Работа с часто болеющими детьми: показания, методики, эффективность

611

Сегодня к категории часто болеющих детей (ЧБД) относят каждого четвертого ребенка. Частые ОРЗ и ОРВИ отягощают физическое и психическое здоровье детей в ДОУ, их развитие, ограничивают их физическую и умственную активность, прерывают процесс становления социальных отношений. Такие малыши, как правило, испытывают трудности в общении со сверстниками, их отличает психологическая и речевая инфантильность. Поэтому коррекционно-логопедическая работа с часто болеющими детьми в ДОУ имеет крайне важное значение для дальнейшего развития.

Особенности ЧБД

Работа с часто болеющими детьми в ДОУ может проводиться при выявлении таких особенностей:

  • тревожность, боязливость;
  • быстрая утомляемость;
  • неуверенность в себе, склонность к пессимизму;
  • нарушение динамики познавательной деятельности;
  • ухудшение памяти и внимания;
  • нарушения коммуникативной функции;
  • слабость нервных процессов вследствие изменений биологической работы организма;
  • возможно проявление синдрома гиперактивности (СДВГ) или, напротив, — заторможенности.

Частые заболевания отрицательно влияют и на развитие речи. У детей 3–4 лет в большей степени страдают:

  • подвижность органов артикуляции;
  • звукопроизношение;
  • лексический запас;
  • грамматический строй речи.

Работа с часто болеющими детьми в ДОУ необходима при наличии таких проблем:

  • с формированием фонематических процессов;
  • звукопроизношением;
  • лексико-грамматическим строем речи;
  • речевым мышлением, связностью.

Работа с часто болеющими детьми в ДОУ «Белоснежка» ориентирована на профилактику и укрепление здоровья часто болеющих детей в условиях Крайнего Севера. Для коррекции речевых патологий в ДОО разработана и успешно применяется комплексная система мероприятий.

Коррекционно-логопедическая реабилитация

Коррекционеая работа в ДОУ с часто болеющими детьми осуществляется по трем направлениям:

  • создание здоровьесберегающей образовательной среды;
  • индивидуально подобранный режим коррекционных занятий;
  • разработка индивидуальной программы речевого развития.

Реабилитация проводится в два этапа.

Первый этап коррекционно-логопедической работы с часто болеющими детьми в ДОУ — логотерапевтический. Он включает в себя следующие мероприятия:

1) БОС-курс — 7–10 сеансов по показаниям;
2) логопедический массаж (7–10 процедур) + массаж шейно-воротниковой зоны (10 процедур) + электрофорез (препарат для проведения процедуры подбирается невропатологом детской поликлиники);
3) развитие грубой и мелкой моторики. Грубую моторику дети совершенствуют на занятиях с инструктором по физической культуре. Для развития мелкой моторики работа с часто болеющими детьми в ДОУ включает в себя комплекс игровых упражнений в соответствии с возрастом воспитанников. Упражнения для детей 3–4 лет направлены на укрепление всех пальчиков левой и правой руки (развитие и совершенствование речи в этом возрасте идет от периферии к центру); для детей 5–6 лет — укрепление трех основных пальцев обеих рук (для подготовки руки к письму);
4) логоритмика — система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением речевого материала;
5) гимнастика мозга, развивающая высшие психические функции. Коррекционно-логопедическая работа с часто болеющими детьми в ДОУ на данном этапе включает развитие памяти, внимания, мышления (приложение). В течение 5–7 мин индивидуально с каждым ребенком проводится комплекс упражнений, направленный на межполушарное взаимодействие:

  • дыхательные упражнения в сочетании с разнообразными вариантами движений глаз и языка; телесные упражнения — согласованные движения головы, туловища, глаз, языка, рук и ног;
  • когнитивные упражнения — формирование пространственных представлений (инструктор проводит с ребенком отработку понятий по горизонтальной оси: «над», «под», «между», «выше» и т. д.).

Комплекс упражнений для работы с часто болеющими детьми в ДОУ разрабатывается и подбирается индивидуально для каждого ребенка по показаниям.

Второй этап — коррекционно-логопедический. Работа с часто болеющими детьми в ДОУ на данном этапе включает в себя:

1) комплекс артикуляционных упражнений; постановку звуков;
2) работу над лексико-грамматическим строем речи;
3) развитие связной речи;
4) функциональный тренинг в социальной среде.

Дети, у которых поставлен тот или иной звук, в группе надевают бейджики, с коррекционной информацией, например: «Я умею правильно произносить звук -Р-. Поправьте меня, пожалуйста». Таким образом, каждый из сотрудников детского сада напоминает ребенку о правильном произнесении звука в естественной среде, что способствует быстрому усвоению фонетических умений и навыков. Такой метод работы с часто болеющими детьми в ДОУ, на наш взгляд, в первую очередь устраняет «кабинетную речь» (искусственную), внедряя автоматизированный звук в функциональную среду дошкольника.

Логокоррекционная работа с часто болеющими детьми в ДОУ требует проведения комплексного диагностического обследования. Объем нагрузки, темпы коррекции определяются с учетом возрастных особенностей каждого ребенка, состояния его здоровья. Принимая во внимание психологические особенности часто болеющих детей, особая роль отводится созданию благоприятного эмоционального фона во время логопедических занятий. Непосредственно логопедическая работа с часто болеющими детьми в ДОУ осуществляется через организацию ведущего вида деятельности дошкольников — игру, исследование, изобразительную, трудовую деятельность.

Взаимодействие логопеда, педагогов, медицинского персонала при работе с часто болеющими детьми в ДОУ

Организация работы учителя-логопеда подразумевает, что в коррекционной работе участвуют и другие сотрудники детского сада — воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинские работники, а также родители.

Музыкальный руководитель при работе с часто болеющими детьми в ДОУ занимается развитием выразительности мимики, пластикой движений, постановкой дыхания, голоса, над выработкой чувства ритма, совершенствованием просодической стороны речи — темпа, тембра, мелодики, логического ударения, силы голоса.

Инструктор по физической культуре решает традиционные задачи по общему физическому воспитанию, развитию двигательных умений детей.

Воспитатели закрепляют приобретенные знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируют логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (игровую, трудовую, познавательную).

Успешность работы с часто болеющими детьми в ДОУ во многом зависит и от участия родителей в этой работе.  Родителям следует:

  • выполнять рекомендации, задания учителя-логопеда;
  • посещать консультативные мероприятия;
  • контролировать произношение ребенка;
  • выполнять функциональный тренинг с ребенком в домашних условиях;
  • активно участвовать во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (обучающих занятиях-практикумах, праздниках, собраниях и т. д.)

Медицинские работники изучают и оценивают соматическое здоровье, состояние нервной системы ребенка с речевой патологией в соответствии со средневозрастными критериями, оказывают комплекс медицинских услуг логопедического направления: массаж шейно-воротниковой зоны, электрофорез; МДМ (метод взаимодействия слабым электрическим сигналом на срединные структуры головного мозга - физиотерапия); СМТ (амплипульс - физиотерапия); кислородный коктейль; проводят укрепляющие процедуры.

Еще один механизм реализации коррекционной работы — социальное партнерство. Оздоровление часто болеющих детей в ДОУ на данном этапе предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (сотрудничество с детской поликлиникой, музеем города, посещение детьми городских выставок, участие в спортивных мероприятиях, встречи с интересными людьми нашего города и т. д.).

Высокая пластичность центральной нервной системы дошкольников, социальная значимость речи, выбор действенных средств и методов коррекции определяют благоприятный прогноз устранения речевых нарушений у часто болеющих детей.

Приложение

«Гимнастика для мозга»

1. Массаж ушных раковин
Помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши руками.

2. «Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

3. «Кулак — ребро — ладонь»
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок сначала выполняет упражнение вместе с педагогом, затем по памяти (8 — 10 раз). Выполняет сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак — ребро — ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

4. «Лезгинка»
Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6–8 раз. Следует добиваться высокой скорости смены положений.

5. «Ухо — нос»
Левой рукой взяться за кончик носа, правой — за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

6. «Змейка»
Соединить ладони перед собой, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

7. Зеркальное рисование
Положить перед ребенком на стол чистый лист бумаги, дать в обе руки по карандашу или фломастеру. Предложить рисовать одновременно обеими руками зеркально — симметричные рисунки, буквы.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ» Подписаться на журнал!

Читайте в ближайших номерах журнала «Медицинское обслуживание и организация питания детей ДОУ»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль