Организация наблюдений с дошкольниками: роль и методики

1538

Роль и значение наблюдения как метода познания, используемого в дошкольной образовательной организации, определяется особенностями детского восприятия и мышления. Организация наблюдений с дошкольниками способствует накоплению ими информации, сенсорного, коммуникативного, исследовательского опыта в ходе непосредственного восприятия различных явлений и объектов рукотворного мира, природы и социума. Основными инструментами, способами восприятия являются манипулирование, рассматривание и наблюдение, а итогами — представления (образы воспринятого) и опыт взаимодействия с окружающим миром. От яркости образов и осознанности представлений во многом зависит их дальнейшее включение в систему знаний, значение в практической и познавательной деятельности детей.

Наблюдением в детском саду нередко называют родственные ему виды деятельности — созерцание, рассматривание, экспериментирование. Для того чтобы правильно организовать каждый из них, педагогу нужно четко понимать общие и различающиеся моменты в их содержании и назначении, знать возможности использования на разных возрастных этапах.

Созерцание, рассматривание и наблюдение построены на визуальном контакте ребенка с неким явлением или объектом, не предполагают их преобразования, изменения свойств. Каждый из данных видов деятельности связан с  эмоционально-эстетической сферой детей. Но если для созерцания пробуждение эмоционального отклика и эстетических впечатлений является основной, а чаще — единственной задачей, то организация наблюдений с дошкольниками в ДОО преследует и другие цели.

Организация наблюдений с дошкольниками обязательно включает в себя рассматривание. Оно обычно организуется как вариант познавательной деятельности детей раннего возраста и младших дошкольников. Его цель — выявить характерные особенности внешнего строения растений, грибов, животных, устройство предметов рукотворного мира. Можно рассматривать реальные объекты, их модели и изображения. Организуя рассматривание, педагог с использованием различных приемов привлекает внимание дошкольников к определенным существам, предметам, вызывает познавательный интерес, называет их и помогает запомнить, обогащает представления о них. 

Организация наблюдений с дошкольниками подразумевает наличие следующей структуры:

1. Цель. Как у всех видов деятельности и форм их организации у наблюдения должна быть цель. Оптимальным является возникновение цели из познавательных потребностей детей, а не навязывание задач наблюдения педагогом. Суть организации наблюдений с дошкольниками состоит в том, чтобы актуализировать эти потребности, помочь четко сформулировать на их основе цель. Возможен и такой вариант: познавательный интерес, желание выяснить что-либо, стремление понять суть явления, найти объяснение возникает у дошкольников уже в ходе наблюдения.

2. Мотив. Дети дошкольного возраста любознательны, но познавательный мотив не всегда является для них доминирующим. Организация наблюдений с дошкольниками может предусматривать такие мотивы включения в наблюдение, как интригующий вопрос, игровая ситуация, эмоциональный отклик на слова или действия педагога (или персонажа), подражание старшим детям, взрослым и т. д. Наблюдения могут быть органичной частью трудовых действий, экспериментирования, прогулки, экскурсии.
Мотивами включения в познавательно-исследовательскую деятельность могут также являться наглядность непосредственной связи изучаемого материала с жизнью (его прикладной характер), интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов; возможность достичь объективно и субъективно значимого результата, проявить себя, самоутвердиться, пообщаться со сверстниками, взрослыми. Ну и конечно же получить удовольствие от решения интеллектуальной задачи, что является важнейшей задачей организации наблюдений с дошкольниками.

3. План. Организация наблюдений с дошкольниками в старшем возрасте предусматривает их обучение составлению план наблюдения, решения познавательной задачи. В подготовительной к школе группе он составляется с учетом необходимости соблюдения правил безопасного для человека и природы поведения.

4. Осуществление наблюдения. Организация наблюдений с дошкольниками на данном этапе связана с тем, какая разновидность наблюдения применяется.

5. Подведение итогов. Главным результатом наблюдения как метода познания становится достижение цели, нахождение ответа на поставленный вопрос. Ценность представляет как само совершенное детьми открытие, так и возможности его дальнейшего применения в познании, труде, повседневной жизни. В зависимости от целей и содержания, при организации наблюдений с дошкольниками педагогу необходимо подобрать приемы, методы и формы работы, которые помогут детям осмыслить увиденное, составить о нем представление, охарактеризовать в принятых понятиях и, возможно, задаться новыми вопросами.

Наблюдение — это целенаправленное восприятие явлений окружающей действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. Организация наблюдений с дошкольниками позволит решить и ряд иных задач: развитие у дошкольников наблюдательности, познавательных потребностей, начальное освоение данного метода научного познания, приобретение первичного опыта изучения с его помощью различных объектов.

Таким образом, возможности наблюдения много шире, чем потенциал рассматривания. С помощью наблюдения можно выявить не только характерные черты внешнего строения, но и особенности жизнедеятельности, взаимосвязи и взаимозависимости, изменения объекта со временем и т. д. Но это утверждение справедливо только в том случае, если имеет место правильная организация наблюдений с дошкольниками, соответствующая логике его использования как метода познавательно-исследовательской деятельности, имеющего определенную структуру.

Между рассматриванием и наблюдением как методом научного познания существует множество промежуточных вариантов — видов наблюдения, применяемых в педагогическом процессе детского сада.

Например, организация наблюдений с дошкольниками может предусматривать распознающее наблюдение. Оно используется для формирования у детей представлений о разнообразии объектов живой и неживой природы, выявления их особенностей, признаков, качеств, характерных действий. Это относительно кратковременное наблюдение, позволяющее как бы сделать фотоснимок, выявить состояние объекта в определенный момент.

Длительное наблюдение проводится с целью выявления особенностей роста и развития растений, ознакомления с сезонными изменениями в живой и неживой природе, с жизненными циклами растений и животных. Чтобы отследить происходящие изменения, организуется серия наблюдений, по итогам каждого этапа фиксируются результаты. Организация наблюдений с дошкольниками предусматривает выполнение рисунокв, схем, создание моделей, фотографии. Это позволяет выявить произошедшие перемены, на основе последовательности рисунков составить рассказ.

Длительные наблюдения способствуют развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать и сопоставлять. Организация наблюдений с дошкольниками также позволяет улучшить использование речевых конструкций сравнений, глаголов в прошедшем, настоящем и будущем времени, активизируются названия природных объектов, их частей. Это достигается при передаче результатов наблюдения в речевой форме.

Сравнительное наблюдение обладает общими чертами с распознающим и длительным наблюдением. Организация наблюдений с дошкольниками, в данном случае, предусматривает наличие 2–3 объектов, которые необходимо сравнить. Как и при организации распознающего наблюдения, может иметь место единичное обращение. Например, выявление различий в поведении разных насекомых в дождь. Может быть организовано длительное наблюдение с целью сравнения: например, особенностей развития аналогичных растений в разных условиях, темпов развития разных растений и т. д.

Еще один вид наблюдения - дедуктивное наблюдение. Обладая достаточным опытом осуществления наблюдений, знаниями о растениях и животных, взаимосвязях в природе, умением выявлять причинно-следственные связи, старшие дошкольники под руководством педагога могут по отдельным фрагментам восстановить картину недавних событий. Например, организация наблюдений с дошкольниками с использованием дедукции позволит научить их определять по следам, какое животное их оставило, как оно передвигалось, в какую сторону. Или по виду определенных растений (одуванчика, ели) узнать, будет ли в ближайшее время дождь.

Отличительной особенностью организации наблюдений с дошкольниками изнутри является позиция наблюдателя, который является участником наблюдаемых событий, социальных явлений.

Возможны различные формы организации наблюдений с дошкольниками: при использовании раздаточного материала работа может проводиться фронтально. В ходе прогулок, экскурсий наблюдение чаще организуется с подгруппами воспитанников. В ходе организации выполнения трудовых поручений, в уголке природы целесообразно проводить наблюдение с отдельными детьми или парами. Вне зависимости от количества воспитанников, участвующих в наблюдении, числа изучаемых объектов необходимо ставить познавательные задачи перед каждым ребенком. Организация наблюдений с дошкольниками предусматривает возможность совершить собственное открытие, проявить себя, получить некий образовательный результат каждому ребенку.

Специфика организации наблюдений с дошкольниками разных возрастных групп определяется особенностями психических процессов, уровнем развития познавательной деятельности. Так, младшие дошкольники готовы рассматривать яркий, движущийся объект, ими руководит интерес к жизнедеятельности животных. В этот период наблюдение еще не может осознанно использоваться ребенком как способ познания. Его основные задачи — формирование у детей познавательного интереса, воспитание эмпатии к живым существам, предоставление возможности пообщаться с животными, проявить свои эмоции, чувства, отношение, рассказать о своих впечатлениях. Также необходимо формировать у воспитанников представления о том, как можно проявлять свои чувства, какое поведение недопустимо по отношению к животным.

Организация наблюдений с дошкольниками четырехлетнего возраста предусматривает возможность ответить на вопросы педагога, назвать характерные признаки и действия объекта наблюдения, сравнить два объекта. После наблюдения целесообразно продумать формы работы, позволяющие, с одной стороны, систематизировать и (или) выразить полученные впечатления (рисование, чтение книги о данном животном, беседа), с другой — стабилизировать эмоциональное состояние дошкольников.

Воспитанники средней группы обладают некоторым запасом конкретных представлений о природе, мире предметов, способны воспринимать их в деталях. Организация наблюдений с дошкольниками пятого года жизни предусматривает необходимость принятия детьми задач наблюдения, концентрации внимания на любом объекте, распределения его между двумя объектами, а также их сравнения на элементарном уровне с опорой на вопросы педагога. В этом возрасте могут быть организованы длительные наблюдения, формирующие представления о развитии животных и растений, особенностях их жизнедеятельности в разные сезоны, о взаимосвязях в природе. Активно осуществляется опора на личный опыт детей.

Организация наблюдений с дошкольниками средней группы требует не только получения впечатлений воспитанниками, но и собственно получения познавательных результатов. Дошкольники 4–5 лет могут с опорой на систематизирующие вопросы педагога передать основные итоги в речи. Акцент делается на выборе наиболее точных понятий для обозначения признаков и действий объекта наблюдения, на речевых конструкциях, передающих результаты сравнения объектов, на выделении признаков различия и сходства.

Специфика организация наблюдений с дошкольниками старшей группы заключается в том, что дети способны не только принимать сформулированную взрослым задачу наблюдения, но и самостоятельно ставить ее, намечать элементарный план наблюдения и следовать ему. С большой долей самостоятельности старшие дошкольники выбирают и используют известные им способы наблюдения, подводят итоги.

Появляется способность рассматривать объект не отдельно, а в системе его связей с окружающим миром: место и среда обитания, приспособление к окружающей среде. Организация наблюдений с дошкольниками данного возраста предусматривает формирование умений устанавливать связи между внешним видом животного, его образом жизни и средой обитания. Задачей педагога становится помощь детям в случае затруднений вопросами, идеями, обеспечение полноты и точности восприятия изучаемых объектов и явлений, подведение воспитанников к самостоятельным выводам, организация применения полученных знаний, умений, опыта в различных видах деятельности (трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительнойи т. д.).

Организация наблюдений с дошкольниками в подготовительной к школе группе должна отвечать стремлению детей седьмого года жизни к обобщению. Основными задачами наблюдения становятся формирование элементарных обобщенных понятий, подведение дошкольников к пониманию определенных закономерностей, существующих в природе, в обществе, воспитание самостоятельности, настойчивости, целеустремленности, развитие мотивации познавательно-исследовательской деятельности.

Педагогу необходимо выбрать материал, способствующий систематизации и обобщению знаний, помогающий видеть в объектах и явлениях природы существенные признаки, выявить общие закономерности. Организация наблюдений с дошкольниками предусматривает самостоятельное изучение детьми отобранного содержания, в соответствии с общей структурой исследовательской деятельности: формулировка цели, составление плана, его реализация, подведение итогов наблюдения.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте наблюдение используется как адаптированный научный метод познания. Важно отметить, что организация наблюдений с дошкольниками, предусматривающая достаточно серьезные познавательные задачи не должна исключать живого общения детей с природой, получения в процессе наблюдения эстетических впечатлений. Эффекты, характерные для младшего возраста, у детей 6–7 лет должны дополняться радостью от совершенных открытий, любования не только красотой, но и мудростью природы.

В приложении 1 представлены содержание и задачи организации наблюдений с детьми младшего и старшего дошкольного возраста в летний период, в приложении 2 — примеры конспектов различных видов наблюдений.

Решение актуальнейших задач дошкольного образования сопряжено с переходом от сообщения информации к погружению детей в определенные ситуации. Ситуативный подход позволяет формировать совокупность таких компонентов субъектного опыта, необходимых и достаточных для становления субъектности, как ценностный и операциональный опыт, опыт рефлексии, привычной активизации и сотрудничества.

Таким образом, организация наблюдений с дошкольниками предполагает включение данного метода познания в определенные образовательные ситуации, которые должны быть сконструированы особым образом. Педагогу необходимо сформулировать не только задачи передачи знаний, но также:

определить вид личностного опыта, который должны приобрести дети;осуществить выбор личностно значимых содержания и форм работы, способных заинтересовать воспитанников, побудить их к принятию цели деятельности, поиску путей ее достижения;выявить мотивационные основы всей предстоящей работы и отдельных ее этапов, мотивы включения в деятельность отдельных детей;установить способы приобретения дошкольниками соответствующего опыта, логику организации взаимодействия участников образовательного процесса, способов самореализации для каждого ребенка и взрослого, тактику оказания помощи в «открытии» себя в определенных видах деятельности.

Структурной основой образовательной ситуации и мотивационной основой познавательно-исследовательской, игровой, изобразительной деятельности дошкольников должна стать познавательная задача, которая содержит в себе проблему.

Стремление разрешить противоречие чаще всего становится пусковым механизмом, «включающим» детскую активность, на что и должна опираться организация наблюдений с дошкольниками. Среди других мощных стимулов включения детей в работу, внутренних психологических источников мотивации можно выделить познавательную потребность, стремление помочь персонажу (или другому человеку), интерес к способу действия, потребность в самовыражении и самореализации, в самопознании и саморазвитии, в социальном признании.

Таким образом, при конструировании проблемной ситуации необходимо учитывать не только общепринятые требования к ее структуре, способам ее моделирования, не только сегодняшние задачи обучения, но и особенности, возможности, интересы и игровые потребности дошкольников. Грамотная организация наблюдений с дошкольниками принесет им новые знания, навыки, компетенции, и личностные новообразования.

В основе проблемы всегда лежит некое противоречие (между привычным и новым, уровнем знаний и умений и предлагаемыми условиями, научным фактом и обыденными представлениями, требуемым результатом и объективными возможностями), столкновение с которым вызывает у дошкольников потребности его разрешить. Эта потребность становится мотивационной основой последующей работы, у детей появляется цель — неотъемлемый атрибут осознанной деятельности и самостоятельно действующего субъекта. Стремясь достигнуть возникшей в недрах его сознания (души) цели, человек перестает быть пассивным слушателем, наблюдателем, исполнителем заданий, на что и опирается организация наблюдений с дошкольниками.

Выбранная для организации наблюдений с дошкольниками проблема должна также вбирать в себя и переносить в область интересов детей программные задачи, обеспечивать педагогу возможность решать их через то, чего хотят воспитанники (цель детей).

Примеры образовательных ситуаций, в рамках которых организуется наблюдение, представлены в приложении 3. Их структура позволяет ребенку:

  • увидеть (вычленить) соответствующую возрасту задачу (игровую, прикладную, коммуникативную, творческую, учебную и др.), свою роль в ее решении;
  • выступать в качестве субъекта деятельности, при этом определяющими атрибутами субъекта являются наличие у ребенка собственной цели, личностного (мотивационного) компонента деятельности, активности;
  • получить возможность спланировать предстоящую работу, выявить ее результат и осознать путь, с помощью которого приобретаются новые знания и умения, вычленить общие способы действий;
  • научиться осуществлять контроль за своими действиями, способами их выполнения и оценивания, видеть важность освоенного опыта, знаний, умений, приобретенных личностных качеств для достижения поставленных целей.

Подобный подход к организации наблюдений с дошкольниками способствует построению взаимодействия с детьми, делает реальным разворот к ребенку всей педагогической системы. Педагогам необходимо научиться видеть в ребенке субъекта деятельности, соответствующим образом взаимодействовать с ним, выстраивать образовательное пространство. Без этих изменений невозможно решение задач дошкольного образования, обозначенных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования1.

Приложение 1

Содержание и задачи организации наблюдений в летний период

Младший возраст

Старший возраст

Летние явления природы

Дождь

Распознающее наблюдение «Грибной дождь»
Учить детей характеризовать данное явление, помочь выделить его особенности. Обогащать словарный запас. Знакомить с произведениями художественной литературы и фольклора о дожде

Сравнительное наблюдение «Грибной дождь и ливень»
Учить детей характеризовать наблюдаемое состояние погоды, сравнивать различные явления. Формировать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, передавать в речи результаты наблюдения

Рассматривание «Природа после дождя» 
Учить характеризовать объекты рукотворного мира, живой и неживой природы в связи с определенным явлением природы. Обогащать словарный запас. Развивать наблюдательность, познавательный интерес

Дедуктивное наблюдение «Будет ли дождь?»
Учить применять свои знания о приметах, связанных с дождем, обозначать соответствующие явления, делать вывод, проверять предположение. Учить использовать в речи конструкции предположения, сравнения, противопоставления

Гроза

Распознающее наблюдение «Гроза» 
Учить выявлять особенности данного явления, познакомить с элементарными правилами безопасного поведения в грозу. Учить называть отдельные явления (гром, молния), видеть их взаимосвязь

Дедуктивное наблюдение «Приближается ли гроза?» 
Познакомить с методом поиска ответа на данный вопрос (подсчитывается и сравнивается время между вспышкой молнии и ударом грома). Учить фиксировать и сравнивать результаты измерений, делать и проверять вывод

Радуга

Распознающее наблюдение «Радуга» 
Учить зарисовывать наблюдаемое явление, правильно воспроизводить порядок цветов. Формировать элементарные представления о взаимосвязи различных явлений. Учить передавать результаты наблюдения, впечатления в речи

Сравнительное наблюдение «Форма радуги» 
Предложить рассмотреть радугу на небе и радугу, полученную при помощи лампы, зеркала и прозрачной емкости с водой. Подвести к выводу о том, что радуга имеет форму круга, часть которого (дугу) мы видим с земли

Ветер

Распознающее наблюдение «Куда дует ветер» 
Учить обнаруживать данное явление природы, руководствуясь собственными ощущениями, наблюдением за движением облаков, ветвей деревьев. Формировать умение выявлять при помощи вертушек направление и силу ветра. Познакомить с правилами выбора одежды в ветреную погоду

Сравнительное наблюдение «Направление и сила ветра» 
Учить использовать различные приспособления для выявления данных характеристик ветра, сравнивать полученные в разные дни результаты. Учить фиксировать итоги работы при помощи символов, «читать» символьные записи, рассказывать о проделанной работе

Рассматривание «Ветер и растения» 
Обратить внимание детей на ветви деревьев и кустарников, сломанные ветром, учить различать ветви разных растений. Формировать трудовые умения, необходимые для подвязывания сломанных ветвей. Обогащать словарный запас

Дедуктивное наблюдение «Направление ветра и дождь» 
Обратить внимание детей на то, что направление ветра, определяемое по движению облаков, и направление, видимое по движению ветвей деревьев (вертушек), могут не совпадать. Учить выявлять связь этого факта с выпадением осадков

Рост и развитие растений

Серия распознающих наблюдений «Что растет на огороде (в поле, на клумбе, в парке и т. д.)» 
Учить различать и называть растения, соотносить их с определенным растительным сообществом, характеризовать особенности строения. Формировать элементарные представления об уходе за культурными растениями, о содержании трудовых операций, о взаимосвязях в природе

Серия длительных наблюдений «Развитие растений» 
Учить осуществлять наблюдение в процессе ухода за растениями, выявлять происходящие с ними изменения, фиксировать их при помощи рисунков. Формировать представления о жизненных циклах растений, факторах, необходимых для их развития, труде людей по уходу за культурными растениями

Рассматривание «Цветочные часы» 
Учить различать и называть декоративные растения, описывать их внешний вид, характеризовать состояние венчика цветка. Обогащать словарный запас понятиями, связанными со строением и жизнедеятельностью растений

Длительное наблюдение «Цветочные часы» 
Предложить наблюдать за растениями в течение дня, помочь выявить механизм работы цветочных часов. Учить различными способами фиксировать результаты наблюдений, рассказывать об их ходе, делать выводы

Растительные сообщества

Луг

Распознающее наблюдение «Луг в июле» 
Учить различать природные сообщества, познакомить с их обитателями. Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе. Обогащать словарный запас

Длительное наблюдение «Луг» 
Дополнять и уточнять представления об обитателях луга, изменении растительного покрова в течение лета. Учить выявлятьпричинно-следственные связи между различными явлениями природы

Поле

Распознающее наблюдение «Поле в августе» 
Формировать представления о развитии зерновых культур, об их пользе, учить различать их. Знакомить с трудом людей по выращиванию зерновых культур, воспитывать уважение к труду. Обогащать словарный запас

Длительное наблюдение «Поле» 
Учить фиксировать результаты наблюдения, сравнивать их с явлениями, наблюдаемыми в уголке экспериментирования. Систематизировать представления о развитии злаковых культур, о труде по их выращиванию

Парк

Распознающее наблюдение «Признаки приближения осени» 
Знакомить с правилами безопасного для человека и природы поведения в парке, учить различать и называть обитателей парка. Обратить внимание на явления, характерные для конца лета, пояснить суть происходящих изменений. Развивать наблюдательность, связную речь

Длительное наблюдение «Парк» 
Развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, выявлять изменения, происходящие с растениями. Знакомить с трудовыми операциями по уходу за растениями парка, с их назначением. Поддерживать познавательный интерес, воспитывать бережное отношение к природе

Жизнедеятельность животных в летний период

Муравейник

Рассматривание «Муравьи у муравейника»
Учить отличать муравьев от других насекомых, познакомить со строением муравья. Учить соблюдать правила безопасного поведения в ходе наблюдения. Предложить ответить на вопросы по результатам наблюдения за деятельностью муравьев, рассказать детям о том, как распределены обязанности между насекомыми в муравейнике

Длительное наблюдение «Жизнь муравейника» 
Предложить найти ответы на ряд вопросов (Что и для чего несут в муравейник муравьи? Когда закрыты входы в муравейник? И т. д.). Учить выявлять закономерности, находить объяснение наблюдаемому. Развивать связную речь, наблюдательность, логическое мышление, способность анализировать

Пчелы, шмели

Сравнительное наблюдение «Пчелы и шмели» 
Учить отличать пчел и шмелей от других насекомых, выявлять черты сходства и различия в их внешнем виде, действиях. Учить соблюдать правила безопасности в ходе наблюдения. Учить выявлятьрастения-медоносы, формировать представления о свойствах и пользе меда

Дедуктивное наблюдение «Пчелы и цветы» 
Предложить выявить, какие растения выбирают пчелы, выделить особенности строения их венчика. Формировать умение выявлять зависимость строения и выполняемой функции. Обратить внимание на знакомые детям из книг и видеопрезентаций особенности поведения пчел

Серия распознающих наблюдений «Насекомые» (стрекозы, бабочки, жуки, кузнечики) 
Учить различать наиболее часто встречающихся насекомых, с опорой на вопросы педагога рассказывать об их внешнем строении, действиях, сравнивать их между собой

Сравнительное наблюдение «Пауки и насекомые» 
Помочь выявить черты сходства и различия данных представителей типа членистоногие, познакомиться с особенностями жизнедеятельности пауков. Формировать начальные представления о чертах приспособленности их к среде обитания

Птицы

Распознающее наблюдение «Птичьи хлопоты»
Учить различать птиц, живущих рядом с человеком, по внешнему виду, голосу. Обратить внимание на действия птиц, учить называть их, понимать назначение. Учить строго соблюдать правила наблюдения за птицами в период гнездования

Дедуктивное наблюдение «Чем питаются птицы» 
Учить в ходе наблюдения находить ответы на вопросы о жизнедеятельности птиц, узнавать пернатых друзей по голосу, следам. Учить организовывать свою деятельность с учетом правил наблюдения за птицами в период гнездования

Труд людей в природе

Серия распознающих наблюдений «Ухаживаем за растениями» 
Учить в ходе выполнения трудовых операций наблюдать за растениями. Знакомить с различными действиями по уходу за растениями, их назначением, обогащать представления о труде людей

Серия длительных наблюдений изнутри «Выращивание декоративных растений (овощных культур, злаков и т. д.)»
Учить понимать назначение отдельных трудовых операций, оценивать качество их выполнения, личный вклад в общее дело

Лето на улицах города

Распознающее наблюдение «Летняя одежда»
Учить различать и называть предметы летней одежды, понимать их назначение. Обогащать словарный запас, развивать наблюдательность

Сравнительное наблюдение «Погода и одежда» 
Учить выявлять связь между выбором одежды и погодными условиями. Формировать осознанное отношение к своему здоровью

Серия распознающих наблюдений «Кто во что играет?» 
Учить детей по результатам наблюдения делать вывод о том, во что играют их сверстники, старшие дошкольники, каковы правила игры. Знакомить с образцами культурного и безопасного для себя и окружающих людей поведения. Обогащать игровой, коммуникативный и социальный опыт

Серия дедуктивных наблюдений и наблюдений изнутри «Что будет, если…» 
Учить анализировать наблюдаемые ситуации, выявлять степень соответствия действий людей (своих действий) культурным нормам, правилам безопасного поведения. Активизировать оценочную лексику, формировать умение рассказывать о чувствах, эмоциях

Первые приметы осени

Серия распознающих наблюдений «Приметы осени»
Обратить внимание детей на определенные изменения в природе, познакомить с характерными признаками приближения осени. Обогащать словарный запас, учить отвечать на вопросы по результатам наблюдения

Серия сравнительных наблюдений «Скоро осень» 
Учить выявлять изменения окраски листьев, травы, температуры, длины дня и др., обратить внимание на особенности жизнедеятельности животных. Учить различными способами фиксировать результаты наблюдений, рассказывать о них

Приложение 2

Примеры конспектов различных видов наблюдений

Распознающее наблюдение «Муравьи у муравейника»

Возраст детей: вторая младшая группа.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Данный вид организации наблюдений с дошкольниками позволяет:

  • учить детей отличать муравьев от других насекомых, познакомить со строением муравья, особенностями его жизнедеятельности;
  • учить понимать суть задания, целенаправленно осуществлять наблюдение, формулировать ответ на поставленный вопрос;
  • учить в ходе наблюдения соблюдать правила безопасного для себя и природы поведения.
Ход деятельности:

Воспитатель обращает внимание детей на муравейник, снующих вокруг него муравьев, предлагает узнать, чем они заняты. Интерес к поиску ответа на вопрос определяет цель предстоящей деятельности дошкольников.

Педагог организует обсуждение: как можно найти ответ на поставленный вопрос, подводит детей к идее организовать наблюдение за муравьями. Знакомит воспитанников с правилами безопасности, которые необходимо соблюдать, чтобы не нанести вред насекомым и не пострадать самим.

В ходе наблюдения воспитатель обращает внимание детей на строение муравьев, производимые ими действия, учит понимать их назначение. Рассказывает о таких качествах этих насекомых, как трудолюбие, способность переносить предметы, превышающие их собственный размер и вес, защищать муравейник от врагов.

Задавая вопросы, воспитатель помогает детям систематизировать сведения, полученные в ходе наблюдения за муравьями, акцентирует их внимание на том, что, наблюдая за насекомыми, им удалось узнать о них много нового и интересного.

Длительное наблюдение «Загадки хвойных деревьев"2

Возраст детей: средняя группа.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Данный вид организации наблюдений с дошкольниками позволяет:

  • знакомить детей с хвойными растениями;
  • дополнить и уточнить их представления о строении деревьев;
  • учить осуществлять наблюдение за погодой, формулировать выводы при помощи воспитателя, оформлять результаты наблюдений с использованием соответствующих символов;
  • поддерживать познавательный интерес.
Ход деятельности:

Воспитатель поддерживает естественную ситуацию, когда дети задают такие вопросы, как: «Почему шишки закрываются и раскрываются?», «Почему ветви ели то опускаются, то поднимаются?» и т. д.

Желание дошкольников найти ответ на поставленный вопрос определяет цель организации наблюдений с дошкольниками — разгадать загадки хвойных деревьев.

Педагог организует беседу о том, как найти ответы на поставленные вопросы, осуществлять наблюдение, какие правила нужно соблюдать, помогает составить план действий:

  • вспомнить, что мы знаем о хвойных деревьях;
  • понаблюдать за хвойными деревьями;
  • сделать вывод.

Организация наблюдений с дошкольниками предусматривает рассматривание детьми хвойных деревьев, обращение внимания дошкольников на его строение, плоды (шишки), а также на погоду. Воспитатель высказывает предположение о том, что на вид шишек влияет погода, организует обсуждение: как это можно проверить. Он предлагает оформлять результаты наблюдений, используя соответствующие символы: указывать, какова погода (рисовать солнце или дождь) и как выглядят лапы елей (подняты или опущены) и шишки (чешуйки прижаты или «смотрят» в стороны).

По итогам длительного наблюдения (серии наблюдений) педагог подводит детей к выводу о том, что в ненастные дни перед дождем ветви хвойных деревьев опускаются, в сухом воздухе — поднимаются. В сухую погоду чешуйки шишки рассыхаются и торчат в разные стороны, а когда воздух влажный, чешуйки поглощают влагу и шишка принимает обычный вид. Все эти приспособления обеспечивают защиту семян ели от влаги.

Организация наблюдений с дошкольниками предусматривает и знакомство детей с приметами:

  • если хорошая погода, чешуйки шишки раскрываются, а если они закрыты — будет дождь;
  • если ветви хвойных деревьев опускаются — будет дождь.

Педагог помогает детям восстановить ход поиска ответа на поставленные вопросы.

Длительное наблюдение «Цветочные часы»

Возраст детей: старшая группа.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Данный вид организации наблюдений с дошкольниками позволяет:

  • учить детей наблюдать за растениями в течение определенного периода (с утра до вечера);
  • помочь выявить «механизм работы» цветочных часов;
  • учить зарисовывать результаты наблюдения, рассказывать о его ходе, делать выводы;
  • активизировать в речи и уточнить названия растений и их частей.

Предварительная работа. Организация наблюдений с дошкольниками предусматривает необходимость повествования воспитателя о различных приспособлениях, которые люди использовали для определения времени, предлагает их рассмотреть, догадаться, как они работают. Он сообщает воспитанникам о том, что на участке детского сада есть цветочные часы, предлагает им подумать, как по ним определяют время, высказать предположения, обсудить их достоверность.

Желание выявить механизм работы цветочных часов, проверить свои предположения определяет цель всей организации наблюдений с дошкольниками.

Ход деятельности:

Организация наблюдений с дошкольниками предусматривает наблюдение за растениями, учит выявлять происходящие с ними изменения, делать зарисовки, рассказывать о своих догадках. По итогам наблюдения помогает воспитанникам сделать вывод о том, как работают цветочные часы.

Итогом организации наблюдений с дошкольниками является беседа, в которой воспитатель помогает восстановить ход проделанной работы.

Дедуктивное наблюдение «Будет ли дождь?»

Возраст детей: подготовительная группа.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Данный вид организации наблюдений с дошкольниками позволяет:

  • учить детей применять свои знания о приметах, связанных с дождем;
  • организовать применение умения наблюдать за природными объектами, явлениями природы;
  • учить высказывать и проверять предположения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
  • стимулировать использование в речи конструкций предположения, сравнения, противопоставления.
Ход деятельности:

Организация наблюдений с дошкольниками предусматривает проведение с детьми обсуждения: для чего каждому из нас нужно знать, какая будет погода, представителям каких профессий это особенно важно. Он предлагает воспитанникам выяснить, будет ли сегодня дождь. Интерес дошкольников к предлагаемой работе определяет цель предстоящей познавательно-исследовательской деятельности: узнать, будет ли дождь.

Воспитатель организует беседу о том, как можно узнать ответ на этот вопрос, подводит детей к его поиску с опорой на знание примет, помогает составить план действий:

  • вспомнить приметы, связанные с дождем;
  • рассмотреть природные объекты или понаблюдать за ними;
  • сделать вывод.

Затем предлагает воспитанникам рассмотреть их рисунки, выполненные ранее по результатам наблюдений, помогает вспомнить приметы, связанные с дождем:

  • птицы летают низко над землей;
  • над землей нависли тучи, ветер дует в том же направлении, куда движутся тучи;
  • венчики одуванчиков закрыты;
  • входы в муравейник закрыты;
  • лапы елей опущены.

Организация наблюдений с дошкольниками предусматривает их объединение в подгруппы и проведение наблюдений за одним из названных объектов (явлений), напоминает правила безопасного для человека и природы поведения. По итогам наблюдения каждой группе предлагается рассказать о том, что они видели, сделать вывод, высказать свой прогноз.

Наблюдение изнутри «Я — пассажир»

Возраст детей: подготовительная группа.

Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Данный вид организации наблюдений с дошкольниками позволяет:

учить детей сопоставлять свои действия с правилами культурного и безопасного поведения в транспорте, осознанно выполнять их;учить применять освоенные знания, умения.

Постановка задачи

В ходе поездок в общественном и личном транспорте детям предлагается вспомнить и применить правила поведения пассажира.

Поиск путей решения задачи

Воспитатель просит дошкольников предварительно вместе с родителями повторить соответствующие правила.

Проведение наблюдения

Организация наблюдений с дошкольниками предусматривает оценивание детьми собственного поведения как пассажира, обсуждение его с мамой или папой, сопоставление его с определенными правилами. Дома ребенок может выполнить рисунок по впечатлениям от поездки и (или) составить рассказ.

Обсуждение итогов и формулирование выводов

По итогам наблюдения в группе дети рассказывают о том, какие правила пассажира транспортного средства они научились соблюдать.

Результатом серии наблюдений изнутри может стать выставка детских рисунков «Я — примерный пассажир!».

Приложение 3

Пример конспекта образовательной ситуации
"Сухой и влажный песок"3

Возраст детей: средняя группа.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Данный вид организации наблюдений с дошкольниками позволяет:

учить детей понимать суть проблемной ситуации, восстанавливать ход событий и выявлятьпричинно-следственные связи, в ходе практических действий с песком находить решение проблемы, формулировать выводы о его свойствах;формировать элементарные представления о назначении эксперимента как метода познания;учить соблюдать правила безопасного поведения во время игр с песком.

Оборудование: кукла Незнайка, наборы для игр с песком, лейки с водой.

Ситуация

Во время прогулки к детям приходит Незнайка. У него болят глаза. Воспитатель предлагает дошкольникам расспросить Незнайку, что с ним случилось. Персонаж рассказывает, что он просто играл в песочнице. Педагог подводит детей к догадке о том, что Незнайке в глаза, возможно, попал песок, и спрашивает, что нужно сделать. Он предлагает объяснить Незнайке, почему сначала нужно тщательно вымыть руки, потом промыть глаза водой.

Постановка проблемы

Воспитатель просит детей высказать предположения о том, что же произошло с Незнайкой, подумать, как их проверить.

Поиск путей решения проблемы

Организуется обсуждение: как узнать, что произошло с Незнайкой? Принимается решение — пригласить его вместе с детьми поиграть в песочнице.

Проведение наблюдения

Незнайка раздает детям наборы для игры с песком, сам насыпает песок в формочки и пытается делать «пирожки». Но песок высыпается из формочек, т. к. он — сухой, легкий и сыпучий.

Обсуждение итогов и формулирование выводов

По итогам наблюдения делается вывод о том, что глаза у Незнайки заболели из-за того, что он играл с сухим песком. Так как песок легкий, сыпучий, при дуновении ветра он разлетается и может попасть в глаза, в нос. Играть с сухим песком опасно! Но Незнайка очень любит играть с ним. Что же делать?

Проведение эксперимента

Дети уже знакомы со свойствами песка и могут самостоятельно найти решение. Организация наблюдений с дошкольниками предусматривает полив песка из лейки перед игрой, чтобы он стал мокрым и липким. Данное утверждение проверяется на практике. Воспитанники лепят «пирожки», угощают Незнайку.


1 Приказ Минобрнауки России от  17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2 По материалам Е. Н. Берловой, воспитателя МБДОУ «Детский сад № 25» г. Орла. — Примеч. авт. 

3 Авторы: Н. В. Каплун, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 10» г. Орла; Л. Л. Тимофеева, канд. пед. наук, доцент кафедры развития образования БОУ ОО ДП>>вернуться в текст



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль