Подготовка и разработка образовательной программы развития детского сада

609

Необходимость внедрения программы развития, как правило, вызвана не столько окончанием периода реализации предыдущей программы, сколько новыми обстоятельствами, вступившими в силу. К примеру, могут быть выпущены новые правовые документы в сфере образования, поставлены новые цели и задачи перед коллективом или изменен статус ДОО, открыты новые группы и структурные подразделения и т. п.

В процессе разработки образовательной программы развития детского сада нужно руководствоваться следующими документами:

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

1. Нормативными правовыми актами федерального уровня:

  • Федеральным законом от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон №  273-ФЗ);
  • Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утв. распоряжением Правительства РФ от  17.11.2008 №  1662-р;
  • Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на  2013—2020 гг., утв. постановлением Правительства РФ от  15.04.2014 № 295;
  • Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., утв. распоряжением Правительства РФ от  08.12.2011 №  2227-р;
  • Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г., утв. распоряжением Правительства РФ от  07.08.2009 №  1101-р;
  • Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на  2016—2020 гг., утв. распоряжением Правительства РФ от  29.12.2014 №  2765-р;
  • Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утв. Президентом РФ  07.02.2008 №  Пр-212;
  • указом Президента РФ от  07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
  • указом Президента РФ от  07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
  • федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от  17.10.2013 № 1155;
  • СанПиН 2.4.1.3049–13 « Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от  15.05.2013 №  26.

2. Нормативными правовыми актами регионального и муниципального уровней.

3. Локальными нормативными актами дошкольной образовательной организации:

  • уставом;
  • положением о программе развитиядошкольной образовательной организации (приложение);
  • приказами о разработке программы развития дошкольной образовательной организации на определенный период;
  • об утверждении программы развития дошкольной образовательной организации на определенный период;
  • о внесении изменений в программу развития дошкольной образовательной организации на конкретный период;
  • о выполнении программы развития дошкольной образовательной организации за определенный период;
  • годовым планом работы дошкольной образовательной организации, в который включают позиции, отражающие мероприятия по реализации программы развития;
  • иными локальными нормативными актами образовательной организации (справками, отчетами и т. п.).

Подходы к разработке образовательной программы развития детского сада

Практика показывает, что на сегодняшний день есть три варианта разработки.

1. Администрация дошкольной образовательной организации заказывает разработку программы развития стороннему специалисту.

В данном случае можно быть уверенным, что образовательная программа развития детского сада будет написана профессионально, ее можно будет показать контролирующим органам, представить для участия в различных конкурсных мероприятиях. Однако важно понимать, что сторонний специалист не сможет отразить специфику образовательной организации, оценить реальную ситуацию и выстроить план конкретных мероприятий, обеспечивающих исполнение проекта развития.

2. Программу развития разрабатывает администрация дошкольной образовательной организации.

Данный подход предполагает, что структура и содержание проекта развития будут, скорее всего, скопированы из Интернета или с предыдущего проекта. Это приведет к тому, что будет страдать весь образовательный процесс, административные работники переутомятся, если возьмутся разрабатывать образовательную программу развития детского сада самостоятельно.

3. Администрация дошкольной образовательной организации инициирует разработку программы развития, привлекая весь коллектив к обсуждению, и формирует рабочую группу.

Этот вариант считается более трудоемким, поскольку разработка в данном случае сопровождается дискуссией и обучением, что потребует больше времени и усилий от администрации. Впрочем, именно благодаря этому данный вариант может стать той реальной стратегией к действию, которая будет понятной для всего коллектива.

Организация разработки образовательной программы развития детского сада

Перед началом разработки осуществляется заседание педагогического совета, после чего руководитель дает приказ о разработке. В приказе отмечается состав рабочей группы, и указываются мероприятия по разработке проекта образовательной программы развития детского сада. В рабочую группу, как правило, входят члены администрации, руководители методических объединений, педагогические работники, представители родительской общественности, члены управляющего совета.

Рабочая группа составляет, а заведующий детским садом утверждает приказом план мероприятий по подготовке проекта программы развития (таблица).

Мероприятия по подготовке проекта образовательной программы развития детского сада

Мероприятие Сроки Ответственный / исполнитель
Рассмотрение вопроса о разработке программы развития на педагогическом совете Заведующий
Издание приказа о разработке программы развития дошкольной образовательной организации Заведующий
Обучение рабочей группы, распределение заданий среди участников рабочей группы Заведующий / руководитель рабочей группы
Рассмотрение вопроса о разработке программы развития на заседаниях методических объединений, творческих групп Ответственные лица согласно приказу
Проведение исследований: • анкетирование участников образовательного процесса; • анализ современного состояния дошкольной образовательной организации; • другие исследования Руководитель рабочей группы / рабочая группа
Определение миссии дошкольной образовательной организации, целевых индикаторов и показателей ее реализации Руководитель рабочей группы / рабочая группа
Разработка проекта программы развития Руководитель рабочей группы / рабочая группа
Обсуждение проекта программы развития на заседаниях методического, педагогического, управляющего советов Заведующий, заместители заведующего, председатель управляющего совета
Согласование проекта программы развития с учредителем Заведующий
Коррекция и экспертиза программы развития Заведующий / руководитель рабочей группы
Утверждение программы развития на заседаниях педагогического и управляющего советов Заведующий, заместители заведующего, председатель управляющего совета
Издание приказа об утверждении программы развития дошкольной образовательной организации Заведующий

Образовательная программа развития детского сада: требования к оформлению

Поскольку программа развития является локальным нормативным актом дошкольной образовательной организации, большое значение имеет ее правильное оформление. Программа развития должна:

1) иметь название, титульный лист и содержание;

2) логично и последовательно изложенный текст;

3) аргументацию, подкрепленную результатами фактически проведенных исследований;

4) нормативное обоснование с опорой на локальные акты образовательной организации, например, локальные акты разработки программ образования в ДОУ;

5) быть преемственной федеральным, региональным и муниципальным проектам развития образования;

6) иметь финансовое обоснование (бюджет, необходимый для реализации);

7) формальные признаки нормативного документа (грифы согласования, рассмотрения, утверждения, две рецензии — внешнюю и внутреннюю).

Техническое оформление должно соответствовать требованиям современного делопроизводства: текст набирается в программе Microsoft Word шрифтом Times New Roman кеглем 12–14 пт с одинарным межстрочным интервалом, выравниванием по ширине, абзацным отступом 1,25 см, шириной полей 2 см со всех сторон. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Нумерация страниц сквозная.

Если образовательная программа развития детского сада сдается в бумажном варианте, то он прошивается. При этом страницы нужно пронумеровать, заверить печатью и подписью руководителя.

Образовательная программа развития детского сада: экспертиза и утверждение

Непосредственно по завершению разработки программу нужно сдать на экспертизу. Желательно произвести внешнюю и внутреннюю экспертизу и получить рецензии, поскольку проект развития затрагивает вопросы реализации государственной политики в области образования и перспективы развития дошкольной образовательной организации.

Экспертиза бывает:

1) внешняя (когда рецензирование производится специалистами научных или методических организаций либо экспертами данной области);

2) внутренняя (когда обсуждение производится на заседании методического совета или на заседании методического объединения).

Рецензию составляет рецензент, опираясь на анализ всех составляющих образовательной программы развития детского сада. Рецензию допускается излагать в свободной форме. Вместе с подписью рецензент обязательно отмечает свою должность, место работы, ученую степень и звание, а также число, которым написана рецензия. Подпись заверяется по месту основной работы рецензента печатью.

После получения положительных экспертных заключений (рецензий) и согласования программы развития с учредителем она выносится на утверждение. Затем программа развития утверждается приказом руководителя дошкольной образовательной организации.

Приложение

Положение о программе развития

___________________________________________________________________________________________

(Наименование дошкольной образовательной организации)

1. Общие положения

1.1. Положение о программе развития _____________________________________________________________

(Наименование дошкольной образовательной организации)

разработано и утверждено в соответствии с Федеральным законом от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и ________________________________________________________________________.

(Перечень локальных нормативных актов)

Настоящее положение определяет принципы разработки, содержание, критерии экспертной оценки, реализации и корректировки программы развития

__________________________________________________________________________.

(Наименование дошкольной образовательной организации)

1.2. Положение о программе развития разрабатывается и утверждается ___________________________________________

(Коллегиальный орган: педагогический совет, методический совет и т. п.)

в соответствии с порядком, предусмотренным частями 2, 3 ст. 30 Федерального закона от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В положение в установленном порядке могут вноситься изменения и (или) дополнения.

1.3. Программа развития является основным стратегическим управленческим документом, регламентирующим и направляющим ход развития образовательной организации. Программа носит среднесрочный характер и ее действие рассчитано на __________ лет.

(Указать срок)

1.4. Программа развития разрабатывается и утверждается в образовательной организации в соответствии с настоящим положением.

2. Задачи и функции программы развития

2.1. Программа развития ориентирована на решение следующих главных задач:

2.1.1. Фиксация существующего состояния и перспектив развития образовательной организации.

2.1.2. Выявление возможностей и ограничений, угроз и рисков, достижений и инновационного потенциала исполнителей, а также существующих проблем и недостатков.

2.1.3. Определение и описание образа желаемого будущего состояния образовательной организации для формулирования ее стратегических и тактических целей развития.

2.1.4. Определение и описание стратегии развития и разработка конкретного плана действий образовательной организации, обеспечивающих достижение спланированных желаемых результатов, достижения целей и реализация задач.

2.2. Функции программы развития:

нормативная (программа является документом, обязательным для выполнения в полном объеме);целеполагающая (программа определяет ценности и цели, ради достижения которых она разработана в дошкольной образовательной организации);процессуальная (программа определяет логическую последовательность мероприятий по развитию дошкольной образовательной организации, организационные формы и методы, средства и условия процесса развития дошкольной образовательной организации);оценочная (выявляет качественные изменения в образовательном процессе посредством контроля и мониторинга хода и результатов реализации программы развития).

3. Структура и содержание программы развития

3.1. Структура программы развития определяется дошкольной образовательной организацией самостоятельно.

3.2. Программа развития включает следующие разделы:

Паспорт программы развития:

Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа развития:

данные об образовательной организации;анализ итогов реализации предыдущей программы развития.

Раздел 2. Основные цели и задачи программы развития, сроки и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели, система контроля выполнения программы развития.

Раздел 3. Концепция и механизм реализации программы развития.

Раздел 4. Обоснование ресурсного обеспечения программы развития.

Раздел 5. Оценка социально-экономической эффективности программы развития.

Приложения.

3.3. Примерный объем программы развития при указанной структуре должен составлять не более 75 страниц.

3.4. Содержание программы развития должно:

отражать современные тенденции развития образования;иметь инновационный характер;учитывать региональную специфику;обеспечивать решение проблемы / задач в ходе мероприятий по разработке программы развития;отвечать специфике, традициям дошкольной образовательной организации и запросам участников образовательных отношений.

4. Порядок разработки, утверждения и внесения изменений и (или) дополнений в программу развития

4.1. Для разработки программы развития создается рабочая группа из числа педагогических работников дошкольной образовательной организации, родителей воспитанников, членов управляющего совета, представителей учредителя. Состав, полномочия, ответственность рабочей группы, ее функционал и план работы рассматриваются на педагогическом совете и утверждаются приказом руководителя дошкольной образовательной организации.

4.2.Проект программы развития, представленный рабочей группой, согласовывается с учредителем, проходит внешнюю и внутреннюю экспертизу, обсуждается на заседании педагогического (управляющего) совета дошкольной образовательной организации и утверждается руководителем дошкольной образовательной организации.

4.3. Основанием для внесения изменений и (или) дополнений в программу развития могут быть:

результаты мониторинга реализации мероприятий, оценки эффективности и достижения целевых индикаторов и показателей;невыполнение мероприятий программы;издание / выход стратегических документов на федеральном, региональном, муниципальном уровне;потеря актуальности отдельных мероприятий программы.

4.4. Все изменения и (или) дополнения, вносимые в программу развития, должны соответствовать требованиям настоящего положения и закрепляться приказом по образовательной организации «О внесении изменений в программу развития дошкольной образовательной организации».

5. Критерии экспертной оценки программы развития

Для экспертной оценки программы развития используются следующие критерии:

актуальность (нацеленность на решение ключевых проблем развития дошкольной образовательной организации);прогностичность (ориентация на удовлетворение прогнозируемого социального запроса на образовательные услуги, учет изменений социальной ситуации);эффективность (нацеленность на достижение максимально возможных результатов при рациональном использовании имеющихся ресурсов);реалистичность (соответствие требуемых и имеющихся материально-технических и временных ресурсов возможностям образовательной организации);полнота и целостность программы развития;проработанность (подробная и детальная проработка всех мероприятий);управляемость (разработанный механизм управленческого сопровождения реализации программы развития);контролируемость (наличие максимально возможного набора индикативных показателей);социальная открытость (наличие механизмов информирования участников образовательного процесса и социальных партнеров);единство содержания и внешней формы программы развития, использование современных технических средств для оформления программы.

6. Размещение и хранение программы развития

6.1. Публичность (открытость) информации о ходе реализации программы развития обеспечивается посредством размещения оперативной информации на официальном сайте дошкольной образовательной организации в сети Интернет в порядке, установленном положением о сайте дошкольной образовательной организации и обновлении информации об образовательной организации.

6.2. Программа является обязательной частью документации дошкольной образовательной организации и хранится в ________ в течение ____________.

(Указать место) (Указать срок)

Выбор редакции:

Сборник лучших материалов по теме
«Оценка качества образования»


Особенности образовательной программы развития детского сада
Программа развития детского сада является основным стратегическим управленческим документом, регламентирующим развитие учреждения. Программа развития должна отвечать следующим требованиям:
  • носить среднесрочный характер (рассчитана на 3–5 лет);
  • содержать описание четко и детально спланированных действий (мероприятий), сроков их осуществления, ответственных исполнителей и необходимых ресурсов;
  • иметь ярко выраженную инновационную направленность;
  • быть ориентированной на реализацию актуальных перспективных ожидаемых и прогнозируемых образовательных потребностей, социального заказа на образование;
  • учитывать специфику дошкольной образовательной организации, ее месторасположения и  материально-технической базы, контингента воспитанников;
  • являться действующим документом (промежуточные итоги ее реализации систематически обсуждаются на заседаниях педагогического совета, методических объединениях, собраниях трудового коллектива и др.);
  • должна быть взаимосвязана по целям и задачам с годовым планом работы дошкольной образовательной организации.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль