Независимая оценка качества дошкольного образования: региональная специфика

1101

Опыт Белгородской области

В последнее время на федеральном уровне в нормативном правовом регулировании оценки качества образования произошли значительные изменения. Во-первых, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) установлены полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования по проведению оценки качества образования, в т. ч. независимой.

Во-вторых, задачи и меры по развитию системы оценки качества образования закреплены в федеральных и государственных программах. Так, Федеральной целевой программой развития образования на 2011–2015 годы, утв. постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 № 61, предусмотрено формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг при участии потребителей этих услуг, разработка новой модели общероссийской системы оценки качества образования, охватывающей федеральный, региональный и муниципальный уровни, уровень образовательной организации, а также создание инструментария ее реализации с обеспечением комплексного мониторинга качества образования. В государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы, утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 295, выделена подпрограмма «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования». Кроме того мероприятия по развитию системы оценки качества образования обозначены в Плане мероприятий («дорожной карте») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утв. распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 № 722-р.

Независимая оценка качества дошкольного образования

Однако до сих пор не определены единые подходы, механизмы и инструментарии, который регламентирует независимую оценку качества дошкольного образования. В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона № 273-ФЗ основой объективной оценки соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся установленным требованиям являются федеральные государственные образовательные стандарты за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС). Согласно ч. 2 ст. 64 освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Таким образом, независимая оценка качества дошкольного образования не может основываться на результатах освоения детьми образовательной программы. Следовательно, объектами оценки качества дошкольного образования может являться непосредственно образовательная программа и условия ее реализации.

Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам дошкольной организации, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Закон № 273-ФЗ. Ст. 2. П. 29

Система оценки качества дошкольного образования разрабатывается и внедряется в ходе приоритетной задачи правительства Белгородской области, закрепленная в региональных нормативных правовых документах:

  1. государственной программе Белгородской области «Развитие образования Белгородской области на 2014–2020 годы», утв. постановлением правительства Белгородской области от 30.12.2013 № 528-пп (далее – программа «Развитие образования Белгородской области на 2014–2020 годы»);
  2. Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013–2020 годы, утв. постановлением правительства Белгородской области от 28.10.2013 № 431-пп;
  3. плане мероприятий («дорожной карте») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утв. постановлением правительства Белгородской области от 25.02.2013 № 69-пп (далее – план мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»).

В целях получения объективной информации о состоянии качества дошкольного образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень, в Белгородской области создана региональная система оценки качества дошкольного образования, в рамках которой проводится:

  • независимая оценка качества дошкольного образования и работы дошкольных образовательных организаций;рейтингование дошкольных образовательных организаций;
  • оценку качества профессиональной деятельности руководящих и педагогических кадров;
  • социологический и психолого-педагогический мониторинг уровня удовлетворенности родителей и педагогов качеством дошкольного образования;
  • независимая оценка качества дошкольного образования и показателей качества выполнения муниципального задания дошкольными образовательными организациями; мониторинг дошкольного образования.

Рассмотрим каждый компонент региональной системы оценки качества дошкольного образования Белгородской области подробнее.

Независимая система оценки качества дошкольного образования

В соответствии со ст. 95 Закона № 273-ФЗ в целях реализации указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в Белгородской области были проведены мероприятия по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги.

На основании постановления Правительства РФ от 30.03.2013 № 2861 и распоряжения Правительства РФ от 30.03.2013 № 487-р2 в Белгородской области в 2013 г. был создан общественный совет по независимой системе оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих социальные услуги (далее – общественный совет). В состав общественного совета вошли профессиональные эксперты, представители различных общественных организаций, движений, фондов, общественных палат Белгородской области и муниципальных образований, средств массовой информации.

На заседании участников общественного совета было принято положение об общественном совете и методика независимой оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих социальные услуги в сферах образования, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обслуживания населения. Уполномоченным органом по организации системы оценки качества дошкольного образования назначен департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области.

Впервые независимая оценка качества работы муниципальных дошкольных образовательных организаций Белгородской области была проведена в 2013–2014 учебном году. С учетом того, что дошкольные образовательные организации имеют разные ресурсы и возможности, для проведения независимой оценки качества дошкольного образования их объединили в три группы:

1) детские сады – центры развития ребенка;

2) детские сады, имеющие в структуре не менее четырех возрастных групп;

3) малокомплектные детские сады (1–3 группы).

Для каждой группы дошкольных образовательных организаций департаментом образования Белгородской области были разработаны оценочные листы (приложение 1). Критерии системы оценки качества дошкольного образования и работы организаций, указанные в оценочных листах, доступны и понятны всем членам общественного совета, осуществляющим экспертную оценку и не являющимся специалистами в области дошкольного образования.

В августе 2013 г. была проведена независимая оценка 22 дошкольных образовательных организаций (по одному детскому саду – центру развития ребенка от каждого муниципального образования). По ее итогам в октябре 2013 г. было проведено совещание-семинар для специалистов муниципальных органов управления образованием, в ходе которого обсуждались результаты участия дошкольных образовательных организаций, предложения по доработке критериев оценочных листов и процедуры проведения экспертизы.

В течение 2013–2014 учебного года в независимой оценке качества дошкольного образования приняли участие 340 детских садов, что составило 70,2% от общего числа муниципальных дошкольных образовательных организаций Белгородской области.

По результатам экспертизы был разработан и утвержден приказом департамента образования Белгородской области план мероприятий, направленных на улучшение работы дошкольных образовательных организаций.

Планируется, что в 2014–2015 учебном году в процедуре независимой оценки качества дошкольного образования примут участие все дошкольные образовательные организации области.

Независимая оценка качества дошкольного образования: рейтингование

В 2013 г. департаментом образования Белгородской области было разработано и утверждено положение о рейтинге дошкольных образовательных организаций Белгородской области (приложение 2).

В Белгородской области наряду с муниципальными дошкольными образовательными организациями в рейтинге имеют право принимать участие и негосударственные детские сады.

Учитывая различия в условиях реализации основной образовательной программы дошкольного образования в разных детских садах, при проведении рейтинга используется кластерный подход. Дошкольные образовательные организации делят на кластеры (табл. 1) в зависимости от формы собственности (муниципальная и частная) и проектной мощности (количество групп).

Таблица 1

Разделение дошкольных образовательных организаций на кластеры

Кластеры
По форме собственности дошкольных образовательных организаций По проектной мощности
Муниципальные 1–3-групповые (малокомплектные) дошкольные образовательные организации
4–6-групповые дошкольные образовательные организации
Дошкольные образовательные организации, имеющие в структуре семь и более групп
Негосударственные 1–2-групповые (малокомплектные) детские сады, расположенные в приспособленных помещениях
Детские сады, имеющие в структуре три группы и более, расположенные в типовых, встроенных или пристроенных зданиях

Система оценки качества дошкольного образования и деление на кластеры позволяет объективно оценить качество работы дошкольных образовательных организаций, имеющих одинаковые стартовые возможности (материально-техническую базу, кадровое обеспечение, финансирование и др.), и выявить в каждой группе победителей – наиболее эффективно работающие организации.

Сбор и обработка исходных данных для рейтинга осуществляется Белгородским региональным центром системы оценки качества дошкольного образования качества образования с использованием региональной информационной системы «Электронный мониторинг образовательных учреждений».

Рейтинг дошкольных образовательных организаций формируется на основании показателей качества (приложение 3), которые разделены на три группы:

1-я группа – показатели системы оценки качества дошкольного образования и основной образовательной программы дошкольного образования, программы развития образовательной организации, реализации «дорожной карты» образовательной организации по введению ФГОС;2-я группа – показатели оценки качества условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования (психолого-педагогических и кадровых условий, развивающей предметно-пространственной среды и материально-технических условий);3-я группа – показатели оценки эффективности деятельности дошкольных образовательных организаций.

В зависимости от происходящих на федеральном уровне изменений в нормативном правовом регулировании системы дошкольного образования методику формирования рейтинга и показатели оценки дошкольных образовательных организаций необходимо ежегодно пересматривать. Кроме того, на сегодняшний день в Белгородской области основная образовательная программа дошкольного образования реализуется в 236 дошкольных группах в структуре 148 общеобразовательных организаций. В связи с этим в положение о рейтинге планируется внести изменения, предусматривающие дополнительный кластер – дошкольную группу в структуре общеобразовательной организации.

Независимая оценка качества дошкольного образования: оценка качества профессиональной деятельности работников

В связи с тем что ФГОС содержит требования к кадровым условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, в Белгородской области проводятся мероприятия по совершенствованию системы оценки качества профессиональной деятельности руководящих и педагогических кадров. Данные мероприятия включают:

аттестацию руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных организаций, в т. ч. частных, с использованием региональной информационной системы «Электронный мониторинг образовательных учреждений». Критерии оценки профессиональной деятельности работников приведены в соответствие ФГОС;разработку департаментом образования области методики формирования системы оплаты труда и стимулирования работников дошкольных образовательных организаций, обеспечивающих государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, утв. постановлением правительства Белгородской области от 07.04.2014 № 134-пп. Методика содержит показатели эффективности деятельности и оценки труда работников;перевод работников дошкольных образовательных организаций на эффективный контракт.

Мониторинг уровня удовлетворенности качеством дошкольного образования: система оценки качества дошкольного образования

Независимая оценка качества дошкольного образования в целях оценки соответствия предоставляемых услуг дошкольного образования запросам родительской и педагогической общественности в рамках регионального плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» департаментом образования Белгородской области совместно с Белгородским региональным институтом развития образования с 2013 г. ежегодно проводится социологический и психолого-педагогический мониторинг уровня удовлетворенности родителей и педагогов качеством дошкольного образования.

В 2013 г. в социологическом опросе приняли участие 90% родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций. Результаты опроса следующие:

81,4% родителей удовлетворены оснащенностью дошкольных организаций;92,7% родителей оценивают уровень развития своих детей как высокий;93,2% респондентов считают, что педагоги детских садов активно вовлекают их в работу по реализации основной образовательной программы;93,4% родителей высоко оценивают квалификацию педагогических работников.В 2013 г. уровень удовлетворенности родителей качеством дошкольного образования составил 90,2%.

Вместе с тем, по мнению родителей, основными факторами, снижающими качество образовательной деятельности детских садов, являются:

1) недостаточное оснащение предметно-развивающей среды техническим и игровым оборудованием, несоответствие спортивного и игрового оборудования территорий дошкольных организаций требованиям санитарного законодательства;

2) низкий уровень обеспечения дошкольных организаций педагогическими кадрами: специалистами по оказанию коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (учителями-логопедами, учителями-дефектологами, педагогами-психологами) и по развитию индивидуальных способностей воспитанников (музыкальными руководителями, педагогами дополнительного образования, инструкторами по физической культуре).

В психолого-педагогическом мониторинге приняли участие 82,5% педагогических работников области, которые отметили следующие проблемные направления деятельности детских садов:

1) недостаточное оснащение предметно-развивающей среды групповых помещений и территорий;

2) отсутствие кадров для осуществления коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и развития творческих способностей воспитанников;

3) недостаточное методическое обеспечение образовательного процесса;

4) низкая заинтересованность родителей в регулярном участии в жизни детских садов, что влияет на снижение показателей функционирования и качества дошкольного образования.

Независимая оценка качества дошкольного образования и результаты мониторинга показали, что запросы родителей воспитанников и педагогических работников дошкольных организаций относительно качества дошкольного образования совпадают.

В целях повышения эффективности работы по наиболее проблемным направлениям, выявленным в ходе мониторинга, в 2014 г. в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного образования» программы «Развитие образования Белгородской области на 2014–2020 годы» из регионального бюджета направлено 28,7 млн руб. на создание в дошкольных организациях условий, соответствующих ФГОС: приобретение современной детской мебели, учебного, спортивного, игрового, медицинского оборудования, технологического оборудования для пищеблоков.

Для совершенствования кадровых условий реализации ФГОС, в т. ч. организации образовательного процесса с детьми, имеющими особые образовательные потребности, в октябре 2014 г. проведена коллегия департамента образования Белгородской области «Качество кадровых ресурсов – залог качества образовательных услуг».

Независимая оценка качества дошкольного образования: оценка качества выполнения муниципального задания

При выполнении муниципальных заданийдля дошкольных образовательных организаций также предусмотрены показатели качества, достижение которых ежегодно оценивается муниципальными органами управления образованием.

Показатели качества выполнения муниципального задания разрабатываются и устанавливаются для муниципальных дошкольных образовательных организаций учредителями, муниципальными органами управления образованием или самостоятельно. Показатели качества не могут быть одинаковыми для всех дошкольных организаций и отличаются в зависимости от вида оказываемых услуг, реализуемых образовательных программ. Поэтому при разработке муниципальных заданий для дошкольных образовательных организаций, наряду с основными показателями, устанавливаются несколько дополнительных, отражающих специфику деятельности конкретного детского сада. Примеры показателей приведены в табл. 2.

Таблица 2

Показатели качества выполнения муниципального задания

Основные показатели Дополнительные показатели
Соответствие образовательных программ дошкольного образования, реализуемым в дошкольной образовательной организации, требованиям ФГОС Обеспеченность дошкольной образовательной организации специалистами для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Соответствие направленности части образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений, регионально-муниципальным приоритетам развития дошкольного образования
Доля педагогических и руководящих работников, прошедших повышение квалификации
Уровень удовлетворенности родителей воспитанников качеством услуги Количество часов оздоровительных мероприятий в неделю в расчете на одного ребенка
Укомплектованность педагогическими и учебно-вспомогательными кадрами
Численность воспитанников в расчете на одного педагогического работника
Среднее число дней, пропущенных по болезни, в расчете на одного ребенка в год

При выборе показателей качества, включаемых в муниципальное задание, необходимо соблюдать важный принцип – наличие у дошкольной образовательной организации необходимых условий для достижения того или иного показателя, поскольку невыполнение показателей качества муниципального задания влечет за собой финансовые «санкции» (уменьшение объема или приостановление финансирования).

Мониторинг системы дошкольного образования

В настоящее время в Белгородской области в рамках реализации постановления Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» ведется подготовительная работа по использованию информационного ресурса «Электронный мониторинг образовательных учреждений».

В мониторинг системы дошкольного образования Белгородской области включены следующиепоказатели3:

уровень доступности дошкольного образования и численность населения, получающего дошкольное образование;содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам дошкольного образования;кадровое обеспечение дошкольных образовательных организаций и оценка уровня заработной платы педагогических работников;материально-техническое и информационное обеспечение дошкольных образовательных организаций;условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;состояние здоровья лиц, обучающихся по программам дошкольного образования;изменение сети дошкольных образовательных организаций (в т. ч. ликвидация и реорганизация образовательных организаций);финансово-экономическая деятельность дошкольных образовательных организаций;создание безопасных условий при организации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях.

Расчет данных показателей будет производиться в соответствии с методикой, утв. приказом Минобрнауки России от 11.06.2014 № 657.

В завершение необходимо отметить, что на федеральном уровне требуется выработка единых принципов, механизмов и инструментариев системы оценки качества дошкольного образования. Это позволит обеспечить согласованность деятельности всех элементов системы образования (образовательных организаций, органов, осуществляющих научно-методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управление системой образования, оценку качества образования и др.), направленной на реализацию прав граждан на получение качественного общедоступного дошкольного образования.

Приложение 1

Оценочный лист качества работы дошкольной образовательной организации (детский сад – центр развития ребенка)

Муниципальный район (городской округ) __________________________________________________________

Дата проведения исследования «____» __________ 20__ г.

Ф. И. О. эксперта ____________________________________________________________________________

Наименование образовательной организации ______________________________________________________

Критерии и показатели качества работы дошкольной образовательной организации Результат оценки4
1. Открытость и доступность информации об образовательной организации
1.1. Обеспечение единого информационного пространства на территории и в здании дошкольной образовательной организации
1.1.1. Наличие наружной вывески с наименованием образовательной организации
1.1.2. Наличие информационных стендов с режимом и планом работы
1.1.3. Наличие на стендах информации о перечне предоставляемых услуг
1.1.4. Наличие на стендах информации о деятельности специалистов (график работы, приемные часы, рекомендации для родителей и педагогов)
1.1.5. Наличие на стендах информации о работе органов общественного управления: попечительского совета, профсоюзного комитета, родительского комитета
1.2. Оценка сайта дошкольной образовательной организации
1.2.1. Наличие на сайте информации об образовательной организации, копий правоустанавливающих документов
1.2.2. Наличие на сайте информации об образовательной программе дошкольного образования с приложением ее копии
1.2.3. Наличие на сайте информации о персональном составе педагогических работников
1.2.4. Наличие на сайте информации о материально-техническом обеспечении реализации образовательной программы
1.2.5. Регулярное обновление информации на сайте (не реже раза в месяц)
1.3. Трансляция опыта работы дошкольной образовательной организации на региональном и федеральном уровне
1.3.1. Наличие в дошкольной образовательной организации методических разработок или публикаций педагогических работников по итогам конференций
1.3.2. Наличие в дошкольной образовательной организации дипломов, грамот, сертификатов участников конкурсов профессионального мастерства муниципального, регионального или федерального уровней
1.3.3. Наличие в дошкольной образовательной организации документов, подтверждающих участие педагогических работников в семинарах, конференциях, круглых столах, мастер-классах
1.4. Взаимодействие с социальными партнерами, общественными организациями
1.4.1. Наличие в дошкольной образовательной организации пакета документов о сотрудничестве как минимум с одним социальным партнером: договор о сотрудничестве, план совместной работы и анализ работы
1.5. Организация обратной связи с родителями
1.5.1. Наличие в дошкольной образовательной организации журналов регистрации входящей и исходящей документации
1.5.2. Наличие форума на сайте дошкольной образовательной организации
2. Комфортность условий и доступность получения услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.1. Соответствие территории, здания и помещений санитарным требованиям
2.1.1. Наличие в дошкольной образовательной организации акта о приемке к новому учебному году
2.1.2. Отсутствие в акте приемки предписаний надзорных органов, касающихся территории, здания и помещений дошкольной образовательной организации
2.2. Функциональность и эстетичность территории дошкольной образовательной организации
2.2.1. Наличие спортивного и игрового оборудования на прогулочных площадках
2.2.2. Наличие зоны для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми (спортивная площадка или стадион)
2.2.3. Наличие зоны для экологического воспитания дошкольников (метеоплощадка, экологическая тропа, зеленая аптека и др.)
2.2.4. Наличие объектов ландшафтного дизайна (рокария, розария, рабатки, альпийской горки, малых архитектурных форм)
2.3. Соблюдение отдельных условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования
2.3.1. Укомплектованность педагогическими кадрами (отсутствие вакансий) в соответствии со штатным расписанием
2.3.2. Отсутствие случаев травматизма воспитанников, зафиксированных в журнале учета травматизма и оформленных актами по форме Н-2 о расследовании несчастных случаев
2.3.3. Наличие медицинского кабинета или медицинского блока (медицинский кабинет, процедурный кабинет, изолятор)
2.3.4. Наличие и содержание методического кабинета
2.4. Обеспечение психологического сопровождения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
2.4.1. Наличие в штатном расписании педагога-психолога (основной штатной единицы или совместителя)
2.4.2. Наличие пакета документов деятельности психолого-медико-педагогического консилиума: положения, плана работы на год, протоколов заседаний
2.5. Организация в дошкольной образовательной организации коррекционной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
2.5.1. Наличие в структуре дошкольной образовательной организации групп компенсирующей, комбинированной или оздоровительной направленности
2.5.2. Наличие в структуре дошкольной образовательной организации логопункта
2.5.3. Наличие в образовательной программе дошкольного образования раздела о коррекционной работе с воспитанниками
3. Доброжелательность, вежливость и компетентность работников
3.1. Вежливость общения работников дошкольной образовательной организации, в том числе по телефону5
3.2. Удельный вес педагогических работников, аттестованных на первую и высшую квалификационные категории, составляет 70–100% от общей численности педагогических работников
3.3. Удельный вес педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации за год, составляет 30–35% от общей численности педагогических работников
3.4. Наличие положительных отзывов о работниках дошкольной образовательной организации в средствах массовой информации
Суммарный оценочный балл

Приложение 2

Положение о рейтинге дошкольных образовательных организаций Белгородской области6

1. Общие положения

1.1. Положение о рейтинге дошкольных образовательных организаций Белгородской области (далее – Положение) разработано в соответствии с планом мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утв. постановлением правительства Белгородской области от 25.02.2013 № 69-пп.

1.2. Положение определяет принципы и методику формирования рейтинга дошкольных образовательных организаций, расположенных на территории Белгородской области, порядок проведения оценки, систему показателей качества дошкольного образования и эффективности деятельности дошкольных образовательных организаций региона.

1.3. Положение разработано в целях непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития дошкольного образования региона, эффективности деятельности дошкольных образовательных организаций, усиления результативности функционирования системы дошкольного образования за счет повышения качества принимаемых управленческих решений, а также в целях обеспечения доступности и открытости информации о деятельности дошкольных образовательных организаций.

1.4. Положение распространяется на муниципальные и негосударственные (частные) дошкольные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования.

1.5. Участие муниципальных дошкольных образовательных организаций в рейтинге является обязательным, негосударственных (частных) – на добровольной основе.

1.6. Основными пользователями результатов рейтинга дошкольных образовательных организаций Белгородской области являются:

органы законодательной и исполнительной власти области;региональные и муниципальные органы управления образованием;учредители дошкольных образовательных организаций;иные образовательные и научные организации;работодатели и их объединения;общественные организации, заинтересованные в независимой оценке качества дошкольного образования и эффективности деятельности дошкольных образовательных организаций;родители воспитанников дошкольных образовательных организаций.

1.7. Обнародование результатов рейтинга дошкольных образовательных организаций осуществляется следующими способами:

информирование муниципальных органов управления образованием, администрации и педагогических работников дошкольных образовательных организаций, родителей воспитанников;информирование общественности (в полном объеме или частично) посредством публикаций, размещения в сети Интернет на официальных сайтах органов региональной и муниципальной власти, органов управления образованием, аналитических докладов о состоянии качества дошкольного образования на региональном и муниципальном уровнях.

1.8. Доступ к получению информации в рамках рейтинга определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими функционирование региональной информационной системы образования, через систему «Электронный мониторинг образовательных учреждений».

1.9. Объектами рейтинга являются: организация образовательного процесса в отдельной дошкольной образовательной организации, профессионализм и квалификация педагогических работников, эффективность управления образованием.

1.10. Предмет независимой оценки качества дошкольного образования:

качество образовательных программ, реализуемых в дошкольных образовательных организациях;условия реализации основных образовательных программ дошкольного образования;эффективность деятельности дошкольных образовательных организаций.

1.11. Рейтингование дошкольных образовательных организаций проводится департаментом образования Белгородской области, техническое сопровождение рейтинга осуществляется Белгородским региональным центром системы оценки качества дошкольного образования (далее – БелРЦОКО).

2. Система показателей качества работы дошкольных образовательных организаций

2.1. Рейтинг дошкольных образовательных организаций формируется на основании показателей качества, определенных приказом департамента образования Белгородской области.

2.2. Основными принципами выбора показателей качества работы дошкольных образовательных организаций являются инструментальность, технологичность, оптимальность использования первичных данных, иерархичность системы показателей, сопоставимость показателей качества на региональном уровне.

2.3. Показатели качества разделены на три группы:

первая группа: показатели оценки качества образовательных программ, реализуемых в дошкольных образовательных организациях;вторая группа: показатели оценки качества условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования (психолого-педагогических и кадровых условий, развивающей предметно-пространственной среды и материально-технических условий);третья группа: показатели оценки эффективности деятельности дошкольных образовательных организаций.

2.4. Номенклатура показателей качества и их эталонные значения устанавливаются нормативными актами, регламентирующими процедуры мониторинга деятельности дошкольных образовательных организаций, контроля и оценки качества образования.

2.5. Показатели качества работы дошкольных образовательных организаций рассматриваются во взаимосвязи, т. к. при оценке результатов деятельности дошкольной образовательной организации устанавливается влияние показателей друг на друга. Независимая оценка качества дошкольного образования по предложенным показателям определяет в целом уровень достижений результатов работы дошкольной образовательной организации.

3. Методика формирования рейтинга дошкольных образовательных организаций

3.1. Рейтинг дошкольных образовательных организаций проводится технически на основе утвержденных показателей путем анализа таблиц с исходными данными по показателям оценки качества работы дошкольных образовательных организаций.

3.2. Методика формирования рейтинга включает в себя следующие подготовительные этапы:

руководители муниципальных и негосударственных (частных) дошкольных образовательных организаций в соответствии с перечнем показателей заполняют таблицы с исходными данными по показателям оценки качества работы дошкольных образовательных организаций в электронном виде и вместе с бумажным вариантом, подписанным ими лично, направляют в муниципальный орган управления образованием;муниципальные органы управления образованием совместно с муниципальными центрами оценки качества образования осуществляют расчет показателей по формулам, представленным в таблице «Показатели качества», затем таблицу в электронном виде вместе с бумажным вариантом, подписанным руководителем муниципального органа управления образованием, направляют на согласование в БелРЦОКО.

3.3. Независимая оценка качества дошкольного образования и работы дошкольной образовательной организации выставляется в баллах по результатам сравнения фактических значений показателей качества образования с весовыми значениями показателей. Сравнение позволяет получить информацию о желаемом и достигнутом уровнях образования. Весовые показатели определяются с учетом требований нормативных актов и содержат максимальную оценку. Цифровые показатели отражают фактическое состояние качества образования в образовательных организациях региона.

3.4. Ранжирование дошкольных образовательных организаций осуществляется на основе кластерного подхода. Критериями отнесения организации к кластеру являются форма собственности и проектная мощность организации, позволяющая обеспечивать различный уровень условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

3.5. В рамках рейтинга выделяются следующие кластеры:

3.5.1. По форме собственности дошкольной образовательной организации:

муниципальные дошкольные образовательные организации;негосударственные (частные) дошкольные образовательные организации.

3.5.2. По проектной мощности дошкольной образовательной организации:

а) среди муниципальных дошкольных образовательных организаций:

1–3-групповые (малокомплектные) дошкольные образовательные организации;4–6-групповые дошкольные образовательные организации;дошкольные образовательные организации, имеющие семь и более групп;

б) среди негосударственных (частных) дошкольных образовательных организаций:

1–2-групповые (малокомплектные) дошкольные образовательные организации, расположенные в приспособленных помещениях;дошкольные образовательные организации, имеющие три и более группы, расположенные в типовых, встроенных или пристроенных зданиях.

3.6. Рейтинг дошкольных образовательных организаций осуществляется поэтапно:

1-й этап – внутрикластерный рейтинг дошкольных образовательных организаций муниципального образования;

2-й этап – итоговый внутрикластерный рейтинг дошкольных образовательных организаций Белгородской области.

3.7. Победители определяются из расчета не более 15% организаций от общего числа образовательных организаций из каждого кластера.

3.8. Муниципальные органы управления образованием предусматривают средства из муниципального бюджета для поощрения педагогических работников образовательных организаций – победителей рейтинга.

3.9. При распределении средств на поощрение учитываются следующие факторы:

если значения показателей у нескольких образовательных организаций совпадают, им присваивается одинаковый рейтинговый номер;если образовательная организация не представила информацию по одному или нескольким показателям качества, она выбывает из рейтинга.

3.10. Методика формирования рейтинга образовательных организаций Белгородской области подлежит ежегодному утверждению.

3.11. Руководители муниципальных органов управления образованием, дошкольных образовательных организаций несут ответственность за достоверность предоставленных сведений.

3.12. В случае установления факта предоставления недостоверных сведений дошкольная образовательная организация исключается из перечня организаций, получающих финансовые средства на текущий и последующий годы.

Приложение 3

Показатели оценки качества дошкольного образования, эффективности деятельности дошкольных образовательных организаций, расположенных на территории Белгородской области

Показатель Единица измерения Способ расчета Подтверждающие документы Принцип построения рейтинга
Формула Исходные данные
1. Показатели оценки качества основной образовательной программы дошкольного образования, программы развития образовательной организации, реализации «дорожной карты» образовательной организации по введению ФГОС
Соответствие основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ООП ДО), реализуемой в дошкольной образовательной организации, требованиям ФГОС Балл Соответствует – 2 балла; частично соответствует – 1 балл; не соответствует – 0 баллов Убывание
Соответствие направленности части ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений, регионально-муниципальным приоритетам развития дошкольного образования Балл Соответствует по двум и более направлениям – 2 балла; соответствует по одному направлению – 1 балл; не соответствует – 0 баллов Убывание
Наличие в ООП ДО раздела по коррекционному и (или) инклюзивному образованию Балл Имеется – 2 балла; отсутствует – 0 баллов Убывание
Наличие программы развития дошкольной образовательной организации, согласованной с учредителем Балл Имеется – 2 балла; отсутствует – 0 баллов Балл выставляет учредитель Справка учредителя Убывание
Выполнение мероприятий «дорожной карты» дошкольной образовательной организацией по введению ФГОС Балл 100% – 2 балла; от 70 до 99% – 1 балл; менее 70% – 0 баллов Балл выставляет учредитель Справка учредителя Убывание
2. Показатели оценки качества условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования
2.1. Оценка психолого-педагогических и кадровых условий реализации ООП ДО
Укомплектованность дошкольной образовательной организации педагогическими и учебно-вспомогательными кадрами Процент Численность фактически заполненных штатных единиц педагогических и учебно-вспомогательных кадров, поделенная на количество ставок педагогических и учебно-вспомогательных работников, умноженная на 100% Численность фактически заполненных штатных единиц педагогических и учебно-вспомогательных кадров; количество ставок педагогических и учебно-вспомогательных работников Штатное расписание Убывание
Соответствие квалификации педагогических и учебно-вспомогательных работников характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих7 Балл 100% – 2 балла; от 70 до 99% – 1 балл; менее 70% – 0 баллов Тарификационный список, отчет по форме 85-К Тарификационный список Убывание
Численность воспитанников дошкольной образовательной организации в расчете на одного педагогического работника Балл Численность воспитанников, поделенная на число ставок педагогических работников. 10 и более – 2 балла; менее 10 – 0 баллов Численность воспитанников; число ставок педагогических работников Штатное расписание Убывание
Численность воспитанников в расчете на одного работника Балл Численность воспитанников, поделенная на число ставок работников. 4 и более – 2 балла; менее 4 – 0 баллов Численность воспитанников; число ставок работников Штатное расписание Убывание
Доля педагогических работников, имеющих педагогическое образование % Численность работников с педагогическим образованием, поделенная на общую численность педагогических работников, работающих в детском саду, умноженная на 100% Численность работников с педагогическим образованием; общая численность педагогических работников, работающих в детском саду Тарификационный список Убывание
Доля педагогических работников с первой и высшей квалификационными категориями % Численность педагогических работников с первой и высшей квалификационными категориями, поделенная на общую численность педагогических работников, умноженная на 100% Численность педагогических работников с первой и высшей квалификационными категориями; общая численность педагогов Тарификационный список Убывание
Доля педагогических работников, имеющих стаж работы до трех лет % Численность педагогических работников со стажем работы до трех лет, поделенная на общую численность педагогических работников, умноженная на 100% Численность педагогических работников со стажем работы до трех лет; общая численность педагогических работников, умноженная на 100% Тарификационный список Убывание
Доля педагогических работников, прошедших в отчетном году повышение квалификации или профессиональную переподготовку % Численность педагогических работников, прошедших в отчетном году повышение квалификации или профессиональную переподготовку, Численность педагогических работников, прошедших в отчетном году повышение квалификации или профессиональную Свидетельство о прохождении курсов повышения квалификации Убывание
поделенная на общую численность педагогических работников, умноженная на 100% переподготовку; общая численность педагогических работников
Уровень средней заработной платы педагогических работников Руб. Фонд заработной платы за год (без учета начислений) списочного состава педагогических работников (основные работники, включая внутреннее совмещение), поделенный на численность списочного состава педагогических работников, поделенный на 12 месяцев Фонд заработной платы списочного состава педагогических работников (включая внутреннее совместительство); численность списочного состава педагогических работников Отчет по форме № ЗП-образование, финансовый мониторинг органов управления образованием, справка учредителя Убывание
Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников дошкольной образовательной организации к среднемесячной заработной плате в общеобразовательных организациях региона % Средняя зарплата педагогических работников дошкольной образовательной организации, поделенная на среднюю заработную плату в общеобразовательных организациях региона, умноженная на 100% Средняя зарплата педагогических работников дошкольной образовательной организации; средняя заработная плата в общеобразовательных организациях региона Отчет по форме № ЗП-образование, финансовый мониторинг органов управления образованием, справка учредителя Убывание
Организация инновационной деятельности в детском саду Балл Более одной инновационной площадки – 2 балла; одна инновационная площадка – 1 балл; отсутствует – 0 баллов Наличие инновационной площадки Приказ Убывание
Количество методических мероприятий муниципального, регионального, федерального уровня (городские методические объединения, семинары, конференции и др.), организованных и проведенных в дошкольной образовательной организации за отчетный период Балл Проведено более двух мероприятий – 2 балла; два мероприятия – 1 балл; менее двух мероприятий – 0 баллов Количество мероприятий Приказ, программа мероприятия Убывание
Доля педагогических работников с опытом работы, обобщенным на муниципальном и региональном уровнях % Численность педагогических работников с обобщенным на муниципальном, региональном уровне опытом работы, поделенная на общую численность педагогических работников, умноженная на 100% Численность педагогических работников с обобщенным на муниципальном, региональном уровне опытом; общая численность педагогических работников Свидетельство о внесении в муниципальный (региональный) банк актуального педагогического опыта Убывание
Использование сетевой формы реализации ООП ДО Балл Свыше трех организаций – 2 балла; одна-две организации – 1 балл; не используется – 0 баллов Балл выставляет муниципальный орган управления образованием Договоры, планы мероприятий, согласованные с организациями Убывание
Обеспечение государственно-общественного управления дошкольной образовательной организацией Балл Свыше трех действующих коллегиальных органов управления – 2 балла; три действующих коллегиальных органа управления – 1 балл; менее трех – 0 баллов. Балл выставляет муниципальный орган управления образованием Устав, локальные акты Убывание
Информационная открытость дошкольной образовательной организации: наличие и соответствие требованиям действующего законодательства официального сайта; участие дошкольной образовательной организации в независимой оценке качества дошкольного образования Балл Сайт полностью соответствует нормативным требованиям, дошкольная образовательная организация приняла участие в независимой оценке качества деятельности – 2 балла; сайт полностью соответствует требованиям, дошкольная образовательная организация не приняла участие в независимой оценке качества деятельности – 1 балл; сайт частично соответствует требованиям, дошкольная образовательная организация не приняла участие в независимой оценке качества деятельности – 0 баллов Балл выставляет муниципальный орган управления образованием Адрес сайта, справка учредителя, результаты независимой оценки качества деятельности Убывание
Уровень удовлетворенности родителей воспитанников качеством услуги % Уровень определяется в процентах удовлетворенности родителей воспитанников Результат подсчитывает муниципальный орган управления образованием Результаты мониторинга (анкетирования, социологического опроса) Убывание
2.2. Оценка развивающей предметно-пространственной среды, материально-технических условий реализации ООП ДО
Соответствие развивающей предметно-пространственной среды детского сада реализуемым ООП ДО, требованиям ФГОС Балл Соответствует – 2 балла; частично соответствует – 1 балл; не соответствует – 0 баллов Балл выставляет муниципальный орган управления образованием Справка учредителя Убывание
Оснащенность дошкольной образовательной организации учебно-методическим материалом в соответствии с реализуемой ООП ДО % Уровень оснащенности определяется в процентах Результат подсчитывает муниципальный орган управления образованием Справка учредителя Убывание
Создание в детском саду условий для получения дошкольного образования по адаптированным программам для детей с ограниченными возможностями здоровья Балл Условия созданы в соответствии с требованиями ФГОС – 2 балла; условия созданы частично – 1 балл; условия отсутствуют – 0 баллов Балл выставляет муниципальный орган управления образованием Справка учредителя Убывание
Оснащенность отдельного физкультурного зала (не совмещенного с музыкальным) в соответствии с нормативными требованиями % Результат подсчитывает муниципальный орган управления образованием Справка учредителя Убывание
Оснащенность плавательного бассейна в соответствии с нормативными требованиями % Результат подсчитывает муниципальный орган управления образованием Справка учредителя Убывание
Наличие современной спортивной площадки (стадиона) с искусственным покрытием Балл Имеется – 2 балла, отсутствует – 0 баллов Балл выставляет муниципальный орган управления образованием Справка учредителя Убывание
Оснащенность помещений дошкольной образовательной организации для работы медицинского персонала Балл Помещения оснащены в соответствии с требованиями более чем на 80% – 2 балла; от 70 до 80% – 1 балл; менее 70% – 0 баллов Балл выставляет муниципальный орган управления образованием Справка учредителя Убывание
Благоустройство территории дошкольной образовательной организации, соответствие требованиям безопасности Балл Территория соответствует требованиям безопасности – 2 балла; частично соответствует – 1 балл; не соответствует – 0 баллов Балл выставляет муниципальный орган управления образованием Справка учредителя Убывание
Оснащение детского сада компьютерной техникой % Количество единиц компьютерной техники, поделенное на количество педагогических работников, умноженное на 100% Количество единиц компьютерной техники; количество педагогических работников Справка учредителя Убывание
Соответствие деятельности дошкольной образовательной организации, условий реализации ООП ДО требованиям законодательства в сфере образования Балл Отсутствие предписаний, замечаний надзорных органов в сфере образования – 2 балла; наличие незначительных и уст- раненных замечаний – 1 балл; наличие множественных и (или) серьезных замечаний, предписаний, обоснованных жалоб – 0 баллов Балл выставляет муниципальный орган управления образованием Акты проверок надзорными органами в сфере образования, их предписания Убывание
Соответствие деятельности дошкольной образовательной организации, условий реализации ООП ДО санитарным требованиям Балл Отсутствие предписаний, замечаний органов Роспотребнадзора – 2 балла; наличие незначительных и устраненных замечаний – 1 балл; наличие множественных и (или) серьезных замечаний, предписаний – 0 баллов Балл выставляет муниципальный орган управления образованием Акт приемки дошкольной образовательной организации к новому учебному году, акты проверок органами Роспотребнадзора, предписания Убывание
Соответствие деятельности дошкольной образовательной организации, условий реализации ООП ДО требованиям пожарной безопасности Балл Отсутствие предписаний, замечаний органов Госпожнадзора – 2 балла; наличие незначительных и устраненных замечаний – 1 балл; наличие множественных и (или) серьезных замечаний, предписаний – 0 баллов Балл выставляет муниципальный орган управления образованием Акт приемки дошкольной образовательной организации к новому учебному году, акты проверок органами Госпожнадзора, предписания Убывание
3. Показатели оценки эффективности деятельности дошкольной образовательной организации
Коэффициент посещаемости дошкольной образовательной организации воспитанниками % [(Кдо / Чдо) / K] × 100% Кдо – число дней, проведенных детьми в группах за год (детодней); Чдо – средняя численность детей в дошкольной образовательной организации (чел.); К – число рабочих дней в году (дней) Периодическая отчетность Убывание
Показатель заболеваемости: число дней пропущенных одним ребенком по болезни в течение года Балл Число дней, пропущенных воспитанниками за год, поделенное на среднюю численность воспитанников за год. Ниже среднеобластного – 2 балла; равен среднеобластному – 1 балл; выше среднеобластного – 0 баллов Число дней, пропущенных воспитанниками за год; средняя численность воспитанников за год Периодическая отчетность Убывание
Выполнение натуральных норм питания детей в дошкольной образовательной организации Балл Выполнение натуральных норм питания в соответствии с санитарными требованиями более 90% – 2 балла; от 80 до 90% – 1 балл; менее 80% – 0 баллов Анализ выполнения натуральных норм питания Справка учредителя Убывание
Доля детей в возрасте от 4 до 7 лет, изучающих иностранный язык % Численность детей в возрасте 4–7 лет, изучающих иностранный язык, поделенная на численность воспитанников дошкольной образовательной организации в возрасте 4–7 лет, умноженная на 100% Численность детей в возрасте 4–7 лет, изучающих иностранный язык; численность детей в возрасте 4–7 лет в дошкольной образовательной организации Справка учредителя Убывание
Доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, охваченных программами духовно-нравственного воспитания (формирование основ православной культуры) % Численность детей от 3 до 7 лет, охваченных программами духовно-нравственного воспитания, поделенная на численность воспитанников детского сада в возрасте от 3 до 7 лет, умноженная на 100% Численность детей от 3 до 7 лет, охваченных программами духовно-нравственного воспитания; численность воспитанников детского сада в возрасте от 3 до 7 лет Справка учредителя Убывание
Доля детей, охваченных дополнительными образовательными услугами % Численность детей, охваченных дополнительными образовательными услугами, поделенная на численность воспитанников дошкольной образовательной организации, умноженная на 100% Численность детей, охваченных дополнительными образовательными услугами; численность воспитанников дошкольной образовательной организации Справка учредителя Убывание
Удельный вес неорганизованных детей в возрасте до трех лет, охваченных программами поддержки раннего развития (адаптационные группы, консультационные центры и др.) % Численность неорганизованных детей в возрасте до трех лет, охваченных программами поддержки раннего развития, поделенная на численности воспитанников дошкольной образовательной организации в возрасте от трех лет, умноженная на 100% Численность неорганизованных детей в возрасте до трех лет, охваченных программами поддержки раннего развития; численность воспитанников дошкольной образовательной организации в возрасте до трех лет Справка учредителя Убывание
Удельный вес воспитанников дошкольной образовательной организации в возрасте от 3 до 7 лет, посещающих группы кратковременного пребывания % Численность воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет, посещающих группы кратковременного пребывания, поделенная на воспитанников дошкольной образовательной организации в возрасте от 3 до 7 лет, умноженная на 100% Численность воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет, посещающих группы кратковременного пребывания; численность воспитанников дошкольной образовательной организации в возрасте от 3 до 7 лет Справка учредителя, периодическая отчетность Убывание

1 Постановление Правительства РФ от 30.03.2013 № 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги».

2 Распоряжение Правительства РФ от 30.03.2013 № 487-р <Об утверждении плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013–2015 годы>. 

3 Показатели утверждены приказом Минобрнауки России от 15.01.2014 № 14 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования». 

4 Ответ «да» – 1 балл, ответ «нет» – 0 баллов. 

5 Данный показатель оценивается по 5-балльной шкале.

Положение о рейтинге утверждено приказом департамента образования Белгородской области от 21.11.2013 № 2938. 

7Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 № 787. 

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Оценочный лист качества работы ДОО.docx
  • Показатели оценки качества ДО.docx
  • Положение о рейтинге ДОО.docx



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль