;проводить анализ результатов педагогической диагностики и предоставлять сводную информацию об особенностях освоения детьми образовательной программы ДОО на итоговый педагогический совет;осуществлять контроль и методическую помощь педагогам в проведении педагогической диагностики и оформлении соответствующей документации.

6. Ответственность

6.1. Ответственность за организацию комплексной работы по осуществлению учета индивидуального развития воспитанников в рамках освоения ими образовательной программы дошкольного образования несет старший воспитатель.

6.2. Педагогические работники, осуществляющие образовательную деятельность воспитанников, несут ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за реализацию не в полном объеме образовательной программы дошкольного образования и качество образования воспитанников, а также персональную ответственность за осуществление учета индивидуального развития воспитанников своей группы.

7. Делопроизводство

7.1. Карты учета индивидуального развития детей хранятся в группах до окончания периода их пребывания в ДОО.

7.2. Сводные листы педагогической диагностики по воспитанникам группы (диагностические журналы Н. В. Верещагиной) хранятся в бумажном виде в группах до окончания периода их пребывания в ДОО.

7.3. Сводные листы педагогической диагностики по возрастным группам, не содержащие индивидуальные сведения по воспитанникам, хранятся в бумажном виде в методическом кабинете 5 лет.

7.4. Форма учета индивидуального развития воспитанников в рамках освоения ими образовательной программы дошкольного образования утверждается отдельным приказом заведующего ДОО и может быть изменена в соответствии с изменениями в законодательстве, а также образовательной программы дошкольного образования и устава ДОО.

Приложение 2

Пример листа «Показатели развития в образовательной области “Социально-коммуникативное развитие”» воспитанников подготовительной группы

Скачать приложение 2

Приложение 34

Карта учета индивидуального развития воспитанника подготовительной группы ДОО

Скачать приложение 3

Приложение 4

Журнал индивидуальной работы с воспитанниками _____________________ группы на 20___– 20__ учебный год (извлечение)

Скачать приложение 4


1 О педагогической диагностике детей в соответствии с ФГОС ДО также см.: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2015. № 5.

2 Во второй группе раннего возраста проводится диагностика нервно-психического развития по  К. Л. Печере. — Примеч. авт.

3 Об опыте проведения итогового педагогического совета в нетрадиционной форме см.: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2015. № 5.

Карты учета индивидуального развития воспитанников других возрастных групп оформляются аналогично, в соответствии с показателям развития, указанными в журналах диагностики педагогического процесса (составитель Н.В. Верещагина). – Примеч. авт.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль