Игровое взаимодействие с детьми старшего дошкольного возраста «Театр открывается — сказка начинается»

325

Ж.В. Терехова, педагог-психолог ГБОУ школа № 1034 дошкольное отделение «Успех», Москва

Одна из приоритетных целей современного образования — воспитание психологически здорового человека, т. е. свободного, уверенного в себе, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, а значит — счастливого, познающего себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами. По мнению И.В. Дубровиной, российского психолога, доктора психологических наук, профессора, ключевым словом для описания портрета психологически здорового человека является «гармония», другими словами — «баланс» между эмоциональным и интеллектуальным, телесным и психическим, человеком и окружающим его миром.

Одной из составляющей психологического здоровья является развитой эмоциональный интеллект — явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Детство — уникальный период интенсивного психофизического развития, которое теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира чувств ребенка и его переживаний. В силу возрастных особенностей дети часто находятся в плену эмоций, поскольку еще не могут управлять собственными чувствами, что часто приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Развитие эмоционального интеллекта поможет им лучше понять свои навыки, возможности и способности, они смогут понимать себя и других, а также будут способны распознавать чувства. Кроме того, это позволяет формировать рациональный процесс мышления для принятия решений в будущем, способность адекватно оценивать личные ограничения и возможности, эффективно использовать собственные сильные стороны и максимально нивелировать слабые качества, что в дальнейшем станет залогом успешности и в карьере, и в личной жизни. С другой стороны, низкий уровень эмоционального интеллекта приводит к затруднениям в осознании и определении собственных эмоций, или алекситимия, что повышает риск возникновения психосоматических заболеваний.

На укрепление в целом психологического здоровья и развитие эмоционального интеллекта в частности направлено игровое взаимодействие «Театр открывается — сказка начинается» с детьми старшего дошкольного возраста (приложение).

Задачи игрового взаимодействия в рамках образовательных областей в соответствии со ФГОС ДО:

  • формирование представлений об элементарных нормах и правилах здорового образа жизни («Физическое развитие»);
  • формирование умения понимать и выражать с помощью мимики, жестов и пантомимики эмоциональное состояние; психопрофилактика застенчивости путем вовлечения детей в театрализованную деятельность («Социально-коммуникативное развитие»);
  • развитие воображения и творческой активности («Познавательное развитие»);
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у дошкольников, обогащение активного словаря («Речевое развитие»);
  • формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, художественной литературы; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; развитие самостоятельной творческой деятельности («Художественно-эстетическое развитие»).

Продолжительность игрового взаимодействия: 30–35 мин.

Количество детей: 15–20.

Время проведения: весна.

Ведущий: педагог-психолог.

Приложение

Конспект игрового взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста «Театр открывается — сказка начинается»

Материалы и оборудование: мягкая игрушка «Колобок», иллюстрации к сказке К.И. Чуковского «Мойдодыр»; запись мультипликационного фильма «Муха-Цокотуха» (реж. Б. Степанцев, «Союзмультфильм», 1976 г.), атрибуты для театрализованной деятельности — шапочки героев из сказки «Муха-Цокотуха», DVD-проигрыватель.

Музыкальное сопровождение: записи веселой, «страшной», романтичной, маршевой музыки (для инсценировки).

Ход игрового взаимодействия

1. Ритуал приветствия «Подарок другу»

Дети встают в круг.

Инструкция педагога-психолога: Ребята, представьте, что сегодня у каждого из нас день рождения. Давайте попробуем поздравить друг друга, но не словами, а при помощи мимики, пантомимики и жестов.

(Игра продолжается до тех пор, пока каждый не поздравит соседа.)

2. Работа со сказкой К.И. Чуковского «Мойдодыр»

Однажды, когда К. И. Чуковский работал в кабинете, он вдруг услышал горький плач. Плакала его младшая дочь Мурочка (Мария), которая не хотела мыться. Чуковский вышел из кабинета, взял дочь на руки и совершено неожиданно для себя тихо сказал:

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам, стыд и срам.

Небольшой сказке «Мойдодыр» принадлежит едва ли не первенство по популярности среди малышей. С позиции взрослого назидательная мысль сказки просто мизерна: «Надо умываться по утрам и вечерам». Зато для ребенка эта мысль требует серьезных доводов, поскольку сама по себе она абстрактна и сомнительна. Писатель верно уловил первую психологическую реакцию ребенка на открытие всяких «надо» и «нельзя» — это удивление. Для того чтобы доказать простенькую истину, он использует мощный арсенал средств эмоционального воздействия. Весь мир приходит в движение, все предметы срываются с места и куда-то бегут, скачут, летят. Герою приходится измениться — и внешне, и внутренне. А возвращение дружбы и симпатии, организованный в тот же час праздник чистоты — справедливая ему за то награда.

Слово педагога-психолога: Ребята, как вы думаете, почему необходимо ежедневно соблюдать правила личной гигиены: чистить зубы, умываться?.. Вы правы — каждый человек должен соблюдать правила личной гигиены для того, чтобы быть здоровым. Сейчас я предлагаю вам прочитать одну сказку… А какую — угадаете сами… (Далее педагог-психолог читает отрывки из сказки и проводит беседу с использованием иллюстраций.)

Вопросы для беседы:

  • Кто знает, из какой сказки этот мальчик, как называется сказка?
  • Кто автор?
  • Как вы думаете, о чем эта сказка?
  • Что случилось с мальчиком?
  • Почему от него убежали вещи?
  • Можно ли мальчика назвать грязнулей? Почему?
  • Какие эмоции выражают мальчик, крокодил, Мойдодыр? (Последовательно демонстрируются иллюстрации, на которых от мальчика убегают вещи, самовар; изображающие встречу мальчика с крокодилом, Мойдодыром.)
  • Какие сейчас эмоции переживает мальчик? (Демонстрируется иллюстрация, на которой главный герой изображен после того, как он помылся.)

Примечание. При рассматривании иллюстраций необходимо уточнить у детей, как они определили, что герои испытывают ту или иную эмоцию. Это важно для закрепления представлений о передаче эмоционального состояния с помощью невербальных способов общения.

3. Физкультминутка

Цель: смена деятельности и позы путем двигательной активности, снятие усталости, восстановление положительного эмоционального состояния.

Инструкция. Дети сидят на корточках. Педагог-психолог читает стихотворение, показывая действия, которые должны повторить воспитанники.

Мишка вылез из берлоги

Встают

Огляделся на пороге
Повернулся вправо — влево

Повороты туловища

Потянулся ото сна

Руки вверх

К нам опять весна пришла

Дети изображают радость

Чтоб скорей набраться сил,
Головой он покрутил

Вращение головой

Наклонился взад — вперед

Наклоны туловища

Вот он по лесу идет

Ходьба на месте

Ищет мишка корешки

Наклоны туловища

И трухлявые пеньки

Приседание

В них съедобные личинки

Имитация еды личинок

Для медведя витаминки

Поглаживание живота, изображение удовольствия

Наконец медведь наелся
И на бревнышке уселся

Дети садятся на стулья

4. Просмотр мультипликационного фильма «Муха-Цокотуха»

Идею написания сказки Чуковский вынашивал долго; несколько раз принимался за нее, но больше двух строчек не выходило. Корней Иванович любил вспоминать историю создания «Цокотухи»: «У меня бывали такие внезапные приливы счастья, совершенно ни на чем не основанные. Именно тогда, когда моя жизнь складывалась не очень-то весело, вдруг наперекор всему находили на меня приливы какого-то особенного нервного возбуждения. Такое настроение было у меня 29 августа 1923 года, когда я, придя в нашу пустую квартиру (вся семья моя была на даче), вдруг почувствовал, что на меня нахлынуло, что называется вдохновение.

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

Я еле успевал записывать на клочках бумаги каким-то огрызком карандаша. И потом, к стыду своему, должен сказать, что когда в сказке дело дошло до танцев, то я, 42-летний, уже седеющий человек, стал танцевать сам. И это было очень неудобно, потому что танцевать и писать в одно и то же время довольно-таки трудно. Я носился из комнаты в коридор и на кухню, и вдруг у меня иссякла бумага. Я заметил, что у нас отстают обои. Я отодрал лоскут обоев и на этих обоях закончил все. {…} „Муха-Цокотуха“ — единственная моя сказка, которую от первой строки до последней я написал… по внушению нахлынувших на меня неожиданно радостных чувств».

Чуковский считал, что писатель для маленьких детей непременно должен быть счастлив. Счастлив, как и те, для кого он творит. Может быть потому, что он очень любил детей, и писал для них с радостью и удовольствием — его сказки и сейчас знают и любят. А еще, вероятно, потому, что эти истории в стихах легко читаются и запоминаются, а добрые и храбрые герои всегда побеждают зло. И совсем не важно, что персонаж мог быть самым крошечным и слабым, от которого никто не ожидал смелых поступков, он действительно герой — он победил злодея, как Маленький Комарик из «Мухи-Цокотухи»1.

Расскажите детям

Цокотуха — образовано от глагола «цокотать» — издавать цокот, цокающие звуки. Предложите детям поцокать: ЦО-ЦО-ЦО.

Брюхо — живот. Это слово чаще используется, когда речь идет о животных. А человека чаще называем «пузатый» от слова пузо.

Именинница — человек в день своих именин. Это слово можно использовать и в переносном значении. В этой сказке так описан радостный день Мухи-Цокотухи.

Крендель — хлебное изделие в форме восьмерки.

Криком кричать — громко кричать, плакать. Можно заменить словами: орать, вопить.

Молчок — образовано от глагола «молчать». Каким жестом мы обычно показываем знак молчания?

Надрываться — громко кричать, вопить.

На всем скаку — словосочетание, отвечающее на вопрос «Как?», употребляется в значении «скача в полную силу». Предложите детям проскакать быстро-быстро.

Лихой — молодецкий, удалой. Можно заменить словами смелый, храбрый.

Удалой — образовано от слова «удаль» — смелость.

Слово педагога-психолога: Ребята, какие еще сказки К. Чуковского вы знаете?..

Сегодня я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Муха-Цокотуха». Смотрите его внимательно, обращайте внимание на эмоции, которые будут переживать герои в разных ситуациях.

Примечание. В процессе просмотра мультфильма педагог-психолог обращает внимание детей на мимику и пантомимику героев, задавая наводящие вопросы:

  • Как вы думаете, сейчас герою грустно (весело, страшно…)?
  • Это добрый герой или злой? Как вы это поняли?

5. Инсценировка сказки «Муха-Цокотуха»

Цель: развитие умения выражать эмоции; развитие слухового внимания, воображения

Инструкция. Педагог-психолог предлагает детям инсценировать сказку. Распределяются роли — желательно, чтобы все дети приняли участие. Педагог-психолог читает текст. Задача детей — в соответствии с содержанием разыграть сценки, используя только мимику и жесты (пантомимику).

В ходе инсценировки используется музыкальное сопровождение, соответствующее по настроению описываемой ситуации.

Рефлексия:

  • Понравилось вам участвовать в представлении?
  • Какие эмоции вы показывали?
  • Получалось ли определять, какие эмоции выражают другие герои сказки?
  • Что было легко (сложно) делать?

6. Ритуал прощания

Инструкция. Дети встают в круг. Задача — передавая игрушку «Колобок», необходимо поблагодарить друг друга за приятно и интересно проведенное время и при этом отметить положительные качества соседа.

7. Работа с семьей

Предложить родителям дома вместе с детьми прочитать сказку К.И. Чуковского «Тараканище» и разыграть ее по ролям, используя только мимику, жесты и пантомимику.

__________________________

1 Жизнь и творчество Корнея Чуковского / Сборник. М.: Детская литература, 1978.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник педагога-психолога. Детский сад» Подписаться на журнал!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль