Часто встречающиеся ошибки при организации проектной деятельности с дошкольниками

368

Проектная деятельность прочно вошла в практику работы педагогов дошкольных образовательных организаций и широко используется, о чем свидетельствует выбор ее в качестве темы компьютерной презентации практических достижений профессиональной деятельности1.

Несомненно, проектная деятельность интересна всем ее участникам и позволяет достичь высоких результатов. Однако приходится признать, что многие воспитатели находятся в заблуждении относительно самого понятия и содержания проектной деятельности из-за чего нередко встречаются ошибки при организации проектной деятельности с дошкольниками.

Самая большая проблема кроется в том, какой смысл вкладывается в понятие «педагогический проект». По большому счету педагогическим можно назвать любой проект, имеющий педагогические цели. Однако здесь необходимо четко определиться, что есть проект педагогов и что такое детский проект. Проект педагогов — это деятельность, где субъектом является педагог, а дети организуются им на различные им же придуманные мероприятия. Детский проект тоже организуется педагогом, но субъектами деятельности в данном случае выступают воспитанники. При понимании данного понятия, ошибки при организации проектной деятельности с дошкольниками допускаться не будут.

Так какие же ошибки при организации проектной деятельности с дошкольниками встречаются наиболее часто?

Прежде всего это представление в виде детской проектной деятельности системы работы по какому-либо вопросу. Например, рассказывая о формировании у детей представлений о здоровом образе жизни, педагоги перечисляют разные формы работы, организуемые в течение учебного года, — занятия с воспитанниками, праздники и досуги, выставки детского творчества, совместная с родителями деятельность и т. д. Данные мероприятия они называют детским проектом по формированию у детей здорового образа жизни. Несомненно, все перечисленные формы работы интересны и дают положительный результат. Многие из них при соответствующей организации могут быть детскими проектами, но только в том случае, если дети выступят в качестве их активных участников, авторов идей и их исполнителей. Такие ошибки при организации проектной деятельности с дошкольниками, к сожалению остаются распространенными.

Другой пример ошибки при организации проектной деятельности с дошкольниками в контексте подмены понятий. Рассказывая о проекте «Наша летняя площадка», воспитатель перечисляет, как много разных мероприятий прошло в течение лета на спортивной площадке детского сада. Возможно, это проект педагогов, которые в ходе совместного обсуждения предлагали свои идеи, думали о том, как сделать жизнь детей в летний период интересной и насыщенной. Назвать все эти мероприятия детским проектом невозможно. Ведь воспитанники не выступили в данном случае субъектом деятельности, они не предложили ни одной идеи, не находились в поиске, они только участвовали в мероприятиях, которые были организованы педагогами.

Авторы публикаций, методических пособий по организации проектной деятельности с детьми рекомендуют начинать работу над проектом с создания «копилки». Многие воспитатели понимают это буквально и перед тем, как приступить к реализации проекта, делают подборку игр, пособий, плакатов по теме, а потом демонстрируют на слайдах, как много материала им удалось собрать. Это также один из примеров ошибки при организации проектной деятельности с дошкольниками. Под словом «копилка» в данном случае кроется несколько иное содержание. Чаще всего имеется в виду копилка идей, вариантов решения проблемы. Это то, что будет в дальнейшем обсуждаться, анализироваться в ходе поиска наиболее приемлемого и результативного варианта. Это может быть копилка и в прямом смысле, например, календариков, значков, шишек, крышек и т. д. Но они должны быть собраны детьми и использоваться в процессе проектной деятельности. Подбор методических пособий осуществляется на этапе подготовки педагога к проекту.

Исходя из собственной практики и наблюдений за деятельностью воспитателей, можно выделить еще ряд ошибок при организации проектной деятельности дошкольников, с которыми сталкиваются педагоги.

Как известно, в каждой группе есть активные, инициативные воспитанники, которые всегда находятся в поле деятельности воспитателя, и пассивные дети, не проявляющие инициативы и предпочитающие делать то, что делают другие. В результате участниками проектов чаще всего становятся одни и те же, активные воспитанники группы.

Подобные ошибки при организации проектной деятельности с дошкольниками встречаются часто. Между тем одна из задач проектной деятельности заключается в том, чтобы раскрепостить дошкольников, научить их быть самостоятельными, более инициативными.

Что для этого нужно? Прежде всего, поддержка воспитателя, принятие ребенка таким, какой он есть. Что касается проектной деятельности, то самая большая возможность у детей проявить самостоятельность, свободу мысли в начале проекта, на этапе выдвижения идей. И здесь педагоги часто ошибки при организации проектной деятельности с дошкольниками. Важно удержать себя от немедленного реагирования на предложения воспитанников. Ведь от того, как воспитатель выразит свое отношение к высказыванию ребенка, зависит степень его дальнейшего участия в этой деятельности. Можно дать понять воспитаннику, что его идея «не очень удачная», взглядом, вздохом, рукой, неосторожными высказываниями или молчанием. И если активные дети в ответ на это будут изобиловать все новыми и новыми идеями, то робкие и нерешительные дошкольники замолчат на полуслове, заняв позицию пассивных участников, или, что еще хуже, потеряют интерес к предстоящей проектной деятельности.

На этапе воплощения идей проекта воспитателям очень сложно удержать себя от прямых указаний, прямого руководства деятельностью детей. Даже при хорошем развитии проекта часто приходится слышать: «А теперь мы будем делать то-то…», «А теперь сделайте вот так…». Вот еще один пример ошибки при организации проектной деятельности с дошкольниками. В ходе проектной деятельности воспитанникам нужно давать больше свободы, чтобы они пытались самостоятельно находить решения поставленной перед ними задачи, учились анализировать и делать выводы.

Часто бывает так, что продукт проекта оказывается невостребованным и такие ошибки при организации проектной деятельности с дошкольниками также встречаются часто. Например, результатом нормативных проектов становится какое-то правило или знак. В ходе проектной деятельности этих знаков накапливается достаточно много, они собираются в специальной коробочке, но в реальной жизни не используются. Со временем в группе происходят конфликты, нарушаются правила, а про знаки никто не помнит. Проект по придумыванию и изготовлению знаков закончился, и они просто пополнили коробочку. Зачем тогда их было вообще придумывать? Получается, что этот проект был ради проекта.

Проекты, нацеленные на создание какого-либо материального продукта, например макета, требуют значительных затрат сил всех участников, а также определенных средств, времени.

Как правило, результат совместной деятельности всех радует, вызывает чувство удовлетворения. Воспитатель с гордостью демонстрирует продукт проекта гостям группы, который долго потом украшает собой групповую комнату. К чему это приводит? Дети спрашивают у педагога: «Можно мы поиграем с крепостью (замком, кораблем, ракетой и т. д.)?». «Нет, — отвечает воспитатель, — пусть крепость пока постоит. Мы так долго трудились над ней, а вы ее быстро сломаете». Такие ошибки при организации проектной деятельности с дошкольниками и комментировать не стоит.

То, что ребенок просит разрешение поиграть с тем, что он сам с товарищами сделал, говорит о многом. Любой продукт проектной деятельности должен использоваться в дальнейшем, а не служить неприкасаемым украшательством групповой комнаты.

Ошибки при организации проектной деятельности с дошкольниками встречаются и в однообразии творчества. Случается так, что проект, задуманный на одну-две недели, затягивается на месяц, а то и два — в ходе деятельности придумывается что-то новое, интересное. В какой-то момент педагог осознает, что тема проекта заполнила все время, дети зациклены на одном и том же. Родители удивляются: «Долго мы еще будем заниматься космосом (насекомыми, птицами, значками и т. д.)?»

Воспитатель уже и сам бы рад завершить проект, но итоговое мероприятие все откладывается, т. к. еще что-то не доделано или просто надоела тема. Когда все-таки проект завершается, все вздыхают с облегчением. И, скорее всего, желания взяться за следующий проект ни у педагога, ни у детей не появится. И это является результатом распространенной ошибки при организации проектной деятельности с дошкольниками.

Учитывая это, проект должен иметь определенный срок реализации, который позволит решить поставленные задачи и получить необходимые результаты. При этом важно соблюдение сроков выполнения каждого этапа проекта.

В методической литературе по организации проектной деятельности с детьми имеется перечень мероприятий, которые могут стать итогом проекта. Как показывает практика, воспитатели часто выбирают презентацию результата проделанной работы перед другими воспитанниками и это еще один распространенный пример ошибки при организации проектной деятельности с дошкольниками.

Участники проекта приходят в другую группу, каждый держит в руках картинку (фотографию) какого-то момента проектной деятельности. «Гости» выстраиваются перед сидящими полукругом воспитанниками и рассказывают о том, что и как они делали. Детям дошкольного возраста трудно последовательно и логично выстроить свой рассказ, чтобы другим было понятно и интересно. Вскоре «хозяева» начинают скучать. Воспитатель фотографирует мероприятие, «гости» возвращаются в свою группу. Презентация и весь проект завершены.

Чтобы не допускать подобные ошибки при организации проектной деятельности с дошкольниками, лучше презентовать проект родителям, в т. ч. те, которые в силу каких-либо обстоятельств не принимали участие в проекте.

Наиболее эффективным вариантом презентации результатов совместной деятельности является оформление фотогазеты, книги, альбома, которые потом отдают детям другой группы. Те рассматривают их вместе с воспитателем, формулируют интересующие их вопросы. В ходе следующей встречи авторы продукта отвечают на них.

В каждом конкретном случае педагоги могут выбрать свой вариант демонстрации результатов проекта, обратившись к соответствующей литературе. При этом важно понимать цель знакомства детей другой группы или родителей с полученными результатами, создавая условия социального развития дошкольника.

Кроме перечисленных ошибок хочется отметить еще один недочет. Организуя проектную деятельность, воспитатели забывают отражать ее в календарных планах. Между тем проект реализуется во все отрезки времени, в ходе всех режимных моментов, через разные формы совместной деятельности. Если учитывать это при заполнении графы «Вовлечение семей в образовательный процесс», которая часто вызывает у педагогов затруднения, они смогут наиболее полно и интересно представить работу по данному разделу.

Хочется надеяться, что знание часто встречающихся ошибок при организации проектной деятельности с детьми позволит педагогам ДОО избежать их в своей работе.

__________________________

Результат наблюдений автора статьи в качестве члена аттестационной комиссии на протяжении нескольких лет.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» Подписаться на журнал!

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль