Невыполнение требований по энергосбережению в ДОУ

463

Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон №  261-ФЗ) установлена обязанность по проведению обязательного энергетического обследования для организаций с участием государства или муниципального образования. Согласно п. 2 ст. 16 Закона № 261-ФЗ такие организации обязаны были провести первое энергетическое обследование до 31 декабря 2012 г., последующие энергетические обследования ДОУ, школ, иных организаций  - не реже чем один раз каждые пять лет.

Лица, признанные в невыполнении требований по энергосбережениюнесут дисциплинарную, гражданскую, административную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Закон № 261-ФЗ. Ст. 29

Однако проведение энергетического обследования ДОУ, школам и иным образовательным учреждениям, в большинстве случаев, оказалось не по карману, тем более что к осени 2012 г. цены на энергетические обследования ДОУ и прочих организаций резко выросли. В результате многие организации с участием государства или муниципального образования, в т. ч. и образовательные, были подвергнуты многотысячным штрафам за невыполнение требований по энергосбережению. В некоторых случаях решение суда о привлечении к административной ответственности было оспорено. Рассмотрим конкретные примеры.

Основания для привлечения к административной ответственности невыполнение требований по энергосбережению

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее — КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за невыполнение требований по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Организациям с участием государства или муниципального образования, как правило, выписывают штрафы по ч. 8 ст. 9.16 КоАП РФ за нарушение сроков проведения обязательных энергетических обследований ДОУ:

  • на должностных лиц в размере от 10 до 15 тыс. руб.;
  • юридических лиц — от 50 до 250 тыс. руб.

Пример 1

Образовательное учреждение дополнительного образования детей «Косихинская музыкальная школа» обратилось в арбитражный суд с иском к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору об оспаривании постановления от 30.12.2013 № 17–14200 по делу об административном правонарушении по невыполнению требований по энергосбережению.

Основанием для привлечения учреждения к административной ответственности стала выездная проверка, в результате которой было установлено, что в музыкальной школе не было проведено первое энергетическое обследование в срок до 31 декабря 2012 . В декабре 2013 г. в отношении учреждения составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 8 ст. 9.16 КоАП РФ за невыполнение требований по энергосбережению и несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования ДОУ и школ.

Суд отказал образовательной организации в удовлетворении заявленных требований, указав, что проведение энергетического обследования является обязанностью бюджетного учреждения, непроведение обследования в установленный срок является нарушением действующего законодательства. При этом суд отверг довод образовательной организации об отсутствии финансирования затрат на проведение энергетического обследования (см. решение Арбитражного суда Алтайского края от 20.05.2014 по делу № А03-556/14).

Другая причина, по которой учреждения часто привлекаются к административной ответственности, — это несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ). Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. руб.;
  • юридических лиц — от 50 до 100 тыс. руб.

Пример 2

Администрация гимназии № 10 г. Красноярска обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения о привлечении к административной ответственности.

В ходе проверки суд установил, что в нарушение требований ч. 1 ст. 25 и ч. 4 ст. 48 Закона № 261-ФЗ в учреждении было зафиксировано невыполнение требований по энергосбережению. Постановлением о назначении административного наказания гимназия № 10 привлечена к административной ответственности по ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 тыс. руб. Суд отказал образовательной организации в удовлетворении заявленных требований (см. постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014 по делу № А33-17674/2013).

КоАП РФ также предусматривает административную ответственность за несоблюдение требования о представлении копии энергетического паспорта в ДОУ, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ч. 9 ст. 9.16 КоАП РФ), что также является невыполнением требований по энергосбережению. Указанное нарушение карается штрафом:

  • с должностных лиц в размере 5 тыс. руб.;
  • юридических лиц — 10 тыс. руб.

Основания для освобождения от административной ответственности за невыполнение требований по энергосбережению

Срок давности привлечения к ответственности

Изменения, внесенные Федеральным законом от 28.12.2013 № 399-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“» (далее — Закон № 399-ФЗ), несколько облегчили положение небольших учреждений, так и не осуществивших энергетическое обследование и рискующих быть привлеченными к ответственности за невыполнение требований по энергосбережению.

Так, статья 16 Закона № 261-ФЗ была дополнена ч. 1.1, предусматривающей, что в случае, если совокупные затраты организации на потребление природного газа, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии, за исключением моторного топлива, не превышают объем соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении, установленный Правительством РФ, за календарный год, предшествующий последнему году до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования (т. е. до 31 декабря 2017 г.), такая организация вместо проведения обязательного энергетического обследования вправе представить в течение последнего года до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования информацию об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и тогда она не будет наказана за невыполнение требований по энергосбережению.

В свою очередь, постановлением Правительства РФ от 16.08.2014 № 818 «Об установлении объема энергетических ресурсов в стоимостном выражении для целей проведения обязательных энергетических обследований» установлено, что объем энергетических ресурсов в стоимостном выражении для определения совокупных затрат на потребление природного газа, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии, за исключением моторного топлива, составляет 50 млн руб.

Однако Закон № 399-ФЗ вступил в действие только 1 октября 2014 г. и обратной силы не имеет, в связи с чем возникает вопрос: можно ли сейчас привлечь к административной ответственности за невыполнение требований по энергосбережению лиц, не организовавших проведение энергетического обследования ДОУ, школ и других организаций до 31 декабря 2012 г.?

В данном случае имеет значение понятие давности привлечения к административной ответственности.

Пример 3

Постановлением государственного инспектора отдела по государственному энергетическому надзору по Республике Карелия Северо-Западного управления Ростехнадзора от 31.01.2014 должностное лицо вечерней (сменной) общеобразовательной школы г. Сегежи было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 9.16 КоАП РФ и привлечено к ответственности в виде штрафа за невыполнение требований по энергосбережению. Основанием привлечения к административной ответственности послужило выявленное 28.01.2014 обстоятельство о том, что вечерняя школа, относящаяся к категории организаций с участием муниципального образования, в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 16 Закона № 261-ФЗ не провела обязательное энергетическое обследование в срок до 31 декабря 2012 г.

Суды отменили постановление о привлечении к административной ответственности, указав, что согласно положениям постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает исчисляться с момента наступления указанного срока.

Таким образом, применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела о невыполнении требований по энергосбережению, правонарушение следует признать оконченным в день истечения установленного срока (31 декабря 2012 г.).

В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства РФ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Соответственно, срок давности привлечения к административной ответственности за указанное в постановлении правонарушение начал исчисляться 01.01.2013 и истек 31.12.2013. Постановление, которым учреждение привлечено к административной ответственности, вынесено за пределами данного срока.

Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с требованиями п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (см. решение Верховного суда Республики Карелия от 08.08.2014 по делу № 21–326/2014).

Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ основное отличие длящегося правонарушения от иных административных проступков заключается в порядке исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности. Если в отношении «обычных» административных правонарушений такой срок исчисляется с момента совершения административного проступка, то при длящемся правонарушении вроде срок давности подлежит исчислению с момента обнаружения проступка при, например, проверке уполномоченными государственными органами.

Кроме того, суды указывают, что рассматриваемое правонарушение, т. е. непроведение энергетического обследования и невыполнение требований по энергосбережению, в противовес доводам ряда проверяющих органов и должностных лиц не является длящимся.

Пример 4

В ходе проверки детско-юношеской спортивной школы «Спорт-индустрия» Новгородской области в период с 17 по 20 февраля 2014 г. было установлено, что в учреждении в нарушение ч. 2 ст. 16 Закона № 261-ФЗ не проведено обязательное энергетическое обследование в установленный законом срок - до 31 декабря 2012 г., составлен акт о невыполнении требований по энергосбережению.

20 февраля 2014 г. в отношении главного энергетика детско-юношеской спортивной школы составлен протокол об административном правонарушении по ч. 8 ст. 9.16 КоАП РФ.

Суд отметил, что исходя из диспозиции ч. 8 ст. 9.16 КоАП РФ и ч. 2 ст. 16 Закона № 261-ФЗ для лиц, которые обязаны были провести энергетическое обследование, устанавливался определенный срок с момента вступления в силу названной нормы и до 31 декабря 2012 г., поэтому данное правонарушение не может быть длящимся. В связи с этим требование о признании недействительным решения о привлечении к административной ответственности за невыполнение требований по энергосбережению было удовлетворено, производство по делу прекращено (см. решение Новгородского районного суда Новгородской области от 04.04.2014 по делу № 12–226/14).

Доказательство отсутствия вины

Истечение срока исковой давности является не единственным основанием для освобождения от административной ответственности за непроведение обязательного энергетического обследования.

Пример 5

Постановлением Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по делу об административном правонарушении от 30.07.2013 № 20-151-2013 средняя общеобразовательная школа № 72 Краснооктябрьского района г. Волгограда привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 8 ст. 9.16 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 50 тыс. руб. за невыполнение требований по энергосбережению. Учреждение не согласилось с постановлением и обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.

В части 1 ст. 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в т. ч. об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.

Средняя общеобразовательная школа № 72 является муниципальным бюджетным учреждением, созданным для оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере образования.

Учредителем образовательной организации является муниципальное образование г. Волгоград. Функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования осуществляют администрация г. Волгограда, департамент по образованию администрации г. Волгограда, Дзержинское территориальное управление департамента по образованию администрации г. Волгограда, департамент муниципального имущества администрации г. Волгограда.

Финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением государственного (муниципального) задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества.

В материалах дела имеется план финансово-хозяйственной деятельности учреждения на 2012 г., из которого следует, что свободными от бюджетных обязательств финансовыми средствами учреждение не располагало. Также, суды приняли во внимание, что средняя общеобразовательная школа № 72 является бюджетным учреждением, финансируемым из бюджета г. Волгограда, денежные средства которому выделяются и расходуются в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности на очередной финансовый год. В рассматриваемом случае учреждение является не заказчиком, а получателем бюджетных средств. Нецелевое использование бюджетных средств недопустимо. Таким образом, суды пришли к выводу об отсутствии в действиях учреждения состава административного правонарушения (см. постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013 по делу № А12-19946/2013).

Как показывает практика, для того чтобы попытаться избежать административной ответственности по причине отсутствия вины в связи с недофинансированием учреждения, в адрес учредителя необходимо направить запрос на выделение соответствующих бюджетных средств, несмотря на то, что такой запрос предполагает, как правило, однозначный отказ.

Довод об отсутствии финансирования достаточно успешно используется в качестве основания для отмены решения о привлечении к административной ответственности, в особенности по делам о невыполнении требований по энергосбережению.

Пример 6

Администрация детского сада комбинированного вида № 155 Центрального района г. Волгограда обратилась в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления государственного инспектора отдела по надзору за электроустановками потребителей Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о привлечении к административной ответственности по ч. 8 ст. 9.16 КоАП РФ.

Суд отметил, что детский сад является бюджетным учреждением, ввиду недостаточного финансирования у него отсутствовала возможность провести первое энергетическое обследование ДОУ в срок до 31 декабря 2012 г., ввиду чего и было зафиксировано невыполнение требований по энергосбережению

В соответствии с уставом учредителем детского сада является муниципальное образование г. Волгоград в лице администрации г. Волгограда, департамента по образованию администрации г. Волгограда, департамента муниципального имущества администрации г. Волгограда, центрального территориального управления департамента по образованию администрации г. Волгограда. Собственником имущества, переданного в оперативное управление учреждения, является муниципальное образование г. Волгоград. Согласно разделу 7.2 устава детского сада финансовое обеспечение выполнения учреждением своих функций осуществляется в виде субсидий из бюджета г. Волгограда.

Как следует из планов финансово-хозяйственной деятельности детского сада на 2012 и 2013 гг., средства на проведение первого энергетического обследования учреждению из бюджета не выделялись. Кроме того, департамент по образованию администрации г. Волгограда (учредитель заявителя) разместил на официальном сайте извещение о проведении открытого конкурса на выполнение работ по проведению энергетического обследования с разработкой энергетического паспорта, включающего рекомендации и технические решения по рациональному использованию энергетических ресурсов, а также программу энергосбережения.

На основании изложенного, суды и первой апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования образовательной организации, не обнаружив невыполнения требований по энергосбережению (см. постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2014 по делу № А12-21211/2013).

Таким образом, в связи с изменениями законодательства об энергосбережении в правоприменении возникла некоторая неопределенность. Дело в том, что установленное ч. 1.1 ст. 16 Закона № 261-ФЗ правило о предоставлении информации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности ссылается на ч. 2 этой же статьи, которая предусматривает обязанность по выполнению предусмотренных законом мероприятий до 31 декабря 2012 г., а последующие — в течение пяти лет. И поскольку, как уже отмечалось, закон обратной силы не имеет, получается, что бюджетные учреждения и органы местного самоуправления, не прошедшие энергетическое обследование, являются нарушителями согласно ч. 8 ст. 9.16 КоАП РФ, однако их нельзя привлечь к административной ответственности в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. В отношении же информации о мерах по повышению энергетической эффективности вступил в силу порядок ее предоставления, утв. приказом Минэнерго России от 30.06.2014 № 401.

Таким образом, исходя из логики ч. 2 ст. 16 Закона № 261-ФЗ, выполнение требований по проведению энергетического обследования или предоставлению информации в утвержденном порядке возможно в течение последующих пяти лет с 31 декабря 2012 г.

Нормативные документы

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ

Федеральный закон от 28.12.2013 № 399-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“»

Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Постановление Правительства РФ от 16.08.2014 № 818 «Об установлении объема энергетических ресурсов в стоимостном выражении для целей проведения обязательных энергетических обследований»

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»

Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 401 «Об утверждении Порядка представления информации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ДОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль