Стимулирующие выплаты педагогическим работникам ДОУ: принципы распределения

4903

В рамках реализации Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2013–2018 годы1 и в соответствии с приказом Минтруда России от  13.05.2013 № 2022 Минобрнауки России были подготовлены Методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере образования, их руководителей и работников (<письмо> Минобрнауки России от  20.06.2013 №  АП-1073/02 «О разработке показателей эффективности»).

Согласно абз. 5 данных методических рекомендаций механизм и процедура распределения стимулирующего фонда для руководителей и педагогических работников на основании утвержденного перечня показателей эффективности определяется локальными актами муниципалитета (учредителя) и образовательной организации соответственно. При этом выработка и принятие решений по распределению стимулирующего фонда оплаты труда с учетом утвержденных показателей эффективности деятельности руководителей и педагогических работников также должна осуществляться с обязательным привлечением представителей организаций, осуществляющих государственно-общественное управление в сфере образования, трудовых коллективов и профсоюзных организаций.

Механизм и принципы распределения стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических работников образовательных организаций утверждаются на уровне образовательной организации, при этом должна быть обеспечена зависимость размера стимулирующей части фонда оплаты труда от результатов деятельности педагогического работника в рамках основной образовательной программы (разд. 2 Методических рекомендаций).

В связи с этим в детском саду № 15 «Родничок» г. Бирска (далее — Детский сад № 15) разработана система распределения стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических работников в целях:

установления зависимости между результативностью профессиональной деятельности каждого педагогического работника и его материальным вознаграждением;повышения эффективности предоставляемой детским садом муниципальной услуги.

Для регламентации процедуры распределения стимулирующей части фонда оплаты труда утверждены:

положение об оплате труда педагогических работников, в котором указаны показатели и критерии для назначения стимулирующих выплат педагогическим работникам ДОУ;

  • приказ о создании комиссии по установлению стимулирующих выплат педагогическим работникам ДОУ;
  • методика и процедура распределения стимулирующей части фонда оплаты труда.

Работа комиссии по установлению стимулирующих выплат педагогическим работникам ДОУ

В комиссию по установлению стимулирующих выплат педагогическим работникам ДОУ входят: заведующий (председатель комиссии), старший воспитатель (секретарь комиссии), главный бухгалтер Детского сада № 15, председатель первичной профсоюзной организации, член общественного совета при управлении образованием.

Комиссией разработаны критерии для установления стимулирующих выплат педагогическим работникам ДОУ. У каждого критерия есть показатели, за достижение каждого показателя присваивается определенное количество баллов (приложение 1).

Члены комиссии заполняют оценочные листы, которые представляют собой перечни педагогических работников и количество баллов, присвоенных им по каждому показателю. Баллы проставляются на основании данных портфолио педагогических работников и оценки их индивидуальных достижений. Правильность заполнения оценочных листов проверяет председатель первичной профсоюзной организации, сверяя количество баллов с материалами портфолио каждого педагогического работника. Затем оценочные листы утверждаются на заседании комиссии по установлению стимулирующих выплат педагогическим работникам ДОУ (протокол заседания приведен в приложении 2).

Портфолио педагогического работника — индивидуальная папка, в которой зафиксированы личные профессиональные достижения педагогического работника в  воспитательно-образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития воспитанников, а также вклад в развитие системы образования за определенный период времени. Профессиональные достижения подтверждаются оригиналами грамот, дипломов, публикаций, копиями сертификатов, приказов, программ конференций.

Методика (приложение 3) и процедура (приложение 4) распределения стимулирующей части фонда оплаты труда педагогам ДОУ разработаны комиссией по установлению стимулирующих выплат педагогическим работникам ДОУ на основе федеральных и региональных нормативных документов:

Трудового кодекса Российской Федерации от  30.12.2001 №  197-ФЗ;Федерального закона от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;распоряжения Правительства РФ от  26.11.2012 №  2190-р <Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы>;<письма> Минобрнауки России от  20.06.2013 №  АП-1073/02 «О разработке показателей эффективности»;Закона Республики Башкортостан от  01.07.2013 №  696-з «Об образовании в Республике Башкортостан»;постановления администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан от  19.08.2013 № 2420 «Об утверждении показателей деятельности муниципальных учреждений в сфере образования, их руководителей и работников».

Процедура и методика распределения стимулирующей части фонда оплаты труда согласованы с председателем первичной профсоюзной организации.

Уменьшение или отмена стимулирующих выплат педагогическим работникам ДОУ

Согласно данным локальным актам размер стимулирующих выплат педагогическим работникам ДОУ может быть снижен, либо работник может быть полностью лишен их в случаях:

  • нарушения устава Детского сада № 15;
  • нарушения правил внутреннего трудового распорядка;
  • нарушения должностных инструкций, инструкций по охране труда, жизни и здоровья воспитанников;
  • нарушения трудовой и исполнительской дисциплины;роста заболеваемости воспитанников выше городского показателя;
  • посещаемости детского сада менее 70% воспитанников;
  • нарушения кодекса профессиональной этики педагогических работников.

Трудовая дисциплина (дисциплина труда) — обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным трудовым законодательством, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Исполнительская дисциплина — соблюдение требований должностной инструкции, приказов, распоряжений, положений, регулирующих деятельность работника, а также устных указаний руководителей.

Решение об уменьшении стимулирующих выплат педагогическим работникам ДОУ и о лишении работника таких выплат устанавливается приказом заведующего по согласованию с первичной профсоюзной организацией.

Следует отметить, что разработанная система распределения стимулирующей части фонда оплаты труда необходима как педагогическим работникам, так и руководителю Детского сада № 15. Благодаря ей педагогические работники понимают, за что начисляются стимулирующие выплаты педагогическим работникам ДОУ, видят связь между результатами своей работы и вознаграждением. К тому же они получают возможность влиять на уровень заработной платы работников ДОУ за счет активного участия в образовательном процессе.

Для заведующего преимущества внедрения системы распределения стимулирующих выплат педагогическим работникам ДОУ заключаются в повышении эффективности работы дошкольной образовательной организации за счет роста производительности труда педагогических работников, оптимизации расходования средств на материальное стимулирование персонала, улучшения психологического климата в коллективе.

Приложение 1

Критерии и показатели для назначения стимулирующих выплат педагогическим работникамСтимулирующие выплаты педагогическим работникам ДОУ: принципы распределения

Приложение 2

Протокол заседания комиссии по установлению стимулирующих выплат педагогическим работникамСтимулирующие выплаты педагогическим работникам ДОУ: принципы распределения

Приложение 3

Методика распределения стимулирующей части фонда оплаты труда

1. Фонд оплаты труда Детского сада № 15 формируется в соответствии с утвержденными управлением образованием планами финансово-хозяйственной деятельности, а также включает средства, поступающие от приносящей доход деятельности. Стимулирующие выплаты педагогическим работникам ДОУ устанавливаются в пределах данных сумм.

2. Стимулирующие выплаты педагогическим работникам ДОУ осуществляются в пределах стимулирующей части фонда оплаты труда Детского сада № 15.

3. Стимулирующая часть фонда оплаты труда используется для поощрения педагогических работников за качественные показатели результативности труда.

4. Стимулирующие выплаты педагогическим работникам ДОУ могут носить единовременный характер или устанавливаться на определенный период (квартал).

5. Размер стимулирующих выплат педагогическим работникам ДОУ, период действия этих выплат и список педагогических работников, получающих эти выплаты, закрепляется приказом заведующего по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствии с процедурой распределения стимулирующей части фонда оплаты труда.

6. Условия осуществления стимулирующих выплат педагогическим работникам ДОУ основываются на показателях качества, которые утверждаются локальным актом Детского сада № 15 по согласованию с советом дошкольной образовательной организации на основе перечня показателей, утвержденного постановлением администрации Бирского района Республики Башкортостан от  19.08.2013 № 2420 «Об утверждении показателей эффективности деятельности муниципальных учреждений в сфере образования, их руководителей и работников».

7. Педагогический работник, имеющий дисциплинарное взыскание, вынесенное в установленном порядке и не снятое в отчетном периоде, лишается стимулирующих выплат на период, следующий за отчетным.

8. Распределение стимулирующей части фонда оплаты труда работников осуществляется комиссией по установлению стимулирующих выплат. В состав комиссии входят: заведующий, главный бухгалтер, представители общественного совета управления образованием, педагогического совета и первичной профсоюзной организации.

9. Педагогические работники Детского сада № 15 самостоятельно раз в квартал по результатам своей деятельности заполняют портфолио и представляют его заведующему или старшему воспитателю.

10. Аналитическая информация, критерии и показатели стимулирования, предусмотренные локальным нормативным актом Детского сада № 15, представляются на рассмотрение комиссии по установлению стимулирующих выплат педагогическим работникам ДОУ не позднее 10 апреля (июля/октября/января).

11. Стимулирование педагогических работников Детского сада № 15 осуществляется по балльной системе с учетом утвержденных в локальном нормативном акте критериев, позволяющих оценить результативность и качество работы.

12. Размер стимулирующей выплаты каждому работнику определяется умножением стоимости одного балла на их суммарное количество.

13. Размер стимулирующей части фонда оплаты труда работников, запланированного на квартал, делится на общую сумму баллов всех работников, что позволяет определить средний денежных «вес» (в рублях) одного балла. Для определения размера стимулирующих выплат педагогическим работникам ДОУ за отчетный период (квартал) показатель (денежный «вес») умножается на сумму баллов работника. Указанная выплата может быть произведена равными долями ежемесячно в течение квартала или единовременно (в конце отчетного периода).

Приложение 4

Процедура распределения стимулирующей части фонда оплаты труда

1. Общие положения

1.1 Решение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда принимает администрация Детского сада № 15.

1.2. Вопросы распределения стимулирующей части фонда оплаты труда рассматриваются комиссией по установлению стимулирующих выплат на заседаниях, проводимых четыре раза в течение учебного года (в январе, апреле, июле, октябре). Заседания проводятся в соответствии с действующим регламентом работы комиссии по установлению стимулирующих выплат.

1.3. На заседании комиссии рассматриваются и утверждаются:

1.3.1. Основной расчетный показатель для определения размера стимулирующих выплат педагогическим работникам ДОУ — денежный «вес» одного балла оценки профессиональной деятельности педагогического работника за квартал.

1.3.2. Минимальное количество баллов, при достижении которого устанавливается надбавка.

1.3.3. Порядок проведения оценочного мониторинга профессиональной деятельности педагогических работников за истекший квартальный период с отражением суммы баллов оценки профессиональной деятельности по каждому работнику.

1.3.4. Рассчитанные на предстоящий период размеры стимулирующей надбавки каждому работнику из утвержденного на предстоящее полугодие общего размера стимулирующей части фонда оплаты труда.

1.4. Решения комиссии об установлении основного расчетного показателя размера стимулирующих выплат педагогическим работникам ДОУ принимаются только квалифицированным большинством голосов согласно общему регламенту.

2. Порядок утверждения размера стимулирующих выплат педагогическим работникам ДОУ

2.1. Проект решения о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда между педагогическими работниками представляет главный бухгалтер, старший воспитатель и (или) заведующий четыре раза в год (в январе, апреле, июле, октябре) в форме доклада.

2.2. Доклад включает следующие разделы:

структура фонда оплаты труда на данный период (общий объем, стимулирующая часть);денежный «вес» одного балла оценки профессиональной деятельности педагогического работника;предложения по установлению минимального количества баллов, начиная с которого устанавливается надбавка, или предложения по «группам стимулирования» (количество баллов от 0 до 35, количество педагогов, объем стимулирования);список педагогических работников с указанием количества баллов (набранных по показателям качества труда, используемым для распределения стимулирующей части фонда оплаты труда) и объемов стимулирования или список по «группам стимулирования».

2.3. Данные по показателям качества труда педагогических работников могут формироваться на основании:

результатов, полученных в рамках тематического и оперативного контроля, предоставляемых заведующим и старшим воспитателем;результатов общественной оценки со стороны родителей (законных представителей), предоставляемых органами самоуправления (родительским комитетом) в форме данных анкетирования родителей;портфолио педагогов.

2.4. Материалы по оценке качества труда педагогических работников, необходимые для подготовки доклада, комплектуются, систематизируются и анализируются комиссией по установлению стимулирующих выплат и представляются заведующему.

2.5. Комиссия по установлению стимулирующих выплат педагогическим работникам ДОУ заслушивает доклад заведующего, согласовывает предложения или вносит рекомендации по их изменению/дополнению.

2.6. Ход заседания комиссии по установлению стимулирующих выплат педагогическим работникам ДОУфиксируется в протоколе заседания, который подписывается председателем совета и секретарем.

2.7. Решения, принятые на заседании комиссии, своевременно доводятся до сведения коллектива Детского сада № 15 на общем собрании трудового коллектива, учредителя.

Стимулирующие выплаты педагогическим работникам ДОУ: принципы распределения

Ирина Абанкина, директор Института развития образования Национально-исследовательского университета -
Высшей школы экономики

Мнение эксперта

В данной статье представлен реальный инструментарий для распределения стимулирующей части оплаты труда педагогических работников дошкольной образовательной организации. Радует, что при его разработке автор опирался на федеральную правовую и методическую базу. Механизм стимулирования оформлен в виде конкретных документов и может быть взят за основу руководителями детских садов для использования на практике. Тем не менее внимательное изучение критериев оценки приводит к выводу о том, что представленный материал — только первый шаг к системе стимулирования педагогических работников. Разработчиками выделено четыре главных направления оценки (критериев), каждое из которых включает по 4–5 показателей. Всего оценивается почти двадцать показателей. Педагогическим работникам будет трудно им соответствовать, ведь, чтобы набрать хоть сколько-нибудь значимую сумму баллов, нужно и посещаемость обеспечивать, и здоровьесбережением заниматься, и статьи писать, и готовить воспитанников к участию в творческих конкурсах. Если в группе у воспитателя есть талантливый ребенок, который может выступить на городском конкурсе, то за это назначат один балл. А если приложить большие усилия и подготовить целый коллектив детей для участия в конкурсе федерального уровня, то получишь всего три балла. Такое же количество баллов можно получить и за обеспечение стопроцентной посещаемости. Сильно занижена публикационная активность. Если присуждать всего полбалла за публикации в местных изданиях, возникает вопрос, а стоит ли вообще включать такой показатель в систему оценки? Подобная несоразмерность усилий и получаемых баллов прослеживается практически по всем критериям. Однако совершенствовать систему критериев и показателей можно только путем ее практического применения, анализируя полученный опыт. По итогам исследования динамики показателей какие-то из них можно будет исключить, какие-то добавить, выделить главные критерии с высоким значением присуждаемых баллов. Это поможет педагогам сконцентрировать свои силы, увидеть ключевые стимулы и ориентироваться на них в своей работе.


1Программа утверждена распоряжением Правительства РФ от  26.11.2012 №  2190-р.

2Приказ Минтруда России от  13.05.2013 № 202 «О проведении пилотного внедрения мероприятий по обеспечению взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при координации мероприятий по повышению оплаты труда отдельных категорий работников государственных (муниципальных) учреждений». 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль