Жалобы на детский сад: как работают с ними органы управления образования

752

Одним из направлений деятельности органов управления образования является работа с обращениями граждан.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон № 59-ФЗ) обращение гражданина представляет собой направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалобу, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Закон № 59-ФЗ. Ст. 4. П. 4

В территориальный отдел по Советскому району главного управления образования администрации г. Красноярска (далее — управление образования) часто поступают обращения в адрес дошкольных образовательных организаций. При их рассмотрении специалисты управления образования руководствуются порядком, установленным Законом № 59-ФЗ.

Остановимся на жалобах на детский сад.

Формы жалоб на детский сад

Граждане подают жалобы на детский сад как в устной, так и в письменной форме. К устным относятся жалобы на детский сад во время личного приема граждан специалистами управления образования, а также сообщения по телефону.

Письменные жалобы на детский сад граждане могут подать разными способами:

отправив письмо на адрес электронной почты управления образования; оставив сообщение на сайте управления образования в разделе «Вопрос — ответ»;отправив письмо по «Почте России».

Письменная жалоба на детский сад, в т. ч. полученная по электронной почте, подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления. Затем она рассматривается органами управления образования в течение 30 дней со дня регистрации.

В соответствии с п. 4 ст. 10 Закона № 59-ФЗ ответ на жалобу в органы образования, поступившее в форме электронного документа, направляется в той же форме по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

Ответ на жалобу в органы образования, размещенную в разделе «Вопрос — ответ» на сайте органа управления образования, публикуется там же в открытом доступе. В соответствии с регламентом органа управления образования данные жалобы граждан должны рассматриваться в течение 30 дней, однако специалисты стараются отвечать на них ежедневно.

Содержание жалоб на детский сад

Жалобы на детский сад поступают как от работников дошкольных образовательных организаций, так и от родителей воспитанников. Жалобы в органы образования бывают индивидуальные и коллективные.

Работники в основном жалуются на неправомерные действия администрации детского сада:

при проведении аттестации педагогических кадров; начислении заработной платы, а именно распределении стимулирующих выплат.

Жалобы в органы образования родителей воспитанников по содержанию можно объединить в следующие группы:

недостатки в организации деятельности детского сада (режим работы (свободное посещение воспитанниками детского сада, работа в предпраздничные дни); обеспечение безопасности (пропускного режима), организация питания, режима проветривания в группах, объединение групп в летний период и т. д.);плохое материально-техническое обеспечение дошкольной организации (отсутствие освещения на территории, несоблюдение температурного режима в помещениях в зимний период, проведение ремонтных работ и приобретение игрового оборудования за счет родителей вследствие недостаточного финансирования детского сада);условия, отрицательно влияющие на качество образовательного процесса (большое количество детей в группе, отсутствие второго воспитателя, частая смена воспитателей, отсутствие индивидуального подхода к ребенку со стороны воспитателей и др.);детский травматизм.

Устные жалобы родителей часто предсказуемы и повторяются в зависимости от времени года и мероприятий, проводимых в детском саду. Например, зимой родители регулярно обращаются в управление образования с вопросами:

почему в группу принимают детей с признаками простуды? К кому обращаться по этому поводу? почему в зимнее время не проводятся прогулки с детьми в возрасте от полутора до трех лет? на каком основании заведующий требует оплатить приглашение Деда Мороза на новогодний утренник? имеет ли право заведующий не пустить на новогодний утренник родителей воспитанников в возрасте от полутора до трех лет?

Кроме того, на содержание жалоб на детский сад влияют изменения законодательства. Так, в начале 2000-х гг., когда финансирование дошкольных образовательных организаций было минимальным и бюджет оплачивал только коммунальные услуги и питание воспитанников, часто поступали жалобы в органы управления образования на взимание с родителей так называемых вступительных взносов при приеме ребенка в детский сад и добровольных ежемесячных пожертвований на развитие дошкольной организации. Причем проблема состояла не в том, что родители были против таких «взносов», а в том, что в детских садах отсутствовал контроль расходования средств и отчетность.

В настоящий момент характер жалоб в органы управления образования изменился, вопросы финансирования возникают значительно реже, а на первый план вышли жалобы на качество образования.

Порядок рассмотрения жалоб на детский сад

Жалобы на детский сад, поступающие по телефону, в основном требуют немедленного реагирования. От ответа специалиста органа управления образования зависит своевременное разрешение конфликтной ситуации. Если на обращение невозможно сразу дать ответ, то специалист органа управления образования просит заявителя оставить номер телефона и адрес для письменного ответа, чтобы информировать его о результатах рассмотрения жалобы.

Устные жалобы на детский сад на личном приеме, как правило, более сложные по содержанию, чем жалобы по телефону, т. к. являются следствием острого конфликта между родителем и заведующим или воспитателем. Такие жалобы на детский сад могут касаться вопросов воспитания, взимания денежных средств, взаимоотношений между родителем и работниками детского сада.

С согласия гражданина ответ на жалобу органам управления образования может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина в соответствии с требованиями п. 3 ст. 13 Закона № 59-ФЗ. Карточка личного приема гражданина содержит следующую информацию:

дату приема;вид обращения;Ф. И. О. ведущего прием;Ф. И. О. и контактные данные заявителя;содержание обращения;результат рассмотрения обращения;решение о снятии с контроля.

В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов.

После регистрации поступившей письменной жалобы руководитель органа управления образования принимает решение о порядке ее рассмотрения:

Жалобы на детский сад, требующие только разъяснения, адресуются специалисту соответствующего отдела управления образования (дошкольного, юридического, экономического и т. д.);если жалоба в орган управления образования требует детального рассмотрения, издается приказ о проведении служебного расследования.

В зависимости от содержания жалобы в орган управления образования в состав комиссии по проведению служебного расследования включаются специалисты по дошкольному образованию, юристы, экономисты, ревизоры. Если жалоба на детский сад касается ущемления прав работников детского сада или членов профсоюза, в данных проверках участвует председатель территориальной профсоюзной организации.

По результатам проверки заявителю жалобы направляется ответ.

Если в ходе рассмотрения жалобы в орган управления образования выявлены нарушения со стороны дошкольной образовательной организации, то приказом начальника главного управления образования администрации г. Красноярска заведующий привлекается к дисциплинарной ответственности. Для администрации детского сада оформляются рекомендации по предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций: провести внеплановый инструктаж, тренинг или семинар для педагогических работников по выявленной проблеме. Пример рекомендаций по организации теплового режима в детском саду в условиях низких температур в связи с жалобой на несоблюдение данного режима приведен в приложении.

С целью недопущения повторения дошкольными образовательными организациями нарушений, выявленных в ходе рассмотрения жалоб в органе управления образования, проводится совещание с заведующими, где их знакомят с анализом обращений граждан по наиболее актуальным и часто повторяющимся проблемам. Совместно с заведующими проводим круглые столы, семинары-практикумы с привлечением специалистов (экономистов, юристов, психологов) и находим пути решения таких проблем.

Предупреждение возникновения жалоб на детские сады

Для предупреждения возникновения жалоб на детские сады управлением образования проводятся соответствующие мероприятия. Так, с целью оказания педагогическим коллективам детских садов помощи в предупреждении и разрешении конфликтных ситуаций с родителями воспитанников в 2009–2010 уч. г. районным методическим объединением педагогов-психологов были разработаны и проведены семинары-практикумы по теме «Эффективные способы взаимодействия с родителями». По итогам проведения семинаров был издан методический сборник, которым до сих пор пользуются педагогические работники во всех дошкольных образовательных организациях Советского района г. Красноярска.

В 2010–2011 уч. г. проблема взаимодействия воспитателей с родителями решалась в рамках районного методического объединения. Была проделана большая работа по изучению литературы, имеющегося опыта работы, для воспитателей проведены круглые столы, дискуссии, деловые игры, разработан практический материал по разнообразным формам работы с родителями. В результате появился методический сборник «Искусство общения с родителями», который состоит из трех частей:

психологические особенности взаимодействия с родителями; формы работы дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников; практика проведения родительских собраний во всех возрастных группах.

Благодаря проведению такой работы ни заведующий, ни воспитатель, ни тем более родитель не остаются один на один с проблемой, которая могла бы стать поводом для жалобы на детский сад. Управление образования со своей стороны оказывает всем участникам образовательного процесса квалифицированную помощь в разрешении конфликтов.

Приложение

Рекомендации по организации теплового режима
в детском саду в условиях низких температур

1. Разработать и утвердить планы основных мероприятий по соблюдению теплового режима в условиях низких температур в зимнее время.

2. Создать в дошкольной образовательной организации комиссию по контролю соблюдения теплового режима.

3. Организовать проведение периодических проверок теплового контура, визуального осмотра системы теплопотребления дошкольной образовательной организации.

4. Обеспечить наличие бытовых термометров во всех помещениях дошкольной образовательной организации.

5. Дополнительно ознакомить персонал с требованиями к отоплению и вентиляции, приведенными в разделе VIII СанПиН 2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26.

6. Разместить в родительских уголках график проветривания помещений в детском саду и требования к температуре воздуха и кратности воздухообмена.

7. Контролировать использование электробытовых приборов в дошкольной образовательной организации.

8. В условиях пониженной температуры строго регламентировать массовые мероприятия, выезды, походы исходя из требований техники безопасности, сохранения жизни и здоровья воспитанников и работников дошкольной образовательной организации.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль