Прием на работу и профессиональное развитие педагогических работников

620

За долгую историю существования в образовательном центре «Лучик» сформировались принципы подбора как молодых специалистов, так и работников со стажем.

Прием на работу педагогических работников и их профессиональное развитие включают следующие мероприятия:

  • проведение кадрового аудита с целью определения потребности в кадрах;
  • подбор персонала;кадровый учет;
  • ознакомление новых работников с корпоративной культурой (традициями образовательного центра, принципами взаимоотношений с коллегами, детьми и их родителями);
  • адаптация и мотивация новых работников;
  • непрерывное профессиональное обучение и развитие с целью повышения квалификации;
  • оценка качества работы и аттестация педработников.

Подбор педагогических кадров в образовательном центре «Лучик»

Образовательный центр «Лучик» — первое негосударственное учреждение г. Москвы, созданное в 1988 г. Сегодня образовательный центр «Лучик» включает четыре структурных подразделения: центр раннего развития, два детских сада и общеобразовательную школу.

Рассмотрим, какие особенности приема на работу педагогических работников есть в детском саду «Лучик» и как в учреждении происходит последующая работа по непрерывному профессиональному образованию персонала.

Подбор педагогических кадров: оценка личностных и профессиональных качеств 

Чтобы принять на работу подходящих педагогических работников нужно в деталях знать, какие задачи они будут выполнять в процессе работы. Как правило, подбор педагогических кадров подразумевает оценку профессиональных и личностных характеристик при общении с кандидатом . Что же из них первично?

Подбор педагогических кадров: личностные качества

Во время первой беседы с родителями, которые хотят записать ребенка в наш детский сад, мы предлагаем ответить на вопросы: «Рядом с каким воспитателем вашему ребенку было бы комфортно? В каком случае вы сможете спокойно пойти на работу, оставив своего малыша с „чужим“ человеком?».

Большинство родителей в своих ответах указывают такие качества воспитателей, как:

  • душевность, доброта, чуткость и заботливость;
  • эмоциональность и улыбчивость;
  • неконфликтность и умение обеспечить дружеские и добрые отношения среди детей.

Как видим, родители на первое место ставят личностные качества воспитателя детского сада. В основном, мы согласны с родителями, поскольку считаем, что если профессиональные навыки можно сформировать в процессе непрерывного образования, то «обучить» воспитателя душевному теплу, чуткости к окружающим, добропорядочности и позитивному отношению к миру совершенно невозможно. Поэтому, в первую очередь, подбор педагогических кадров ведется на основе оценки личностных качеств кандидата, с рассчетом, что это хоть и субъективный, но значимый момент.

Подбор педагогических кадров: профессиональные качества работника

Затем, конечно, следует оценка профессиональных компетенций, которые для воспитателей нашего детского сада прописаны в аттестационных критериях, в свою очередь составленных в соответствии с требованиями законодательства.

Прежде всего, в Федеральном законе от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон №  273-ФЗ) четко определены требования к педагогам общего образования (а в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 10 Закона №  273-ФЗ дошкольное образование является уровнем общего):

1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица со средним профессиональным или высшим образованием и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (ч. 1 ст. 46 Закона №   273-ФЗ).

2. Педагогические работники обязаны (ч. 1 ст. 48 Закона №  273-ФЗ):

  • осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне;
  • развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
  • применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
  • учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;систематически повышать свой профессиональный уровень и т. д.

Конкретные требования к образованию воспитателя указаны в профессиональном стандарте педагога: высшее или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (п. 3.4.2)1 определено, что педагогические работники, реализующие образовательную программу дошкольного образования, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания таких условий развития детей, как:

  • обеспечение эмоционального благополучия воспитанников;
  • поддержка индивидуальности и инициативы детей;установление правил взаимодействия в разных ситуациях;
  • построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности;
  • взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в т. ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Еще до того, как Минобрнауки России был направлен Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность2, в образовательном центре «Лучик» был разработан и по настоящее время применяется кодекс сотрудника. В нем прописаны приоритеты образовательной организации, а также требования к личным качествам как работающих, так и потенциальных педагогических работников:

  • профессионализм;
  • креативность;
  • пунктуальность;
  • умение работать в команде.

Подбор педагогических кадров в нашем детскому саду базируется на принципах, описанных в кодексе сотрудника.

Подбор педагогических кадров: первичное собеседование

Подбор педагогических кадров в детский сад «Лучик» начинается с первичного собеседования.

Большинство специалистов в области управления персоналом считают, что собеседование является неэффективным способом выявления подходящих кандидатов, т. к. в основном на собеседовании оценка кандидата зависит от первого впечатления. К тому же многие отборочные собеседования проводятся специалистами по кадрам или подбору персонала. В связи с этим мы приняли решение, что в нашем детском саду первичное собеседование проводят заведующий, педагог-психолог и методист — то есть те работники, от которых зависит функционирование и успешное развитие организации.

Профессиональные навыки кандидатов оцениваются на собеседовании с помощью вопросов и описания проблемных ситуаций. При этом дается оценка и обучаемости потенциального работника — важное качество, наличие которого является требованием не только нашей организации, но и законодательства. Любой работник должен хотеть и уметь профессионально развиваться.

Подбор педагогических кадров ведется с учетом еще одного важного аспекта, который мы не оставляем без внимания при приеме нового специалиста — это активная жизненная позиция, желание работать именно в нашем детском саду. Считаем, что кандидат, претендующий на должность в нашей образовательной организации, должен познакомиться с ней заочно (посетив сайт детского сада) или даже лично, чтобы понять, действительно ли он хочет у нас работать. Отметим, что на собеседование нередко приходят кандидаты, которые заранее изучили информацию об организации и могут рассказать, что их больше всего заинтересовало, что совпадает с их интересами и является наиболее привлекательным для них.

Подбор педагогических кадров: оценка на практике

Так как первичное собеседование не является идеальным и единственным методом подбора специалистов, после успешного его прохождения мы предлагаем новичку «прожить» один день в нашем детском саду.

Смысл состоит в том, что участвуя в повседневной деятельности детского сада, кандидат не только знакомится с задачами организации, содержанием работы и своими должностными обязанностями, но и начинает чувствовать атмосферу коллектива детского сада, проникается корпоративным духом. Ведь на первом этапе и кандидату, и работодателю очень важно понять, как сложатся отношения будущего работника с администрацией, коллегами и воспитанниками. Естественно, общение с последними проходит под патронажем работников Детского сада «Лучик».

Таким образом, «прожив» с нами один день, кандидат должен прийти к выводу, подходит ли ему данное место работы.

В свою очередь, мы тоже должны ответить себе на ряд вопросов:

  • как претендент на педагогическую должность включается в работу? Активен ли он или остается сторонним наблюдателем?
  • какие игры и приемы использует будущий воспитатель в работе с детьми?
  • как кандидат общается с воспитанниками и коллегами?
  • как будущий воспитатель анализирует свой рабочий день? Какие использует для этого критерии? Насколько совпадают наши взгляды в этом анализе?

Подбор педагогических кадров: прием на педагогическую должность

В зависимости от степени совпадения требований организации и возможностей кандидата мы принимаем решение о том, стоит ли окончить прием на работу в детский сад сотрудников, какой объем работы и ответственности можно доверить новому работнику.

Если специалист подходит полностью, то он принимается на должность воспитателя. Это означает, что такому работнику мы готовы доверить всю ответственность за группу воспитанников. Если же совпадение частично, то кандидату предлагается должность, на которой он может поучиться и повысить свой профессиональный уровень, например, должность младшего воспитателя в младшей группе. Если новый специалист согласен на такие условия, то он может:

работать под наставничеством опытного педагогического работника детского сада;обучаться по индивидуальному плану развития под руководством методиста.

Впоследствии такой работник на основе решения администрации и своего желания может перейти на ставку воспитателя в группе (при наличии вакансии или в качестве сменного воспитателя).

Адаптация и профессиональное развитие педагогических работников

После заключения трудового договора начинается этап адаптации работника.

Программа адаптации персонала осуществляется в несколько этапов (таблица) и направлена на решение следующих задач:

  • уменьшение стартовых издержек (новый работник, плохо знающий свое рабочее место, трудится менее эффективно, что влечет дополнительные затраты);
  • сокращение текучести персонала (если новый работник не сможет адаптироваться к условиям работы, он, скорее всего, уволится);
  • стимулирование позитивного отношения к работе.

Программа адаптации персонала

Этап Задачи Мероприятия
Оценка уровня подготовленности нового работника Разработка наиболее эффективной индивидуальной программы адаптации работника Просмотр мероприятий с детьми (занятий, игр), проводимых новым работником, с целью определения его профессионального уровня. Консультации методиста, психолога. Самостоятельное изучение новым работником рекомендованной литературы. Посещение внутренних мастер-классов образовательной организации. Назначение наставника для нового работника
Ориентация Практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями образовательной организации Консультации заведующего, методиста, педагога-психолога. Знакомство с необходимой документацией (правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, приказы и положения)
Действенная адаптация Освоение новым работником своего статуса;предоставление ему возможности активного проявлять себя в различных сферах деятельности образовательной организации. Оказание максимальной поддержки новому работнику, регулярная совместная оценка эффективности его деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами Просмотр мероприятий, проводимых новым работником с целью усовершенствования его навыков. Анализ работы нового воспитателя с методистом и  педагогом-психологом. Консультации по выявлению трудностей с разработкой рекомендаций по их устранению. Участие в педсоветах, совещаниях, методических объединениях. Стажировки
Функционирование Постепенное преодоление производственных и межличностных проблем. Переход к работе по должности в полном объеме Стабильная работа в соответствии с годовым планом

Непрерывное профессиональное развитие педагогических работников

Учитывая происходящие в российской системе образования изменения, любой воспитатель дошкольной образовательной организации должен быть не просто высококлассным специалистом по передаче знаний, формированию определенных умений и навыков у своих воспитанников, но и своеобразным «катализатором» самоорганизации дошкольников на творческую, исследовательскую работу, развитие, самореализацию и самоопределение.

При этом необходимо понимать, что проблема готовности воспитателей к осуществлению профессиональной деятельности в новых условиях может решаться только в рамках непрерывного профессионального образования.

Профессиональное развитие педагогических работников преследует цель компенсации недостатков, упущений предшествующей профессиональной подготовки педагогического работника либо в пополнении знаний и переподготовке в связи с изменениями законодательства.

Профессиональное развитие педагогических работников: программы 

Для организации эффективной профессиональной деятельности нового работника, а особенно молодого специалиста, с первых дней его работы в детском саду «Лучик» разрабатывается индивидуальная система непрерывного профессионального образования.

В нашей образовательной организации профессиональное развитие педагогических работников и образование педагога осуществляется в ходе последовательной реализации как минимум трех программ: программы обучения персонала, программы адаптации персонала и программы обеспечения качества услуг, которые взаимосвязаны между собой (схема 1).

Прием на работу и профессиональное развитие педагогических работников

Схема 1. Программы профессионального образования персонала

Данная схема работает следующим образом: кандидат на должность педагогического работника проходит оценку своих личностных и профессиональных качеств. В случае если кандидат и образовательная организация согласны сотрудничать, кандидата принимают на работу в детский сад, и он переходит в статус «новичка». Затем в рамках программы адаптации персонала «новичок» знакомится с образовательной организацией и начинает адаптироваться к новым условиям работы. В это время он обеспечивает обязательный уровень качества образовательных услуг, т. е. обладает базовыми знаниями, умениями и навыками. Далее «новичок» проходит все адаптационные процессы, обеспечивая ожидаемый уровень качества образовательных услуг. Наконец, новый работник начинает функционировать самостоятельно, становится полноценным работником образовательной организации и обеспечивает сознательный уровень качества услуг.

Таким образом, после прохождения программ профессионального образования педагогических работников кандидат должен стать работником, демонстрирующим сознательный уровень качества предоставляемых услуг.

Кроме того, в зависимости от потребностей нового или уже адаптировавшегося работника предусматривается его обучение на всех уровнях, в т. ч. и через различные виды и формы непрерывного образования (схема 2):

  • в образовательных организациях, реализующих программы дополнительного профессионального образования (курсы повышения квалификации, стажировки, семинары и т. п.);
  • непосредственно в образовательном центре «Лучик» и в нашем детском саду.Прием на работу и профессиональное развитие педагогических работников

Схема 2. Программа обучения персонала образовательного центра «Лучик»

На данной схеме базовый компонент — это основные знания, умения и навыки, выделенные в аттестационных критериях как базовые. Обучение в рамках базового компонента проводят, как правило, методисты, педагоги-психологи и педагогические работники с большим стажем. Базовый компонент новые работники осваивают во время субботних семинаров в течение учебного года и при обучении в летней школе. Летняя школа предполагает обучение педагогов в течение недели в июне и в августе. Обучение в летней школе включает как приобретение базовых знаний, так и проведение мастер-классов и различных тренингов по командообразованию.

Профессиональное развитие педагогических работников по индивидуальному плану 

Непрерывное профессиональное развитие педагогических работников предполагает квалификационный рост в течение всей жизни. Это требует серьезной работы над собой, и хорошим «помощником» в этом может стать индивидуальный план профессионального развития, который активно применяется на практике в нашем детском саду.

В индивидуальном плане отражаются личные образовательные потребности педагогического работника, значительную часть занимает самообразование и обучение на рабочем месте.

В детском саду «Лучик» разработано положение об индивидуальном плане профессионального развития, в котором закреплена форма плана, требования к сроку его разработки, порядок утверждения и т. п. Индивидуальный план профессионального развития разрабатывается, обсуждается и утверждается согласно принятому порядку, обязательно заслушивается на заседаниях коллегиальных органов управления.

Индивидуальный план профессионального развития — это документ, содержащий перечень действий, направленных на обучение и развитие конкретного педагогического работника.

В составлении индивидуального плана профессионального развития принимает активное участие сам работник, что является для него дополнительной мотивацией.

За разработку и реализацию индивидуального плана несет ответственность руководитель дошкольной образовательной организации.

Реализация плана развития предполагает сопровождение выполнения запланированных мероприятий, коррекцию плана при необходимости, контроль достижения работником поставленных перед ним целей и выполнения договоренностей.

В заключение еще раз отметим, что успешность функционирования и развития образовательной организации, напрямую зависит от кадров. Поэтому подбор и последующее профессиональное развитие педагогических работников должны быть ведущими направлениями работы с кадрами в образовательной организации.

Прием на работу и профессиональное развитие педагогических работников

  Обеспечение качества образовательных услугОдна из основных задач образовательного центра «Лучик» — это формирование у новых педагогических работников ответствен- ности за достижение высокого уровня качества образовательных услуг. В образовательной организации выделяют три уровня качества:

1. Обязательный уровень качества — самый приемлемый низкий уровень, который не ставит под угрозу функционирование образовательной организации. Этот уровень обеспечивается системами контроля качества.

2.Ожидаемый уровень качества — это качество, ожидаемое потребителем образовательной услуги, тот стандарт, который должен быть соблюден, чтобы обеспечить длительное функционирование образовательной организации. Этот уровень, как правило, обеспечивается культурой образовательной организации.

3. Сознательный уровень качества — это уровень качества, который превосходит ожидания потребителя образовательной услуги. Обеспечивается личной заинтересованностью каждого педагогического работника. 1 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

_______________________________________________________________

2 <Письмо> Минобрнауки России от 06.02.2014 № 09-148 «О направлении материалов» (вместе с «Рекомендациями по организации мероприятий, направленных на разработку, принятие и применение Кодекса профессиональной этики педагогическим сообществом»)

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль