Какой должна быть реализация программы развития ДОУ

713

В предыдущей статье было описано содержание первых двух разделов программы развития ДОО:

  • раздел 1 «Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа развития»;
  • раздел 2 «Основные цели и задачи программы, сроки и этапы ее реализации, перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения, система контроля реализации».

Рассмотрим содержание остальных разделов:

  • раздел 3 «Концепция и механизм реализации»;
  • раздел 4 «Обоснование ресурсного обеспечения»;
  • раздел 5 «Оценка социально-экономической эффективности»;
  • раздел «Приложения».

Концепция и механизм реализации программы развития ДОУ

Прежде всего, отметим, что для каждой новой программы развития необязательно разрабатывать новую концепцию. В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от  17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО), образовательная организация может применять концепцию предыдущего проекта с незначительными изменениями.

Концепция может определять будущую модель управления дошкольной образовательной организацией ( государственно-общественное управление, финансово-хозяйственная самостоятельность и т. д.), методы и технологии образования (учет индивидуальных возможностей детей при разработке образовательного маршрута), здоровьесбережения, организации образовательной среды, взаимодействия с родителями.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Концепция должна быть одновременно:

  • актуальной (направленной на решение выявленных проблем и достижение намеченной цели);
  • реалистичной (учитывать возможности дошкольной образовательной организации и опираться на имеющиеся ресурсы);
  • комплексной (включать набор взаимосвязанных компонентов).

Подраздел «Механизм управления реализацией программы развития ДОУ» поможет руководителю дошкольной образовательной организации и его заместителям в тактическом управлении. Современная образовательная организация реализует одновременно несколько форм управления: единоначалие, государственно-общественное управление и самоуправление. При единоначалии всю ответственность несет руководитель образовательной организации, при государственно-общественном управлении и самоуправлении решения принимаются коллегиально. В первом случае руководитель рискует в одиночку не справиться с реализацией. Поэтому управление развитием лучше выстраивать на демократических принципах — тогда у исполнителей будет выше мотивация. Таким образом, речь идет о создании административной группы, которая будет заниматься вопросом обеспечения планирования, организации, руководства и контроля за процессами развития дошкольной образовательной организации. Эта группа будет готовить информацию для управляющего совета, учредителя, администрации детского сада, педагогического коллектива.

При этом назначать ответственных за выполнение каждого этапа программы развития ДОО нецелесообразно, т. к., принимаясь за руководство очередным этапом, новый человек может не владеть всей информацией о проблемах предыдущего этапа.

В данном подразделе необходимо предусмотреть пункт, касающийся соответствия программы развития ДОО локальным актам образовательной организации и требованиям ФГОС ДО. В связи с этим разработчикам следует составить перечень локальных актов детского сада, которые необходимо переработать в связи с изменившейся концепцией. Новая нормативная база закрепит желаемую модель преобразований, сделает эту модель легитимной, снизит риск возникновения проблем с органами управления образованием.

Данный раздел также должен включать план реализации проекта (приложение).

Такой план должен отвечать на шесть вопросов:

  1. Что должно быть сделано (с учетом запланированных мер и указанием их результата)?
  2. Как это должно быть сделано (особые требования, ограничения)?
  3. Где (четкое указание на подсистему образовательной организации — педагогическую, управленческую, информационную)?
  4. Когда (сроки начала и окончания мероприятий)?
  5. Кем (назначение ответственных за результат лиц)?
  6. Сколько средств необходимо (описание потребности не только в финансовых ресурсах, но и в кадровых, материальных)?

План реализации программы развития ДОУ лучше всего представить в табличной форме. В колонке «Финансирование» показатели должны быть представлены в виде дроби: в числителе указывается объем бюджетных средств, в знаменателе — внебюджетных.

Выбор редакции:

Сборник лучших материалов по теме
«Управление в ДОУ»


План реализации необходимо дополнить еще и отдельным планом мероприятий на текущий год по месяцам.

Финансирование программы развития ДОО

Информация о финансовом обеспечении программы развития ДОО представляется сначала в общем виде в паспорте программы, а затем детально по этапам, в разделе 4 «Обоснование ресурсного обеспечения программы развития».

Перечень мероприятий, их содержание и объемы финансирования могут ежегодно корректироваться на основе данных мониторинга, оценки целевых индикаторов и показателей. Рабочая группа представляет руководителю дошкольной образовательной организации (чья персональная ответственность за исполнение программы развития ДОО закреплена в локальном акте) рекомендации по корректировке финансирования с учетом произошедших изменений. Руководитель при необходимости выносит данные рекомендации на заседание педагогического (управляющего) совета.

Объем раздела составляет 2–3 страницы.

Оценка эффективности программы развития ДОО

Раздел 5 «Оценка социально-экономической эффективности программы развития ДОО» во многом пересекается с разделом 2 «Основные цели и задачи программы развития ДОО».

В данном разделе можно перечислить основные сферы стратегических изменений в дошкольной образовательной организации с указанием конкретных целевых индикаторов. Например: задача — создание условий для достижения воспитанниками целевых ориентиров, предусмотренных ФГОС ДО, на этапе завершения дошкольного образования.

Целевые индикаторы будут следующие:

  • обеспеченность образовательного процесса квалифицированными кадрами (100% педагогов имеют высшее образование и прошли курсы повышения квалификации по целевым программам);
  • применение системно-деятельностного подхода в обучении как ведущей технологии педагогического процесса;
  • консультационное сопровождение родителей воспитанников;
  • психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, в т. ч. индивидуальные и групповые занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы.

Данный раздел должен включать перечень возможных рисков и действий, способных их предупредить. Так, при реализации программы развития ДОУ могут возникнуть следующие риски:

  • совмещение программы развития ДОО с уже существующими в дошкольной образовательной организации инновационными программами;
  • расхождение педагогических работников во взглядах и подходах к реализации программы развития ДОУ (например, одни считают приоритетным развитие интеллектуальных способностей воспитанников, другие — создание в детском саду здоровьесберегающего пространства и т. д.);
  • потребность в  научно-методическом обеспечении образовательного процесса;потребность в новых педагогических кадрах;неприспособленность педагогического коллектива к новым условиям и др.

Для каждого из рисков должны быть разработаны коррекционные действия. Например, любые инновации сопровождаются риском негативного отношения педагогических работников в силу их привычки, пассивности либо успешности, достигнутой благодаря традиционным формам работы.

Коррекционными действиями, которые могут снизить вероятность данного риска, будут:

  • разъяснительная работа,
  • обучающие семинары-практикумы,
  • проведение конкурсных мероприятий.

Отток квалифицированных педагогических кадров в связи с пенсионным и предпенсионным возрастом может также угрожать качеству реализации программы ДОУ. Коррекционным действием в данном случае могут стать мероприятия по привлечению молодых специалистов, организация стажировочной площадки по педагогической практике для студентов.

Другой риск — недостаточное финансирование, несовершенство механизма предоставления платных образовательных услуг. 

Коррекционные действия:

  • привлечение внебюджетных средств,
  • участие в конкурсных и грантовых мероприятиях.

Отсутствие пиар-технологий и, как следствие, неинформированность потребителей об образовательных услугах детского сада могут отразиться на позитивном имидже дошкольной образовательной организации.

  • Коррекционные действия: проведение рекламной кампании и активизация работы сайта детского сада.
  • Для каждой дошкольной образовательной организации будут свои риски, выявить их поможет проведение SWOT-анализа.

Объем раздела с описанием рисков должен занять около страницы.

В разделе «Приложения» разработчики размещают необходимые материалы: методики мониторинга, перечень образовательных программ, анализ социального заказа и др.

Приложение

План реализации программы развития ДОУ № __

_____________________________________________________________________________ на 20__ — 20__ гг.

Какой должна быть реализация программы развития ДОУ

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ДОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль