Как осуществляется и чем регулируется общественный контроль дошкольных учреждений

671

В августе прошлого года вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее – Закон № 212-ФЗ). Действие данного закона распространяется в т. ч. на государственные и муниципальные организации, к числу которых относится большинство детских садов и школ и общественный контроль дошкольных учреждений производится в соответствии с его нормами.

Закон № 212-ФЗ является рамочным. Конкретные положения, регламентирующие порядок проведения общественного контроля дошкольных учреждений в сфере образования, могут быть установлены нормативными правовыми актами соответствующих государственных и муниципальных органов, а также актами субъектов общественного контроля.

Следует отметить, что отдельные элементы системы общественного контроля в сфере образования уже определены Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ). Так, Закон № 273-ФЗ относит к компетенции образовательной организации предоставление учредителю и общественности необходимых данных, в соответствии с которыми осуществляется общественный контроль дошкольных учреждений. В частности, к таковым относится ежегодный отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств и содействие деятельности общественных объединений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством РФ (ч. 3 ст. 28). Помимо порядка осуществления общественного контроля дошкольных учреждений, Законом № 273-ФЗ установлены:

  • право обучающихся на участие в общественных объединениях, созданных в соответствии с законодательством РФ, а также на создание общественных объединений обучающихся (ч. 5 ст. 34);
  • нормы, регламентирующие участие общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (ч. 15 ст. 59);
  • нормы о государственно-общественном характере управления системой образования (ч. 1 ст. 89);
  • нормы об общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ст. 96).

Таким образом, Закон № 273-ФЗ определяет основы общественного контроля образовательных организаций, а Закон № 212-ФЗ регламентирует проведение общественного контроля дошкольных учреждений во всех сферах жизни общества, в т. ч. в сфере образования.

Согласно ст. 4 Закона № 212-ФЗ общественный контроль дошкольных учреждений представляет собой деятельность субъектов общественного контроля в целях:

  • наблюдения за деятельностью государственных и муниципальных дошкольных образовательных организаций и их учредителей;
  • общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых дошкольными образовательными организациями и их учредителями актов и принимаемых решений.

Субъекты общественного контроля дошкольных учреждений

Перечень субъектов, которые могут осуществлять общественный контроль дошкольных учреждений, приведен в ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

Во-первых, к ним относятся: Общественная палата РФ, общественные палаты субъектов РФ, общественные палаты (советы) муниципальных образований. Данные палаты осуществляют общественный контроль в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», законами субъектов РФ и муниципальными нормативными правовыми актами о соответствующих общественных палатах.

Во-вторых, субъектами, в компетенцию которых входит общественный контроль дошкольных учреждений, являются общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов РФ. Данные советы выполняют консультативно-совещательные функции и участвуют в осуществлении общественного контроля в порядке и формах, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, положениями об общественных советах.

В-третьих, для осуществления общественного контроля дошкольных учреждений также могут создаваться:

  • общественные наблюдательные комиссии;
  • общественные инспекции;
  • группы общественного контроля;
  • иные организационные структуры общественного контроля.

Данные структуры могут создаваться по инициативе граждан, которые вправе принимать личное участие в их деятельности.

Права и обязанности государственных и муниципальных дошкольных образовательных организаций и их учредителей в отношении субъектов общественного контроля дошкольных учреждений указаны в частях 4 и 5 ст. 16 Закона № 212-ФЗ.

Формы общественного контроля дошкольных учреждений

Общественный контроль дошкольных учреждений может осуществляться одновременно в нескольких формах, установленных Законом № 212-ФЗ:

1. Общественный мониторинг

Может проводиться Общественной палатой РФ, общественными палатами субъектов РФ и муниципальных образований, общественными наблюдательными комиссиями, общественными инспекциями, объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями.

В зависимости от результатов общественного мониторинга его организатор вправе инициировать проведение:

  • общественной проверки;
  • общественной экспертизы;
  • общественного обсуждения, общественных (публичных) слушаний;
  • иных общественных мероприятий.

Общественный контроль может осуществляться на добровольной основе гражданами как лично (в качестве общественных инспекторов и общественных экспертов), так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

2. Общественная проверка

Инициаторами общественной проверки могут быть Уполномоченный по правам человека в РФ, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченные по правам человека, правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов в субъектах РФ, Общественная палата РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, общественные палаты субъектов РФ и муниципальных образований.

Общественная проверка представляет собой сбор и анализ информации о деятельности государственных и муниципальных дошкольных образовательных организаций и их учредителей, а также о случаях, когда такая деятельность затрагивает права и свободы граждан.

3. Общественная экспертиза

Включает оценку документации государственных и муниципальных организаций на предмет соответствия требованиям законодательства, проверку соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

Отметим, что решением совета Общественной палаты РФ от 15.05.2008, протокол № 4-С, утверждено Положение о порядке проведения общественной экспертизы.

4. Общественное обсуждение

Проекты решений государственных и муниципальных дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций могут быть подвергнуты общественному обсуждению с обязательным участием уполномоченных лиц, граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются соответствующим решением.

Порядок проведения общественного обсуждения устанавливается его организатором в соответствии с законодательством.

Результаты общественного контроля

Результаты проведения той или иной формы общественного контроля оформляются в виде:

  • итогового документа общественного мониторинга;
  • акта общественной проверки;
  • заключения общественной экспертизы;
  • протокола общественного обсуждения;
  • протокола общественных (публичных) слушаний;
  • иного документа, предусмотренного федеральными законами.

Данные документы должны быть обнародованы, а также направлены в т. ч. в организации, в отношении которых осуществляется общественный контроль. Государственные и муниципальные дошкольные образовательные организации, а также их учредители обязаны рассматривать направленные им итоговые документы и в установленный срок направлять соответствующим субъектам общественного контроля обоснованные ответы.

Субъекты общественного контроля, в свою очередь, размещают информацию о своей деятельности и о ее результатах в сети Интернет, средствах массовой информации, а также при необходимости направляют ее в органы прокуратуры и (или) органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения» Подписаться на журнал!

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ДОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль