Игровое взаимодействие с детьми старшего дошкольного возраста «Театр открывается — сказка начинается»

341

Ж.В. Терехова, педагог-психолог ГБОУ школа № 1034 дошкольное отделение «Успех», Москва

Одна из приоритетных целей современного образования — воспитание психологически здорового человека, т. е. свободного, уверенного в себе, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, а значит — счастливого, познающего себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами. По мнению И.В. Дубровиной, российского психолога, доктора психологических наук, профессора, ключевым словом для описания портрета психологически здорового человека является «гармония», другими словами — «баланс» между эмоциональным и интеллектуальным, телесным и психическим, человеком и окружающим его миром.

Одной из составляющей психологического здоровья является развитой эмоциональный интеллект — явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Детство — уникальный период интенсивного психофизического развития, которое теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира чувств ребенка и его переживаний. В силу возрастных особенностей дети часто находятся в плену эмоций, поскольку еще не могут управлять собственными чувствами, что часто приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Развитие эмоционального интеллекта поможет им лучше понять свои навыки, возможности и способности, они смогут понимать себя и других, а также будут способны распознавать чувства. Кроме того, это позволяет формировать рациональный процесс мышления для принятия решений в будущем, способность адекватно оценивать личные ограничения и возможности, эффективно использовать собственные сильные стороны и максимально нивелировать слабые качества, что в дальнейшем станет залогом успешности и в карьере, и в личной жизни. С другой стороны, низкий уровень эмоционального интеллекта приводит к затруднениям в осознании и определении собственных эмоций, или алекситимия, что повышает риск возникновения психосоматических заболеваний.

На укрепление в целом психологического здоровья и развитие эмоционального интеллекта в частности направлено игровое взаимодействие «Театр открывается — сказка начинается» с детьми старшего дошкольного возраста (приложение).

Задачи игрового взаимодействия в рамках образовательных областей в соответствии со ФГОС ДО:

  • формирование представлений об элементарных нормах и правилах здорового образа жизни («Физическое развитие»);
  • формирование умения понимать и выражать с помощью мимики, жестов и пантомимики эмоциональное состояние; психопрофилактика застенчивости путем вовлечения детей в театрализованную деятельность («Социально-коммуникативное развитие»);
  • развитие воображения и творческой активности («Познавательное развитие»);
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у дошкольников, обогащение активного словаря («Речевое развитие»);
  • формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, художественной литературы; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; развитие самостоятельной творческой деятельности («Художественно-эстетическое развитие»).

Продолжительность игрового взаимодействия: 30–35 мин.

Количество детей: 15–20.

Время проведения: весна.

Ведущий: педагог-психолог.

Приложение

Конспект игрового взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста «Театр открывается — сказка начинается»

Материалы и оборудование: мягкая игрушка «Колобок», иллюстрации к сказке К.И. Чуковского «Мойдодыр»; запись мультипликационного фильма «Муха-Цокотуха» (реж. Б. Степанцев, «Союзмультфильм», 1976 г.), атрибуты для театрализованной деятельности — шапочки героев из сказки «Муха-Цокотуха», DVD-проигрыватель.

Музыкальное сопровождение: записи веселой, «страшной», романтичной, маршевой музыки (для инсценировки).

Ход игрового взаимодействия

1. Ритуал приветствия «Подарок другу»

Дети встают в круг.

Инструкция педагога-психолога: Ребята, представьте, что сегодня у каждого из нас день рождения. Давайте попробуем поздравить друг друга, но не словами, а при помощи мимики, пантомимики и жестов.

(Игра продолжается до тех пор, пока каждый не поздравит соседа.)

2. Работа со сказкой К.И. Чуковского «Мойдодыр»

Однажды, когда К. И. Чуковский работал в кабинете, он вдруг услышал горький плач. Плакала его младшая дочь Мурочка (Мария), которая не хотела мыться. Чуковский вышел из кабинета, взял дочь на руки и совершено неожиданно для себя тихо сказал:

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам, стыд и срам.

Небольшой сказке «Мойдодыр» принадлежит едва ли не первенство по популярности среди малышей. С позиции взрослого назидательная мысль сказки просто мизерна: «Надо умываться по утрам и вечерам». Зато для ребенка эта мысль требует серьезных доводов, поскольку сама по себе она абстрактна и сомнительна. Писатель верно уловил первую психологическую реакцию ребенка на открытие всяких «надо» и «нельзя» — это удивление. Для того чтобы доказать простенькую истину, он использует мощный арсенал средств эмоционального воздействия. Весь мир приходит в движение, все предметы срываются с места и куда-то бегут, скачут, летят. Герою приходится измениться — и внешне, и внутренне. А возвращение дружбы и симпатии, организованный в тот же час праздник чистоты — справедливая ему за то награда.

Слово педагога-психолога: Ребята, как вы думаете, почему необходимо ежедневно соблюдать правила личной гигиены: чистить зубы, умываться?.. Вы правы — каждый человек должен соблюдать правила личной гигиены для того, чтобы быть здоровым. Сейчас я предлагаю вам прочитать одну сказку… А какую — угадаете сами… (Далее педагог-психолог читает отрывки из сказки и проводит беседу с использованием иллюстраций.)

Вопросы для беседы:

  • Кто знает, из какой сказки этот мальчик, как называется сказка?
  • Кто автор?
  • Как вы думаете, о чем эта сказка?
  • Что случилось с мальчиком?
  • Почему от него убежали вещи?
  • Можно ли мальчика назвать грязнулей? Почему?
  • Какие эмоции выражают мальчик, крокодил, Мойдодыр? (Последовательно демонстрируются иллюстрации, на которых от мальчика убегают вещи, самовар; изображающие встречу мальчика с крокодилом, Мойдодыром.)
  • Какие сейчас эмоции переживает мальчик? (Демонстрируется иллюстрация, на которой главный герой изображен после того, как он помылся.)

Примечание. При рассматривании иллюстраций необходимо уточнить у детей, как они определили, что герои испытывают ту или иную эмоцию. Это важно для закрепления представлений о передаче эмоционального состояния с помощью невербальных способов общения.

3. Физкультминутка

Цель: смена деятельности и позы путем двигательной активности, снятие усталости, восстановление положительного эмоционального состояния.

Инструкция. Дети сидят на корточках. Педагог-психолог читает стихотворение, показывая действия, которые должны повторить воспитанники.

Мишка вылез из берлоги

Встают

Огляделся на пороге
Повернулся вправо — влево

Повороты туловища

Потянулся ото сна

Руки вверх

К нам опять весна пришла

Дети изображают радость

Чтоб скорей набраться сил,
Головой он покрутил

Вращение головой

Наклонился взад — вперед

Наклоны туловища

Вот он по лесу идет

Ходьба на месте

Ищет мишка корешки

Наклоны туловища

И трухлявые пеньки

Приседание

В них съедобные личинки

Имитация еды личинок

Для медведя витаминки

Поглаживание живота, изображение удовольствия

Наконец медведь наелся
И на бревнышке уселся

Дети садятся на стулья

4. Просмотр мультипликационного фильма «Муха-Цокотуха»

Идею написания сказки Чуковский вынашивал долго; несколько раз принимался за нее, но больше двух строчек не выходило. Корней Иванович любил вспоминать историю создания «Цокотухи»: «У меня бывали такие внезапные приливы счастья, совершенно ни на чем не основанные. Именно тогда, когда моя жизнь складывалась не очень-то весело, вдруг наперекор всему находили на меня приливы какого-то особенного нервного возбуждения. Такое настроение было у меня 29 августа 1923 года, когда я, придя в нашу пустую квартиру (вся семья моя была на даче), вдруг почувствовал, что на меня нахлынуло, что называется вдохновение.

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

Я еле успевал записывать на клочках бумаги каким-то огрызком карандаша. И потом, к стыду своему, должен сказать, что когда в сказке дело дошло до танцев, то я, 42-летний, уже седеющий человек, стал танцевать сам. И это было очень неудобно, потому что танцевать и писать в одно и то же время довольно-таки трудно. Я носился из комнаты в коридор и на кухню, и вдруг у меня иссякла бумага. Я заметил, что у нас отстают обои. Я отодрал лоскут обоев и на этих обоях закончил все. {…} „Муха-Цокотуха“ — единственная моя сказка, которую от первой строки до последней я написал… по внушению нахлынувших на меня неожиданно радостных чувств».

Чуковский считал, что писатель для маленьких детей непременно должен быть счастлив. Счастлив, как и те, для кого он творит. Может быть потому, что он очень любил детей, и писал для них с радостью и удовольствием — его сказки и сейчас знают и любят. А еще, вероятно, потому, что эти истории в стихах легко читаются и запоминаются, а добрые и храбрые герои всегда побеждают зло. И совсем не важно, что персонаж мог быть самым крошечным и слабым, от которого никто не ожидал смелых поступков, он действительно герой — он победил злодея, как Маленький Комарик из «Мухи-Цокотухи»1.

Расскажите детям

Цокотуха — образовано от глагола «цокотать» — издавать цокот, цокающие звуки. Предложите детям поцокать: ЦО-ЦО-ЦО.

Брюхо — живот. Это слово чаще используется, когда речь идет о животных. А человека чаще называем «пузатый» от слова пузо.

Именинница — человек в день своих именин. Это слово можно использовать и в переносном значении. В этой сказке так описан радостный день Мухи-Цокотухи.

Крендель — хлебное изделие в форме восьмерки.

Криком кричать — громко кричать, плакать. Можно заменить словами: орать, вопить.

Молчок — образовано от глагола «молчать». Каким жестом мы обычно показываем знак молчания?

Надрываться — громко кричать, вопить.

На всем скаку — словосочетание, отвечающее на вопрос «Как?», употребляется в значении «скача в полную силу». Предложите детям проскакать быстро-быстро.

Лихой — молодецкий, удалой. Можно заменить словами смелый, храбрый.

Удалой — образовано от слова «удаль» — смелость.

Слово педагога-психолога: Ребята, какие еще сказки К. Чуковского вы знаете?..

Сегодня я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Муха-Цокотуха». Смотрите его внимательно, обращайте внимание на эмоции, которые будут переживать герои в разных ситуациях.

Примечание. В процессе просмотра мультфильма педагог-психолог обращает внимание детей на мимику и пантомимику героев, задавая наводящие вопросы:

  • Как вы думаете, сейчас герою грустно (весело, страшно…)?
  • Это добрый герой или злой? Как вы это поняли?

5. Инсценировка сказки «Муха-Цокотуха»

Цель: развитие умения выражать эмоции; развитие слухового внимания, воображения

Инструкция. Педагог-психолог предлагает детям инсценировать сказку. Распределяются роли — желательно, чтобы все дети приняли участие. Педагог-психолог читает текст. Задача детей — в соответствии с содержанием разыграть сценки, используя только мимику и жесты (пантомимику).

В ходе инсценировки используется музыкальное сопровождение, соответствующее по настроению описываемой ситуации.

Рефлексия:

  • Понравилось вам участвовать в представлении?
  • Какие эмоции вы показывали?
  • Получалось ли определять, какие эмоции выражают другие герои сказки?
  • Что было легко (сложно) делать?

6. Ритуал прощания

Инструкция. Дети встают в круг. Задача — передавая игрушку «Колобок», необходимо поблагодарить друг друга за приятно и интересно проведенное время и при этом отметить положительные качества соседа.

7. Работа с семьей

Предложить родителям дома вместе с детьми прочитать сказку К.И. Чуковского «Тараканище» и разыграть ее по ролям, используя только мимику, жесты и пантомимику.

__________________________

1 Жизнь и творчество Корнея Чуковского / Сборник. М.: Детская литература, 1978.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник педагога-психолога. Детский сад» Подписаться на журнал!

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Детский сад»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ДОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль