Обучение энергосбережению в дошкольных организациях

146

Обучение энергосбережению в дошкольных организациях
Разъяснения по поводу изменений в Федеральный закон об энергосбережении, которые вступили в силу в октябре 2014 года, дает начальник регионального обучающего центра энергоэффективности государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Институт энергосбережения» Максим Медведев.

Максим Арнольдович, расскажите, пожалуйста, как изменится энергосбережение в дошкольных организациях в связи со вступлением в силу новых изменений? Образовательные организации по-прежнему должны проводить энергетическое обследование?

Начнем с того, что все организации с участием государства (в том числе и образовательные) должны были провести первое обязательное энергетическое обследование до 31 декабря 2012 года. Эта норма была введена еще первой редакцией Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении…» и в настоящее время является обязательной для исполнения.

Однако некоторые организации своевременно не выполнили требования об энергосбережении и до сих пор не реализовали программу энергосбережения в детском саду. Например, по данным саморегулируемых организаций в сфере энергетических обследований, в Свердловской области каждый месяц регистрируется до 30 новых энергетических паспортов, полученных в результате проведения первого обязательного энергетического обследования. Поэтому руководителям тех образовательных организаций, в которых еще не проводилось энергообследование, я советую как можно скорее заняться организацией работы по энергосбережению. Никто эту обязанность с руководителей не снимал, а за несвоевременное выполнение требований законодательства им грозит штраф.

Теперь давайте остановимся на тех существенных поправках в законодательство об энергосбережении, которые внесены Федеральным законом № 399-ФЗ. Всего три из них касаются организаций с участием государства и муниципального образования.

Во-первых, как мы знаем, согласно Федеральному закону № 261-ФЗ «Об энергосбережении…» все бюджетные учреждения должны утверждать и реализовывать программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности. До недавнего времени такие программы составлялись в свободной форме. В июне 2014 года приказом № 398 Минэнерго России была утверждена программа энергосбережения в детском саду и разработана единая форма этой программы. Поэтому в 2015 году у всех бюджетных учреждений программы должны быть оформлены в соответствии с новыми требованиями.

Во-вторых, с октября 2014 года вступили в силу части 1.1 и 1.2 статьи 16 Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении…». Суть их в том, что бюджетное учреждение теперь вправе выбрать: каждые пять лет проводить энергетическое обследование, обращаясь к услугам энергоаудитора, либо ежегодно самостоятельно предоставлять информацию об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований. Порядок и форму предоставления такой информации разрабатывает и утверждает Минэнерго России.

В-третьих, возможность воспользоваться данным выбором возникает у бюджетного учреждения только если оно тратит не более 50 млн руб. в год на природный газ, мазут, тепловую энергию, уголь, электрическую энергию совокупно. Прошу заметить, что здесь не учитываются, как раньше, моторное топливо и вода. Эта норма прописана в постановлении Правительства РФ «Об установлении объема энергетических ресурсов в стоимостном выражении для целей проведения обязательных энергетических обследований».

Энергосбережение в дошкольных организациях отражается в энергодекларации

Термин «энергодекларация» в законодательстве не закреплен, хотя он активно используется специалистами в области энергосбережения. Под энергодекларацией понимается та самая информация об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, о которой я уже сказал. Форма энергодекларации приведена в приказе Минэнерго России, который вступил в силу 30 декабря 2014 года. В общих чертах можно сказать, что энергодекларация должна представлять собой электронный документ, в котором должна отражаться программа энергосбережения в детском саду. По сути, энергодекларация дублирует сведения энергетического паспорта.

Программа энергосбережения в детском саду: дупаскается ли самостоятельное заполнение энергодекларации?

Летом 2014 года Минэнерго России организовало в регионах цикл обучающих семинаров для работников бюджетной сферы. Так, в нашем регионе на базе Технического университета Уральской горно-металлургической компании проводилось обучение руководителей бюджетных учреждений, в том числе образовательных организаций, по программе «Практические вопросы реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». В качестве преподавателей были приглашены и специалисты Института энергосбережения.

На занятиях рассматривался вопрос перехода от энергетических паспортов к энергодекларациям и проводилось обучение руководителей заполнению формы представления информации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, которая содержится в приказе Минэнерго России. По итогам обучения можно сделать вывод, что даже руководителям, обладающим специальными знаниями, будет сложно самостоятельно заполнить эту форму энергодекларации.

Во-первых, до сих пор не ясен порядок заполнения, представления и согласования энергодекларации. Во-вторых, некоторые поля энергодекларации, обязательные для заполнения, имеют неоднозначную трактовку, а, следовательно, возникает вероятность допустить ошибку. В-третьих, в образовательных организациях порой складывается настолько нестандартная ситуация, что уложить ее в унифицированные рамки энергодекларации бывает невозможно.

Хотелось бы отметить еще один момент, который вызывает проблемы при заполнении энергодекларации. Во многих бюджетных учреждениях до сих пор не налажена программа энергосбережения в детском саду, система учета энергоресурсов, как того требует законодательство. Например, не учитывается потребление энергоресурсов и воды в натуральном выражении, не анализируются причины снижения или увеличения потребления энергоресурсов. На внедрение этой системы, естественно, необходимо время.

Энергосбережение в дошкольных организациях: роль энергоаудиторов

Обращаться к профессионалам нужно обязательно. Услугами энергоаудиторских фирм, на мой взгляд, стоит пользоваться в нескольких случаях: если в дошкольной образовательной организации работы по оценке энергоэффективности и энергосбережению не проводились вовсе; если исчерпаны все мероприятия по энергосбережению, достигнуты определенные результаты и непонятно, как дальше сокращать энергозатраты; если в организации планируется внедрение дорогостоящего мероприятия по энергосбережению, и ошибка в расчетах может привести в лучшем случае к отсутствию эффекта, а в худшем — к растрате бюджетных средств.

К сожалению, настоящих профессионалов в сфере энергоаудита не так много. Однако последние изменения в законодательстве вынуждают дилетантов постепенно покидать рынок.

При всем этом нужно понимать, что энергосбережение в дошкольных учреждениях до сих пор проводится силами сотрудников ДОО. А значит, экономия энергоресурсов в первую очередь зависит от грамотности и добросовестности персонала. Поэтому нельзя экономить на обучении и повышении квалификации работников в области энергосбережения. Если в детский сад закупить дорогостоящее современное оборудование, а эксплуатировать его по старинке, то никакой энергоаудитор не сможет уберечь от неэффективного использования энергии.

Для чего нужна программа энергосбережения в детском саду?

На занятиях в Институте энергосбережения слушатели часто задают вопрос: «Зачем разрабатывать программу, если ее все равно не профинансируют?». В свою очередь, их можно спросить: «Сколько денег и в какие сроки вам нужно?», «Какие мероприятия по энергосбережению вы будете реализовывать?», «Каковы ожидаемые сроки окупаемости мероприятий, результаты снижения энергопотребления?». Зачастую руководители не могут ответить, хотя это — ключевые вопросы любого проекта, который требует вложения денежных средств, в том числе программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В общих чертах энергосбережение в детском саду представляет собой план действий с описанием необходимых средств, сроков, очередности, ответственности, результатов. Без такого плана невозможно реализовать даже организационные беззатратные мероприятия по энергосбережению.

Умение составлять планы и действовать согласно им — это шаг к созданию системы энергетического менеджмента, о котором уже не первый год говорит правительство. Два года назад Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии утвержден и введен в действие стандарт системы энергетического менеджмента1 аналогичный международному стандарту. Этот ГОСТ описывает процедуры по созданию системы непрерывного повышения энергоэффективности на предприятии и в организации.

Энергосбережение в дошкольных организациях: система энергоменеджмента 

Основы энергоменеджмента заложены в Федеральном законе № 261-ФЗ «Об энергосбережении…». Энергоменеджмент включает систему учета энергоресурсов и сбора отчетности, аналитику и документооборот, финансовое планирование, систему изменения и внедрения энергоэффективных мероприятий, контроль достигнутых результатов. Чтобы внедрить энергоменеджмент в образовательной организации нужно постепенно в плановом порядке выполнять требования законодательства об энергосбережении. При этом, конечно, важно не относиться к энергосбережению формально, как к разовому отчетному мероприятию.

Хочу отметить, что система повышения энергоэффективности работает во всем мире. Она необходима так же, как система финансового учета и контроля, ведь деньги и энергоресурсы, по сути, являются одним и тем же, и их всегда будет не хватать. Поэтому использовать энергию надо разумно.

1ГОСТ Р ИСО 50001–2012 «Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению», утв. приказом Росстандарта от 26.10.2012 № 568-ст.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль